Продолжение Тании:
כֵן
И все же
Несмотря на преимущество изучения Торы над заповедями в отношении уровня единения с Творцом –
רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה: "לֹא הַמִּדְרָשׁ עִקָּר אֶלָּא הַמַּעֲשֶׂה",
сказали наши мудрецы, благословенна их память: "Главное не толкование, а действие" [Авот, 1:17],
Исполнение заповедей физическим действием важнее изучения их толкований,
וְ"הַיּוֹם לַעֲשׂוֹתָם" כְּתִיב,
и написано: "Сегодня исполнять их" [Дварим, 7:11].
"Сегодня" – означает при жизни в этом мире, "исполнять" – главное это реальное исполнение заповедей,
וּמְבַטְּלִין תַּלְמוּד תֹּורָה לַקִּיּוּם מִצְוָה מַעֲשִׂית כְּשֶׁאִי אֶפְשָׁר לַעֲשׂוֹתָהּ עַל יְדֵי אֲחֵרִים,
И если какие-либо заповеди, связанные с действием, не могут быть исполнены другими, закон предписывает отвлечься от изучения Торы,
Ради этого идут на "нарушение" запрета Торы "битуль Тора" – отмена изучения Торы.
מִשּׁוּם כִּי זֶה כָּל הָאָדָם וְתַכְלִית בְּרִיאָתוֹ וִירִידָתוֹ לָעוֹלָם הַזֶּה, לִהְיוֹת לוֹ יִתְבָּרֵךְ דִּירָה בַּתַּחְתּוֹנִים דַּוְקָא,
ибо "в этом - весь человек" [Коэлет, 12:13] и цель его сотворения и нисхождения [его души] в этот мир, дабы были Ему жилищем именно в нижних [мирах и творениях] –
"В этом" – в практическом исполнении заповедей все назначение человека – "весь человек".
לְאַהַפְּכָא חֲשֹׁוכָא לִנְהֹורָא,
для обращения тьмы в свет.
Превратить тьму сокрытия этого мира в свет святости,
"וְיִמָּלֵא כְּבוֹד ה' אֶת כָּל הָאָרֶץ" הַגַּשְׁמִית דַּיְקָא, "וְרָאוּ כָל בָּשָׂר יַחְדָּיו", כַּנִּזְכָּר לְעֵיל.
И [тогда] наполнит слава Всевышнего именно всю материальную землю, "и увидит всякая плоть вместе", как говорилось выше [в главе 36].
Все люди увидят Б-жественный свет.
Итак, вся идея "жилища в нижних" достигается благодаря, главным образом, практическому исполнению заповедей. Поэтому, когда речь идет о практической заповеди, которая не может быть выполнена другим, то нужно даже прервать изучение Торы, чтобы, исполнив практическую заповедь, воплотить Б-жественную идею, дабы нижний мир стал Ему "жилищем". Однако в случае, когда эта заповедь может быть исполнена другим, то "жилище" Всевышнему все равно будет "строиться". Тогда разница будет лишь в том, будет ли ОН тем, кто исполнит эту заповедь, и тогда ЕГО душа засияет светом этой заповеди. Однако в этом случае у заповеди изучения Торы есть преимущество над физической заповедью. Благодаря изучению Торы человек достигает нисхождения к нему более возвышенного света и единения души с Всевышним более высокого порядка. Поэтому в таком случае ему запрещено отвлекаться от изучения Торы для исполнения другой заповеди. Вот как об этом говорится в Тании:
מַה שֶׁאֵין כֵּן כְּשֶׁאֶפְשָׁר לַעֲשׂוֹתָהּ עַל יְדֵי אֲחֵרִים אֵין מְבַטְּלִין תַּלְמוּד תֹּורָה, אַף שֶׁכָּל הַתּוֹרָה אֵינָהּ אֶלָּא פֵּרוּשׁ הַמִצְוֹת מַעֲשִׂיּוֹת,
Но если могут это сделать другие, нельзя прерывать изучение Торы, несмотря на то, что вся Тора есть не что иное, как объяснение заповедей, исполняемых действием.
Тем не менее, нельзя прекращать изучение Торы, чтобы исполнить заповедь, которая может быть исполнена другим,
וְהַיְנוּ, מִשּׁוּם שֶׁהִיא בְּחִינַת חָכְמָה בִּינָה דַּעַת שֶׁל אֵין־סֹוף בָּרוּךְ הוּא,
И это потому, что она [Тора] - категория Хабад Эйн Софа, благословен Он,
Категория высших сфер Бесконечного Б-га – Хохма, Бина и Даат.
וּבְעָסְקוֹ בָּהּ מַמְשִׁיךְ עָלָיו אוֹר אֵין־סֹוף בָּרוּךְ הוּא בְּיֶתֶר שְׂאֵת וְהֶאָרָה גְּדוֹלָה לְאֵין קֵץ מֵהֶאָרָה וְהַמְשָׁכָה עַל יְדֵי פִּקּוּדִין שֶׁהֵן אֵבָרִין דְּמַלְכָּא.
и тот, кто изучает ее [Тору], привлекает к себе свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, с особенной силой и бесконечно большим отражением [света], чем то отражение и привлечение [света к его душе], которое происходит через [исполнение] велений, являющихся органами и частями тела Короля.
[Примечание Любавичского Ребе:
Согласно тому, что мы сказали, что главная польза от заповедей – это исправление тела и мира, а главная польза от изучения Торы – это единение ДУШИ с Б-гом, становится понятным высказывание рава Шешета, приведенное ниже☺
וְזֶהוּ שֶׁאָמַר רַב שֵׁשֶּׁת: "חֲדָאִי נַפְשָׁאִי, לָךְ קָרָאִי לָךְ תָּנָאִי",
И сказал о том рав Шешет: "Радуйся, душа моя, для тебя изучал я Писание, для тебя изучал я Мишну" [Вавилонский Талмуд, трактат Псахим, 68б],
Т.е. для души, ради того единства, которого достигнет душа благодаря изучению Торы: Писания и Мишны, которое выше, чем при исполнении других заповедей,
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּמָקוֹם אַחֵר בַּאֲרִיכוּת:
как это подробно объясняется в другом месте.
В главах 41 и 52 описано высокое единство души с Б-гом, которое достигается изучением Торы.
До сих пор Алтер Ребе объяснял, что ПРИВЛЕЧЕНИЕ КНИЗУ, к САМОЙ душе человека, бесконечного Б-жественного света путем изучения Торы намного выше, чем исполнение заповедей. Ниже, по словам Любавичского Ребе, Алтер Ребе объяснит, что есть нечто более возвышенное в изучении Торы, по сравнению с заповедями. В том свете, который привлекается книзу изучением Торы, мы находим нечто новое, что получило название "криа" ("зов") и чего нет в заповедях. Подобно тому, как человек зовет товарища, чтобы тот подошел к нему, подошел "весь", со всей своей сущностью. Точно так же при помощи Торы мы "ЗОВЕМ" и привлекаем книзу СУЩНОСТЬ бесконечного Б-жественного света (который выше света, привлекаемого заповедями). Но не только это. Сам "зов" может быть просто "зовом", это когда зовут Всевышнего, обращаясь к Нему в молитве. Однако "зов", который вызван изучением Торы, намного выше, поскольку называется НАСТОЯЩИМ, истинным "зовом". Об этом как раз и сказано в Теилим: "Близок Б-г ко ВСЕМ, кто его зовет", – тут речь идет о просто "зове", но в продолжении этой фразы уже говорится о "зове" более высокого порядка, "зове" истинном – "...к каждому, кто зовет его ПО-НАСТОЯЩЕМУ". Такой "зов" достигается изучением Торы. В чем же разница между просто "зовом" и "зовом" настоящим? Разница в ДЕЙСТВИИ, которое этот "зов" производит, в том, какой уровень света привлекается книзу в результате "зова".
Ребе отсылает нас к "маймеру" Алтер Ребе, где исследуется эта фраза из Сидура. Там объясняется разница: в результате просто "зова", т.е. молитвы, привлекается Б-жественный свет к аспектам физического мира - выздоровление больных, благословение хорошего года и т.п., но благодаря "зову" истинному через изучение Торы привлекается свет в духовные аспекты и к внутренней сущности души.
Словами Алтер Ребе:
וְהִנֵּה, הַמְשָׁכָה וְהֶאָרָה זוֹ, שֶׁהָאָדָם מַמְשִׁיךְ וּמֵאִיר מֵהֶאָרַת אוֹר אֵין־סֹוף בָּרוּךְ הוּא עַל נַפְשׁוֹ, וְעַל נַפְשׁוֹת כָּל יִשְׂרָאֵל, הִיא הַשְׁכִינָה, כְּנֶסֶת יִשְׂרָאֵל, מְקוֹר כָּל נִשְׁמוֹת יִשְׂרָאֵל כְּמֹו שֶׁיִּתְבָּאֵר לְקַמָּן, עַל יְדֵי עֵסֶק הַתּוֹרָה נִקְרֵאת בִּלְשׁוֹן "קְרִיאָה",
Привлечение [света] и [его] отражение, которое человек привлекает от отражения света - Эйн Соф [Бесконечного], благословен Он, и которым освещает свою душу и души всех евреев через изучение Торы, есть Шхина, собрание Израиля, источник всех душ еврейского народа, как это будет объяснено далее, и это [привлечение света] называется криа.
Дальше в главе сороковой будет разобрано, что посредством Торы человек привлекает бесконечный Б-жественный свет не только к своей душе, но также к душам всего еврейского Народа, поскольку привлекается свет к источнику еврейских душ, которым является Шхина.
"קוֹרֵא בַּתּוֹרָה",
Человек читает [корэ] Тору,
Человек, изучающий Тору, называется "Коре бе-Тора", что можно перевести двояко: "Читает Тору", но также "ЗОВЕТ Торой", т.е. он привлекает книзу "сущность", того, к кому обращен его зов.
פֵרוּשׁ שֶׁעַל יְדֵי עֵסֶק הַתּוֹרָה קוֹרֵא לְהַקָּדֹושׁ־בָּרוּךְ־הוּא לָבוֹא אֵלָיו, כִּבְיָכוֹל, כְּאָדָם הַקּוֹרֵא לַחֲבֵרוֹ שֶׁיָּבֹא אֵלָיו, וּכְבֵן קָטָן הַקּוֹרֵא לְאָבִיו לָבֹא אֵלָיו לִהְיוֹת עִמּוֹ בְּצַוְתָּא חֲדָא, וְלֹא לִפָּרֵד מִמֶּנּוּ וְלִשָּׁאֵר יְחִידִי חָס וְשָׁלוֹם.
и это означает, что изучением Торы человек зовет [корэ] Всевышнего, чтобы Он как бы пришел к нему, как некто, зовущий друга, чтобы он пришел, и как маленький сын зовет отца, чтобы он пришел к нему, и был с ним вместе, и не отлучался от него, и не остался бы он один, да сохранит Всевышний.
Так же и в Торе. Есть евреи, которые называются "братья и близкие друзья" Всевышнего – к ним относится пример про человека, который зовет ДРУГА. Есть также евреи, которые на уровне "сын" для Всевышнего – по отношению к ним "Чтение, криа, Торы" – это как сын, зовущий своего отца.
וְזֶהוּ שֶׁכָּתוּב: "קָרוֹב ה' לְכָל קוֹרְאָיו לְכֹל אֲשֶׁר יִקְרָאוּהוּ בֶּאֱמֶת", "וְאֵין אֱמֶת אֶלָּא תּוֹרָה", דְּהַיְנוּ שֶׁקּוֹרֵא לְהַקָּדֹושׁ־בָּרוּךְ־הוּא עַל יְדֵי הַתּוֹרָה דַּוְקָא
И потому написано: "Близок Всевышний ко всем, зовущим Его, ко всем, взывающим к Нему в истине" [Теилим, 145:18]. А "истина есть не что иное, как Тора" [Тана двей Элиягу зута, гл. 21.]. И, значит, имеется в виду зовущий Всевышнего через Тору
Что можно прочесть ещё и как "взывающим к Нему с помощью истины", так как употребленный там предлог бе образует также творительный падеж, то есть через изучение и постижение Торы.
לְאַפּוּקֵי מִי שֶׁקּוֹרֵא אוֹתוֹ שֶׁלֹּא עַל יְדֵי עֵסֶק הַתּוֹרָה, אֶלָּא צוֹעֵק כָּךְ: אַבָּא! אַבָּא!
За исключением того, кто зовет Его, не изучением Торы, просто кричит: "Отец, Отец!".
Неправильно понимать смысл слов "взывающим к Нему в ИСТИНЕ", что будто речь тут идет о том, кто обращается к Б-гу не через Тору, а просто молится. В духовной работе, связанной с молитвой, когда еврей кричит и зовет Б-га "Отец, Отец!", любя Его – тот свет, который он привлекает при этом к миру, непохож на тот, который приходит через изучение Торы.
וּכְמוֹ שֶׁקּוֹבֵל עָלָיו הַנָּבִיא: "וְאֵין קוֹרֵא בְּשִׁמְךָ כוּ',
О том сетует пророк: "И нет взывающего к имени Твоему и т. д." [Йешаяу, 64:6]
[Примечание Любавичского Ребе:
Пророк, если хотел показать, что никто не обращается к Всевышнему, должен был выразиться чуть иначе: "нет зовущего Тебя" или "нет зовущего к Тебе". Но вместо этого написано "к ИМЕНИ Твоему". Это показывает, что как бы есть те, кто взы
כֵן
И все же
Несмотря на преимущество изучения Торы над заповедями в отношении уровня единения с Творцом –
רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה: "לֹא הַמִּדְרָשׁ עִקָּר אֶלָּא הַמַּעֲשֶׂה",
сказали наши мудрецы, благословенна их память: "Главное не толкование, а действие" [Авот, 1:17],
Исполнение заповедей физическим действием важнее изучения их толкований,
וְ"הַיּוֹם לַעֲשׂוֹתָם" כְּתִיב,
и написано: "Сегодня исполнять их" [Дварим, 7:11].
"Сегодня" – означает при жизни в этом мире, "исполнять" – главное это реальное исполнение заповедей,
וּמְבַטְּלִין תַּלְמוּד תֹּורָה לַקִּיּוּם מִצְוָה מַעֲשִׂית כְּשֶׁאִי אֶפְשָׁר לַעֲשׂוֹתָהּ עַל יְדֵי אֲחֵרִים,
И если какие-либо заповеди, связанные с действием, не могут быть исполнены другими, закон предписывает отвлечься от изучения Торы,
Ради этого идут на "нарушение" запрета Торы "битуль Тора" – отмена изучения Торы.
מִשּׁוּם כִּי זֶה כָּל הָאָדָם וְתַכְלִית בְּרִיאָתוֹ וִירִידָתוֹ לָעוֹלָם הַזֶּה, לִהְיוֹת לוֹ יִתְבָּרֵךְ דִּירָה בַּתַּחְתּוֹנִים דַּוְקָא,
ибо "в этом - весь человек" [Коэлет, 12:13] и цель его сотворения и нисхождения [его души] в этот мир, дабы были Ему жилищем именно в нижних [мирах и творениях] –
"В этом" – в практическом исполнении заповедей все назначение человека – "весь человек".
לְאַהַפְּכָא חֲשֹׁוכָא לִנְהֹורָא,
для обращения тьмы в свет.
Превратить тьму сокрытия этого мира в свет святости,
"וְיִמָּלֵא כְּבוֹד ה' אֶת כָּל הָאָרֶץ" הַגַּשְׁמִית דַּיְקָא, "וְרָאוּ כָל בָּשָׂר יַחְדָּיו", כַּנִּזְכָּר לְעֵיל.
И [тогда] наполнит слава Всевышнего именно всю материальную землю, "и увидит всякая плоть вместе", как говорилось выше [в главе 36].
Все люди увидят Б-жественный свет.
Итак, вся идея "жилища в нижних" достигается благодаря, главным образом, практическому исполнению заповедей. Поэтому, когда речь идет о практической заповеди, которая не может быть выполнена другим, то нужно даже прервать изучение Торы, чтобы, исполнив практическую заповедь, воплотить Б-жественную идею, дабы нижний мир стал Ему "жилищем". Однако в случае, когда эта заповедь может быть исполнена другим, то "жилище" Всевышнему все равно будет "строиться". Тогда разница будет лишь в том, будет ли ОН тем, кто исполнит эту заповедь, и тогда ЕГО душа засияет светом этой заповеди. Однако в этом случае у заповеди изучения Торы есть преимущество над физической заповедью. Благодаря изучению Торы человек достигает нисхождения к нему более возвышенного света и единения души с Всевышним более высокого порядка. Поэтому в таком случае ему запрещено отвлекаться от изучения Торы для исполнения другой заповеди. Вот как об этом говорится в Тании:
מַה שֶׁאֵין כֵּן כְּשֶׁאֶפְשָׁר לַעֲשׂוֹתָהּ עַל יְדֵי אֲחֵרִים אֵין מְבַטְּלִין תַּלְמוּד תֹּורָה, אַף שֶׁכָּל הַתּוֹרָה אֵינָהּ אֶלָּא פֵּרוּשׁ הַמִצְוֹת מַעֲשִׂיּוֹת,
Но если могут это сделать другие, нельзя прерывать изучение Торы, несмотря на то, что вся Тора есть не что иное, как объяснение заповедей, исполняемых действием.
Тем не менее, нельзя прекращать изучение Торы, чтобы исполнить заповедь, которая может быть исполнена другим,
וְהַיְנוּ, מִשּׁוּם שֶׁהִיא בְּחִינַת חָכְמָה בִּינָה דַּעַת שֶׁל אֵין־סֹוף בָּרוּךְ הוּא,
И это потому, что она [Тора] - категория Хабад Эйн Софа, благословен Он,
Категория высших сфер Бесконечного Б-га – Хохма, Бина и Даат.
וּבְעָסְקוֹ בָּהּ מַמְשִׁיךְ עָלָיו אוֹר אֵין־סֹוף בָּרוּךְ הוּא בְּיֶתֶר שְׂאֵת וְהֶאָרָה גְּדוֹלָה לְאֵין קֵץ מֵהֶאָרָה וְהַמְשָׁכָה עַל יְדֵי פִּקּוּדִין שֶׁהֵן אֵבָרִין דְּמַלְכָּא.
и тот, кто изучает ее [Тору], привлекает к себе свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, с особенной силой и бесконечно большим отражением [света], чем то отражение и привлечение [света к его душе], которое происходит через [исполнение] велений, являющихся органами и частями тела Короля.
[Примечание Любавичского Ребе:
Согласно тому, что мы сказали, что главная польза от заповедей – это исправление тела и мира, а главная польза от изучения Торы – это единение ДУШИ с Б-гом, становится понятным высказывание рава Шешета, приведенное ниже☺
וְזֶהוּ שֶׁאָמַר רַב שֵׁשֶּׁת: "חֲדָאִי נַפְשָׁאִי, לָךְ קָרָאִי לָךְ תָּנָאִי",
И сказал о том рав Шешет: "Радуйся, душа моя, для тебя изучал я Писание, для тебя изучал я Мишну" [Вавилонский Талмуд, трактат Псахим, 68б],
Т.е. для души, ради того единства, которого достигнет душа благодаря изучению Торы: Писания и Мишны, которое выше, чем при исполнении других заповедей,
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּמָקוֹם אַחֵר בַּאֲרִיכוּת:
как это подробно объясняется в другом месте.
В главах 41 и 52 описано высокое единство души с Б-гом, которое достигается изучением Торы.
До сих пор Алтер Ребе объяснял, что ПРИВЛЕЧЕНИЕ КНИЗУ, к САМОЙ душе человека, бесконечного Б-жественного света путем изучения Торы намного выше, чем исполнение заповедей. Ниже, по словам Любавичского Ребе, Алтер Ребе объяснит, что есть нечто более возвышенное в изучении Торы, по сравнению с заповедями. В том свете, который привлекается книзу изучением Торы, мы находим нечто новое, что получило название "криа" ("зов") и чего нет в заповедях. Подобно тому, как человек зовет товарища, чтобы тот подошел к нему, подошел "весь", со всей своей сущностью. Точно так же при помощи Торы мы "ЗОВЕМ" и привлекаем книзу СУЩНОСТЬ бесконечного Б-жественного света (который выше света, привлекаемого заповедями). Но не только это. Сам "зов" может быть просто "зовом", это когда зовут Всевышнего, обращаясь к Нему в молитве. Однако "зов", который вызван изучением Торы, намного выше, поскольку называется НАСТОЯЩИМ, истинным "зовом". Об этом как раз и сказано в Теилим: "Близок Б-г ко ВСЕМ, кто его зовет", – тут речь идет о просто "зове", но в продолжении этой фразы уже говорится о "зове" более высокого порядка, "зове" истинном – "...к каждому, кто зовет его ПО-НАСТОЯЩЕМУ". Такой "зов" достигается изучением Торы. В чем же разница между просто "зовом" и "зовом" настоящим? Разница в ДЕЙСТВИИ, которое этот "зов" производит, в том, какой уровень света привлекается книзу в результате "зова".
Ребе отсылает нас к "маймеру" Алтер Ребе, где исследуется эта фраза из Сидура. Там объясняется разница: в результате просто "зова", т.е. молитвы, привлекается Б-жественный свет к аспектам физического мира - выздоровление больных, благословение хорошего года и т.п., но благодаря "зову" истинному через изучение Торы привлекается свет в духовные аспекты и к внутренней сущности души.
Словами Алтер Ребе:
וְהִנֵּה, הַמְשָׁכָה וְהֶאָרָה זוֹ, שֶׁהָאָדָם מַמְשִׁיךְ וּמֵאִיר מֵהֶאָרַת אוֹר אֵין־סֹוף בָּרוּךְ הוּא עַל נַפְשׁוֹ, וְעַל נַפְשׁוֹת כָּל יִשְׂרָאֵל, הִיא הַשְׁכִינָה, כְּנֶסֶת יִשְׂרָאֵל, מְקוֹר כָּל נִשְׁמוֹת יִשְׂרָאֵל כְּמֹו שֶׁיִּתְבָּאֵר לְקַמָּן, עַל יְדֵי עֵסֶק הַתּוֹרָה נִקְרֵאת בִּלְשׁוֹן "קְרִיאָה",
Привлечение [света] и [его] отражение, которое человек привлекает от отражения света - Эйн Соф [Бесконечного], благословен Он, и которым освещает свою душу и души всех евреев через изучение Торы, есть Шхина, собрание Израиля, источник всех душ еврейского народа, как это будет объяснено далее, и это [привлечение света] называется криа.
Дальше в главе сороковой будет разобрано, что посредством Торы человек привлекает бесконечный Б-жественный свет не только к своей душе, но также к душам всего еврейского Народа, поскольку привлекается свет к источнику еврейских душ, которым является Шхина.
"קוֹרֵא בַּתּוֹרָה",
Человек читает [корэ] Тору,
Человек, изучающий Тору, называется "Коре бе-Тора", что можно перевести двояко: "Читает Тору", но также "ЗОВЕТ Торой", т.е. он привлекает книзу "сущность", того, к кому обращен его зов.
פֵרוּשׁ שֶׁעַל יְדֵי עֵסֶק הַתּוֹרָה קוֹרֵא לְהַקָּדֹושׁ־בָּרוּךְ־הוּא לָבוֹא אֵלָיו, כִּבְיָכוֹל, כְּאָדָם הַקּוֹרֵא לַחֲבֵרוֹ שֶׁיָּבֹא אֵלָיו, וּכְבֵן קָטָן הַקּוֹרֵא לְאָבִיו לָבֹא אֵלָיו לִהְיוֹת עִמּוֹ בְּצַוְתָּא חֲדָא, וְלֹא לִפָּרֵד מִמֶּנּוּ וְלִשָּׁאֵר יְחִידִי חָס וְשָׁלוֹם.
и это означает, что изучением Торы человек зовет [корэ] Всевышнего, чтобы Он как бы пришел к нему, как некто, зовущий друга, чтобы он пришел, и как маленький сын зовет отца, чтобы он пришел к нему, и был с ним вместе, и не отлучался от него, и не остался бы он один, да сохранит Всевышний.
Так же и в Торе. Есть евреи, которые называются "братья и близкие друзья" Всевышнего – к ним относится пример про человека, который зовет ДРУГА. Есть также евреи, которые на уровне "сын" для Всевышнего – по отношению к ним "Чтение, криа, Торы" – это как сын, зовущий своего отца.
וְזֶהוּ שֶׁכָּתוּב: "קָרוֹב ה' לְכָל קוֹרְאָיו לְכֹל אֲשֶׁר יִקְרָאוּהוּ בֶּאֱמֶת", "וְאֵין אֱמֶת אֶלָּא תּוֹרָה", דְּהַיְנוּ שֶׁקּוֹרֵא לְהַקָּדֹושׁ־בָּרוּךְ־הוּא עַל יְדֵי הַתּוֹרָה דַּוְקָא
И потому написано: "Близок Всевышний ко всем, зовущим Его, ко всем, взывающим к Нему в истине" [Теилим, 145:18]. А "истина есть не что иное, как Тора" [Тана двей Элиягу зута, гл. 21.]. И, значит, имеется в виду зовущий Всевышнего через Тору
Что можно прочесть ещё и как "взывающим к Нему с помощью истины", так как употребленный там предлог бе образует также творительный падеж, то есть через изучение и постижение Торы.
לְאַפּוּקֵי מִי שֶׁקּוֹרֵא אוֹתוֹ שֶׁלֹּא עַל יְדֵי עֵסֶק הַתּוֹרָה, אֶלָּא צוֹעֵק כָּךְ: אַבָּא! אַבָּא!
За исключением того, кто зовет Его, не изучением Торы, просто кричит: "Отец, Отец!".
Неправильно понимать смысл слов "взывающим к Нему в ИСТИНЕ", что будто речь тут идет о том, кто обращается к Б-гу не через Тору, а просто молится. В духовной работе, связанной с молитвой, когда еврей кричит и зовет Б-га "Отец, Отец!", любя Его – тот свет, который он привлекает при этом к миру, непохож на тот, который приходит через изучение Торы.
וּכְמוֹ שֶׁקּוֹבֵל עָלָיו הַנָּבִיא: "וְאֵין קוֹרֵא בְּשִׁמְךָ כוּ',
О том сетует пророк: "И нет взывающего к имени Твоему и т. д." [Йешаяу, 64:6]
[Примечание Любавичского Ребе:
Пророк, если хотел показать, что никто не обращается к Всевышнему, должен был выразиться чуть иначе: "нет зовущего Тебя" или "нет зовущего к Тебе". Но вместо этого написано "к ИМЕНИ Твоему". Это показывает, что как бы есть те, кто взы
Continuation of Tania:
כֵן
But still
Despite the advantage of studying the Torah over the commandments regarding the level of unity with the Creator -
רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה: "לֹא הַמִּדְרָשׁ עִקָּר אֶלָּא הַמַּעֲשֶׂה"
said our sages, blessed be their memory: "The main thing is not interpretation, but action" [Avot, 1:17],
The fulfillment of the commandments by physical action is more important than the study of their interpretations,
וְ"הַיּוֹם לַעֲשׂוֹתָם "כְּתִיב,
and it is written: “To fulfill them today” [Dvarim, 7:11].
“Today” means during life in this world, “to fulfill” - the main thing is the real fulfillment of the commandments,
וּמְבַטְּלִין תַּלְמוּד תֹּורָה לַקִּיּוּם מִצְוָה מַעֲשִׂית כְּשֶׁאִי אֶפְשָׁר לַעֲשׂוֹתָהּ עַל יְדֵי אֲחֵרִים,
And if any commandments related to action cannot be fulfilled by others, the law prescribes distraction from studying the Torah,
For the sake of this, they go to the “violation” of the Torah’s ban, the “Bitul of the Torah” - the cancellation of the study of the Torah.
מִשּׁוּם כִּי זֶה כָּל הָאָדָם וְתַכְלִית בְּרִיאָתוֹ וִירִידָתוֹ לָעוֹלָם הַזֶּה, לִהְיוֹת לוֹ יִתְבָּרֵךְ דִּירָה בַּתַּחְתּוְקָיֹנִ
for “the whole man is in this” [Coel, 12:13] and the purpose of his creation and descent [of his soul] into this world, so that He may be a dwelling in the lower [worlds and creations] -
"In this" - in the practical fulfillment of the commandments, the whole purpose of man is "the whole man."
לְאַהַפְּכָא חֲשֹׁוכָא לִנְהֹורָא,
to turn darkness into light.
Turn the darkness of hiding this world into the light of holiness
"וְיִמָּלֵא כְּבוֹד ה 'אֶת כָּל הָאָרֶץ" הַגַּשְׁמִית דַּיְקָא, "וְרָאוּ כָל בָּשָׂר יַחְדָּיו", כַּנִּזְכָּר לְעֵיל.
And [then] the glory of the Most High will fill all the material earth, “and he will see all flesh together,” as mentioned above [in chapter 36].
All people will see the Divine Light.
So, the whole idea of "dwelling in the lower" is achieved thanks mainly to the practical fulfillment of the commandments. Therefore, when it comes to a practical commandment that cannot be fulfilled by others, it is even necessary to interrupt the study of the Torah so that, by fulfilling a practical commandment, to realize the Divine idea, so that the lower world becomes His "home". However, in the case when this commandment can be fulfilled by another, the “dwelling place” for the Almighty will still be “built”. Then the difference will only be whether HE will be the one who fulfills this commandment, and then HIS soul will shine with the light of this commandment. However, in this case, the commandment to study the Torah has an advantage over the physical commandment. Thanks to the study of the Torah, a person reaches the descent to him of a higher light and the unity of the soul with the Almighty of a higher order. Therefore, in this case, he is forbidden to distract from the study of the Torah to fulfill another commandment. This is what Taniya says:
מַה שֶׁאֵין כֵּן כְּשֶׁאֶפְשָׁר לַעֲשׂוֹתָהּ עַל יְדֵי אֲחֵרִים אֵין מְבַטְּלִין תַּלְמוּד תֹּורָָ
But if others can do this, one should not interrupt the study of the Torah, despite the fact that the entire Torah is nothing but an explanation of the commandments performed by the action.
However, one cannot stop studying the Torah in order to fulfill a commandment that can be fulfilled by others,
וְהַיְנוּ, מִשּׁוּם שֶׁהִיא בְּחִינַת חָכְמָה בִּינָה דַּעַת שֶׁל אֵין־סֹוף בָּרוּךְ הוּא,
And this is because she [Torah] is the category of Chabad Ein Sofa, blessed is He,
The category of the higher spheres of the Infinite Gd is Hochma, Bina, and Daat.
וּבְעָסְקוֹ בָּהּ מַמְשִׁיךְ עָלָיו אוֹר אֵין־סֹוף בָּרוּךְ הוּא בְּיֶתֶרשְׂ
and the one who studies it [Torah] attracts the light - Ein Sof [- the Almighty], blessed by He, with special power and an infinitely greater reflection [of light] than the reflection and attraction [of light to his soul] that occurs through the [execution] of the decrees, which are the organs and parts of the body of the King.
[Note of the Lubavitcher Rebbe:
According to what we said that the main benefit of the commandments is the correction of the body and the world, and the main benefit of studying the Torah is the unity of the SOUL with Gd, the statement of Rabbi Sheshet below becomes clear☺
וְזֶהוּ שֶׁאָמַר רַב שֵׁשֶּׁת: "חֲדָאִי נַפְשָׁאִי, לָךְ קָרָאִי לָךְ תָּנָאִי",
And Rav Sheshet said about this: “Rejoice, my soul, I studied the Scriptures for you, I studied the Mishna for you” [Babylonian Talmud, treatise Psachim, 68b]
Those. for the soul, for the unity that the soul will achieve through the study of the Torah: Scripture and Mishnah, which is higher than when fulfilling other commandments,
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּמָקוֹם אַחֵר בַּאֲרִיכוּת:
as explained in detail elsewhere.
Chapters 41 and 52 describe the high unity of the soul with Gd, which is achieved by studying the Torah.
Until now, Alter Rebbe explained that ATTRACTION TO THE BELOW, to the MOST soul of man, of the infinite Divine light by studying the Torah is much higher than the fulfillment of the commandments. Below, according to the Lubavitcher Rebbe, Alter Rebbe will explain that there is something more sublime in the study of the Torah compared to the commandments. In the light that is attracted downward by the study of the Torah, we find something
כֵן
But still
Despite the advantage of studying the Torah over the commandments regarding the level of unity with the Creator -
רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה: "לֹא הַמִּדְרָשׁ עִקָּר אֶלָּא הַמַּעֲשֶׂה"
said our sages, blessed be their memory: "The main thing is not interpretation, but action" [Avot, 1:17],
The fulfillment of the commandments by physical action is more important than the study of their interpretations,
וְ"הַיּוֹם לַעֲשׂוֹתָם "כְּתִיב,
and it is written: “To fulfill them today” [Dvarim, 7:11].
“Today” means during life in this world, “to fulfill” - the main thing is the real fulfillment of the commandments,
וּמְבַטְּלִין תַּלְמוּד תֹּורָה לַקִּיּוּם מִצְוָה מַעֲשִׂית כְּשֶׁאִי אֶפְשָׁר לַעֲשׂוֹתָהּ עַל יְדֵי אֲחֵרִים,
And if any commandments related to action cannot be fulfilled by others, the law prescribes distraction from studying the Torah,
For the sake of this, they go to the “violation” of the Torah’s ban, the “Bitul of the Torah” - the cancellation of the study of the Torah.
מִשּׁוּם כִּי זֶה כָּל הָאָדָם וְתַכְלִית בְּרִיאָתוֹ וִירִידָתוֹ לָעוֹלָם הַזֶּה, לִהְיוֹת לוֹ יִתְבָּרֵךְ דִּירָה בַּתַּחְתּוְקָיֹנִ
for “the whole man is in this” [Coel, 12:13] and the purpose of his creation and descent [of his soul] into this world, so that He may be a dwelling in the lower [worlds and creations] -
"In this" - in the practical fulfillment of the commandments, the whole purpose of man is "the whole man."
לְאַהַפְּכָא חֲשֹׁוכָא לִנְהֹורָא,
to turn darkness into light.
Turn the darkness of hiding this world into the light of holiness
"וְיִמָּלֵא כְּבוֹד ה 'אֶת כָּל הָאָרֶץ" הַגַּשְׁמִית דַּיְקָא, "וְרָאוּ כָל בָּשָׂר יַחְדָּיו", כַּנִּזְכָּר לְעֵיל.
And [then] the glory of the Most High will fill all the material earth, “and he will see all flesh together,” as mentioned above [in chapter 36].
All people will see the Divine Light.
So, the whole idea of "dwelling in the lower" is achieved thanks mainly to the practical fulfillment of the commandments. Therefore, when it comes to a practical commandment that cannot be fulfilled by others, it is even necessary to interrupt the study of the Torah so that, by fulfilling a practical commandment, to realize the Divine idea, so that the lower world becomes His "home". However, in the case when this commandment can be fulfilled by another, the “dwelling place” for the Almighty will still be “built”. Then the difference will only be whether HE will be the one who fulfills this commandment, and then HIS soul will shine with the light of this commandment. However, in this case, the commandment to study the Torah has an advantage over the physical commandment. Thanks to the study of the Torah, a person reaches the descent to him of a higher light and the unity of the soul with the Almighty of a higher order. Therefore, in this case, he is forbidden to distract from the study of the Torah to fulfill another commandment. This is what Taniya says:
מַה שֶׁאֵין כֵּן כְּשֶׁאֶפְשָׁר לַעֲשׂוֹתָהּ עַל יְדֵי אֲחֵרִים אֵין מְבַטְּלִין תַּלְמוּד תֹּורָָ
But if others can do this, one should not interrupt the study of the Torah, despite the fact that the entire Torah is nothing but an explanation of the commandments performed by the action.
However, one cannot stop studying the Torah in order to fulfill a commandment that can be fulfilled by others,
וְהַיְנוּ, מִשּׁוּם שֶׁהִיא בְּחִינַת חָכְמָה בִּינָה דַּעַת שֶׁל אֵין־סֹוף בָּרוּךְ הוּא,
And this is because she [Torah] is the category of Chabad Ein Sofa, blessed is He,
The category of the higher spheres of the Infinite Gd is Hochma, Bina, and Daat.
וּבְעָסְקוֹ בָּהּ מַמְשִׁיךְ עָלָיו אוֹר אֵין־סֹוף בָּרוּךְ הוּא בְּיֶתֶרשְׂ
and the one who studies it [Torah] attracts the light - Ein Sof [- the Almighty], blessed by He, with special power and an infinitely greater reflection [of light] than the reflection and attraction [of light to his soul] that occurs through the [execution] of the decrees, which are the organs and parts of the body of the King.
[Note of the Lubavitcher Rebbe:
According to what we said that the main benefit of the commandments is the correction of the body and the world, and the main benefit of studying the Torah is the unity of the SOUL with Gd, the statement of Rabbi Sheshet below becomes clear☺
וְזֶהוּ שֶׁאָמַר רַב שֵׁשֶּׁת: "חֲדָאִי נַפְשָׁאִי, לָךְ קָרָאִי לָךְ תָּנָאִי",
And Rav Sheshet said about this: “Rejoice, my soul, I studied the Scriptures for you, I studied the Mishna for you” [Babylonian Talmud, treatise Psachim, 68b]
Those. for the soul, for the unity that the soul will achieve through the study of the Torah: Scripture and Mishnah, which is higher than when fulfilling other commandments,
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּמָקוֹם אַחֵר בַּאֲרִיכוּת:
as explained in detail elsewhere.
Chapters 41 and 52 describe the high unity of the soul with Gd, which is achieved by studying the Torah.
Until now, Alter Rebbe explained that ATTRACTION TO THE BELOW, to the MOST soul of man, of the infinite Divine light by studying the Torah is much higher than the fulfillment of the commandments. Below, according to the Lubavitcher Rebbe, Alter Rebbe will explain that there is something more sublime in the study of the Torah compared to the commandments. In the light that is attracted downward by the study of the Torah, we find something
У записи 7 лайков,
0 репостов,
423 просмотров.
0 репостов,
423 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский