Тания 3 Нисана. Книга средних Глава тридцать девятая...

Тания 3 Нисана.

Книга средних

Глава тридцать девятая

וְהַיְינוּ אַפִלּו אִם אֵינוֹ עוֹסֵק שֶׁלֹּא לִשְׁמָהּ מַמָּשׁ, לְשׁוּם אֵיזוֹ פְּנִיָּה חָס וְשָׁלוֹם,

И [так происходит], даже если человек служит [Всевышнему Торой и заповедями] не ради постороннего мотива, да сохранит Всевышний,

Когда у человека есть своя личная заинтересованность в служении Б-гу, то не только здесь отсутствует "во имя Б-га", но есть прямо противоположный мотив "во имя себя".

אֶלָּא כְּמֹו שֶׁכָּתוּב: "וַתְהִי יִרְאָתָם אוֹתִי מִצְוַת אֲנָשִׁים מְלֻמָּדָה",

но, как сказано: "Их страх предо Мною стал как нечто совершаемое только по привычке",

Йешаяу, 29:13

פֵרוּשׁ מֵחֲמַת הֶרְגֵּל שֶׁהֻרְגַּל מִקַּטְנוּתוֹ, שֶׁהִרְגִּילוֹ וְלִמְּדוֹ אָבִיו וְרַבּוֹ לִירָא אֶת ה' וּלְעָבְדוֹ. וְאֵינוֹ עוֹסֵק לִשְׁמָהּ מַמָּשׁ,

что значит - человек с детства приучен, его отец и учитель учили и приучали его страшиться Всевышнего и служить Ему, и он не служит (исполняет Тору и заповеди) только ради самого служения,

Однако не так обстоит дело с тем, кто сам приучил себя, будучи взрослым человеком (как в главе пятнадцатой). В этом случае ему помогает возносить его служение изначальное намерение "во имя Б-га". Можно сказать, что Алтер Ребе приводит тут пример с ребенком, поскольку это касается каждого, и такое положение вещей соответствует УКАЗАНИЮ Торы воспитывать детей, приучая их к духовному служению – примечание Любавичского Ребе шлита.

כִּי לִשְׁמָהּ מַמָּשׁ אִי אֶפְשָׁר בְּלֹא הִתְעוֹרְרוּת דְּחִילוּ וּרְחִימוּ הַטִּבְעִיִּים עַל כָּל פָּנִים, לְהוֹצִיאָן מֵהֶסְתֵּר הַלֵּב אֶל הַגִּילּוּי בַּמֹּחַ וְתַעֲלוּמוֹת לִבּוֹ עַל כָּל פָּנִים,

ибо на самом деле служить невозможно без пробуждения хотя бы естественных страха и любви, без выведения их из скрытого состояния в сердце в ощутимое хотя бы в мозгу и в тайниках сердца.

Если человек не в состоянии создать и пробудить в своем сердце явную любовь, чтобы сердце стало ее ощущать, то он должен, по крайней мере, пробудить скрытую в нем любовь, чтобы она стала ощущаться в его мозгу и в потаенных уголках сердца. Эта любовь также пробудит в нем желание и готовность учить Тору и соблюдать заповеди. Однако когда он не пробуждает в себе скрытую в нем любовь, хотя она СУЩЕСТВУЕТ в тайниках его сердца, то не она будет причиной его духовного служения, и тогда в его работе будет отсутствовать правильное намерение "во имя Б-га". Почему же так происходит?

כִּי כְּמוֹ שֶׁאֵין אָדָם עוֹשֶׂה דָּבָר בִּשְׁבִיל חֲבֵרוֹ לְמַלְּאֹות רְצוֹנוֹ אֶלָּא אִם כֵּן אוֹהֲבוֹ אוֹ יָרֵא מִמֶּנּוּ, כָּךְ אִי אֶפְשָׁר לַעֲשׂוֹת לִשְׁמוֹ יִתְבָּרֵךְ בֶּאֱמֶת לְמַלְּאֹת רְצוֹנוֹ לְבַד בְּלִי זִכְרוֹן וְהִתְעוֹרְרוּת אַהֲבָתוֹ וְיִרְאָתוֹ כְּלָל בְּמֹחוֹ וּמַחֲשַׁבְתּוֹ וְתַעֲלוּמוֹת לִבּוֹ עַל כָּל פָּנִים.

Так же, как человек делает что-либо ради своего друга и исполняет его желание только в том случае, если он его любит или опасается его, точно так же невозможно на самом деле делать что-либо ради Него, благословенного, лишь исполняя Его волю, в довершение не [сохраняя] в памяти и не пробуждая любовь и страх пред Ним, хотя бы в своем мозгу и в мысли, и в тайниках сердца.

Чтобы хотя бы в мозгу он помнил об этой любви и пробудил ее в тайниках сердца. Но если даже этого он не пробуждает в себе, то его работа не исполняется с целью выполнять волю Всевышнего, хотя он и не имеет при этом своих личных мотивов в этой работе. Просто он выполняет ее, поскольку так приучен.

וְגַם אַהֲבָה לְבַדָּהּ אֵינָהּ נִקְרֵאת בְּשֵׁם "עֲבוֹדָה", בְּלִי יִרְאָה תַּתָּאָה לְפַחוֹת, שֶׁהִיא מְסֻתֶּרֶת בְּלֵב כָּל יִשְׂרָאֵל, כְּמֹו שֶׁיִּתְבָּאֵר לְקַמָּן

И если есть только любовь, это не называется служением, если она не сопровождается, по крайней мере, нижним страхом, скрытым в сердце каждого еврея, как объясняется далее [в гл. 41].

Если он пробуждает в себе ТОЛЬКО любовь, без того чтобы пробуждать в себе также страх, хотя бы нижний. Нижний – это страх, связанный не с познанием величия Всевышнего, а с собственным существованием. Примером может послужить страх наказания, забота о том, что ожидает нас в будущем мире.

Хотя работа без пробужденного страха не называется "служением Б-гу", тем не менее, мотив "во имя Б-га" в ней все-таки присутствует, ведь он совершает эти действия из любви к Б-гу. Все же "служением" это не может считаться, поскольку работа должна быть, как раб, обслуживающий своего господина, движимый, прежде всего, СТРАХОМ перед ним. Не так, как сын, выполняющий желание свого отца, главным образом, движимый любовью к нему. Поскольку же в нашем случает страха не достает, значит "служением" эта работа считаться не может.
Tania 3 Nisan.

Book of secondary

Chapter thirty nine

וְהַיְינוּ אַפִלּו אִם אֵינוֹ עוֹסֵק שֶׁלֹּא לִשְׁמָהּ מַמָּשׁ, לְשׁוּם אֵיזוֹ פְּנִיָּה חָס וְשָׁלוֹם,

And [this happens], even if a person serves the [Most High Torah and the commandments] not for the sake of an extraneous motive, may the Almighty preserve,

When a person has his own personal interest in serving Gd, then not only is there "in the name of Gd", but there is exactly the opposite motive "in the name of himself."

אֶלָּא כְּמֹו שֶׁכָּתוּב: "וַתְהִי יִרְאָתָם אוֹתִי מִצְוַת אֲנָשִׁים מְלֻמָּדָה",

but, as they say: "Their fear of Me became like something done only out of habit,"

Yeshayau, 29:13

פֵרוּשׁ מֵחֲמַת הֶרְגֵּל שֶׁהֻרְגַּל מִקַּטְנוּתוֹ, שֶׁהִרְגִּילוֹ וְלִמְּדוֹ אָבִיו וְרַבּוֹ לִירָא אֶת ה 'וּלְעָבְדוֹ. וְאֵינוֹ עוֹסֵק לִשְׁמָהּ מַמָּשׁ,

which means that a person has been accustomed since childhood, his father and teacher taught and taught him to fear the Almighty and serve Him, and he does not serve (fulfills the Torah and the commandments) only for the sake of service,

However, this is not the case with those who have accustomed themselves as adults (as in chapter fifteen). In this case, the original intention “in the name of Gd” helps him to exalt his ministry. We can say that Alter Rebbe gives an example here with a child, since this applies to everyone, and this state of affairs corresponds to the TORAH INSTRUCTION to educate children, accustoming them to spiritual service - the note of the Lubavitcher Rebbe is sent.

כִּי לִשְׁמָהּ מַמָּשׁ אִי אֶפְשָׁר בְּלֹא הִתְעוֹרְרוּת דְּחִילוּ וּרְחִימוּ הַטִּבְעִיִּים עַל כָּל פָּנִים, לְהוֹצִיאָן מֵהֶסְת

for in fact it is impossible to serve without awakening at least natural fear and love, without removing them from a latent state in the heart to a tangible one, even in the brain and in the recesses of the heart.

If a person is not able to create and arouse explicit love in his heart so that his heart can feel it, then he should at least arouse the love hidden in him so that it can be felt in his brain and in the hidden corners of the heart. This love will also awaken in him the desire and willingness to teach the Torah and keep the commandments. However, when he does not awaken the love hidden in him, although it EXISTS in the recesses of his heart, then it will not be the reason for his spiritual service, and then in his work there will be no correct intention “in the name of Gd”. Why is this happening?

כִּי כְּמוֹ שֶׁאֵין אָדָם עוֹשֶׂה דָּבָר בִּשְׁבִיל חֲבֵרוֹ לְמַלְּאֹות רְצוֹנוֹ אֶלָּא אִם כֵּן אוֹהֲבוֹ אוֹ יָרֵא מִמֶּנּוּ, כָּךְ אִי אֶפְשָׁר לַעֲשׂוֹת לִשְׁמוֹ יִתְבָּרֵךְ בֶּאֱמֶת לְמַלְּאֹת רְצוֹנוֹ לְבַד בְּלִי זִכְרוֹן וְהִתְעוֹרְרוּת אַהֲבָתוֹ וְיִרְאָתוֹ כְּלָל בְּמֹחוֹ וּמַחֲשַׁבְתּוֹ וְתַעֲלוּמוֹת לִבּוֹ עַל כָּל פָּנִים.

Just as a person does something for the sake of his friend and fulfills his desire only if he loves him or fears him, it is equally impossible to actually do anything for His blessing, only fulfilling His will, to top it off, not [storing] in memory and not awakening love and fear of Him, even in his own brain and in thought and in the recesses of the heart.

So that even in the brain he remembers this love and awakens it in the recesses of the heart. But even if he does not awaken in himself, his work is not performed in order to fulfill the will of the Almighty, although he does not have his own personal motives in this work. He just does it because he is so accustomed.

וְגַם אַהֲבָה לְבַדָּהּ אֵינָהּ נִקְרֵאת בְּשֵׁם "עֲבוֹדָה", בְּלִי יִרְאָה תַּתָּאָה לְפַחוֹת, שֶׁהִיא מְסֻתֶּרֶת בְּלֵב כָּל יִשְׂרָאֵלשֶׁשֶׁי

And if there is only love, this is not called service, unless it is accompanied by at least the lower fear hidden in the heart of every Jew, as explained below [in chap. 41].

If he awakens in himself ONLY love, without awakening in himself also fear, even lower. The lower is a fear associated not with the knowledge of the greatness of the Almighty, but with its own existence. An example is the fear of punishment, concern for what awaits us in the future world.

Although work without awakened fear is not called "service to Gd", nevertheless, the motive "in the name of Gd" is still present in it, because he performs these actions out of love for Gd. Nevertheless, this cannot be regarded as “service”, since work should be like a slave serving his master, driven, first of all, by the FEAR before him. Not like a son fulfilling the desire of his father, mainly driven by love for him. Since in our case there is not enough fear, it means that this work cannot be considered “service”.
У записи 10 лайков,
2 репостов,
357 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям