Тания 8 Тамуза.
ВРАТА ЕДИНСТВА И ВЕРЫ
Глава одиннадцатая
אֲבָל בֶּאֱמֶת, בְּחִינַת אוֹתִיּוֹת הַדִּבּוּר שֶׁל מַעְלָה הִיא לְמַעְלָה מַעְלָה מִמַּדְרֵגַת וּמַהוּת חָכְמָה וְשֵׂכֶל הַנִּבְרָאִים,
Но на самом деле высшие буквы речи много и несравненно выше ступени и сути мудрости и разума творений.
В отличие от букв в человеке, которые относятся к категории неодушевленной природы («домем») и ниже разума,
שֶׁהֲרֵי בְּמַאֲמַר וְאוֹתִיּוֹת "נַעֲשֶׂה אָדָם בְּצַלְמֵנוּ וְגוֹ'" נִבְרָא הָאָדָם בַּעַל חָכְמָה וָשֵׂכֶל,
Ведь речением и буквами. «Сделаем человека по нашему образу и т. д.» был сотворен человек, обладавший мудростью и разумом;
Берейшит, 1:26. Этим подтверждается тот факт, что высшие буквы речи намного выше сотворенного разума. Поскольку из букв речи исходит мудрость и разум, следовательно сами намного его выше.
אוֹ אֲפִלּוּ בַּהֶבֶל הָעֶלְיוֹן לְבַד, כְּדִכְתִיב: "וַיִּפַּח בְּאַפָּיו נִשְׁמַת חַיִּים"
или даже только высшим дыханием [был он сотворен, а также его мудрость и разум], как написано: «И вдохнул в его ноздри душу жизни».
Берейшит, 2:7. Написано в книге «Зоар» об этой фразе: «Тот, кто с силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его и т. д.». Хотя нет у Него телесной формы, не дай Б-г нам подумать подобное, но Тора говорит языком людей. Есть, например, большое различие в нижнем человеке между дыханием, исходящим из уст речи, и тем, что. исходит при глубоком вздохе. В дыхание, выходящее при речи, облечена ничтожная доля силы и витальности, и это — внешняя часть живой души, что в нем. Но когда дыхание вырывается при выдохе из глубины, в него облечена сила и витальность глубоко внутренней части его живой души и т. д.
Точно так происходит и творение, хотя необходимо учесть бесконечную разницу при этом сравнении. Все небесное воинство и даже ангелы сотворены и получают жизнь и поддержание своего существования от внешней части жизнетворности и обилия, сообщаемых Бесконечным светом Эйн Соф, благословен Он, для оживления миров. Эта категория называется по аналогии «дыханием уст Его», как написано: «Дыханием уст Его [сотворены] все их [небес] воинства». И жизнетворность, облеченная в буквы Десяти речений (они же — сосуды и проистечения и т. д.,
[Поскольку здесь сказано «или ДАЖЕ только высшим дыханием», мы понимаем, что Алтер Ребе хочет подчеркнуть, что сотворение высшим дыханием более нижняя ступень нежели творение «речением и буквами». Однако в первой части Тании в начале второй главы сказано о творении по принципу «И вдохнул в его ноздри душу жизни», что это жизненность исходящая из Самой Сущности Б-жественного, из мысли и мудрости Его благословенного! Ответом на это может служить объяснение в Игерет а-Тшува, третьей части Тании, в четвертой главе: «Душа человека сначала произошла от внутренней части жизнетворности и обилия, сообщаемых Эйн Софом, благословен Он, как написано: "И вдохнул и т. д.". Но затем она спустилась в поступенном утаении также и через категорию букв в речении: "Сделаем человека и т. д.", чтобы облечься в тело в этом нижнем мире». То есть, ВНАЧАЛЕ происходит нисхождение света из сокровенных аспектов, а ЗАТЕМ УЖЕ спускается жизненность для облачения души в тело. — Примечание Любавичского Ребе Шлита].
וְאִם כֵּן הַדִּבּוּר וְהֶבֶל הָעֶלְיוֹן, הוּא מְקוֹר הַחָכְמָה וְהַשֵּׂכֶל שֶׁבְּנִשְׁמַת אָדָם הָרִאשׁוֹן, הַכּוֹלֶלֶת כָּל נִשְׁמוֹת הַצַּדִּיקִים, שֶׁהֵם גְּדוֹלִים מִמַּלְאֲכֵי הַשָּׁרֵת.
И значит, речение и высшее дыхание — источник мудрости и разума в душе первого человека, обобщающей в себе все души праведников, которые выше ангелов, служащих Ему [«малахей шарет»].
Шаар а-мицвот, Ки тецэ и др.; Шмот раба, 40:3. Ср. Ликутей Тора, Беар, стр. 81. Таким образом, если из речений и высшего дыхания возник человек, обладающий мудростью и разумом, значит в них также источник разума первого человека Адама. Значит также, что разум всех праведников, из душ которых слагается обобщающая душа первого человека, на ступень выше даже разума ангелов. Причем все это величие было сотворено из речи и высшего дыхания.
וְהַיְנוּ, לְפִי שֶׁאוֹתִיּוֹת דִּבּוּרוֹ יִתְבָּרֵךְ הֵן בְּחִינוֹת הַמְשָׁכוֹת כֹּחוֹת וְחַיּוּת מִמִּדּוֹתָיו יִתְבָּרֵךְ, הַמְּיֻחָדוֹת בְּמַהוּתוֹ וְעַצְמוּתוֹ בְּתַכְלִית הַיִּחוּד,
И причина [того, что высшие буквы несравненно выше души], в том, что буквы речи Его, благословенного, — это проистечения, силы и жизнетворность, [исходящие] от атрибутов Его, благословенного, единых с сутью и сущностью Его абсолютным единством,
שֶׁהוּא לְמַעְלָה מַעְלָה לְאֵין קֵץ מִמַּדְרֵגַת חָכְמָה שֶׁבַּנִּבְרָאִים.
которое неизмеримо и бесконечно выше уровня мудрости у творений.
וְלֹא נִקְרְאוּ בְּשֵׁם "אוֹתִיּוֹת" לְגַבֵּי הַנִּבְרָאִים,
И они не называются буквами по отношению к творениям,
Поэтому также буквы, нисходящие к аспекту мудрости и разума творений — то, что их называют буквами, «отийот», которые по определению ниже мудрости и разума, это не по отношению к творениям, поскольку, как уже было сказано, они бесконечно выше аспекта мудрости и разума.
אֶלָּא לְגַבֵּי מִדּוֹתָיו יִתְבָּרֵךְ בִּכְבוֹדָן וּבְעַצְמָן.
но только по отношению к самим Его атрибутам.
Они названы «буквами» поскольку они не больше, нежели буквы и раскрытия, исходящие из эмоциональных Б-жественных атрибутов «мидот».
וְהִנֵּה, הֵן עֶשְּׂרִים וְשְׁתַיִם מִינֵי הַמְשָׁכוֹת חַיּוּת וְכֹחוֹת שׁוֹנִים זֶה מִזֶּה, שֶׁבָּהֶן נִבְרְאוּ כָּל הָעוֹלָמוֹת עֶלְיוֹנִים וְתַחְתּוֹנִים וְכָל הַבְּרוּאִים שֶׁבְּתוֹכָם,
И вот это [высшие Б-жественные буквы] и есть двадцать два разных вида проистечении, жизнетворности и сил, которыми сотворены все миры, верхние и нижние, и все творения в них.
שֶׁכָּךְ עָלָה בִּרְצוֹנוֹ וְחָכְמָתוֹ יִתְבָּרֵךְ לִבְרֹא הָעוֹלָם בְּעֶשְּׂרִים וְשְׁתַיִם מִינֵי הַמְשָׁכוֹת שׁוֹנוֹת דַּוְקָא, לֹא פָּחוֹת וְלֹא יוֹתֵר.
Так зародилось в желании и мудрости Его, благословенного, — создать мир именно двадцатью двумя видами разных проистечении, не более и не менее,
וְהֵן הֵן עֶשְּׂרִים וְשְׁתַיִם אוֹתִיּוֹת הַקְּבוּעוֹת בְּפֶה וְלָשׁוֹן,
и это двадцать две буквы, укорененные в устах и в языке,
На письме букв больше (двадцать семь), так как буквы «мем», «нун», «цади», «пей» и «каф» имеют еще и конечный вариант.
כְּדִתְנַן בְּסֵפֶר יְצִירָה
как сказано в книге «Сефер Йецира»
Там объясняется то, как Всевышний установил буквы во рту и в языке. Сефер Йецира, 1:2, 2:2 и др.
[וּתְמוּנָתָן בִּכְתָב הִיא מוֹרָה עַל צִיּוּר הַהַמְשָׁכָה, כְּמֹו שֶׁיִּתְבָּאֵר לְקַמָּן]
(а их письменная форма показывает на формальный рисунок, как будет далее объяснено).
Письменная форма буквы установлена Торой и общепринята. Например, буква Вав — это Йуд сверху и линия продолженная из Йуд вниз. Эта форма указывает на характеристику нисхождения Б-жественного света специфичного для конкретной буквы.
שֶׁגַּם אוֹתִיּוֹת הַדִּבּוּר וְהַמַּחֲשָׁבָה שֶׁבְּנֶפֶשׁ הָאָדָם, הֵן הַמְשָׁכוֹת מֵהַשֵּׂכֶל וְהַמִּדּוֹת שֶׁבַּנֶּפֶשׁ, מִמַּהוּתָן וְעַצְמוּתָן, כְּמֹו שֶׁנִּתְבָּאֵר בְּמָקוֹם אַחֵר:
Ведь буквы речи и мысли в душе человека — также проистечения от разума и эмоций в душе, от их сути и сущности, как это объясняется в другом месте.
Как в душе человека, например, когда он произносит одно слово, сама эта речь — абсолютное ничто даже по отношению к его говорящей душе в целом, являющейся средним одеянием души, ее силой речи, способной говорить бесконечно и безгранично, а тем более по отношению к внутреннему одеянию души — мысли, от которой исходит речь, и она — ее жизненная сила, и нет нужды говорить, что это так же по отношению к сути и сущности души, ее десяти категориям Хабад и «мидот», от которых проистекли буквы этой мысли, облеченной в это слово во время его произнесения. Ибо мысль есть также категория букв, как и речь, но это буквы более духовные и тонкие. Десять же категорий, Хабад и «мидот» — корень и источник мысли, и в них еще нет категории букв до их облечения в одеяние мысли. Когда, например, появляется какая-нибудь любовь в сердце человека: до того, как она поднимается из сердца к мозгу, чтобы размышлять о ней, в ней еще нет категории букв, а лишь простое желание и жажда в сердце этой приятной для него вещи. А тем более до того, как появилась это прельщение той вещью в его сердце, она была лишь потенциально в его разуме – ему было известно о той вещи, что она прелестна, и приятна, и что стоит ее достичь. И лишь после того, как под влиянием разума в сердце его уже появилось прельщение, а затем снова поднялось из сердца к мозгу, чтобы размышлять о ней: как эту жажду осуществить, как достать эту пищу или изучить эту мудрость на самом деле, — вот тогда в его мозгу рождается категория букв.
ח' תמוז
שער היחוד והאמונה
פרק יא
אבל באמת בחי' אותיות הדבור של מעלה היא למעלה מעלה ממדרגות ומהות חכמה ושכל הנבראי' שהרי במאמר ואותיו' נעשה אדם בצלמינו וגו' נברא האדם בעל חכמה ושכל או אפי' בהבל העליון לבד כדכתי' ויפח באפיו נשמת חיים וא"כ הדבור והבל העליון הוא מקור החכמה והשכל שבנשמת אדם הראשון הכוללת כל נשמות הצדיקים שהם גדולים ממלאכי השרת והיינו לפי שאותיות דיבורו ית' הן בחי' המשכות כחות וחיות ממדותיו ית' המיוחדות במהותו ועצמותו בתכלית היחוד שהוא למעלה מעלה לאין קץ ממדרגת חכמה שבנבראים ולא נקראו בשם אותיות לגבי הנבראים אלא לגבי מדותיו ית' בכבודן ובעצמן והנה הן כ"ב מיני המשכות חיות וכחות שונים זה מזה שבהן נבראו כל העולמות עליונים ותחתונים וכל הברואים שבתוכם שכך עלה ברצונו וחכמתו ית' לברוא העולם בכ"ב מיני המשכות שונות דוקא לא פחות ולא יותר והן הן כ"ב אותיות הקבועות בפה ולשון כדתנן בס' יצירה [ותמונתן בכתב היא מורה על ציור ההמשכה כמ"ש לקמן] שגם אותיות הדבור והמחשבה שבנפש האדם הן המשכות מהשכל והמדו' שבנפש ממהותן ועצמותן כמ"ש במ"א:
ВРАТА ЕДИНСТВА И ВЕРЫ
Глава одиннадцатая
אֲבָל בֶּאֱמֶת, בְּחִינַת אוֹתִיּוֹת הַדִּבּוּר שֶׁל מַעְלָה הִיא לְמַעְלָה מַעְלָה מִמַּדְרֵגַת וּמַהוּת חָכְמָה וְשֵׂכֶל הַנִּבְרָאִים,
Но на самом деле высшие буквы речи много и несравненно выше ступени и сути мудрости и разума творений.
В отличие от букв в человеке, которые относятся к категории неодушевленной природы («домем») и ниже разума,
שֶׁהֲרֵי בְּמַאֲמַר וְאוֹתִיּוֹת "נַעֲשֶׂה אָדָם בְּצַלְמֵנוּ וְגוֹ'" נִבְרָא הָאָדָם בַּעַל חָכְמָה וָשֵׂכֶל,
Ведь речением и буквами. «Сделаем человека по нашему образу и т. д.» был сотворен человек, обладавший мудростью и разумом;
Берейшит, 1:26. Этим подтверждается тот факт, что высшие буквы речи намного выше сотворенного разума. Поскольку из букв речи исходит мудрость и разум, следовательно сами намного его выше.
אוֹ אֲפִלּוּ בַּהֶבֶל הָעֶלְיוֹן לְבַד, כְּדִכְתִיב: "וַיִּפַּח בְּאַפָּיו נִשְׁמַת חַיִּים"
или даже только высшим дыханием [был он сотворен, а также его мудрость и разум], как написано: «И вдохнул в его ноздри душу жизни».
Берейшит, 2:7. Написано в книге «Зоар» об этой фразе: «Тот, кто с силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его и т. д.». Хотя нет у Него телесной формы, не дай Б-г нам подумать подобное, но Тора говорит языком людей. Есть, например, большое различие в нижнем человеке между дыханием, исходящим из уст речи, и тем, что. исходит при глубоком вздохе. В дыхание, выходящее при речи, облечена ничтожная доля силы и витальности, и это — внешняя часть живой души, что в нем. Но когда дыхание вырывается при выдохе из глубины, в него облечена сила и витальность глубоко внутренней части его живой души и т. д.
Точно так происходит и творение, хотя необходимо учесть бесконечную разницу при этом сравнении. Все небесное воинство и даже ангелы сотворены и получают жизнь и поддержание своего существования от внешней части жизнетворности и обилия, сообщаемых Бесконечным светом Эйн Соф, благословен Он, для оживления миров. Эта категория называется по аналогии «дыханием уст Его», как написано: «Дыханием уст Его [сотворены] все их [небес] воинства». И жизнетворность, облеченная в буквы Десяти речений (они же — сосуды и проистечения и т. д.,
[Поскольку здесь сказано «или ДАЖЕ только высшим дыханием», мы понимаем, что Алтер Ребе хочет подчеркнуть, что сотворение высшим дыханием более нижняя ступень нежели творение «речением и буквами». Однако в первой части Тании в начале второй главы сказано о творении по принципу «И вдохнул в его ноздри душу жизни», что это жизненность исходящая из Самой Сущности Б-жественного, из мысли и мудрости Его благословенного! Ответом на это может служить объяснение в Игерет а-Тшува, третьей части Тании, в четвертой главе: «Душа человека сначала произошла от внутренней части жизнетворности и обилия, сообщаемых Эйн Софом, благословен Он, как написано: "И вдохнул и т. д.". Но затем она спустилась в поступенном утаении также и через категорию букв в речении: "Сделаем человека и т. д.", чтобы облечься в тело в этом нижнем мире». То есть, ВНАЧАЛЕ происходит нисхождение света из сокровенных аспектов, а ЗАТЕМ УЖЕ спускается жизненность для облачения души в тело. — Примечание Любавичского Ребе Шлита].
וְאִם כֵּן הַדִּבּוּר וְהֶבֶל הָעֶלְיוֹן, הוּא מְקוֹר הַחָכְמָה וְהַשֵּׂכֶל שֶׁבְּנִשְׁמַת אָדָם הָרִאשׁוֹן, הַכּוֹלֶלֶת כָּל נִשְׁמוֹת הַצַּדִּיקִים, שֶׁהֵם גְּדוֹלִים מִמַּלְאֲכֵי הַשָּׁרֵת.
И значит, речение и высшее дыхание — источник мудрости и разума в душе первого человека, обобщающей в себе все души праведников, которые выше ангелов, служащих Ему [«малахей шарет»].
Шаар а-мицвот, Ки тецэ и др.; Шмот раба, 40:3. Ср. Ликутей Тора, Беар, стр. 81. Таким образом, если из речений и высшего дыхания возник человек, обладающий мудростью и разумом, значит в них также источник разума первого человека Адама. Значит также, что разум всех праведников, из душ которых слагается обобщающая душа первого человека, на ступень выше даже разума ангелов. Причем все это величие было сотворено из речи и высшего дыхания.
וְהַיְנוּ, לְפִי שֶׁאוֹתִיּוֹת דִּבּוּרוֹ יִתְבָּרֵךְ הֵן בְּחִינוֹת הַמְשָׁכוֹת כֹּחוֹת וְחַיּוּת מִמִּדּוֹתָיו יִתְבָּרֵךְ, הַמְּיֻחָדוֹת בְּמַהוּתוֹ וְעַצְמוּתוֹ בְּתַכְלִית הַיִּחוּד,
И причина [того, что высшие буквы несравненно выше души], в том, что буквы речи Его, благословенного, — это проистечения, силы и жизнетворность, [исходящие] от атрибутов Его, благословенного, единых с сутью и сущностью Его абсолютным единством,
שֶׁהוּא לְמַעְלָה מַעְלָה לְאֵין קֵץ מִמַּדְרֵגַת חָכְמָה שֶׁבַּנִּבְרָאִים.
которое неизмеримо и бесконечно выше уровня мудрости у творений.
וְלֹא נִקְרְאוּ בְּשֵׁם "אוֹתִיּוֹת" לְגַבֵּי הַנִּבְרָאִים,
И они не называются буквами по отношению к творениям,
Поэтому также буквы, нисходящие к аспекту мудрости и разума творений — то, что их называют буквами, «отийот», которые по определению ниже мудрости и разума, это не по отношению к творениям, поскольку, как уже было сказано, они бесконечно выше аспекта мудрости и разума.
אֶלָּא לְגַבֵּי מִדּוֹתָיו יִתְבָּרֵךְ בִּכְבוֹדָן וּבְעַצְמָן.
но только по отношению к самим Его атрибутам.
Они названы «буквами» поскольку они не больше, нежели буквы и раскрытия, исходящие из эмоциональных Б-жественных атрибутов «мидот».
וְהִנֵּה, הֵן עֶשְּׂרִים וְשְׁתַיִם מִינֵי הַמְשָׁכוֹת חַיּוּת וְכֹחוֹת שׁוֹנִים זֶה מִזֶּה, שֶׁבָּהֶן נִבְרְאוּ כָּל הָעוֹלָמוֹת עֶלְיוֹנִים וְתַחְתּוֹנִים וְכָל הַבְּרוּאִים שֶׁבְּתוֹכָם,
И вот это [высшие Б-жественные буквы] и есть двадцать два разных вида проистечении, жизнетворности и сил, которыми сотворены все миры, верхние и нижние, и все творения в них.
שֶׁכָּךְ עָלָה בִּרְצוֹנוֹ וְחָכְמָתוֹ יִתְבָּרֵךְ לִבְרֹא הָעוֹלָם בְּעֶשְּׂרִים וְשְׁתַיִם מִינֵי הַמְשָׁכוֹת שׁוֹנוֹת דַּוְקָא, לֹא פָּחוֹת וְלֹא יוֹתֵר.
Так зародилось в желании и мудрости Его, благословенного, — создать мир именно двадцатью двумя видами разных проистечении, не более и не менее,
וְהֵן הֵן עֶשְּׂרִים וְשְׁתַיִם אוֹתִיּוֹת הַקְּבוּעוֹת בְּפֶה וְלָשׁוֹן,
и это двадцать две буквы, укорененные в устах и в языке,
На письме букв больше (двадцать семь), так как буквы «мем», «нун», «цади», «пей» и «каф» имеют еще и конечный вариант.
כְּדִתְנַן בְּסֵפֶר יְצִירָה
как сказано в книге «Сефер Йецира»
Там объясняется то, как Всевышний установил буквы во рту и в языке. Сефер Йецира, 1:2, 2:2 и др.
[וּתְמוּנָתָן בִּכְתָב הִיא מוֹרָה עַל צִיּוּר הַהַמְשָׁכָה, כְּמֹו שֶׁיִּתְבָּאֵר לְקַמָּן]
(а их письменная форма показывает на формальный рисунок, как будет далее объяснено).
Письменная форма буквы установлена Торой и общепринята. Например, буква Вав — это Йуд сверху и линия продолженная из Йуд вниз. Эта форма указывает на характеристику нисхождения Б-жественного света специфичного для конкретной буквы.
שֶׁגַּם אוֹתִיּוֹת הַדִּבּוּר וְהַמַּחֲשָׁבָה שֶׁבְּנֶפֶשׁ הָאָדָם, הֵן הַמְשָׁכוֹת מֵהַשֵּׂכֶל וְהַמִּדּוֹת שֶׁבַּנֶּפֶשׁ, מִמַּהוּתָן וְעַצְמוּתָן, כְּמֹו שֶׁנִּתְבָּאֵר בְּמָקוֹם אַחֵר:
Ведь буквы речи и мысли в душе человека — также проистечения от разума и эмоций в душе, от их сути и сущности, как это объясняется в другом месте.
Как в душе человека, например, когда он произносит одно слово, сама эта речь — абсолютное ничто даже по отношению к его говорящей душе в целом, являющейся средним одеянием души, ее силой речи, способной говорить бесконечно и безгранично, а тем более по отношению к внутреннему одеянию души — мысли, от которой исходит речь, и она — ее жизненная сила, и нет нужды говорить, что это так же по отношению к сути и сущности души, ее десяти категориям Хабад и «мидот», от которых проистекли буквы этой мысли, облеченной в это слово во время его произнесения. Ибо мысль есть также категория букв, как и речь, но это буквы более духовные и тонкие. Десять же категорий, Хабад и «мидот» — корень и источник мысли, и в них еще нет категории букв до их облечения в одеяние мысли. Когда, например, появляется какая-нибудь любовь в сердце человека: до того, как она поднимается из сердца к мозгу, чтобы размышлять о ней, в ней еще нет категории букв, а лишь простое желание и жажда в сердце этой приятной для него вещи. А тем более до того, как появилась это прельщение той вещью в его сердце, она была лишь потенциально в его разуме – ему было известно о той вещи, что она прелестна, и приятна, и что стоит ее достичь. И лишь после того, как под влиянием разума в сердце его уже появилось прельщение, а затем снова поднялось из сердца к мозгу, чтобы размышлять о ней: как эту жажду осуществить, как достать эту пищу или изучить эту мудрость на самом деле, — вот тогда в его мозгу рождается категория букв.
ח' תמוז
שער היחוד והאמונה
פרק יא
אבל באמת בחי' אותיות הדבור של מעלה היא למעלה מעלה ממדרגות ומהות חכמה ושכל הנבראי' שהרי במאמר ואותיו' נעשה אדם בצלמינו וגו' נברא האדם בעל חכמה ושכל או אפי' בהבל העליון לבד כדכתי' ויפח באפיו נשמת חיים וא"כ הדבור והבל העליון הוא מקור החכמה והשכל שבנשמת אדם הראשון הכוללת כל נשמות הצדיקים שהם גדולים ממלאכי השרת והיינו לפי שאותיות דיבורו ית' הן בחי' המשכות כחות וחיות ממדותיו ית' המיוחדות במהותו ועצמותו בתכלית היחוד שהוא למעלה מעלה לאין קץ ממדרגת חכמה שבנבראים ולא נקראו בשם אותיות לגבי הנבראים אלא לגבי מדותיו ית' בכבודן ובעצמן והנה הן כ"ב מיני המשכות חיות וכחות שונים זה מזה שבהן נבראו כל העולמות עליונים ותחתונים וכל הברואים שבתוכם שכך עלה ברצונו וחכמתו ית' לברוא העולם בכ"ב מיני המשכות שונות דוקא לא פחות ולא יותר והן הן כ"ב אותיות הקבועות בפה ולשון כדתנן בס' יצירה [ותמונתן בכתב היא מורה על ציור ההמשכה כמ"ש לקמן] שגם אותיות הדבור והמחשבה שבנפש האדם הן המשכות מהשכל והמדו' שבנפש ממהותן ועצמותן כמ"ש במ"א:
Tania 8 Tamuz.
GATE OF UNITY AND FAITH
Chapter eleven
אֲבָל בֶּאֱמֶת, בְּחִינַת אוֹתִיּוֹת הַדִּבּוּר שֶׁל מַעְלָה הִיא לְמַעְלָה מַעְלָה מִמַּדְרֵגַת וּמַהוּת חָכְמָה וְשֵׂכֶל הַנִּבְרָאִי
But in fact, the highest letters of speech are many and incomparably higher than the level and essence of the wisdom and reason of creation.
Unlike letters in a person that belong to the category of inanimate nature (“home”) and below the mind,
שֶׁהֲרֵי בְּמַאֲמַר וְאוֹתִיּוֹת "נַעֲשֶׂה אָדָם בְּצַלְמֵנוּ וְגוֹ '" נִבְרָא הָאָדָם בַּעַל חָכְמָה וָשֵׂכֶל,
After all, by speech and letters. “Let's make a man in our image, etc.” a man was created with wisdom and intelligence;
Bereishit, 1:26. This confirms the fact that the highest letters of speech are much higher than the created mind. Since wisdom and reason proceed from the letters of speech, therefore they themselves are much higher.
אוֹ אֲפִלּוּ בַּהֶבֶל הָעֶלְיוֹן לְבַד, כְּדִכְתִיב: "וַיִּפַּח בְּאַפָּיו נִשְׁמַת חַיִּים"
or even only with a higher breath [he was created, as well as his wisdom and mind], as it is written: "And he breathed into his nostrils the soul of life."
Bereishit, 2: 7. It is written in the Zohar about this phrase: “He who exhales air with force exhales it from the inside, etc.” Although He does not have a bodily form, God forbid us to think like that, but the Torah speaks in the language of people. There is, for example, a big difference in the lower person between the breath coming from the mouth of speech and that. comes with a deep sigh. An insignificant share of strength and vitality is clothed in the breath that comes out during speech, and this is the outer part of the living soul that is in it. But when the breath breaks out when exhaling from the depths, it is clothed with the strength and vitality of the deep inner part of its living soul, etc.
This is exactly the way creation also happens, although it is necessary to take into account the endless difference in this comparison. All the heavenly army and even the angels are created and receive life and the maintenance of their existence from the outer part of the vitality and abundance communicated by the Infinite Light of Ein Sof, blessed by Him, for the revitalization of the worlds. This category is called by analogy “the breath of His mouth”, as it is written: “By the breath of His mouth [all] of their host were created.” And vitality, clothed in the letters of the Ten utterances (they are also vessels and flows, etc.,
[As it says “or EVEN only with a higher breath”, we understand that Alter Rebbe wants to emphasize that the creation of the higher breath is a lower level than the creation of “speech and letters.” However, in the first part of Tania, at the beginning of the second chapter it is said about creation according to the principle “And breathed into his nostrils the soul of life”, that it is vitality emanating from the very essence of the Divine, from the thought and wisdom of His blessed! The answer to this can be explained in Igeret a-Tshuva, the third part of Tania, in the fourth chapter: “The soul of a person first came from the inside of the vitality and abundance communicated by Ein Sof, He is blessed, as it is written:“ And he breathed, etc. " But then she went down in the received concealment also through the category of letters in the sentence: “Let’s make a man, etc.” in order to put on a body in this lower world. ” That is, BEGINNING there is a descent of light from the innermost aspects, and THEN ALREADY descends vitality for the vestment of the soul in the body. - Note of the Lubavitcher Rebbe Schlit].
וְאִם כֵּן הַדִּבּוּר וְהֶבֶל הָעֶלְיוֹן, הוּא מְקוֹר הַחָכְמָה וְהַשֵּׂכֶל שֶׁבְּנִשְׁמַת אָדָם הָרִאשׁוֹן, הַכּוֹלֶלֶת כָּל נִשְׁמהֹת הַצַּדִּיקִיגְּדַשָּׁגְּדגְּדגְּדגְּדגְּדגְּדגְּדגְּדגְּד
And this means that speech and higher breath are the source of wisdom and reason in the soul of the first person, summarizing in itself all the souls of the righteous, which are higher than the angels serving Him [“the malachite rummages”].
Shaar a-mitzvot, Ki teze and others; The gear of a slave, 40: 3. Wed Likutey Torah, Bear, p. 81. Thus, if from a utterance and higher breath came a person who has wisdom and intelligence, then they also contain the source of the mind of the first person Adam. It also means that the mind of all the righteous, from the souls of which the generalizing soul of the first person is composed, is a step higher than even the mind of angels. Moreover, all this greatness was created from speech and higher breath.
וְהַיְנוּ, לְפִי שֶׁאוֹתִיּוֹת דִּבּוּרוֹ יִתְבָּרֵךְ הֵן בְּחִינוֹת הַמְשָׁכוֹת כֹּחוֹת וְחַיּוּת מִמִּדּוֹתָיווות
And the reason [that the highest letters are incomparably higher than the soul] is that the letters of His blessed speech are the flow, strength and vitality, [emanating] from His attributes, the blessed, one with the essence and essence of His absolute unity,
שֶׁהוּא לְמַעְלָה מַעְלָה לְאֵין קֵץ מִמַּדְרֵגַת חָכְמָה שֶׁבַּנִּבְרָאִים.
which is immeasurably and infinitely higher than the level of wisdom in creations.
וְלֹא נִקְרְאוּ בְּשֵׁם "אוֹתִיּוֹת" לְגַבֵּי הַנִּבְרָאִים,
And they are not called letters in relation to creations,
Therefore, also letters descending to the aspect of wisdom and reason of creation - that which they are called letters, otiyot, which by definition is lower than wisdom and reason, is not in relation to creations, because, as already mentioned, they are infinitely higher than the aspect of wisdom and reason.
אֶלָּא לְגַבֵּי מִדּוֹתָיו יִתְבָּרֵךְ
GATE OF UNITY AND FAITH
Chapter eleven
אֲבָל בֶּאֱמֶת, בְּחִינַת אוֹתִיּוֹת הַדִּבּוּר שֶׁל מַעְלָה הִיא לְמַעְלָה מַעְלָה מִמַּדְרֵגַת וּמַהוּת חָכְמָה וְשֵׂכֶל הַנִּבְרָאִי
But in fact, the highest letters of speech are many and incomparably higher than the level and essence of the wisdom and reason of creation.
Unlike letters in a person that belong to the category of inanimate nature (“home”) and below the mind,
שֶׁהֲרֵי בְּמַאֲמַר וְאוֹתִיּוֹת "נַעֲשֶׂה אָדָם בְּצַלְמֵנוּ וְגוֹ '" נִבְרָא הָאָדָם בַּעַל חָכְמָה וָשֵׂכֶל,
After all, by speech and letters. “Let's make a man in our image, etc.” a man was created with wisdom and intelligence;
Bereishit, 1:26. This confirms the fact that the highest letters of speech are much higher than the created mind. Since wisdom and reason proceed from the letters of speech, therefore they themselves are much higher.
אוֹ אֲפִלּוּ בַּהֶבֶל הָעֶלְיוֹן לְבַד, כְּדִכְתִיב: "וַיִּפַּח בְּאַפָּיו נִשְׁמַת חַיִּים"
or even only with a higher breath [he was created, as well as his wisdom and mind], as it is written: "And he breathed into his nostrils the soul of life."
Bereishit, 2: 7. It is written in the Zohar about this phrase: “He who exhales air with force exhales it from the inside, etc.” Although He does not have a bodily form, God forbid us to think like that, but the Torah speaks in the language of people. There is, for example, a big difference in the lower person between the breath coming from the mouth of speech and that. comes with a deep sigh. An insignificant share of strength and vitality is clothed in the breath that comes out during speech, and this is the outer part of the living soul that is in it. But when the breath breaks out when exhaling from the depths, it is clothed with the strength and vitality of the deep inner part of its living soul, etc.
This is exactly the way creation also happens, although it is necessary to take into account the endless difference in this comparison. All the heavenly army and even the angels are created and receive life and the maintenance of their existence from the outer part of the vitality and abundance communicated by the Infinite Light of Ein Sof, blessed by Him, for the revitalization of the worlds. This category is called by analogy “the breath of His mouth”, as it is written: “By the breath of His mouth [all] of their host were created.” And vitality, clothed in the letters of the Ten utterances (they are also vessels and flows, etc.,
[As it says “or EVEN only with a higher breath”, we understand that Alter Rebbe wants to emphasize that the creation of the higher breath is a lower level than the creation of “speech and letters.” However, in the first part of Tania, at the beginning of the second chapter it is said about creation according to the principle “And breathed into his nostrils the soul of life”, that it is vitality emanating from the very essence of the Divine, from the thought and wisdom of His blessed! The answer to this can be explained in Igeret a-Tshuva, the third part of Tania, in the fourth chapter: “The soul of a person first came from the inside of the vitality and abundance communicated by Ein Sof, He is blessed, as it is written:“ And he breathed, etc. " But then she went down in the received concealment also through the category of letters in the sentence: “Let’s make a man, etc.” in order to put on a body in this lower world. ” That is, BEGINNING there is a descent of light from the innermost aspects, and THEN ALREADY descends vitality for the vestment of the soul in the body. - Note of the Lubavitcher Rebbe Schlit].
וְאִם כֵּן הַדִּבּוּר וְהֶבֶל הָעֶלְיוֹן, הוּא מְקוֹר הַחָכְמָה וְהַשֵּׂכֶל שֶׁבְּנִשְׁמַת אָדָם הָרִאשׁוֹן, הַכּוֹלֶלֶת כָּל נִשְׁמהֹת הַצַּדִּיקִיגְּדַשָּׁגְּדגְּדגְּדגְּדגְּדגְּדגְּדגְּדגְּד
And this means that speech and higher breath are the source of wisdom and reason in the soul of the first person, summarizing in itself all the souls of the righteous, which are higher than the angels serving Him [“the malachite rummages”].
Shaar a-mitzvot, Ki teze and others; The gear of a slave, 40: 3. Wed Likutey Torah, Bear, p. 81. Thus, if from a utterance and higher breath came a person who has wisdom and intelligence, then they also contain the source of the mind of the first person Adam. It also means that the mind of all the righteous, from the souls of which the generalizing soul of the first person is composed, is a step higher than even the mind of angels. Moreover, all this greatness was created from speech and higher breath.
וְהַיְנוּ, לְפִי שֶׁאוֹתִיּוֹת דִּבּוּרוֹ יִתְבָּרֵךְ הֵן בְּחִינוֹת הַמְשָׁכוֹת כֹּחוֹת וְחַיּוּת מִמִּדּוֹתָיווות
And the reason [that the highest letters are incomparably higher than the soul] is that the letters of His blessed speech are the flow, strength and vitality, [emanating] from His attributes, the blessed, one with the essence and essence of His absolute unity,
שֶׁהוּא לְמַעְלָה מַעְלָה לְאֵין קֵץ מִמַּדְרֵגַת חָכְמָה שֶׁבַּנִּבְרָאִים.
which is immeasurably and infinitely higher than the level of wisdom in creations.
וְלֹא נִקְרְאוּ בְּשֵׁם "אוֹתִיּוֹת" לְגַבֵּי הַנִּבְרָאִים,
And they are not called letters in relation to creations,
Therefore, also letters descending to the aspect of wisdom and reason of creation - that which they are called letters, otiyot, which by definition is lower than wisdom and reason, is not in relation to creations, because, as already mentioned, they are infinitely higher than the aspect of wisdom and reason.
אֶלָּא לְגַבֵּי מִדּוֹתָיו יִתְבָּרֵךְ
У записи 7 лайков,
1 репостов,
304 просмотров.
1 репостов,
304 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский