Продолжение Тании: Человека нельзя заставить любить, он не...

Продолжение Тании:

Человека нельзя заставить любить, он не властен над своими чувствами. Он может предаться размышлениям о Всевышнем и Его величии, однако это лишь необходимое условие для пробуждения в себе чувства любви к Нему, но недостаточное. Интеллектуальные размышления могут пробудить в нем любовь, приводящую только к исполнению заповедей, и это — желание, сокрытое в тайниках сердца, хотя оно и не проявляется в человеке явно, подобно ощутимой любви, пылающей, как раскаленные угли. Погрузиться в такие мысли по силам каждому, у кого есть голова на плечах. Ибо мозгом своим каждый владеет и может с его помощью размышлять, сколько пожелает. Когда же он погрузит свои мысли в величие Творца, он неизбежно породит в своем разуме по крайней мере такую любовь, выражающуюся в страстном стремлении соединиться с Ним, через исполнение заповедей и изучение Торы. Смотри об этом подробно в семнадцатой главе Ликутей амарим.
Итак, хотя эта любовь-жажда и не нуждается в том, чтобы ее нужно было удостаиваться Свыше, поскольку в сущности она хотя и в сокрытом виде, но присутствует в каждом из народа Израиля, а раскрытие ее зависит от духовного служения человека и от того, насколько он погружает свой разум в Б-жественные аспекты. Тем не менее даже об этой любви молятся Всевышнему, чтобы он помог раскрыть ее в нас и освободить из заточения во мрак Изгнания.
[Это последнее замечание Алтер Ребе обязан был внести сюда, чтобы снять противоречие с тем, что сказано в четвертом послании. Там мы выучили, что это раскрытие происходит не в силу интеллектуальных размышлений, но благодаря молитве и благотворительной деятельности. Теперь мы видим, что духовное служение, описанное в этом послании, также связано с благотворительной деятельностью. Примечание Любавичского Ребе Шлита].
וְשֶׁיִּהְיֶה הַלֵּב מָלֵא מִמֶּנָּה לְבַדָּהּ, וְלֹא תִּכָּנֵס צָרָתָהּ בְּבֵיתָהּ
Чтобы Всевышний наполнил наши сердца только лишь любовью к Себе и «Да не придет в ее дом соперница».
О жене-сопернице написано в примечаниях Раши к Берейшит, 30:3. И увидела Рахель, что она не родила Яакову, и позавидовала Рахель сестре своей, и сказала Яакову: дай мне детей; а если нет, я умираю. И возгорелся гнев Яакова на Рахель, и он сказал: разве я на месте Б-га, лишившего тебя плода чрева? И она сказала: вот служанка моя, Била; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы также и я имела детей через нее. И она дала ему Билу, рабыню свою, в жену; и вошел к ней Яаков. И зачала Била, и родила Яакову сына. И сказала Рахель: судил меня Б-г, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя Дан. Спрашивается в объяснениях Раши: «...Чтобы также и я имела детей через нее». Что означает «также»? Сказала ему: «У твоего деда Авраама были дети от Агарь, но он вступился за Сару». Сказал ей в ответ: «Моя бабушка ввела жену-соперницу («цара») в свой дом». Сказала ему Рахель: «Если за этим дело, то вот моя рабыня... И буду иметь детей также и я, как Сара» (смотри Берейшит 16, 2-3).
Если у человека одновременно две жены, то на языке Талмуда каждая из них определяется по отношению к другой как «цара» — буквально «беда». Поэтому многоженство не считается в иудаизме положительным явлением. Смотри Мишна, трактат «Пиркей Авот», 2:7. Там сказано о таких излишествах: «Он (Рабан Гамлиэль, сын раби Йеуды а-Наси) часто повторял: «Чем больше мяса [на костях человека] — тем больше гнили [будет в его могиле]; чем больше имущества — тем больше забот; чем больше жен — тем больше колдовства; чем больше рабынь — тем больше разврата; чем больше рабов — тем больше воровства; чем больше [занимаются] Торой — тем больше [смысла в] жизни и так далее...» Почему он сказал «чем больше жен — тем больше колдовства»? Потому что, чтобы добиться расположения понравившейся ему женщины, человек, не умеющий сдерживать свою страсть, готов прибегнуть даже к помощи гадалок и колдунов. (Тиферет Исраэль).
В последующие времена полегамия была (временно) запрещена законоучителями. Человеку трудно разделить свою любовь между двумя женщинами, а в духовной сфере это вообще невозможно, о чем и говорит здесь Алтер Ребе. В сердце не должна пребывать никакая другая любовь и страсть, которые противоречат любви к Всевышнему. Эта «соперница» —
שֶׁהִיא תַּאֲוַת עוֹלָם הַזֶּה,
Она жажда плотских наслаждений этого мира [«таавот олам а-зе»]
Такая страсть должна пребывать в человеке в качестве равноправной жены, поскольку страстное вожделение преуменьшает любовь к Всевышнему.
רַק שֶׁתִּהְיֶה הִיא עֲקֶרֶת הַבַּיִת
Пусть она, [любовь ко Всевышнему], будет единственной хозяйкой [«акерет а-байт»],
Чтобы только она могла распоряжаться в сердце человека.
לִמְשֹׁל בְּצָרָתָהּ וּלְגָרְשָׁהּ הַחוּצָה מִמַּחֲשָׁבָה דִבּוּר וּמַעֲשֶׂה עַל כָּל פָּנִים,
Подчинить себе свою соперницу и оградить от ее влияния по крайней мере мысли, слова и поступки человека, вытеснив ее вон.
הֲגַם שֶׁלֹּא יוּכַל לְשַׁלְּחָהּ לְגַמְרֵי מִלִּבּוֹ,
И хотя невозможно окончательно изгнать [«вторую жену»] из сердца,
Невозможно, чтобы в сердце не было вообще никакого вожделения, ведь мы говорим о любви «средних» людей, «бейноним». У них в сердце присутствует страсть животной души, просто они не позволяют ей подниматься к мыслям, речи и поступкам. Средний — это тот, в ком зло присутствует в сердце, но никогда не усиливается настолько, чтобы установить свой контроль над телом и привести к греху. А именно: три одеяния животной души — мысль, речь и действие со стороны «клипа» — никогда не берут в нем верх над Б-жественной душой так, чтобы они могли облечься в тело, мозг и органы речи и во все остальные 248 членов, привести их к греху и осквернить их, сохрани Б-г. В тело облекаются только три одеяния Б-жественной души — мысль, речь и действие в сфере 613 заповедей Торы. «Средний» никогда в своей жизни не совершил греха и никогда не совершит.
עַל כָּל פָּנִים תִּהְיֶה הִיא מֻסְתֶּרֶת בבְּחִינַת גָּלוּת וְעַבְדוּת לַעֲקֶרֶת הַבַּיִת גְּבִרְתָּהּ,
[любовь к Творцу все же] в состоянии подчинить ее себе и мешать ей проявляться, заставляя пребывать ее в состоянии духовного изгнания [«галут»] и рабского подчинения [«авдут»] хозяйке дома, ее повелительнице.
Вместо того, чтобы любовь к Б-гу была «месутерет» («сокрыта») в глубинах сердца и пребывала в состоянии изгнания среди «клипот», — животная страсть плотских наслаждения в человеке будет в состоянии сокрытия и изгнания.
לְהִשְׁתַּמֵּשׁ בָּהּ לִדְבָרִים הֶכְרֵחִים לָהּ לְבַד, כַּאֲכִילָה וּשְׁתִיָּה,
[и телесные инстинкты человека] будут направлены лишь на удовлетворение необходимых потребностей его тела, таких как еда и питье,
Чтобы Б-жественная душа могла пребывать внутри тела и исполнять через него Тору и заповеди, необходимо человеку есть и пить. Таким образом, исполняя желания Б-жественной души, лежащие в сфере материального мира, человек исполняет желания Б-жественной души в сфере Торы и духовного служения.
כְּדִכְתִיב: "בְּכָל דְּרָכֶיךָ דָּעֵהוּ":
как написано: «На всех путях своих познавай Его...».
По Мишлей, 3:6; Смотри Рамбам, Мишне Тора, книга Мада, Законы об отношении к повседневному, 3. Необходимо во всех своих повседневных делах физического мира быть связанным со Всевышним. Познавание Всевышнего — сфира Даат — обозначает связь с объектом. Получается, что Б-жественная душа использует желания животной души для того, чтобы «познавать» — быть связанной с Б-гом.
Continuation of Tania:

Man cannot be forced to love; he is not in control of his feelings. He may indulge in thoughts of the Supreme and His greatness, but this is only a necessary condition for awakening in himself a feeling of love for Him, but not enough. Intellectual thoughts can arouse in him love, which leads only to the fulfillment of the commandments, and this is a desire hidden in the recesses of the heart, although it does not manifest itself in a person explicitly, like tangible love burning like hot coals. Immersed in such thoughts is within the power of everyone who has a head on their shoulders. For everyone owns their own brain and can use it to think as much as they wish. When he plunges his thoughts into the greatness of the Creator, he will inevitably generate in his mind at least such love, expressed in a passionate desire to connect with Him, through the fulfillment of the commandments and the study of the Torah. See this in detail in the seventeenth chapter of Likutei amarim.
So, although this thirsty love does not need to be redeemed from Above, since in essence it is, although in a hidden form, present in each of the people of Israel, and its disclosure depends on the spiritual ministry of man and on how much he immerses his mind in the divine aspects. Nevertheless, even this love is prayed to the Almighty to help reveal it in us and free it from imprisonment in the darkness of the Exile.
[This last remark Alter Rebbe was obliged to make here to remove the contradiction with what is said in the fourth message. There we learned that this disclosure is not due to intellectual thought, but through prayer and charity. Now we see that the spiritual ministry described in this epistle is also associated with charitable activities. Note of the Lubavitcher Rebbe Schlit].
וְשֶׁיִּהְיֶה הַלֵּב מָלֵא מִמֶּנָּה לְבַדָּהּ, וְלֹא תִּכָּנֵס צָרָתָהּ בְּבֵיתָהּ
So that the Almighty would fill our hearts only with love for Himself and "May a rival not come to her house."
About the rival wife is written in Rashi's notes on Bereishit, 30: 3. And she saw Rachel that she had not given birth to Jacob, and envied Rachel her sister, and said to Jacob: give me children; and if not, I am dying. And Jacob's anger was kindled against Rachel, and he said: Am I in the place of Gd, who has deprived you of the fruit of the womb? And she said: Behold my servant, Beela; enter her; may she bear my knees, so that I also have children through her. And she gave him Bill, her slave, to his wife; and Jacob came in to her. And Beale conceived, and bore Jacob a son. And Rachel said: Gd judged me, and he heard my voice, and gave me a son. Therefore, she called him the name Dan. It is asked in Rashi's explanations: "... so that I also have children through her." What does “also” mean? She told him: "Your grandfather Abraham had children from Hagar, but he stood up for Sarah." He told her in reply: “My grandmother brought her rival wife (the“ king ”) into her house.” Rachel told him: “If this is the case, then here is my slave ... And I will have children as I am, like Sarah” (see Bereishit 16, 2-3).
If a person has two wives at the same time, then in the language of the Talmud, each of them is defined in relation to the other as “king” - literally “trouble”. Therefore, polygamy is not considered a positive phenomenon in Judaism. See Mishnah, Pirkey Avot, 2: 7. It says of such excesses: “He (Raban Gamliel, the son of Rabbi Yehuda a-Nasi) often repeated:“ The more meat [on the bones of a person] - the more rot [will be in his grave]; the more property - the more worries; the more wives - the more witchcraft; the more slaves - the more debauchery; the more slaves, the more theft; the more [they engage] in the Torah - the more [meaning in] life and so on ... "Why did he say" the more wives - the more witchcraft "? Because, in order to achieve the disposition of the woman he liked, a person who does not know how to restrain his passion is ready to resort even to the help of fortunetellers and sorcerers. (Tipheret Israel).
In subsequent times, leggamy was (temporarily) prohibited by law teachers. It is difficult for a man to share his love between two women, and in the spiritual sphere this is generally impossible, as Alter Rebbe speaks here. No other love and passion should be in the heart, which contradict the love of the Almighty. This rival
שֶׁהִיא תַּאֲוַת עוֹלָם הַזֶּה,
She is the thirst for the carnal pleasures of this world ["taavot olam aze"]
Such a passion should remain in a person as an equal wife, since passionate desire minimizes love for the Almighty.
רַק שֶׁתִּהְיֶה הִיא עֲקֶרֶת הַבַּיִת
May she, [love of the Almighty], be the only mistress [“akeret a-byte”],
So that only she could dispose in the heart of man.
לִמְשֹׁל בְּצָרָתָהּ וּלְגָרְשָׁהּ הַחוּצָה מִמַּחֲשָׁבָה דִבּוּר וּמַעֲשֶׂה עַל כָּל פָּנִים,
Subjugate your rival to yourself and protect at least the thoughts, words and actions of a person from her influence, displacing her out.
הֲגַם שֶׁלֹּא יוּכַל לְשַׁלְּחָהּ לְגַמְרֵי מִלִּבּוֹ,
And although it’s impossible to permanently expel [the “second wife”] from the heart,
It’s impossible that there would be no heart at all
У записи 6 лайков,
1 репостов,
258 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям