Тания 15 сивана.
ВРАТА ЕДИНСТВА И ВЕРЫ
Глава четвёртая
[וְהִנֵּה, בְּחִינַת הַצִּמְצוּם וְהַסְתֵּר הַחַיּוּת נִקְרָא בְּשֵׁם "כֵּלִים",
(Сжатие и утаение жизненной силы называется «сосуды»,
«Сосуды» («келим») в терминологии Каббалы
וְהַחַיּוּת עַצְמוֹ נִקְרָא בְּשֵׁם "אוֹר",
а сама жизненная сила [ее раскрытие] называется «свет».
«Свет», («ор») — аспект раскрытия. Сосуды и свет вместе составляют сфирот. Они представляют собой соответственно конечный и бесконечный их аспекты. Сосуды ограничивают бесконечный свет в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы конечные по своей природе творения могли его принять. Таким образом, сосуды одновременно и скрывают Б-жественный свет, и раскрывают его творениям. Из пояснений нынешнего Любавичского Ребе Шлита.
שֶׁכְּמוֹ שֶׁהַכְּלִי מְכַסֶּה עַל מַה שֶׁבְּתוֹכוֹ כָּךְ בְּחִינַת הַצִּמְצוּם מְכַסֶּה וּמַסְתִּיר הָאוֹר וְהַחַיּוּת הַשּׁוֹפֵעַ;
Как сосуд скрывает то, что в нем, так категория Ограничения [«цимцум»] прикрывает и скрывает изливаемый [«шефа», поток] свет и жизненную силу.
Чтобы Б-жественный свет не был очевиден.
וְהַכֵּלִים הֵן הֵן הָאוֹתִיּוֹת,
А сосуды — это [Б-жественные] буквы,
Речь идет о буквах Десяти речений либо производных из них, которые вызывают творения к существованию и наделяют их жизнью.
В первой главе этой части говорилось, что буквы — это жизненная сила, то есть свет. Здесь же говорится, что буквы — сосуды, то есть ограничение распространения жизненной силы (как облечение мысли в словесную форму ограничивает ее). Сосуды не просто заслоняют свет, они — особая сущность. Буквы, источник многообразия мира, возникают не по природе света, природа которого — простота и неделимость, а оттого, что свет проходит через ограничивающие его сосуды. Так, пройдя многоцветные стекла, свет далее дает цветное освещение, которое не зависит от природы самого света. Однако действует он уже как окрашенный свет. Из пояснений нынешнего Любавичского Ребе Шлита.
שֶׁשָּׁרְשָׁן ה' אוֹתִיּוֹת מנצפ"ךְ,
и корень их — пять [конечных] букв «мем»-«нун»-«цади»-«пей»-«каф».
Все эти буквы двойные, называются сокращенно МеНаЦПаХ, они имеют свое особое написание в конце слов, т. н. «конечные буквы», «отийот софийот». В учении Каббалы объясняется, что они являются корнем всех букв. Эти буквы завершают слово, что является актом ограничения, свойственным категории Гвура. Из пояснений нынешнего Любавичского Ребе Шлита.
שֶׁהֵן ה' גְּבוּרוֹת הַמְחַלְּקוֹת וּמַפְרִידוֹת הַהֶבֶל וְהַקּוֹל בְּה' מוֹצְאוֹת הַפֶּה לְהִתְהַוּוּת כ"ב אוֹתִיּוֹת,
Это — пять «препятствующих сил» [т. н. «пять гвурот»], которые делят и распределяют дыхание и голос по пяти путям произношения, и это дает начало двадцати двум буквам.
Подобно тому, как это в материальном мире, когда благодаря пяти способам звукоизвлечения, выдыхаемый человеком воздух делится на отдельные произносимые звуки букв и слов. Так же и в духовности Свыше есть понятие о пяти гвурот, из которых вытекают двадцать две Б-жественные буквы.
וְשֹׁרֶשׁ הַה' גְּבוּרוֹת הוּא "בּוּצִינָא דְּקַרְדֹּונִיתָא",
Источник пяти «препятствующих [сил]» — Буцина де-кардунита [«свет из тьмы»],
Кардунита — тьма и сокрытие (арам.). Эта категория тьмы, которая выше света, она — внутренняя сущность («пнимиют») категории Кетер (Корона). Буцина де-кардунита — свет, уменьшенный и скрытый в процессе сжатия (цимцум). Это — высшая ограничивающая сила («Гвура илаа»), определяющая величину и свойства каждого мира, сфиры или творения. Из пояснений нынешнего Любавичского Ребе Шлита.
שֶׁהִיא גְּבוּרָה עִלָּאָה דְּ"עַתִּיק יוֹמִין",
и это — «Гвура илаа» [высшая Гвура] категории «Атик Йомин».
«Атик Йомин» («Предвечный») — категория внутренней сущность Кетер (Корона). Это самое начало эманации, но одновременно и нижняя ступень Эманирующего. То есть на самых высоких ступенях жизненная сила и буквы (Хесед и Гвура) имеют тот же корень. Из пояснений нынешнего Любавичского Ребе Шлита.
וְשֹׁרֶשׁ הַחֲסָדִים הוּא גַּם כֵּן חֶסֶד דְּ"עַתִּיק יוֹמִין" כַּיָּדוּעַ לְיוֹדְעֵי חֵן:
А источник категорий Хесед — также Хесед категории Атик Йомин, как известно сведущим в тайном [в Учении Каббала].
Таким образом, поскольку сжатие и сокрытие букв, а также раскрытие Б-жественного света и жизненности имеют общий корень — в категории Атик Йомин, то сокрытие не является по настоящему реальным, ведь, если перефразировать вышеупомянутое правило: «Собой себя не прикроешь». Поэтому получается, что сила цимцума, которая прячет творящую Б-жественную силу, способна повлиять лишь на «зрение» творений, чтобы они стали ощущать себя сотворенной реальностью, но на Высшие миры это никак не влияет, не дай Б-г! А значит, если проанализировать истинное, объективное положение вещей, то все творение полностью растворено в глобальной реальности своего Источника и не имеет своего собственного существования — состояние «битуль бе-мециут».
טו סיון
שער היחוד והאמונה
פרק ד'
[והנה בחי' הצמצום והסתר החיות נקרא בשם כלים והחיות עצמו נקרא בשם אור שכמו שהכלי מכסה על מה שבתוכו כך בחי' הצמצום מכסה ומסתיר האור והחיות השופע והכלים הן הן האותיות ששרשן ה' אותיות מנצפ"ך שהן ה' גבורות המחלקות ומפרידות ההבל והקול בה' מוצאות הפה להתהוות כ"ב אותיות ושרש הה' גבורות הוא בוצינא דקרדוניתא שהיא גבורה עילאה דעתיק יומין ושרש החסדים הוא ג"כ חסד דעתיק יומין כידוע לי"ח:
ВРАТА ЕДИНСТВА И ВЕРЫ
Глава четвёртая
[וְהִנֵּה, בְּחִינַת הַצִּמְצוּם וְהַסְתֵּר הַחַיּוּת נִקְרָא בְּשֵׁם "כֵּלִים",
(Сжатие и утаение жизненной силы называется «сосуды»,
«Сосуды» («келим») в терминологии Каббалы
וְהַחַיּוּת עַצְמוֹ נִקְרָא בְּשֵׁם "אוֹר",
а сама жизненная сила [ее раскрытие] называется «свет».
«Свет», («ор») — аспект раскрытия. Сосуды и свет вместе составляют сфирот. Они представляют собой соответственно конечный и бесконечный их аспекты. Сосуды ограничивают бесконечный свет в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы конечные по своей природе творения могли его принять. Таким образом, сосуды одновременно и скрывают Б-жественный свет, и раскрывают его творениям. Из пояснений нынешнего Любавичского Ребе Шлита.
שֶׁכְּמוֹ שֶׁהַכְּלִי מְכַסֶּה עַל מַה שֶׁבְּתוֹכוֹ כָּךְ בְּחִינַת הַצִּמְצוּם מְכַסֶּה וּמַסְתִּיר הָאוֹר וְהַחַיּוּת הַשּׁוֹפֵעַ;
Как сосуд скрывает то, что в нем, так категория Ограничения [«цимцум»] прикрывает и скрывает изливаемый [«шефа», поток] свет и жизненную силу.
Чтобы Б-жественный свет не был очевиден.
וְהַכֵּלִים הֵן הֵן הָאוֹתִיּוֹת,
А сосуды — это [Б-жественные] буквы,
Речь идет о буквах Десяти речений либо производных из них, которые вызывают творения к существованию и наделяют их жизнью.
В первой главе этой части говорилось, что буквы — это жизненная сила, то есть свет. Здесь же говорится, что буквы — сосуды, то есть ограничение распространения жизненной силы (как облечение мысли в словесную форму ограничивает ее). Сосуды не просто заслоняют свет, они — особая сущность. Буквы, источник многообразия мира, возникают не по природе света, природа которого — простота и неделимость, а оттого, что свет проходит через ограничивающие его сосуды. Так, пройдя многоцветные стекла, свет далее дает цветное освещение, которое не зависит от природы самого света. Однако действует он уже как окрашенный свет. Из пояснений нынешнего Любавичского Ребе Шлита.
שֶׁשָּׁרְשָׁן ה' אוֹתִיּוֹת מנצפ"ךְ,
и корень их — пять [конечных] букв «мем»-«нун»-«цади»-«пей»-«каф».
Все эти буквы двойные, называются сокращенно МеНаЦПаХ, они имеют свое особое написание в конце слов, т. н. «конечные буквы», «отийот софийот». В учении Каббалы объясняется, что они являются корнем всех букв. Эти буквы завершают слово, что является актом ограничения, свойственным категории Гвура. Из пояснений нынешнего Любавичского Ребе Шлита.
שֶׁהֵן ה' גְּבוּרוֹת הַמְחַלְּקוֹת וּמַפְרִידוֹת הַהֶבֶל וְהַקּוֹל בְּה' מוֹצְאוֹת הַפֶּה לְהִתְהַוּוּת כ"ב אוֹתִיּוֹת,
Это — пять «препятствующих сил» [т. н. «пять гвурот»], которые делят и распределяют дыхание и голос по пяти путям произношения, и это дает начало двадцати двум буквам.
Подобно тому, как это в материальном мире, когда благодаря пяти способам звукоизвлечения, выдыхаемый человеком воздух делится на отдельные произносимые звуки букв и слов. Так же и в духовности Свыше есть понятие о пяти гвурот, из которых вытекают двадцать две Б-жественные буквы.
וְשֹׁרֶשׁ הַה' גְּבוּרוֹת הוּא "בּוּצִינָא דְּקַרְדֹּונִיתָא",
Источник пяти «препятствующих [сил]» — Буцина де-кардунита [«свет из тьмы»],
Кардунита — тьма и сокрытие (арам.). Эта категория тьмы, которая выше света, она — внутренняя сущность («пнимиют») категории Кетер (Корона). Буцина де-кардунита — свет, уменьшенный и скрытый в процессе сжатия (цимцум). Это — высшая ограничивающая сила («Гвура илаа»), определяющая величину и свойства каждого мира, сфиры или творения. Из пояснений нынешнего Любавичского Ребе Шлита.
שֶׁהִיא גְּבוּרָה עִלָּאָה דְּ"עַתִּיק יוֹמִין",
и это — «Гвура илаа» [высшая Гвура] категории «Атик Йомин».
«Атик Йомин» («Предвечный») — категория внутренней сущность Кетер (Корона). Это самое начало эманации, но одновременно и нижняя ступень Эманирующего. То есть на самых высоких ступенях жизненная сила и буквы (Хесед и Гвура) имеют тот же корень. Из пояснений нынешнего Любавичского Ребе Шлита.
וְשֹׁרֶשׁ הַחֲסָדִים הוּא גַּם כֵּן חֶסֶד דְּ"עַתִּיק יוֹמִין" כַּיָּדוּעַ לְיוֹדְעֵי חֵן:
А источник категорий Хесед — также Хесед категории Атик Йомин, как известно сведущим в тайном [в Учении Каббала].
Таким образом, поскольку сжатие и сокрытие букв, а также раскрытие Б-жественного света и жизненности имеют общий корень — в категории Атик Йомин, то сокрытие не является по настоящему реальным, ведь, если перефразировать вышеупомянутое правило: «Собой себя не прикроешь». Поэтому получается, что сила цимцума, которая прячет творящую Б-жественную силу, способна повлиять лишь на «зрение» творений, чтобы они стали ощущать себя сотворенной реальностью, но на Высшие миры это никак не влияет, не дай Б-г! А значит, если проанализировать истинное, объективное положение вещей, то все творение полностью растворено в глобальной реальности своего Источника и не имеет своего собственного существования — состояние «битуль бе-мециут».
טו סיון
שער היחוד והאמונה
פרק ד'
[והנה בחי' הצמצום והסתר החיות נקרא בשם כלים והחיות עצמו נקרא בשם אור שכמו שהכלי מכסה על מה שבתוכו כך בחי' הצמצום מכסה ומסתיר האור והחיות השופע והכלים הן הן האותיות ששרשן ה' אותיות מנצפ"ך שהן ה' גבורות המחלקות ומפרידות ההבל והקול בה' מוצאות הפה להתהוות כ"ב אותיות ושרש הה' גבורות הוא בוצינא דקרדוניתא שהיא גבורה עילאה דעתיק יומין ושרש החסדים הוא ג"כ חסד דעתיק יומין כידוע לי"ח:
Tania 15 Sivana.
GATE OF UNITY AND FAITH
Chapter Four
[וְהִנֵּה, בְּחִינַת הַצִּמְצוּם וְהַסְתֵּר הַחַיּוּת נִקְרָא בְּשֵׁם "כֵּלִים",
(The contraction and concealment of the life force is called "vessels",
“Vessels” (“Kelim”) in the terminology of Kabbalah
וְהַחַיּוּת עַצְמוֹ נִקְרָא בְּשֵׁם "אוֹר",
and the life force itself [its disclosure] is called "light."
“Light” (“op”) is an aspect of disclosure. Vessels and light together make up the Sefirot. They represent their finite and infinite aspects, respectively. Vessels limit infinite light to the extent that it is necessary so that finite in nature creations can receive it. Thus, the vessels at the same time hide the Divine light, and reveal it to the creatures. From the explanations of the current Lubavitcher Rebbe Schlit.
שֶׁכְּמוֹ שֶׁהַכְּלִי מְכַסֶּה עַל מַה שֶׁבְּתוֹכוֹ כָּךְ בְּחִינַת הַצִּמְצוּם מְכַסֶּה וּמַסְתִּיר הָאוֹר וְהַחַיּוּת הַשּׁוֹפֵעַ;
As a vessel hides what is in it, so the category of Restriction [“tsimtzum”] covers and hides the outpoured [“boss”, flow] light and vitality.
That the Divine light was not obvious.
וְהַכֵּלִים הֵן הֵן הָאוֹתִיּוֹת,
And vessels are [Divine] letters,
We are talking about the letters of the Ten utterances, or derivatives of them, which cause creatures to exist and endow them with life.
The first chapter of this part said that letters are a life force, that is, light. It also says that letters are vessels, that is, limiting the spread of life force (as investing thought in verbal form limits it). Vessels not only obscure the light, they are a special entity. Letters, the source of the world's diversity, do not arise by the nature of light, whose nature is simplicity and indivisibility, but because light passes through the vessels that bound it. So, having passed multicolor glasses, the light further gives colored lighting, which does not depend on the nature of the light itself. However, it already acts as a colored light. From the explanations of the current Lubavitcher Rebbe Schlit.
שֶׁשָּׁרְשָׁן ה 'אוֹתִיּוֹת מנצפ"ךְ,
and their root is the five [final] letters "meme" - "nun" - "tsadi" - "drink" - "cafe".
All these letters are double, they are called in abbreviation MenacPaH, they have their own special spelling at the end of words, the so-called. “Final letters”, “otiyot sophiyot”. The teachings of Kabbalah explain that they are the root of all letters. These letters complete the word, which is an act of restriction characteristic of the Gevura category. From the explanations of the current Lubavitcher Rebbe Schlit.
שֶׁהֵן ה 'גְּבוּרוֹת הַמְחַלְּקוֹת וּמַפְרִידוֹת הַהֶבֶל וְהַקּוֹל בְּה' מוֹצְאוֹת הַפֶּה לְהִתְהַוּוּת כ"ב אוֹתִיּוֹת
These are the five “obstructive forces” [vol. n “Five gvurot”], which divide and distribute breathing and voice in five ways of pronunciation, and this gives rise to twenty-two letters.
Just as it is in the material world, when, thanks to the five methods of sound extraction, the air exhaled by a person is divided into separate pronounced sounds of letters and words. Similarly, in spirituality from Above there is a concept of five gvurot, from which twenty-two Divine letters follow.
וְשֹׁרֶשׁ הַה 'גְּבוּרוֹת הוּא "בּוּצִינָא דְּקַרְדֹּונִיתָא",
The source of the five “obstructive [forces]” is Bucina de cardunita [“light from darkness”],
Kardunita - darkness and concealment (aram.). This category of darkness, which is higher than light, it is the internal essence (“pick up”) of the category Kether (Crown). Butcin de cardunite is light diminished and hidden in the process of compression (tsimtzum). This is the highest limiting force ("Gevura ilaa"), which determines the size and properties of each world, Sefira or creation. From the explanations of the current Lubavitcher Rebbe Schlit.
שֶׁהִיא גְּבוּרָה עִלָּאָה דְּ"עַתִּיק יוֹמִין ",
and this is the “Gevura ilaa” [highest Gevura] of the Atik Yomin category.
“Atik Yomin” (“Eternal”) is the category of the inner essence of Kether (Crown). This is the very beginning of emanation, but at the same time the lower stage of the emanating one. That is, at the highest levels, the life force and letters (Hesed and Gevurah) have the same root. From the explanations of the current Lubavitcher Rebbe Schlit.
וְשֹׁרֶשׁ הַחֲסָדִים הוּא גַּם כֵּן חֶסֶד דְּ"עַתִּיק יוֹמִין "כַּיָּדוּעַ לְיוֹדְעֵי חֵן:
And the source of the Hesed categories is also the Hesed of the Atik Yomin category, as it is known to those who are knowledgeable in secret [in the Teaching of Kabbalah].
Thus, since the compression and concealment of letters, as well as the disclosure of the Divine light and vitality, have a common root - in the category of Atik Yomin, the concealment is not really real, because if you rephrase the above rule: “You can’t cover yourself with yourself”. Therefore, it turns out that the power of Tzimtzum, which hides the creative Divine power, can only affect the “vision” of creations, so that they begin to feel like a created reality, but this does not affect the Higher worlds, God forbid! So, if we analyze the true, objective state of things, then the whole creation is completely dissolved in the global reality of its Source and does not have its own existence - the state of “bitul be-meziut”.
טו סיון
שער היחוד והאמונה
פרק ד '
[והנה בחי 'הצמצום והסתר החיות נקרא בשם כלים והחיות עצמו נקרא בשם אור שכמו שהכלי מכסה על מה ושבווווכךוכך כךכךוצוצוכך
GATE OF UNITY AND FAITH
Chapter Four
[וְהִנֵּה, בְּחִינַת הַצִּמְצוּם וְהַסְתֵּר הַחַיּוּת נִקְרָא בְּשֵׁם "כֵּלִים",
(The contraction and concealment of the life force is called "vessels",
“Vessels” (“Kelim”) in the terminology of Kabbalah
וְהַחַיּוּת עַצְמוֹ נִקְרָא בְּשֵׁם "אוֹר",
and the life force itself [its disclosure] is called "light."
“Light” (“op”) is an aspect of disclosure. Vessels and light together make up the Sefirot. They represent their finite and infinite aspects, respectively. Vessels limit infinite light to the extent that it is necessary so that finite in nature creations can receive it. Thus, the vessels at the same time hide the Divine light, and reveal it to the creatures. From the explanations of the current Lubavitcher Rebbe Schlit.
שֶׁכְּמוֹ שֶׁהַכְּלִי מְכַסֶּה עַל מַה שֶׁבְּתוֹכוֹ כָּךְ בְּחִינַת הַצִּמְצוּם מְכַסֶּה וּמַסְתִּיר הָאוֹר וְהַחַיּוּת הַשּׁוֹפֵעַ;
As a vessel hides what is in it, so the category of Restriction [“tsimtzum”] covers and hides the outpoured [“boss”, flow] light and vitality.
That the Divine light was not obvious.
וְהַכֵּלִים הֵן הֵן הָאוֹתִיּוֹת,
And vessels are [Divine] letters,
We are talking about the letters of the Ten utterances, or derivatives of them, which cause creatures to exist and endow them with life.
The first chapter of this part said that letters are a life force, that is, light. It also says that letters are vessels, that is, limiting the spread of life force (as investing thought in verbal form limits it). Vessels not only obscure the light, they are a special entity. Letters, the source of the world's diversity, do not arise by the nature of light, whose nature is simplicity and indivisibility, but because light passes through the vessels that bound it. So, having passed multicolor glasses, the light further gives colored lighting, which does not depend on the nature of the light itself. However, it already acts as a colored light. From the explanations of the current Lubavitcher Rebbe Schlit.
שֶׁשָּׁרְשָׁן ה 'אוֹתִיּוֹת מנצפ"ךְ,
and their root is the five [final] letters "meme" - "nun" - "tsadi" - "drink" - "cafe".
All these letters are double, they are called in abbreviation MenacPaH, they have their own special spelling at the end of words, the so-called. “Final letters”, “otiyot sophiyot”. The teachings of Kabbalah explain that they are the root of all letters. These letters complete the word, which is an act of restriction characteristic of the Gevura category. From the explanations of the current Lubavitcher Rebbe Schlit.
שֶׁהֵן ה 'גְּבוּרוֹת הַמְחַלְּקוֹת וּמַפְרִידוֹת הַהֶבֶל וְהַקּוֹל בְּה' מוֹצְאוֹת הַפֶּה לְהִתְהַוּוּת כ"ב אוֹתִיּוֹת
These are the five “obstructive forces” [vol. n “Five gvurot”], which divide and distribute breathing and voice in five ways of pronunciation, and this gives rise to twenty-two letters.
Just as it is in the material world, when, thanks to the five methods of sound extraction, the air exhaled by a person is divided into separate pronounced sounds of letters and words. Similarly, in spirituality from Above there is a concept of five gvurot, from which twenty-two Divine letters follow.
וְשֹׁרֶשׁ הַה 'גְּבוּרוֹת הוּא "בּוּצִינָא דְּקַרְדֹּונִיתָא",
The source of the five “obstructive [forces]” is Bucina de cardunita [“light from darkness”],
Kardunita - darkness and concealment (aram.). This category of darkness, which is higher than light, it is the internal essence (“pick up”) of the category Kether (Crown). Butcin de cardunite is light diminished and hidden in the process of compression (tsimtzum). This is the highest limiting force ("Gevura ilaa"), which determines the size and properties of each world, Sefira or creation. From the explanations of the current Lubavitcher Rebbe Schlit.
שֶׁהִיא גְּבוּרָה עִלָּאָה דְּ"עַתִּיק יוֹמִין ",
and this is the “Gevura ilaa” [highest Gevura] of the Atik Yomin category.
“Atik Yomin” (“Eternal”) is the category of the inner essence of Kether (Crown). This is the very beginning of emanation, but at the same time the lower stage of the emanating one. That is, at the highest levels, the life force and letters (Hesed and Gevurah) have the same root. From the explanations of the current Lubavitcher Rebbe Schlit.
וְשֹׁרֶשׁ הַחֲסָדִים הוּא גַּם כֵּן חֶסֶד דְּ"עַתִּיק יוֹמִין "כַּיָּדוּעַ לְיוֹדְעֵי חֵן:
And the source of the Hesed categories is also the Hesed of the Atik Yomin category, as it is known to those who are knowledgeable in secret [in the Teaching of Kabbalah].
Thus, since the compression and concealment of letters, as well as the disclosure of the Divine light and vitality, have a common root - in the category of Atik Yomin, the concealment is not really real, because if you rephrase the above rule: “You can’t cover yourself with yourself”. Therefore, it turns out that the power of Tzimtzum, which hides the creative Divine power, can only affect the “vision” of creations, so that they begin to feel like a created reality, but this does not affect the Higher worlds, God forbid! So, if we analyze the true, objective state of things, then the whole creation is completely dissolved in the global reality of its Source and does not have its own existence - the state of “bitul be-meziut”.
טו סיון
שער היחוד והאמונה
פרק ד '
[והנה בחי 'הצמצום והסתר החיות נקרא בשם כלים והחיות עצמו נקרא בשם אור שכמו שהכלי מכסה על מה ושבווווכךוכך כךכךוצוצוכך
У записи 3 лайков,
0 репостов,
196 просмотров.
0 репостов,
196 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский