Тания 11 Элула. Святое послание Глава тринадцатая יג...

Тания 11 Элула.

Святое послание

Глава тринадцатая

יג "מַה רַב טוּבְךָ אֲשֶׁר צָפַנְתָּ לִירֵאֶיךָ וְגוֹ'".
«Как велико добро, которое Ты скрыл в тайниках Твоих...
По Теилим, 31:20. «Как велико добро Твое, которое Ты скрыл в тайниках для трепещущих пред Тобой; и все люди видели, как много хорошего сделал Ты нашедшим у Тебя убежище». В этом стихе есть некое противоречие: из первой его части, кончающейся словом «Тобой», следует, что награда за исполнение заповедей тем, «кто трепещет пред Тобой», скрыта в «тайниках» («цафанта»), а из второй части — что «все люди видели» эту награду («негед бней адам»). Алтер Ребе поясняет: служение Всевышнему (за которое следует вышеуказанное вознаграждение) подразделяется на две группы; в первой части стиха идет речь о награде для первой из них, для скрытого служения, в продолжении его — о награде для второй, где служение открыто для всех.
Обратимся непосредственно к словам Алтер Ребе:
הִנֵּה, בִּכְלָל עוֹבְדֵי ה' יֵשׁ שְׁתֵי בְּחִינוֹת וּמַדְרֵגוֹת חֲלוּקוֹת מִצַּד שֹׁרֶשׁ נִשְׁמָתָם לְמַעְלָה מִבְּחִינַת יָמִין וּשְׂמֹאל.
Все, кто служит Всевышнему, подразделяются на две группы, и у каждой из них — свой духовный корень в высших мирах. Корень одной — в тех свойствах Творца, символ которых — правая рука; другой — в тех Его свойствах, которые символизирует левая рука.
Служением Всевышнему — «овдей Ашем» — называется исполнение Торы и заповедей. Оно зависит от источника из которого происходит душа человека. Существуют души, которые относятся к правой стороне высших духовных категорий («йамин»), категория Хесед и также те, которые относятся к левой стороне («смоль»), категория Гвура.
דְּהַיְינוּ, שֶׁבְּחִינַת שְׂמֹאל הִיא מִדַּת הַצִּמְצוּם וְהַהֶסְתֵּר בַּעֲבוֹדַת ה',
Категория левой стороны — это качество сокращения «цимцум» и сокрытия «эстер» в служении Всевышнему.
Влияние последних на душу человека выражается в том, что он становится способен ограничивать свои порывы, стремится скрыть эмоции и не афиширует добрые дела, которые творит, служа Всевышнему.
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב: "וְהַצְנֵעַ לֶכֶת כוּ'"
Как написано [о подобной скрытности «эстер»]: «...И будь скромным, [идя по пути служения Б-гу твоему]»,
По Миха, 6:8. «С чем встречу Б-га, преклонюсь перед Б-гом Всевышним? Встречу ли Его жертвами всесожжения, тельцами однолетними? Угодны ли Б-гу тысячи овец и десятки тысяч потоков масла? Отдам ли я первенца своего за преступление свое? Плод чрева своего — за грех души своей? Сказано тебе, человек, что добро и что Б-г требует от тебя: только вершить правосудие, и любить милосердие, и скромно ходить пред Б-гом твоим («ицна лехет»)».
"בַּמִּסְתָּרִים תִּבְכֶּה כוּ'",
«...В укромном месте будет плакать [душа моя]...»,
По Ирмеяу, 13:17. «Воздайте славу Б-гу Всесильному вашему, пока еще не наступила тьма и пока еще ноги ваши не споткнулись на горах мрака; и будете вы надеяться на свет, а Он превратит его в тень смерти, обратит в густую тьму. Если же вы не послушаете этого, то будет душа моя плакать в укромном месте («ба-мистарим») из-за гордости; и слезы прольются из глаз моих, и глаза мои изойдут слезами, потому что взято в плен стадо Всевышнего.
"כָּל הָעוֹסֵק בַּתּוֹרָה בַּסֵּתֶר כוּ'".
«...[Хорошо поступает] тот, кто изучает Тору в месте, скрытом от глаз посторонних [«бе-сетер»]...».
Смотри Вавилонский Талмуд, трактат Моэд катан, 16б; Иерусалимский Талмуд, трактат Брахот. 4:1.
Автор привел три цитаты, указывающие на три аспекта служения Творцу, которые должны исполняться в скрытности («бе-сетер»): исполнение заповедей — намек на это содержится в первой цитате, «ицна лехет», т. к. заповеди называются «путями служения Б-гу»; молитва — указание на это содержится во второй цитате, «бе-мистарим»; изучение Торы — об этом говорится в третьей, «бе-сетер».
Ниже объяснит Алтер Ребе, что это приводит также к качествам сокращения «цимцум и ограничению «агбала».
וְהִנֵּה, מִמִּדָּה זוֹ נִמְשְׁכָה גַּם כֵּן בְּחִינַת הַצִּמְצוּם וְהַגְּבוּל בַּעֲבוֹדַת ה',
Влияние этого свойства [левой стороны] на душу человека проявляется и в том, что он начинает строго отмерять и ограничивать [в рамках предписаний Торы] все свои действия при исполнении воли Творца.
כְּמוֹ בִּצְדָקָה לִהְיוֹת נִדּוֹן בְּהֶשֵּׂג יָד,
Так, например, при оказании помощи нуждающимся следует «взвешивать свои материальные возможности»;
Об этом сказано в «Тур» и «Шульхан арух», раздел Йорэ деа, 247, в законах о Цдаке.
וְ"הַמְּבַזְבֵּז אַל יְבַזְבֵּז יוֹתֵר מֵחֹמֶשׁ",
а «тому, кто хочет быть щедрым [в добрых делах, все равно] не следует тратить [на это] больше пятой части, «хомеш», [своих доходов]».
Вавилонский Талмуд, трактат Ктубот, 50а.
Таким образом мы видим, что хотя с точки зрения закона, все сделано правильно, но тем не менее цдака, которую этот человек отдает на благотворительность и вся его помощь нуждающимся — ограничена.
וּכְהַאי גַּוְנָא בְּתַלְמוּד תֹּורָה וּשְׁאָרֵי מִצְוֹת דַּי לוֹ שֶׁיּוֹצֵא יְדֵי חֹובָתֹו מֵחִיּוּב מְפֹרָשׁ שֶׁחִיְּבַתּוּ הַתּוֹרָה בְּפֵרוּשׁ
То же верно в отношении исполнения других заповедей и изучения Торы: [скрытный человек, душа которого относится к левой категории] удовлетворяется тем, что пунктуально исполняет обязанности, явно возложенные на него Торой.
לִקְבֹּעַ עִתִּים כוּ'.
[Закон требует] установить время для изучения Торы...
Поэтому он изучает ее лишь в те часы, когда ему предписано это делать и не выходит за эти рамки.
Все эти ограничение, которыми он окружает свое исполнение заповедей изучение Торы связаны с тем, что его душа происходит из духовной категории «смоль», «левой стороны».
אַךְ בְּחִינַת יָמִין הִיא מִדַּת הַחֶסֶד וְהַהִתְפַּשְּׁטוּת בַּעֲבוֹדַת ה', בְּהִתְרַחֲבוּת בְּלִי צִמְצוּם וְהֶסְתֵּר כְּלָל,
Но свойства, символ которых — правая рука: безграничность «хесед» и широта «итпаштут» [стремление как можно полнее выявить свой духовный потенциал], — находят свое выражение в человеке тогда, когда он служит Всевышнему, проявляя всю широту своей натуры [«итрахавут»], ничем не ограничивая себя в этом [совершенно без «цимцум» и «эстер»],
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב: "וְאֶתְהַלְּכָה בָּרְחָבָה כוּ'",
как написано: «И пойду я широкой дорогой [«бе-рахава»], чтобы постичь смысл заповедей Твоих».
По Теилим, 119:45.
וּמִמֶּנָּה נִמְשָׁךְ גַּם כֵּן מַה שֶּׁאָמְרוּ רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה: "זְרֹק מָרָה בַּתַּלְמִידִים כוּ'".
Влияние этого свойства на душу того, кто преподает Тору, приводит к тому, что, передавая свои знания ученикам, он поступает по совету наших учителей, благословенна их память: «...Изливай желчь на учеников...».
Вавилонский Талмуд, трактат Ктубот, 103б. Вести себя по принципу «изливай желчь» свойственно человеку жесткому, строгому, относящемуся к категории Гвура и Цимцум — явно не тому, у кого широкая и добрая натура категории Хесед.
(צָרִיךְ עִיּוּן. וְנִרְאֶה שֶׁצָרִיךְ לִהְיֹות קֹדֶם אַךְ בְּחִינַת יָמִין כוּ')
Видимо, по вине переписчика предыдущая фраза — со слов «Влияние этого свойства...» и до слова «...учеников» — стоит не на месте и имеет отношение к свойствам, которые символизирует левая рука.
Примечание редакторов виленского издания.
В любом случае, мы увидели, что свойства категории «правой стороны» прямо противоположны укрывательству от посторонних глаз и строгой ограниченности, но подразумевают идти «широкой дорогой» в служении Всевышнему.
וְגַם בְּלִי צִמְצוּם וּגְבוּל כְּלָל,
И также ничем не ограничивая себя в этом
Не только подход такого человека к служению Всевышнему («офен авода») отличается широтой, но и само это служение («эцем авода») — совершенно без сжатости «цимцум» и ограниченности «гвуль».
וְאֵין מַעֲצוֹר לְרוּחַ נִדְבָתוֹ, בֵּין בִּצְדָקָה וּבֵין בְּתַלְמוּד תֹּורָה וּשְׁאָרֵי מִצְוֹת, וְלֹא דַּי לוֹ לָצֵאת יְדֵי חֹובָתֹו בִּלְבַד, אֶלָּא עַד בְּלִי דַּי כוּ':
Свойство это влияет и на отношение человека к изучению Торы и исполнению других заповедей: он не довольствуется строгим их соблюдением и не ограничивается тем, что пунктуально следует предписаниям Торы, но полностью проявляет свою добрую волю во всем, что касается помощи нуждающимся, не сдерживает свое стремление изучать Тору и исполнять заповеди; ему несвойственно формальное отношение ко всему этому, и он стремится совершить как можно больше добрых дел.
Мы рассмотрели разные способы и уровни в служении Всевышнему, которые возникают из различия в источниках душ Свыше — правая и левая категории.
וְהִנֵּה, כָּל אִישׁ יִשְׂרָאֵל צָרִיךְ לִהְיֹות כָּלוּל מִשְׁתֵי בְּחִינוֹת אֵלּוּ,
Каждому еврею следует сочетать в себе оба упомянутых выше качества,
Даже тот, чья душа проистекает из духовной категории «левой стороны» и Хесед, тем не менее должен развивать в себе качества «левой категории», Гвура. И наоборот.
וְאֵין לְךָ דָּבָר שֶׁאֵין לוֹ מָקוֹם.
[что вполне возможно,] ибо «нет такого явления, которое не могло бы иметь места».
Мишна, трактат Авот, 4:7. «Он (Бен Азай) часто повторял: «Ни к кому не относись с презрением и не считай невероятным любое развитие событий, ибо нет человека, час которого не наступит, и нет ничего, чему не нашлось бы места». Слова этой мишны также намекают нам на то, что как Хесед, так и Гвура имеют место и время для каждого человека, когда ими необходимо воспользоваться.
וְלָכֵן מָצִינוּ כַּמָּה דְּבָרִים מִקּוּלֵי בֵּית שַׁמַּאי וּמֵחוּמְרֵי בֵּית הִלֵּל,
[Сочетанием обоих свойств в человеческой душе] объясняется и тот факт, что целый ряд законов Торы школа Шамая интерпретировала более мягко, а школа Гилеля — более жестко, [хотя обычно было наоборот].
Смотри Мишна, трактат Эдуйот, 4, 5, Тания, часть 1, предисловие автора:
«Даже в законах о запрещенном и дозволенном, раскрытых нам и нашим потомкам, мы находим и видим совершенно крайние расхождения у мудрецов Мишны и Талмуда, однако и «те и другие мнения — слова Б-га живого». Форма множественного числа имени Элоким указывает на то, что Б-г — источник жизни душ еврейского народа, который подразделяется на три общие линии — правую, левую и среднюю, то есть на линию Хесед, линию Гвура и Тиферет. Те души, которые коренятся в линии Хесед, склонны к смягчению и облегчению решений и т. д., как известно. И тем более это должно быть
Tania 11 Elul.

Holy message

Chapter thirteen

יג "מַה רַב טוּבְךָ אֲשֶׁר צָפַנְתָּ לִירֵאֶיךָ וְגוֹ '".
“How great is the good that you hid in your hiding places ...
According to Theilim, 31:20. “How great is your good that you hid in hiding places for those who tremble before you; and all people saw how much good you did to find refuge with you. " There is some contradiction in this verse: from the first part, ending with the word “Thee,” it follows that the reward for fulfilling the commandments to those “who tremble before Thee” is hidden in the “recesses” (“zafanta”), and from the second part - that “all people saw” this reward (“unheard bnei adam”). Alter Rebbe explains: service to the Almighty (for which the above reward follows) is divided into two groups; in the first part of the verse we are talking about a reward for the first of them, for hidden ministry, in its continuation - about a reward for the second, where the ministry is open to all.
We turn directly to the words of Alter Rebbe:
הִנֵּה, בִּכְלָל עוֹבְדֵי ה 'יֵשׁ שְׁתֵי בְּחִינוֹת וּמַדְרֵגוֹת חֲלוּקוֹת מִצַּד שֹׁרֶשׁ נִשְׁמָתָם לְמַעְלָה מִבְּחִינַת יָמִין וּשְׂמֹאל.
All who serve the Almighty are divided into two groups, and each of them has its own spiritual root in the higher worlds. The root of one is in those properties of the Creator, the symbol of which is the right hand; the other is in His properties, which are symbolized by the left hand.
Serving the Almighty - "Odd Osh" - is called the fulfillment of the Torah and the commandments. It depends on the source from which the human soul originates. There are souls that belong to the right side of the higher spiritual categories (“yamin”), the Hesed category, and also those that belong to the left side (“tar”), the Gevura category.
דְּהַיְינוּ, שֶׁבְּחִינַת שְׂמֹאל הִיא מִדַּת הַצִּמְצוּם וְהַהֶסְתֵּר בַּעֲבוֹדַת ה ',
The category of the left side is the quality of the abbreviation “tzimtzum” and the concealment of “ester” in the service of the Almighty.
The influence of the latter on the soul of a person is expressed in the fact that he becomes able to limit his impulses, seeks to hide emotions and does not advertise the good deeds that he does while serving the Almighty.
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב: "וְהַצְנֵעַ לֶכֶת כוּ '"
As it is written [about such secrecy of the “Esther”]: “... And be humble, [following the path of service to your Gd]],”
According to Micah, 6: 8. “What will Gd meet, bow to Gd the Almighty?” Will I meet him with burnt offerings, annual bodies? Is Gd good for thousands of sheep and tens of thousands of streams of oil? Will I give my firstborn for my crime? The fruit of his womb - for the sin of his soul? It has been told to you, man, that goodness and what Gd requires of you: only to administer justice, and to love mercy, and to walk modestly before thy Gd ("itna lechet"). "
"בַּמִּסְתָּרִים תִּבְכֶּה כוּ '",
"... [My soul] will cry in a secluded place ...",
According to Irmeyau, 13:17. “Give glory to Gd your Almighty, until darkness has come and your feet have not yet stumbled in the mountains of darkness; and you will hope for the light, and He will turn it into a shadow of death, turn into thick darkness. If you do not listen to this, then my soul will cry in a secluded place (“ba-mystarim”) because of pride; and tears will be shed from my eyes, and my eyes will go forth with tears, because the flock of the Most High was taken captive.
"כָּל הָעוֹסֵק בַּתּוֹרָה בַּסֵּתֶר כוּ '".
"... [Well done] one who studies the Torah in a place hidden from the eyes of strangers [" be-seter]] ... ".
See the Babylonian Talmud, Moed Katan, 16b; Jerusalem Talmud, tract of Brahot. 4: 1.
The author cited three quotes pointing to three aspects of the ministry of the Creator, which should be performed in secrecy (“be-seter”): the fulfillment of the commandments - a hint of this is contained in the first quote, “itna lekhet”, because the commandments are called “the ways of service Gd ”; prayer - an indication of this is contained in the second quotation, “be-mystarim”; the study of the Torah - this is stated in the third, "Be-Seter."
Alter Rebbe will explain below that this also leads to the qualities of the Zimzum abbreviation and the limitation of Agbala.
וְהִנֵּה, מִמִּדָּה זוֹ נִמְשְׁכָה גַּם כֵּן בְּחִינַת הַצִּמְצוּם וְהַגְּבוּל בַּעֲבוֹדַת ה ',
The influence of this property [of the left side] on a person’s soul is also manifested in the fact that he begins to strictly measure and limit [within the framework of the Torah’s instructions] all his actions when fulfilling the will of the Creator.
כְּמוֹ בִּצְדָקָה לִהְיוֹת נִדּוֹן בְּהֶשֵּׂג יָד,
So, for example, in providing assistance to those in need, one should “weigh their material capabilities”;
This is stated in the “Tour” and “Shulchan Aruch”, section Yore dea, 247, in the laws on Tsedak.
וְ"הַמְּבַזְבֵּז אַל יְבַזְבֵּז יוֹתֵר מֵחֹמֶשׁ ",
and "whoever wants to be generous [in good deeds, anyway] should not spend [more on this] more than a fifth," homesh, "[his income]."
Babylonian Talmud, treatise Ktubot, 50a.
Thus, we see that although from the point of view of the law, everything is done correctly, but nevertheless, the price that this person gives to charity and all his help to those in need is limited.
וּכְהַאי גַּוְנָא בְּתַלְמוּד תֹּורָה וּשְׁאָרֵי מִצְוֹת דַּי לוֹ שֶׁיּוֹצֵא יְדֵי חֹובָתֹו מֵחִיּוּב מְפֹרָשׁ שֶׁחִיְּבַתּוּ הַתּוֹרָה
The same is true for fulfilling other commandments and learning
У записи 9 лайков,
0 репостов,
307 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям