Тания 21 адар-бет Книга средних Глава тридцать восьмая...

Тания 21 адар-бет

Книга средних

Глава тридцать восьмая

Вступление:

В предыдущих главах Алтер Ребе объяснил особое значение практических заповедей, а также заповедей, исполнение которых связано с речью, благодаря которым витальная душа возносится в святость.

Действительно, практические и "словесные" заповеди исполняются силами витальной души, поддерживающей жизнь материальных частей тела (инструмент, которым выполняются заповеди). А также жизнь всех материальных компонентов речевого аппарата (инструмент, которым озвучиваются слова Торы и молитвы).

Поскольку же цель спуска Б-жественной души (нешама) вниз – вовсе не ради нее самой, но чтобы исправить и поднять в святость витальную душу (нефеш хиюнит) и тело, то достигается это заповедями, связанными с физическими действиями, и заповедями, связанными с произнесением слов.

וְהִנֵּה, עִם כָּל הַנִּזְכָּר לְעִיל,

В свете всего вышесказанного

О преимуществе, которым обладают заповеди практические и заповеди, связанные с речью, те заповеди, благодаря которым витальная душа возносится в святость,

יוּבַן הֵיטֵב פְּסַק הַהֲלָכָה הָעֲרוּכָה בַּתַּלְמוּד וּפוֹסְקִים דְּ"הִרְהוּר לַאו כְּדִבּוּר דָּמִי",

становится совершенно понятным галахическое постановление Талмуда и кодификаторов о том, что мыслимое не подобно произнесенному.

См. Вавилонский Талмуд, трактат 20б. Шульхан Арух, раздел Орах Хаим, 62, 3. Там сказано, что мысль не засчитывается в качестве произнесенного слова.

וְאִם קָרָא קְרִיעַת שְׁמַע בְּמַחֲשַׁבְתּוֹ וּבְלִבּוֹ לְבַד בְּכָל כֹּחַ כַּוָּנָתוֹ לֹא יָצָא יְדֵי חוֹבָתוֹ, וְצָרִיךְ לַחֲזֹר וְלִקְרוֹת,

И если человек прочел "Шма" только мыслью и сердцем, сосредоточившись всеми силами, он не исполнил своей обязанности и должен снова ее прочесть, [произнося вслух].

Молитву "Шма" необходимо читать два раза в день, и недостаточно, если человек только продумал мысленно все аспекты этой молитвы и все "каванот", то, о чем нужно думать при произнесении слов этой молитвы.

וְכֵן בְּבִרְכַּת הַמָּזוֹן דְּאוֹרָיְתָא,

То же касается и благодарения после еды "биркат а-мазон", предписываемого Торой,

Хотя только в отношении заповеди о чтении молитвы "Шма" в Торе конкретно сказано – "и будешь говорить", но не в обязанности благословлять после трапезы, так пишет в своем примечании Любавичский Ребе шлита. Тем не менее, так же заповедь благословения после еды (хлеба) не считается выполненной, пока не будет произнесена вслух.

Об обязанности говорить благословение после еды: Рамбам, Мишне Тора, законы Брахот 1, 1, Шульхан Арух, раздел Орах Хаим, 185, 2.

וּבִשְׁאָר בְּרָכוֹת דְּרַבָּנָן,

и других благословений, установленных мудрецами

"Несмотря на то, что они установлены всего лишь мудрецами, [а не напрямую из Торы]", – замечает Любавичский Ребе шлита в своем примечании.

Об этом в Шульхан Арух, раздел Орах Хаим 206, 3.

וּבִתְפִלָּה;

а также обязательной молитвы.

Хотя молитва и является "служением сердца", - продолжает свой комментарий Ребе, - это работа внутри сердца, но, тем не менее, слова молитвы должны быть обязательно произнесены вслух, и эта заповедь не засчитывается, если молятся мысленно.

Об этом: Шульхан Арух, раздел Орах Хаим 101, 2.

[Примечание Любавичского Ребе:

Само по себе все это не вызывает вопросов, ведь бессмысленно же задавать вопрос: почему Всевышний приказывает, чтобы одну заповедь выполняли речью, а другую практическим действием. Но недоумевать можно по поводу, почему неодинаковое отношение к заповедям, в которых должны присутствовать два аспекта: как речь, так и мысль, которую при этом нужно подразумевать. В случае, если присутствовала только речь, которая была произнесена бездумно – то заповедь считается выполненной. Если же была одна мысль без произнесения слов вслух – заповедь не засчитывается. На этот вопрос как раз и отвечает Алтер Ребе в своей следующей фразе☺

וְאִם הוֹצִיא בִּשְׂפָתָיו וְלֹא כִּוֵּן לִבּוֹ

Но если человек произнес [их слова] устами и не побудил свое сердце,

Если он произнес слова молитвы "Шма Исраэль" или благословения после трапезы, "Биркат а-мазон", или другие благословения и молитвы...

יָצָא יְדֵי חוֹבָתוֹ בְּדִיעֲבַד, וְאֵין צָרִיךְ לַחֲזֹר,

то после того, как это уже случилось, считается, что обязанность им исполнена, и нет необходимости повторять еще раз [с нужным намерением]

Намеренно так поступать запрещается, но если так случилось, то считается, что обязанность исполнена.

לְבַד מִפָּסוּק רִאשׁוֹן שֶׁל קְרִיעַת שְׁמַע, וּבְרָכָה רִאשׁוֹנָה שֶׁל תְּפִלַּת שְׁמוֹנֶה עֶשְׂרֵה,

Это относится ко всем случаям, кроме первого стиха "Шма" и первого благословения молитвы "Амида".

Когда нужно повторить молитву еще раз, если не имел специального намерения, произнося эти слова. См. Шульхан Арух, Орах Хаим 60, 5.

וְכִדְאִיתָא [בְּרֵישׁ פֶּרֶק ב דִּבְרָכֹות]: "עַד כָּאן מִצְוַת כַּוָּנָה מִכָּאן וָאֵילָךְ מִצְוַת קְרִיאָה וְכוּ'".

Подобно этому сказано (в начале второй главы трактата Брахот [Брахот, 13б]): "До этого места [в молитве] человек обязан [больше] сосредоточиться, а от этого места и далее заповедь [в основном] читать и т. д.".

И тогда, даже если почему-то не хватило правильного намерения, то все равно заповедь задним числом считается исполненной.

Тут, казалось бы, напрашивается вопрос, а почему же мысли, которые мы думаем, не настолько хороши, чтобы их хватало без произнесения слов, точно так же, как мы говорим, что слов, сказанных вслух даже без специального осмысления – достаточно, чтобы заповедь не нужно было повторять? Ответ кроется в том, что мы выучили об особенном значении речи при исполнении заповеди:

וְהַיְנוּ, מִשּׁוּם שֶׁהַנְּשָׁמָה אֵינָהּ צְרִיכָה תִּקּוּן לְעַצְמָהּ בַּמִּצְוֹת, רַק לְהַמְשִׁיךְ אוֹר לְתַקֵּן נֶפֶשׁ הַחִיּוּנִית וְהַגּוּף, עַל יְדֵי אוֹתִיּוֹת הַדִּבּוּר שֶׁהַנֶּפֶשׁ מְדַבֶּרֶת בְּה' מוֹצְאוֹת הַפֶּה,

И это потому, что душа сама по себе не нуждается в исправлении [см. гл. 37] через заповеди, [назначение заповедей] только привлечь свет [в этот мир, чем достичь] исправления витальной души и тела с помощью букв речи, которые душа [нефеш] произносит пятью органами произношения [в материальности],

וְכֵן בְּמִצְוֹת מַעֲשִׂיּוֹת שֶׁהַנֶּפֶשׁ עוֹשָׂה בִּשְׁאָר אֶבְרֵי הַגּוּף:

а также и через заповеди, выполняемые действием, которые нефеш производит другими частями тела.

Благодаря этому возносятся витальная душа и тело. И поскольку, как уже объяснялось, цель всего этого для витальной души и тела, то в каждой заповеди, связанной с речью, не помогает одно лишь мысленное намерение, ведь это связано с душой Б-жественной, но совершенно необходимо, чтобы в этом присутствовала реальная речь. По этой же причине, если по ошибке выполнили заповедь речью без специальной мысли, то этого достаточно. Ведь именно посредством физического действия и речи возносят, и исправляют витальную душу и тело.

До сих пор (начиная с главы тридцать пятой) мы учили о великом значении, которое скрывается в слове "делать это" ключевой фразы Тании "Ибо близко к тебе это слово весьма в устах твоих и в сердце твоем делать это". Оно указывает на то, что вся цель мироздания заключена в исполнении практических заповедей. И действительно, как уже говорилось, для того, чтобы воплотился Б-жественный замысел в сотворении миров, дабы нижний мир стал Всевышнему "жилищем", т.е. чтобы нижний материальный мир смог стать тем местом, где бы раскрывался бесконечный Б-жественный свет – это возможно только с помощью заповедей, связанных с физическими действиями, либо с произнесением слов, которое тоже приравнивается к действию. Благодаря им исправляется жизненность витальной души и тела, которая происходит из скрывающей оболочки "клипат нога", но вследствие духовной работы возносится в святость. Благодаря же вознесению клипат нога в святость сами собой исчезают все другие, совершенно нечистые оболочки, и не останется больше ничего, что бы могло скрывать Б-га, и засветит бесконечный Б-жественный свет в этом мире даже в большей степени, чем в верхних духовных мирах.

Ниже будет объяснено высокое значение, которое имеет МЫСЛЕННОЕ намерение в момент исполнения заповеди, т.е. когда он думает о том, что исполнением этой заповеди он соединяется с повелевающим эту заповедь. Ведь только ради этого он исполняет заповедь, и таким образом мысли во время заповеди, "кавана", имеют свое особое значение.
Tania 21 adar bet

Book of secondary

Chapter thirty eight

Introduction:

In previous chapters, Alter Rebbe explained the special importance of the practical commandments, as well as the commandments, the fulfillment of which is associated with speech, thanks to which the vital soul is elevated to holiness.

Indeed, the practical and “verbal” commandments are fulfilled by the forces of the vital soul, supporting the life of the material parts of the body (the instrument by which the commandments are fulfilled). And also the life of all the material components of the speech apparatus (the instrument by which the words of the Torah and prayers are voiced).

Since the goal of the descent of the Divine soul (Neshama) downward is not at all for its own sake, but to correct and elevate the vital soul (nefesh hiyunit) and the body to holiness, this is achieved by the commandments associated with physical actions and the commandments associated with pronouncing the words.

וְהִנֵּה, עִם כָּל הַנִּזְכָּר לְעִיל,

In light of the foregoing

About the advantage that the practical commandments and the commandments associated with speech possess, those commandments by which the vital soul is elevated to holiness,

יוּבַן הֵיטֵב פְּסַק הַהֲלָכָה הָעֲרוּכָה בַּתַּלְמוּד וּפוֹסְקִים דְּ"הִרְהוּר לַאו כְּדִבּוּר דָּמִי ",

the halachic decree of the Talmud and the codifiers that the conceivable is not like the utterance becomes completely understandable.

See Babylonian Talmud, treatise 20b. Shulchan Aruch, section Orah Chaim, 62, 3. It says that thought does not count as a spoken word.

וְאִם קָרָא קְרִיעַת שְׁמַע בְּמַחֲשַׁבְתּוֹ וּבְלִבּוֹ לְבַד בְּכָל כֹּחַ כַּוָּנָתוֹ לֹא יָצָא יְדֵי חוֹבָתוֹ, וְצָרִיךְ לַחֲזֹר וְלִקְרוֹת,

And if a person read “Shema” only with thought and heart, concentrating with all his might, he did not fulfill his duty and must read it again, [pronouncing aloud].

The prayer "Shema" must be read twice a day, and it is not enough if a person has only thought through mentally all aspects of this prayer and all the "cavanot", then what you need to think about when pronouncing the words of this prayer.

וְכֵן בְּבִרְכַּת הַמָּזוֹן דְּאוֹרָיְתָא,

The same goes for Thanksgiving after eating the Birkat HaMazon prescribed by the Torah,

Although only in relation to the commandment to read the prayer “Shema” the Torah specifically says “you will speak,” but it is not the duty to bless after the meal, the Lubavitcher Rebbe writes in his note. However, the same commandment of blessing after eating (bread) is not considered fulfilled until it is pronounced aloud.

About the obligation to say a blessing after eating: Rambam, the Mishneh of the Torah, the laws of Brahot 1, 1, Shulkhan Arukh, section Orah Chaim, 185, 2.

וּבִשְׁאָר בְּרָכוֹת דְּרַבָּנָן,

and other blessings established by the sages

“Despite the fact that they were installed only by sages, [and not directly from the Torah,” the Lubavitcher Rebbe remarks in his note.

About this in Shulchan Aruch, section Orah Chaim 206, 3.

וּבִתְפִלָּה;

as well as obligatory prayers.

Although prayer is “ministry of the heart,” the Rebbe continues his comment, “it is work within the heart, but nevertheless, the words of the prayer must be said aloud, and this commandment does not count if you pray mentally.

About this: Shulchan Aruch, section Orah Chaim 101, 2.

[Note of the Lubavitcher Rebbe:

All this in itself does not raise questions, because it makes no sense to ask the question: why does the Almighty order that one commandment be carried out by speech and the other by practical action. But one can be perplexed as to why the attitude toward the commandments is different, in which two aspects must be present: both speech and thought, which must be implied. If there was only a speech that was given thoughtlessly, then the commandment is considered fulfilled. If there was one thought without saying the words out loud, the commandment does not count. This question is what Alter Rebbe answers in his next phrase☺

וְאִם הוֹצִיא בִּשְׂפָתָיו וְלֹא כִּוֵּן לִבּוֹ

But if a person uttered [their words] with his lips and did not prompt his heart,

If he said the words of the prayer "Shema Israel" or blessings after the meal, "Birkat a-mason", or other blessings and prayers ...

יָצָא יְדֵי חוֹבָתוֹ בְּדִיעֲבַד, וְאֵין צָרִיךְ לַחֲזֹר,

then after this has already happened, it is considered that the obligation has been fulfilled by him, and there is no need to repeat it again [with the necessary intention]

It is forbidden to do this intentionally, but if this happens, then it is considered that the obligation is fulfilled.

לְבַד מִפָּסוּק רִאשׁוֹן שֶׁל קְרִיעַת שְׁמַע, וּבְרָכָה רִאשׁוֹנָה שֶׁל תְּפִלַּת שְׁמוֹנֶה עֶשְׂרֵה,

This applies to all cases except the first verse of Shema and the first blessing of the prayer of Amida.

When you need to repeat the prayer again, if you did not have a special intention, saying these words. See Shulchan Aruch, Orah Chaim 60, 5.

וְכִדְאִיתָא [בְּרֵישׁ פֶּרֶק ב דִּבְרָכֹות]: "עַד כָּאן מִצְוַת כַּוָּנָה מִכָּאן וָאֵילָךְ מִצְוַת קְרִיאָה וְכוּ '".

Similarly, it is said (at the beginning of the second chapter of the treatise Brahot [Brahot, 13b]): “Up to this place [in prayer] a person is obliged [to] concentrate more, and from this place onwards
У записи 7 лайков,
2 репостов,
336 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям