Тания 23 Хешвана. Святое послание Глава тридцатая Вступление....

Тания 23 Хешвана.

Святое послание

Глава тридцатая

Вступление.
В этом послании Алтер Ребе призывает тех, кто в минувшем году дали деньги на нужды Святой Земли, не уменьшать (по разным причинам) суммы нынешнего взноса.
ל. מוּדַעַת זֹאת מַה שֶּׁאָמְרוּ רַזַ"ל: "כָּל הָרָגִיל לָבֹא לְבֵית חַכְּנֶסֶת וְיוֹם אֶחָד לֹא בָּא הַקָּדֹושׁ בָּרוּךְ הוּא שׁוֹאֵל עָלָיו,
Известны слова наших учителей, [приведенные в Талмуде], о каждом, кто регулярно посещает синагогу, но однажды не явился туда: святой Творец, благословен Он, спрашивает с него.
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 6а. Цитата приводится Алтер Ребе с небольшими изменениями. Причина этого еще требует выяснения: либо Алтер Ребе имеет другую правильную версию этого фрагмента Талмуда, либо пересказывает суть цитаты своими словами.
שֶׁנֶּאֱמַר: מִי בָכֶם יְרֵא ה' וְכוּ".
Об этом сказано: «Кто среди вас, трепещущих пред Б-гом...».
По Йешаяу, 50:10. Здесь Алтер Ребе обрывает цитату. В продолжении ее сказано: «...прислушивающихся к гласу [пророка,] Его раба, пошел туда, где [царит] мрак и не [найти ему] света? Пусть надеется на Б-га — и обретет опору в Б-ге своем». В Талмуде она приводится целиком. Согласно комментаторам книги Йешаяу и Талмуда, слова «пошел туда, где [царит] мрак» означают, что человек находится в затруднительном положении и поэтому не смог прийти в синагогу. Все же, несмотря на тяжелые обстоятельства, «пусть надеется на Б-га» и придет в дом молитвы.
Эти слова пророка можно отнести и к нашей ситуации.
וְכֵן בְּכָל הַמִּצְוֹת,
Это справедливо и в отношении всех других заповедей.
В случае если человек по какой-либо причине прекращает исполнять некое доброе дело, к которому был всегда привычен.
וּבִפְרָט מִצְוַת הַצְּדָקָה שֶׁשְּׁקוּלָה כְּנֶגֶד כָּל הַמִּצְוֹת.
В частности в заповеди помогать нуждающимся, которая важнее всех остальных, вместе взятых.
Вавилонский Талмуд, трактат Бава батра, 9б; Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1. Следовательно заповедь Цдака важнее также необходимости молитвы в синагоге в миньяне (в присутствии десяти евреев).
הֲגַם שֶׁהִיא בְּלִי נֶדֶר חָס וְשָׁלוֹם,
Хотя, исполняя ее, человек не связывает себя обетом, упаси Б-г.
Он не обязуется поступать так и впредь и поэтому при исполнении доброго дела добавляет «бли недер», что означает «без обета», ибо обет может быть по какой-либо причине нарушен, а это — тяжкий грех. Ведь даже просто повторение трижды доброго дела уже расценивается на Небесах, как обещание продолжать поступать так впредь. Поэтому важно подчеркнуть, что все это «бли недер». Сотри Шульхан Арух раздел «Йоре деа», гл. 203.
אַף עַל פִּי כֵן כָּל הַחַיִל אֲשֶׁר נָגַע יִרְאַת ה' בְּלִבָּם לֹא יָאֲתָה לְנַפְשָׁם הָאֱלֹקִית לָתֵת מִגְרָעוֹת בַּקֹּדֶשׁ,
Все же не подобает еврею, обладателю Б-жественной души, чье сердце объято трепетом пред Всевышним, уменьшать святость.
Не будет уменьшать то, что относится к области святости, ограничивая тем самым приток света сфиры Хохма, называемой «кодеш», в сфиру Малхут («святость»), который происходит благодаря заповеди Цдака. Смотри послания 10 и 21.
מֵאֲשֶׁר כְּבָר הֻרְגְּלוּ מִדֵּי שָׁנָה
сокращать сумму пожертвований нуждающимся, которую он до этого постоянно выделял из года в год,
לְהַפְרִישׁ מִמְּאוֹדָם,
Отдавая заработанное кровью и потом,
Буквально сказано, что он отдает от своего «меод». Согласно первому объяснению в Мишне (трактат Брахот, 14а), «меод» — это деньги. Возможно речь идет о таком, для кого деньги имею слишком большую ценность.
לְהַחֲיוֹת רוּחַ שְׁפָלִים וְנִדְכָּאִים דְּלֵית לְהוֹן מִגְּרָמֵיהֹון,
человек поднимает, дух униженных и потерявших надежду, лишенных всего, даже самого необходимого.
Речь идет о бедняках, живущих в Эрец-Исраэль, вся надежда которых на помощь из вне.
הִיא בְּחִינַת "סֻכַּת דָּוִד הַנּוֹפֶלֶת" וְכוּ',
Это категория «рухнувшей Сукки Давида»,
«Рухнувшая Сукка Давида» («сукат Давид а-нофелет») — символическое название еврейского народа и его духовного прообраза — сфиры Малхут мира Ацилут. К этой категории относится Земля Израиля в период Изгнания. В период, предшествующий приходу Мошиаха, «сукат Давид а-нофелет» оказалась на предельно низкой духовной ступени — на уровне мира Асия.
[Сразу после разрушения Храма рухнувшая «сукат Давид» еще находилась на более высоком уровне, соответствующем трем сфирам, которые составляют Высший интеллект. Поэтому и тогда служение человека Всевышнему при посредстве интеллекта — изучением Торы — приобщала его к сфире Малхут. Но в наше время совершение добрых дел важнее изучения Торы. Это не противоречит мнению Закона о важности изучения Торы, так как законоучители сами постановили: если некому, кроме тебя, совершить доброе дело, то в первую очередь ты должен сделать это, а уж потом приступить к занятиям Торой. Среди современников Алтер Ребе было много нуждающихся в помощи. Важность изучения Торы заключается в частности в том, что за это человек получает большую награду, чем за выполнение других заповедей, и очищается от грехов. Однако заповедь Цдака важна, чтобы слиться со сфирой Малхут, ощутить ее сущность. Путь к этому — оказание помощи нуждающимся].
Смотри также Тания, часть 4, послание 21.
לְקוֹמֵם וּלְרוֹמֵם וְכוּ', לְמֶהֱוֵי אֶחָד בְּאֶחָד וְכוּ'.
Поднять и восстановить ее..., чтобы соединить единое с единым...
Поднять из праха страну, лежащую в руинах, вернуть ей прежнее величие и святость. Восстановить единство категории «Нижнего Единства» («йехуда татаа») сфиры Малхут, источника всех миров, с единой системой сфирот Высшего лика (Зеэр анпин), которая выше миров. Это есть единство Святого, благословен Он с его Шхиной, когда Шхина, — сфира Малхут мира Ацилут, — соединяется с категорией Зеэр анпин, стоящей относительно миров не недосягаемой высоте. Если же говорить о земных реалиях, то речь тут идет о единстве между еврейскими душами, которое происходит благодаря заповеди о помощи нуждающимся.
וְהַכֹּל לְפִי רֹב הַמַּעֲשֶׂה וְכוּ',
Ибо совершенство [мироздания] и цельность [души человека] зависят от множества [всех совершенных им] добрых дел.
Пиркей Авот, 3:15. Как объясняет эту мишну Рамбам: усилия человека, направленные на совершение доброго дела, обладают особым чудесным свойством облагораживать его собственную душу и положительно влияют на все мироздание, если он поступает так многократно. Чем чаще человек жертвует деньги, тем лучше. Также согласно учению хасидизма есть глубокий смысл в частых актах пожертвований ибо помощь нуждающимся — могучее и действенное средство («сгула») для привлечения потока высшей формы жизненной энергии из источника, дарующего жизнь всему существующему («хайей а-хаим») в Страну Жизни («эрец а-хаим»). Сфира Малхут мира Ацилут называется «Страна жизни» («эрец а-хаим»). «Эрец» («земля») — наиболее низкая ступень в системе сфирот — из нее нисходит «Жизнь» ко всем Творениям всех миров Бриа-Йецира-Асия. К этому уровню посредством заповеди Цдака привлекается влияние из «мидот» Малого Лика («Зеэр Анпин») мира Ацилут — это нижняя ступень миров Бесконечности Эйн Соф. Вот эта жизнь Малого Лика, эмоциональных сфирот («мидот») мира Ацилут и является категорией «Хайей а-хаим» («жизнь жизней»). Более подробно об этом смотри Тания, часть 4, послание 21.
וּלְפִי הַחֶשְׁבּוֹן,
и от количества,
Также зависит от числа его заслуг в чем-то одном, которые в своей совокупности засчитываются ему как одна великая заслуга.
כְּמַאֲמַר רַזַ"ל: "כָּל פְּרוּטָה וּפְרוּטָה מִצְטָרֶפֶת לְחֶשְׁבּוֹן גָּדוֹל וְכוּ'",
как сказали наши учители, благословенна их память: «...Копейку к копейке [Всевышний] засчитает одной великой заслугой».
Вавилонский Талмуд, трактат Бава батра, 9б. «Точно так же, как отдельные металлические чешуйки, прикрепленные к кольчуге, образуют латы, так и отдельные заслуги за каждую монету, отданную во имя помощи нуждающимся, в совокупности своей образуют одну великую заслугу». Аналогия между заслугой за помощь нуждающимся и латами проводится не для констатации того факта, что отдельные заслуги образуют в совокупности великую заслугу, — это очевидно, — а главным образом для того, чтобы подчеркнуть: в заслугу за помощь нуждающимся человек защищен от сил зла, как облаченный в латы защищен от стрел врага. Также не случайно заслуга названа «великой», «гадоль». «Великий» в абсолютном значении этого слова — безграничный. Намекает на категорию «Гадоль Авайе». Монетами, отданными в пожертвование на благотворительные цели, привлекают книзу свет из категории «Гадоль Авайе». Б-жественное Имя Авайе указывает на тот аспект Четырехбуквенного Имени, который подразумевает десять сфирот. Авайе (десять сфирот), принимает влияние из категории Бесконечного Б-жественного Света, Эйн Соф, к которому относится понятие «Гадоль», «Великий». Смотри об этом Тания, часть 4, послание 3.
[Под словами «считает одной великой заслугой» Талмуд подразумевает, что количество переходит в качество. Неоднократно жертвуя небольшие суммы на помощь нуждающимся, люди вызывают каждый раз приток Б-жественного света в сфиру Малхут и в этот мир. Однако если человек дает один раз большую сумму, которая превышает его материальные возможности, на помощь нуждающимся, то он тем самым вызывает приток света, который по своим свойствам превосходит свет, вызываемый каждым из отдельных мелких пожертвований. Всевышний засчитывает все мелкие подаяния, совершенные многократно, так, будто жертвователь отдал всю сумму за один раз, и изливает в сфиру Малхут высший свет, который могут вызвать лишь пожертвования, превосходящие по своей сумме материальные возможности этого добродетеля. Третий Любавичский Ребе, раби Цемах-Цедек, «Ор а-тора инъяним»].
עַל דֶּרֶךְ מַאֲמַר רַזַ"ל: אֵימָתַי "גָּדוֹל הוי"ה" כְּשֶׁהוּא "בְּעִיר אֱלֹהֵינוּ" וְכוּ',
Скрытый смысл слов «считает одной великой заслугой» понятен из другого высказывания: «Величие Б-га проявляется, когда Он пребывает в городе Всесильного нашего»,
Зоар, часть 2, стр. 235а, часть 3, стр. 5а. Это означает, что Б-жественное Имя Авайе облекается изнутри и освещает сфиру Малхут, мир возникновения речи, который носит название «Ир Элокейну» («город Всесильного нашего»). Такое название этот мир носит по аналогии с
Tania 23 Heswan.

Holy message

Chapter thirty

Introduction.
In this letter, Alter Rebbe urges those who gave money for the needs of the Holy Land last year not to reduce (for various reasons) the amount of the current contribution.
ל. מוּדַעַת זֹאת מַה שֶּׁאָמְרוּ רַזַ"ל: "כָּל הָרָגִיל לָבֹא לְבֵית חַכְּנֶסֶת וְיוֹם אֶחָד לֹא בָּא הַקָּדֹושׁ בָּרוּךְ הוּא שׁוֹאֵל עָלָיו,
The words of our teachers, [cited in the Talmud], are known about everyone who regularly visits the synagogue, but once did not appear there: the Holy Creator, blessed, He asks from him.
Babylonian Talmud, treatise Brachot, 6a. The quote is given by Alter Rebbe with slight modifications. The reason for this still needs to be clarified: either Alter Rebbe has another correct version of this fragment of the Talmud, or retells the essence of the quote in his own words.
שֶׁנֶּאֱמַר: מִי בָכֶם יְרֵא ה 'וְכוּ. "
This is stated: "Who among you, trembling before Gd ...".
According Yeshayu, 50:10. Here Alter Rebbe cuts off the quote. In continuation of it it is said: “... listening to the voice of the [prophet] of his slave, he went to where [darkness] reigns and not [find him] light? Let him trust in Gd - and gain support in his Gd. ” In the Talmud it is given in its entirety. According to the commentators of Yeshayu and Talmud, the words “went where the darkness reigns” mean that the person is in a difficult situation and therefore could not come to the synagogue. Nevertheless, despite difficult circumstances, “let him trust in Gd” and come to the house of prayer.
These words of the prophet can be attributed to our situation.
וְכֵן בְּכָל הַמִּצְוֹת,
This is true of all other commandments.
In the event that a person for some reason stops performing a good deed, to which he was always accustomed.
וּבִפְרָט מִצְוַת הַצְּדָקָה שֶׁשְּׁקוּלָה כְּנֶגֶד כָּל הַמִּצְוֹת.
In particular, in the commandment to help those in need, which is more important than all the others combined.
Babylonian Talmud, treatise Bava Batra, 9b; Jerusalem Talmud, Pea, 1: 1. Therefore, the commandment of Tsdak is also more important than the need for prayer in the synagogue in minyan (in the presence of ten Jews).
הֲגַם שֶׁהִיא בְּלִי נֶדֶר חָס וְשָׁלוֹם,
Although, when fulfilling it, a person does not bind himself with a vow, God forbid.
He does not undertake to do so in the future, and therefore, when performing a good deed, he adds “bli Neder”, which means “without a vow,” because the vow may be broken for some reason, and this is a serious sin. After all, even just repeating three times a good deed is already regarded in Heaven as a promise to continue to do so in the future. Therefore, it is important to emphasize that all this is "blistering". Erase Shulchan Aruch section “Yore dea”, ch. 203.
אַף עַל פִּי כֵן כָּל הַחַיִל אֲשֶׁר נָגַע יִרְאַת ה 'בְּלִבָּם לֹא יָאֲתָה לְנַפְשָׁם הָאֱלֹקִית לָתֵת מִגְרָעוֹת בַּקֹּדֶשׁ,
Nevertheless, it is not appropriate for a Jew, the possessor of a Divine soul, whose heart is filled with awe before the Almighty, to reduce holiness.
It will not reduce what relates to the area of ​​holiness, thereby limiting the influx of light from the Sefira of Hochma, called “Kodesh,” into the Sefira of Malchut (“holiness”), which occurs due to the commandment of Tsdak. See messages 10 and 21.
מֵאֲשֶׁר כְּבָר הֻרְגְּלוּ מִדֵּי שָׁנָה
reduce the amount of donations to the needy, which he previously constantly allocated from year to year,
לְהַפְרִישׁ מִמְּאוֹדָם,
Giving back the blood and sweat
It is literally said that he gives away from his "meod." According to the first explanation in the Mishnah (Tractatus Brahot, 14a), a “meod” is money. Perhaps we are talking about someone for whom money has too much value.
לְהַחֲיוֹת רוּחַ שְׁפָלִים וְנִדְכָּאִים דְּלֵית לְהוֹן מִגְּרָמֵיהֹון,
man raises the spirit of the humiliated and lost hope, deprived of everything, even the most necessary.
We are talking about the poor living in Eretz Yisrael, whose whole hope is for help from outside.
הִיא בְּחִינַת "סֻכַּת דָּוִד הַנּוֹפֶלֶת" וְכוּ ',
This is the category of “collapsed Sukkah David”,
“The Collapsed Sukkah David” (“Sukat David HaNofelet”) is the symbolic name of the Jewish people and their spiritual prototype, the Sefira Malchut of the world of Atzilut. This category includes the Land of Israel during the Exile. In the period preceding the arrival of Moshiach, the “sukat David a-Nofelet” appeared at an extremely low spiritual level - at the level of the world of Assiya.
[Immediately after the destruction of the Temple, the collapsed “sukat David” was still at a higher level, corresponding to the three Sefira that make up the Higher Intelligence. Therefore, even then, the service of man to the Almighty through the intellect — the study of the Torah — introduced him to the Sefira of Malchut. But in our time, doing good deeds is more important than studying the Torah. This does not contradict the opinion of the Law on the importance of studying the Torah, since the lawmakers themselves decided: if there is no one to do a good deed, besides you, then first of all you must do it, and only then proceed with the Torah. Among contemporaries, Alter Rebbe there were many in need of help. The importance of studying the Torah lies in the fact that for this a person receives a greater reward than for fulfilling other commandments, and is cleansed of sins. However, the commandment of Tsdak is important in order to merge with the Sefira of Malchut, to feel its essence. Poo
У записи 4 лайков,
1 репостов,
197 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям