Тания 7 Элула. Святое послание Глава двенадцатая וְהִנֵּה,...

Тания 7 Элула.

Святое послание

Глава двенадцатая

וְהִנֵּה, אִתְעָרוּתָא דִּלְעֵילָא, לְעוֹרֵר גִּלּוּי הֶאָרָה רַבָּה וְהַשְׁפָּעָה עֲצוּמָה הַנִּזְכָּר לְעֵיל, מֵאוֹר אֵין סֹוף בָּרוּךְ הוּא, לַעֲשׂוֹת שָׁלוֹם הַנִּזְכָּר לְעֵיל,

Активность человека в физическом мире побуждает Всевышнего, благословен Он, одарить миры ярким сиянием Своего света — Эйн Соф, [в котором отражена Его бесконечная сущность], и животворной энергией, изливающейся подобно могучему водному потоку с целью установить в мире [Бриа] гармонию, о которой говорилось выше.

הִיא בְּאִתְעָרוּתָא דִּלְתַתָּא, בְּמַעֲשֵׂה הַצְּדָקָה וְהַשְׁפָּעַת חַיִּים חֵן וָחֶסֶד וְרַחֲמִים לְמַאן דְּלֵית לֵיהּ מִגַּרְמֵיהּ כְּלוּם, וּלְהַחֲיוֹת רוּחַ שְׁפָלִים כוּ'.

Активность эту следует проявлять, помогая нуждающимся, наделяя их всем необходимым и относясь с любовью, сочувственно и милосердно к тем, у кого нет никакой собственности, — чтобы «поднять дух униженных».

По Йешаяу, 57:15. «Ибо так говорит Возвышенный и Превознесенный, Существующий вечно и Святой — имя Его: в месте высоком и священном обитаю Я, но с тем, кто сокрушен и смирен духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердце сокрушенных».

«Относясь с любовью, сочувственно и милосердно», «хен, хесед, рахамим» — выражение из молитвы Шмонэ Эсре, последнее благословение «Сим шалом».

Когда помогают нуждающимся, обеспечивают их необходимым для жизни, причем делают это так, чтобы эта заповедь включала в себя и «хен» («симпатию»), и «хесед» («добро»), и «рахамим» («милосердие»), т. е. чтобы цдака давалась с внутренним чувством, с благожелательностью, с желанием сделать приятное человеку, подбодрить его и поддержать, отвести от него дурные думы. Благодаря таким действиям человека внизу, он пробуждает Свыше влияние, исходящее из высшего и мощнейшего отсвета Бесконечности к высшим Б-жественным атрибутам «мидот», творит мир между ними и услаждает строгость Гвурот, посредством Хасадим.

Ниже объяснит Алтер Ребе аспект благотворительности «маасе цдака», о котором упоминалось в начале послания: « И делом справедливости («маасе цдака») станет мир, и служением справедливости («аводат цдака») — покой и безопасность вовеки». Каким образом он влияет на душу человека, на его служение Б-гу, войну со злом, которое является частью животной души.

Для исправления животной души, когда ее положительные качества отделяются от дурных, существует два пути:

Один — по принципу движения снизу вверх. Когда духовное служение человека заключается в том, что каждое эмоциональное качество Б-жественной души ведет войну с соответствующим ему качеством животной души, со своим антиподом, чтобы очистить его от зла. К примеру, святая любовь, присущая Б-жественной душе, исправляет качество страсти и вожделения, присущие животной душе. Трепетание перед величием Творца, присущее Б-жественной душе, исправляет дурные, низкопробные аспекты страха животной души. И тому подобное.

Второй путь — исправление по принципу движения сверху вниз. Происходит, когда человек привлекает к себе Свыше Б-жественный свет, тогда дурные качества животной души очищаются от зла сами собой.

Подобно тому очищению от зла, которое произойдет в мире в будущем, в эпоху Мошиаха. Это отделение добра от зла произойдет тогда под влиянием великого Б-жественного раскрытия, благодаря которому осуществится обещание: «и дух нечистоты сотру с земли». (Зхарья 13, 2). Так же и еврей в своем духовном служении может отделить добро от зла животной души. Сделать это по принципу сверху вниз: изучением Торы без всяких корыстных целей, но только во имя заповеди, что привлекает Свыше к человеку высокий Б-жественный свет. Благодаря этому свету, доброе начало в нем получает дополнительную силу и освобождается от зла.

Подобно этому происходит при исполнении заповеди о благотворительности. Деятельность «маасе цдака» привлекает к еврею раскрытие Б-жественного света в момент его молитвы, благодаря чему добро в нем усиливается и очищается от зла.

Обратимся сейчас непосредственно к словам Алтер Ребе:

וּמוּדַעַת זֹאת, מַה שֶׁאָמְרוּ רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה עַל הָעוֹסֵק בַּתּוֹרָה לִשְׁמָהּ: "מֵשִׂים שָׁלוֹם

Известно сказанное нашими учителями, благословенна их память: «Тот, кто бескорыстно занимается изучением Торы, устанавливает мир среди тех духовных творений, которые окружают Всевышнего в высших мирах, и среди тех созданий, которые окружают Его в мирах низших».

Вавилонский Талмуд, трактат Сангедрин, 99б.

בְּפָמַלְיָא שֶׁל מַעְלָה וּבְפָמַלְיָא שֶׁל מַטָּה", "פָּמַלְיָא שֶׁל מַעְלָה" הֵם הַשָּׂרִים וְהַמִּדּוֹת הַנִּזְכָּרוֹת לְעֵיל, שֶׁהֵן הַהֵיכָלוֹת עֶלְיוֹנִים בְּעוֹלָם הַבְּרִיאָה שֶׁבַּזֹּהַר הַקָּדֹושׁ,

Духовные творения, окружающие Создателя в высших мирах [«памалия шель мала», «высшая свита], — это ангелы [«сарим»], и в первую очередь, — Михаэль и Гавриэль, олицетворяющие стихии воды и огня и воплощающие в себе [соответствующие] свойства Творца в мире Бриа, как об этом говорилось выше; в святой книге «Зоар» они определяются как [собирательные духовные сущности — ] «дворцы».

Зоар, часть 2, стр. 245а. (см. комм. Ницоцей орот, там же).

Михаэль и Гавриэль — предводители («сарим») групп ангелов.

Дворец, «эйхаль» — символ духовного пространства. Хохма — первый проблеск еще не развившейся идеи, рожденной интеллектом. Эта идея не имеет еще «пространственных» характеристик, она подобна геометрической точке. Бина — это развитие идеи по трем измерениям пространства. Бина, развивая идею, рожденную в сфире Хохма, скрывает ее суть, внутреннее сияние, которое было ей присуще на уровне сфиры Хохма. Подобно человеку, углубившемуся в обдумывание какой-либо мысли, он, развивая ее, далеко уходит от первоначальной ее сущности, забывает суть дела и ему трудно вспомнить самое существенное в ней. Древние философы разошлись во мнениях, как определить понятие «пространство». Одни считали, что пространство — это внешняя сфера, которая окружает контуры тел и объектов, другие — что это место, занимаемое телами, и оно соответствует им самим. В духовных мирах «дворцы» («эйхалот») называются духовным пространством — согласно первому мнению. Пространством такого рода называется Б-жественный свет, который выше постижения отдельными духовными обитателями этих миров, оно слишком абстрактно и далеко от них. Затем Б-жественный свет ослабевает и разделяется в соответствии с возможностями восприятия этих духовных сущностей. Повелители Михаэль и Гавриэль — тоже некий духовный образ пространства, вмещающего в себя отдельных ангелов.

Таким образом, изучающий Тору ради нее самой, устанавливает мир между Б-жественными «мидот» Хесед и Гвура, в том виде, как они пребывают в области добра и святости. Мир этот выражается во взаимопроникновении их одна в другую и смягчении строгости Гвуры, посредством Хеседа.

וּ"פָמַלְיָא שֶׁל מַטָּה" הֵן הַהֵיכָלוֹת הַתַּחְתּוֹנִים, וּבִפְרָט עוֹלָם הַזֶּה הַשָּׁפָל הַמְּעֹרָב טוֹב וָרַע מֵחֵטְא אָדָם הָרִאשׁוֹן,

Создания, окружающие Его в низших мирах [«памалия шель мата»], — это собирательные духовные сущности [«эйхалот», «дворцы»], близкие к физическому миру, а также сам физический мир — нижний уровень мироздания, где добро смешано со злом со времен грехопадения первого человека [Адама].

Грех первого человека привел к переплетению добра и зла, когда одно без другого не существует.

וְהָרַע שׁוֹלֵט עַל הַטּוֹב, כְּמֹו שֶׁכָּתוּב: "אֲשֶׁר שָׁלַט הָאָדָם בָּאָדָם כוּ'",

И зло сильнее добра, как написано: «...Человек господствует над человеком...»;

По Коэлет, 8:9. «Все это видал я, принимая к сердцу своему все дела, что делаются под солнцем, когда человек властвует над человеком, во вред ему». Согласно внутреннему смыслу этой фразы имеется ввиду «верхний человек» («адам бе-леэйль») духовное понятие, относящееся к области скрывающей Б-жественный свет оболочки «клипа», который подчиняет себе «адама» святости, дабы причинять ему зло.

"וּלְאֹם מִלְּאֹם יֶאֱמָץ",

«...И [злое] царство Эйсава будет стараться победить царство Яакова...».

По Берейшит, 25:23. Так объясняет Раши пророчество, сказанное праматери Ривке, о двух ее детях в утробе Эйсаве и Яакове. «Два племени в чреве твоем: читаем «гоим», но написано «геим», т.е. исполненные достоинства. Это Антонин (римкий император, олицетворяющий народы Эйсава) и Раби (глава еврейского народа Раби Йеуда а-наси), со стола которых редис и латук не исчезали ни в жаркое, ни в дождливое время года. Об их тесном общении рассказывается в трактате Авода зара 11а. «И два народа («леом», нации — цартства по Раши) из утробы твоей расходятся»: от утробы они разобщены: один — к злодеянию своему, другой к благочестию своему. «И народ от народа крепнуть будет»: не будут они равно великими одновременно — когда один возвысится, другой падет. «И старшему служить младшему».

[Два близнеца, которых ты родишь, будут родоначальниками двух народов. Они будут враждовать друг с другом от самого рождения и старший будет служить младшему Это пророчество исполнилось, когда возникло мощное еврейское государство и Давид разбил идумеев, потомков Эдома-Эйсава].

Эти слова Торы подтверждают тезис, что иногда побеждает сторона святости, а иногда изнанка его.

וְכַנִּרְאֶה בְּחוּשׁ בְּאָדָם הַתַּחְתּוֹן, הַנִּקְרָא בְּשֵׁם "עוֹלָם קָטָן", שֶׁלִּפְעָמִים הַטּוֹב גּוֹבֵר וְלִפְעָמִים לְהֶפֶךְ חָס וְשָׁלוֹם.

Человек, названный «малый мир» [«олам катан»], может убедиться в этом на собственном опыте: иногда в его душе доминирует доброе начало, а иногда — наоборот (упаси нас от этого Б-г!);

Процессы, происходящие в человеческой душе, — отражение процессов, происходящих в макромире.

וְאֵין שָׁלוֹם בָּעוֹלָם עַד "עֵת קֵץ",

И не будет мира на земном шаре до наступления конца времен [эпохи Мошиаха],

Когда наступит конец злу.

שֶׁיִּתְבָּרֵר הַטּוֹב מֵהָרַע לִדָּבֵק בְּשָׁרְשׁוֹ וּמְקוֹרוֹ, מְקוֹר הַחַיִּים בָּרוּךְ הוּא,

когда добро отделится от зла, вновь вернется к своим корням, сольется со своим Источником [— Всевышним], дарующим жизнь, благословен Он.

וַאֲזַי "יִתְפָּרְדוּ כָּל פּוֹעֲלֵי אָוֶן",

И тогда «[постигнет] всех творящих беззакония — гибель»

По Теил
Tania 7 Elula.

Holy message

Chapter twelve

וְהִנֵּה, אִתְעָרוּתָא דִּלְעֵילָא, לְעוֹרֵר גִּלּוּי הֶאָרָה רַבָּה וְהַשְׁפָּעָה עֲצוּמָה הַנִּזְכָּר לְעֵיל, מֵאוֹר אֵין סֹוף ובָּלוֹ

The activity of man in the physical world induces the Almighty, He is blessed, to bestow the worlds with the bright radiance of His light - Ein Sof, [in which His infinite essence is reflected], and life-giving energy, pouring out like a mighty water stream in order to establish harmony in the world [Briah], oh which was mentioned above.

הִיא בְּאִתְעָרוּתָא דִּלְתַתָּא, בְּמַעֲשֵׂה הַצְּדָקָה וְהַשְׁפָּעַת חַיִּים חֵן וָחֶסֶד וְרַחֲמִים לְמַאן דְּלֵית לֵיהּ מִגַּרְמֵיהּ ּכְּּםווַחֲַחֲּםּםּחַ

This activity should be shown, helping those in need, endowing them with everything necessary and treating with love, compassionate and merciful to those who have no property - in order to “raise the spirit of the humiliated”.

According Yeshayu, 57:15. “For the Exalted and Exalted, the Eternal and the Holy, says His name: I dwell in a place of high and sacred, but with those who are broken and humble in spirit, to revive the spirit of the humble and to revive the heart of those who are broken.”

“Relating with love, compassion and mercy,” “hen, hesed, rakhamim” - an expression from the prayer of Shmona Esre, the last blessing of “Shem Shalom.”

When they help those in need, provide them with the necessities of life, and do so in such a way that this commandment includes “hen” (“sympathy”), and “hesed” (“kindness”), and “rahamim” (“mercy”) that is, that the tzedaka should be given with an inner feeling, with benevolence, with a desire to make a person pleasant, to cheer him up and support him, to ward off bad thoughts from him. Thanks to such actions of man below, he awakens from Above the influence emanating from the highest and most powerful reflection of Infinity to the higher Divine attributes of “middot”, creates peace between them and delights the severity of Gvurot through Hassadim.

Below Alter Rebbe will explain the charity aspect of the “maase tzdaka” charity mentioned at the beginning of the message: “Peace will be both a matter of justice (“ maase tzedaka ”) and peace and security forever (“ avodat tzdaka ”). How does it affect the soul of man, on his service to Gd, the war against evil, which is part of the animal soul.

To correct the animal soul, when its positive qualities are separated from the bad, there are two ways:

One is based on the principle of bottom-up movement. When a person’s spiritual ministry consists in the fact that each emotional quality of the Divine soul wages war with the corresponding quality of the animal soul, with its own antipode, in order to purify it from evil. For example, the holy love inherent in the Divine soul corrects the quality of passion and lust inherent in the animal soul. The trembling before the greatness of the Creator, inherent in the Divine soul, corrects the bad, low-grade aspects of the fear of the animal soul. Etc.

The second way is correction from the principle of movement from top to bottom. Occurs when a person attracts the Divine Light from Above, then the evil qualities of the animal soul are cleansed of evil by themselves.

Like the cleansing from evil that will happen in the world in the future, in the era of Moshiach. This separation of good from evil will then happen under the influence of the great Divine revelation, thanks to which the promise will be fulfilled: "I will wipe the spirit of impurity from the earth." (Zharya 13, 2). In the same way, a Jew in his spiritual ministry can separate the good from the evil of the animal soul. To do this according to the principle from top to bottom: by studying the Torah without any selfish goals, but only in the name of the commandment, which attracts from above to the person a high Divine light. Thanks to this light, the good beginning in it receives additional power and is freed from evil.

Similarly, this happens when the commandment of charity is fulfilled. The activity of the "maase tzdaka" attracts the disclosure of the Divine light to the Jew at the moment of his prayer, due to which the good in him is strengthened and purified from evil.

We turn now directly to the words of Alter Rebbe:

וּמוּדַעַת זֹאת, מַה שֶׁאָמְרוּ רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה עַל הָעוֹסֵק בַּתּוֹרָה לִשְׁמָהּ: "מֵשִׂים שָׁלוֹם

It is known by our teachers that their memory is blessed: “He who selflessly studies the Torah establishes peace among those spiritual creations that surround the Most High in the higher worlds, and among those creatures that surround Him in the lower worlds.”

Babylonian Talmud, Tractate Sangedrin, 99b.

בְּפָמַלְיָא שֶׁל מַעְלָה וּבְפָמַלְיָא שֶׁל מַטָּה "," פָּמַלְיָא שֶׁל מַעְלָה "הֵם הַשָּׂרִים וְהַמִּדּוֹת הַנִּזְכָּרוֹת לְעֵיל, שֶׁהֵןֵןוְת לַיל, שֶׁשֵֶׁןְַָ

The spiritual creations surrounding the Creator in the higher worlds [“Pamalia Shel Mala”, “the highest retinue] are the angels [“ Sarim ”], and first of all, Michael and Gabriel, personifying the elements of water and fire and embodying [corresponding ] the properties of the Creator in the world of Briah, as mentioned above; in the holy book The Zohar they are defined as [collective spiritual entities
У записи 5 лайков,
1 репостов,
300 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям