Тания 28-адар-алеф
Книга средних
Глава тридцать вторая
וְגַם הַמְקוֹרָבִים אֶלָיו וְהוֹכִיחָם וְלֹא שָׁבוּ מֵעֲוֹנוֹתֵיהֶם שֶׁמִּצְוָה לִשְׂנֹאתָם מִצְוָה לְאַהֲבָם גַּם כֵּן.
И то же в отношении близких к нему, которых он пытался увещевать и которые не отвратились от своих грехов, их предписывается ненавидеть, но их следует также и любить.
Поскольку заповедь любви к ближнему продолжает к ним относиться и никуда не исчезает. Однако как же могут одновременно сосуществовать два таких противоположных чувства: любовь и ненависть одновременно? Алтер Ребе объясняет, что эти чувства не взамоисключаемы, коль скоро вызваны они разными причинами. Ненависть обусловлена злом, которое сидит в грешнике, а любовь направлена на то добро, которое сокрыто внутри него.
וּשְׁתֵּיהֶן הֵן אֱמֶת:
И оба [эти чувства] истинны,
Любовь его – искренняя, но также и ненависть настоящая.
שִׂנְאָה מִצַּד הָרַע שֶׁבָּהֶם,
ненависть ко злу, которое в них,
Злу, которое привело его к совершению греха. Однако если человек невежественный, нельзя его ненавидеть за то, что в нем есть дурные стороны.
וְאַהֲבָה מִצַּד בְּחִינַת הַטּוֹב הַגָּנוּז שֶׁבָּהֶם,
…и любовь к доброму началу, в них скрытому, -
Даже в абсолютном грешнике есть скрытое добро, (гл.18 и19).
שֶׁהוּא נִיצוֹץ אֱלֹקוּת שֶׁבְּתוֹכָם הַמְּחַיֶּה נַפְשָׁם הָאֱלֹקִית.
это есть Б-жественная искра в них, оживляющая их Б-жественную душу.
И, коль скоро любовь и ненависть вызваны разными причинами, то два этих чувства могут одновременно пробудиться в нас по отношению к одному человеку.
וְגַם, לְעוֹרֵר רַחֲמִים בְּלִבּוֹ עָלֶיהָ, כִּי הִיא בִּבְחִינַת גָּלוּת בְּתוֹךְ הָרַע מִסִטְרָא אָחֳרָא הַגּוֹבֵר עָלֶיהָ בִרְשָׁעִים,
Нужно также побуждать сердце к состраданию [по отношению к их Б-жественной душе], ибо она находится в изгнании, [погруженная] во зло стороны "ситра ахра", которое у грешников одерживает верх над ней [Б-жественной душой].
וְהָרַחְמָנוּת מְבַטֶּלֶת הַשִּׂנְאָה וּמְעוֹרֶרֶת הָאַהֲבָה, כַּנֹּודַע מִמַּה שֶּׁכָּתוּב: לְ"יַעֲקֹב אֲשֶׁר פָּדָה אֶת אַבְרָהָם"
И сострадание уничтожает ненависть и пробуждает любовь, как известно из сказанного о Яакове, искупившем Авраама [Йешаягу, 29:22].
Авраам - категория Хесед (любовь, близость к Б-гу), а Яаков - категория Рахамим (сострадание, милосердие). Когда Хесед не в состоянии проявиться в человеке и нужно каким-то образом раскрыть его, вызволить эту любовь из глубин сердца, то Рахамим, свойство Яакова, может способствовать ее раскрытию, "искупить", ибо сказано, что милосердие отменяет ненависть и пробуждает любовь.
Но возникает вопрос, о какой ненависти тут идет речь? Какую ненависть должно отменять качество милосердия? Ведь если речь идет о ненависти ко "злу", то его, как раз наоборот, необходимо ненавидеть!
В комментарии Любавичского Ребе шлита говорится, что тут речь идет об аннулировании в себе эмоции ненависти к человеку вообще. Ведь можно рассудить так : если требуется ненавидеть зло, которое находится внутри человека, и любить добро, которое тоже в нем, и каждое из этих чувств должно быть настоящим, значит, они оба должны проявляться в нас в равной мере. В этом случае наши чувства и наше отношение к этому человеку сами по себе могут измениться в худшую сторону под влиянием того, что мы знаем о зле, которое сидит в нем наравне с добром.
И когда ты пробудишь в себе милосердие к этому человеку, глубоко поразмыслив о том добре и зле, которые пребывают в нем, то твое отношение к нему будет проникнуто чувством любви. И если вдруг понадобится оказать этому человеку какую-либо услугу (а когда помогают человеку, то помогают ему "целиком", а не какому-либо аспекту в нем), то это будет сделано незамедлительно и ненависть к его "злу" не станет тому помехой. Эта "ненависть" должна быть ограничена только "злом", которое в нем, а чувства наши и отношение к этому человеку вообще должны быть проникнуты любовью.
Алтер Ребе утверждал, что даже когда нам велено кого-либо ненавидеть, то, в силу заповеди любви к ближнему это обязательно должно сопровождаться также чувством любви к нему.. Как же в таком случае нужно расценивать слова короля Давида:
[וְלֹא אָמַר דָוִד הַמֶּלֶךְ עָלָיו הַשָּׁלוֹם: "תַּכְלִית שִׂנְאָה שְׁנֵאתִים וְגוֹ'",
(А что касается короля Давида, мир ему, сказавшему: "Всей душой я их возненавидел… и т. д." [Теилим, 139:22],
В его словах нет ни грамма сострадания к этим людям
אֶלָּא עַל הַמִּינִים וְהָאֶפִּיקוֹרְסִים, שֶׁאֵין לָהֶם חֵלֶק בֵּאלֹהֵי יִשְׂרָאֵל,
…то он имел в виду еретиков и безбожников, не имеющих доли в Б-ге Израиля…
О них говорил король Давид, что ненавидит их лютой ненавистью, поскольку на них не распространяется заповедь любви за то "добро". которое есть в каждом, ведь свою долю в Б-ге они утратили.
כִּדְאִיתָא בַּגְּמָרָא רֵישׁ פֶּרֶק טז דְּשַׁבָּת]:
как сказано в Талмуде, в трактате Шабат, начало гл. 16.)
Остальных же людей нельзя ненавидеть по-настоящему, потому что рядом всегда должна присутствовать любовь к сокрытому в них добру.
Король Давид был одновременно и судьей, поэтому он мог так выразиться. Что касается остальных людей, если человек видит в другом качества, судя по которым ему кажется, что тот из тех, кто "не имеет доли в Б-ге Израиля", то следует учесть, что лишь Всевышнему известны мысли людей и преднамеренность их действий. Возможно, в их мыслях и намерениях есть нечто, из-за чего они не относятся к подобной категории. (Из комментариев Любавичского Ребе)
Перевод М.Гоцель
Книга средних
Глава тридцать вторая
וְגַם הַמְקוֹרָבִים אֶלָיו וְהוֹכִיחָם וְלֹא שָׁבוּ מֵעֲוֹנוֹתֵיהֶם שֶׁמִּצְוָה לִשְׂנֹאתָם מִצְוָה לְאַהֲבָם גַּם כֵּן.
И то же в отношении близких к нему, которых он пытался увещевать и которые не отвратились от своих грехов, их предписывается ненавидеть, но их следует также и любить.
Поскольку заповедь любви к ближнему продолжает к ним относиться и никуда не исчезает. Однако как же могут одновременно сосуществовать два таких противоположных чувства: любовь и ненависть одновременно? Алтер Ребе объясняет, что эти чувства не взамоисключаемы, коль скоро вызваны они разными причинами. Ненависть обусловлена злом, которое сидит в грешнике, а любовь направлена на то добро, которое сокрыто внутри него.
וּשְׁתֵּיהֶן הֵן אֱמֶת:
И оба [эти чувства] истинны,
Любовь его – искренняя, но также и ненависть настоящая.
שִׂנְאָה מִצַּד הָרַע שֶׁבָּהֶם,
ненависть ко злу, которое в них,
Злу, которое привело его к совершению греха. Однако если человек невежественный, нельзя его ненавидеть за то, что в нем есть дурные стороны.
וְאַהֲבָה מִצַּד בְּחִינַת הַטּוֹב הַגָּנוּז שֶׁבָּהֶם,
…и любовь к доброму началу, в них скрытому, -
Даже в абсолютном грешнике есть скрытое добро, (гл.18 и19).
שֶׁהוּא נִיצוֹץ אֱלֹקוּת שֶׁבְּתוֹכָם הַמְּחַיֶּה נַפְשָׁם הָאֱלֹקִית.
это есть Б-жественная искра в них, оживляющая их Б-жественную душу.
И, коль скоро любовь и ненависть вызваны разными причинами, то два этих чувства могут одновременно пробудиться в нас по отношению к одному человеку.
וְגַם, לְעוֹרֵר רַחֲמִים בְּלִבּוֹ עָלֶיהָ, כִּי הִיא בִּבְחִינַת גָּלוּת בְּתוֹךְ הָרַע מִסִטְרָא אָחֳרָא הַגּוֹבֵר עָלֶיהָ בִרְשָׁעִים,
Нужно также побуждать сердце к состраданию [по отношению к их Б-жественной душе], ибо она находится в изгнании, [погруженная] во зло стороны "ситра ахра", которое у грешников одерживает верх над ней [Б-жественной душой].
וְהָרַחְמָנוּת מְבַטֶּלֶת הַשִּׂנְאָה וּמְעוֹרֶרֶת הָאַהֲבָה, כַּנֹּודַע מִמַּה שֶּׁכָּתוּב: לְ"יַעֲקֹב אֲשֶׁר פָּדָה אֶת אַבְרָהָם"
И сострадание уничтожает ненависть и пробуждает любовь, как известно из сказанного о Яакове, искупившем Авраама [Йешаягу, 29:22].
Авраам - категория Хесед (любовь, близость к Б-гу), а Яаков - категория Рахамим (сострадание, милосердие). Когда Хесед не в состоянии проявиться в человеке и нужно каким-то образом раскрыть его, вызволить эту любовь из глубин сердца, то Рахамим, свойство Яакова, может способствовать ее раскрытию, "искупить", ибо сказано, что милосердие отменяет ненависть и пробуждает любовь.
Но возникает вопрос, о какой ненависти тут идет речь? Какую ненависть должно отменять качество милосердия? Ведь если речь идет о ненависти ко "злу", то его, как раз наоборот, необходимо ненавидеть!
В комментарии Любавичского Ребе шлита говорится, что тут речь идет об аннулировании в себе эмоции ненависти к человеку вообще. Ведь можно рассудить так : если требуется ненавидеть зло, которое находится внутри человека, и любить добро, которое тоже в нем, и каждое из этих чувств должно быть настоящим, значит, они оба должны проявляться в нас в равной мере. В этом случае наши чувства и наше отношение к этому человеку сами по себе могут измениться в худшую сторону под влиянием того, что мы знаем о зле, которое сидит в нем наравне с добром.
И когда ты пробудишь в себе милосердие к этому человеку, глубоко поразмыслив о том добре и зле, которые пребывают в нем, то твое отношение к нему будет проникнуто чувством любви. И если вдруг понадобится оказать этому человеку какую-либо услугу (а когда помогают человеку, то помогают ему "целиком", а не какому-либо аспекту в нем), то это будет сделано незамедлительно и ненависть к его "злу" не станет тому помехой. Эта "ненависть" должна быть ограничена только "злом", которое в нем, а чувства наши и отношение к этому человеку вообще должны быть проникнуты любовью.
Алтер Ребе утверждал, что даже когда нам велено кого-либо ненавидеть, то, в силу заповеди любви к ближнему это обязательно должно сопровождаться также чувством любви к нему.. Как же в таком случае нужно расценивать слова короля Давида:
[וְלֹא אָמַר דָוִד הַמֶּלֶךְ עָלָיו הַשָּׁלוֹם: "תַּכְלִית שִׂנְאָה שְׁנֵאתִים וְגוֹ'",
(А что касается короля Давида, мир ему, сказавшему: "Всей душой я их возненавидел… и т. д." [Теилим, 139:22],
В его словах нет ни грамма сострадания к этим людям
אֶלָּא עַל הַמִּינִים וְהָאֶפִּיקוֹרְסִים, שֶׁאֵין לָהֶם חֵלֶק בֵּאלֹהֵי יִשְׂרָאֵל,
…то он имел в виду еретиков и безбожников, не имеющих доли в Б-ге Израиля…
О них говорил король Давид, что ненавидит их лютой ненавистью, поскольку на них не распространяется заповедь любви за то "добро". которое есть в каждом, ведь свою долю в Б-ге они утратили.
כִּדְאִיתָא בַּגְּמָרָא רֵישׁ פֶּרֶק טז דְּשַׁבָּת]:
как сказано в Талмуде, в трактате Шабат, начало гл. 16.)
Остальных же людей нельзя ненавидеть по-настоящему, потому что рядом всегда должна присутствовать любовь к сокрытому в них добру.
Король Давид был одновременно и судьей, поэтому он мог так выразиться. Что касается остальных людей, если человек видит в другом качества, судя по которым ему кажется, что тот из тех, кто "не имеет доли в Б-ге Израиля", то следует учесть, что лишь Всевышнему известны мысли людей и преднамеренность их действий. Возможно, в их мыслях и намерениях есть нечто, из-за чего они не относятся к подобной категории. (Из комментариев Любавичского Ребе)
Перевод М.Гоцель
Tania 28-adar Alef
Book of secondary
Chapter thirty two
וְגַם הַמְקוֹרָבִים אֶלָיו וְהוֹכִיחָם וְלֹא שָׁבוּ מֵעֲוֹנוֹתֵיהֶם שֶׁמִּצְוָה לִשְׂנֹאתָם מִצְוָה לְאַהֲבָם גַּם כֵּן.
And the same with respect to those close to him, whom he tried to exhort and who did not turn away from their sins, they are ordered to hate them, but they should also be loved.
Since the commandment of love for one's neighbor continues to apply to them and does not disappear anywhere. However, how can two such opposite feelings coexist simultaneously: love and hate at the same time? Alter Rebbe explains that these feelings are not mutually exclusive, as long as they are caused by various reasons. Hatred is caused by the evil that sits in the sinner, and love is aimed at the good that is hidden within him.
וּשְׁתֵּיהֶן הֵן אֱמֶת:
And both [these feelings] are true,
His love is sincere, but also true hatred.
שִׂנְאָה מִצַּד הָרַע שֶׁבָּהֶם,
hatred of the evil that is in them,
The evil that led him to commit sin. However, if a person is ignorant, one cannot hate him for the fact that there are bad sides in him.
וְאַהֲבָה מִצַּד בְּחִינַת הַטּוֹב הַגָּנוּז שֶׁבָּהֶם,
... and the love of a good beginning hidden in them, -
Even in the absolute sinner there is hidden good, (ch. 18 and 19).
שֶׁהוּא נִיצוֹץ אֱלֹקוּת שֶׁבְּתוֹכָם הַמְּחַיֶּה נַפְשָׁם הָאֱלֹקִית.
it is the Divine spark in them, reviving their Divine soul.
And, since love and hate are caused by various reasons, these two feelings can simultaneously awaken in us in relation to one person.
וְגַם, לְעוֹרֵר רַחֲמִים בְּלִבּוֹ עָלֶיהָ, כִּי הִיא בִּבְחִינַת גָּלוּת בְּתוֹךְ הָרַע מִסִטְרָא אָחֳרָא הַגּוֹבֵר עָלֶיהָ בִרְשָׁעִים,
It is also necessary to encourage the heart to compassion [towards their Divine soul], for it is in exile, [immersed] in the evil side of the “Sitra Achra,” which prevails over the [Divine soul] among sinners.
וְהָרַחְמָנוּת מְבַטֶּלֶת הַשִּׂנְאָה וּמְעוֹרֶרֶת הָאַהֲבָה, כַּנֹּודַע מִמַּה שֶּׁכָּתוּב: לְ"יַעֲקֹב אֲשֶׁר פָּדָה אֶת אַבְרָהָם "
And compassion destroys hatred and arouses love, as is known from what was said about Jacob, who redeemed Abraham [Yeshayahu, 29:22].
Abraham is the category of Hesed (love, closeness to Gd), and Jacob is the category of Rahamim (compassion, mercy). When Hesed is not able to manifest in a person and needs to be revealed in some way, to get this love out of the depths of his heart, then Rakhamim, the property of Yaakov, can help to reveal it, “atone”, because it is said that mercy cancels hatred and awakens love.
But the question arises, what kind of hatred is there? What hatred should abolish the quality of mercy? After all, if we are talking about hatred of "evil", then it is just the opposite, you must hate it!
In the commentary of the Lubavitcher Rebbe, schlit says that here we are talking about canceling the emotions of hatred for a person in general. After all, you can reason like this: if you want to hate the evil that is inside a person and love the good that is also in him, and each of these feelings must be real, then they both must manifest themselves in us equally. In this case, our feelings and our attitude towards this person in themselves can change for the worse under the influence of what we know about the evil that sits in it along with good.
And when you awaken in yourself mercy to this person, deeply thinking about the good and evil that are in him, your attitude towards him will be imbued with a sense of love. And if you suddenly need to provide this person with any service (and when they help the person, they help him “in full”, and not any aspect in him), then this will be done immediately and hatred of his “evil” will not be an obstacle . This "hatred" should be limited only by the "evil" that is in it, and our feelings and attitude towards this person in general should be imbued with love.
Alter Rebbe argued that even when we were told to hate someone, then, by virtue of the commandment of love for our neighbor, this must also be accompanied by a feeling of love for him .. How, then, should you regard the words of King David:
[וְלֹא אָמַר דָוִד הַמֶּלֶךְ עָלָיו הַשָּׁלוֹם: "תַּכְלִית שִׂנְאָה שְׁנֵאתִים וְגוֹ ',
(As for King David, peace be upon him, saying: "With all my soul I hated them ... etc." [Teilim, 139: 22],
In his words there is not a single gram of compassion for these people
אֶלָּא עַל הַמִּינִים וְהָאֶפִּיקוֹרְסִים, שֶׁאֵין לָהֶם חֵלֶק בֵּאלֹהֵי יִשְׂרָאֵל,
... then he meant heretics and atheists who did not have a share in Gd of Israel ...
King David spoke of them, that he hates them with fierce hatred, because the commandment of love for that "good" does not extend to them. which is in everyone, because they lost their share in Gd.
כִּדְאִיתָא בַּגְּמָרָא רֵישׁ פֶּרֶק טז דְּשַׁבָּת]:
as stated in the Talmud, in the treatise Shabbat, the beginning of ch. sixteen.)
The rest of the people cannot be truly hated, because there should always be a love of the good hidden in them.
King David was also a judge, so he could put it that way. What concerns
Book of secondary
Chapter thirty two
וְגַם הַמְקוֹרָבִים אֶלָיו וְהוֹכִיחָם וְלֹא שָׁבוּ מֵעֲוֹנוֹתֵיהֶם שֶׁמִּצְוָה לִשְׂנֹאתָם מִצְוָה לְאַהֲבָם גַּם כֵּן.
And the same with respect to those close to him, whom he tried to exhort and who did not turn away from their sins, they are ordered to hate them, but they should also be loved.
Since the commandment of love for one's neighbor continues to apply to them and does not disappear anywhere. However, how can two such opposite feelings coexist simultaneously: love and hate at the same time? Alter Rebbe explains that these feelings are not mutually exclusive, as long as they are caused by various reasons. Hatred is caused by the evil that sits in the sinner, and love is aimed at the good that is hidden within him.
וּשְׁתֵּיהֶן הֵן אֱמֶת:
And both [these feelings] are true,
His love is sincere, but also true hatred.
שִׂנְאָה מִצַּד הָרַע שֶׁבָּהֶם,
hatred of the evil that is in them,
The evil that led him to commit sin. However, if a person is ignorant, one cannot hate him for the fact that there are bad sides in him.
וְאַהֲבָה מִצַּד בְּחִינַת הַטּוֹב הַגָּנוּז שֶׁבָּהֶם,
... and the love of a good beginning hidden in them, -
Even in the absolute sinner there is hidden good, (ch. 18 and 19).
שֶׁהוּא נִיצוֹץ אֱלֹקוּת שֶׁבְּתוֹכָם הַמְּחַיֶּה נַפְשָׁם הָאֱלֹקִית.
it is the Divine spark in them, reviving their Divine soul.
And, since love and hate are caused by various reasons, these two feelings can simultaneously awaken in us in relation to one person.
וְגַם, לְעוֹרֵר רַחֲמִים בְּלִבּוֹ עָלֶיהָ, כִּי הִיא בִּבְחִינַת גָּלוּת בְּתוֹךְ הָרַע מִסִטְרָא אָחֳרָא הַגּוֹבֵר עָלֶיהָ בִרְשָׁעִים,
It is also necessary to encourage the heart to compassion [towards their Divine soul], for it is in exile, [immersed] in the evil side of the “Sitra Achra,” which prevails over the [Divine soul] among sinners.
וְהָרַחְמָנוּת מְבַטֶּלֶת הַשִּׂנְאָה וּמְעוֹרֶרֶת הָאַהֲבָה, כַּנֹּודַע מִמַּה שֶּׁכָּתוּב: לְ"יַעֲקֹב אֲשֶׁר פָּדָה אֶת אַבְרָהָם "
And compassion destroys hatred and arouses love, as is known from what was said about Jacob, who redeemed Abraham [Yeshayahu, 29:22].
Abraham is the category of Hesed (love, closeness to Gd), and Jacob is the category of Rahamim (compassion, mercy). When Hesed is not able to manifest in a person and needs to be revealed in some way, to get this love out of the depths of his heart, then Rakhamim, the property of Yaakov, can help to reveal it, “atone”, because it is said that mercy cancels hatred and awakens love.
But the question arises, what kind of hatred is there? What hatred should abolish the quality of mercy? After all, if we are talking about hatred of "evil", then it is just the opposite, you must hate it!
In the commentary of the Lubavitcher Rebbe, schlit says that here we are talking about canceling the emotions of hatred for a person in general. After all, you can reason like this: if you want to hate the evil that is inside a person and love the good that is also in him, and each of these feelings must be real, then they both must manifest themselves in us equally. In this case, our feelings and our attitude towards this person in themselves can change for the worse under the influence of what we know about the evil that sits in it along with good.
And when you awaken in yourself mercy to this person, deeply thinking about the good and evil that are in him, your attitude towards him will be imbued with a sense of love. And if you suddenly need to provide this person with any service (and when they help the person, they help him “in full”, and not any aspect in him), then this will be done immediately and hatred of his “evil” will not be an obstacle . This "hatred" should be limited only by the "evil" that is in it, and our feelings and attitude towards this person in general should be imbued with love.
Alter Rebbe argued that even when we were told to hate someone, then, by virtue of the commandment of love for our neighbor, this must also be accompanied by a feeling of love for him .. How, then, should you regard the words of King David:
[וְלֹא אָמַר דָוִד הַמֶּלֶךְ עָלָיו הַשָּׁלוֹם: "תַּכְלִית שִׂנְאָה שְׁנֵאתִים וְגוֹ ',
(As for King David, peace be upon him, saying: "With all my soul I hated them ... etc." [Teilim, 139: 22],
In his words there is not a single gram of compassion for these people
אֶלָּא עַל הַמִּינִים וְהָאֶפִּיקוֹרְסִים, שֶׁאֵין לָהֶם חֵלֶק בֵּאלֹהֵי יִשְׂרָאֵל,
... then he meant heretics and atheists who did not have a share in Gd of Israel ...
King David spoke of them, that he hates them with fierce hatred, because the commandment of love for that "good" does not extend to them. which is in everyone, because they lost their share in Gd.
כִּדְאִיתָא בַּגְּמָרָא רֵישׁ פֶּרֶק טז דְּשַׁבָּת]:
as stated in the Talmud, in the treatise Shabbat, the beginning of ch. sixteen.)
The rest of the people cannot be truly hated, because there should always be a love of the good hidden in them.
King David was also a judge, so he could put it that way. What concerns
У записи 3 лайков,
0 репостов,
217 просмотров.
0 репостов,
217 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский