Праздник освобождения! Новый год хасидизма! Тания 19 кислева...

Праздник освобождения! Новый год хасидизма!

Тания 19 кислева

часть первая

титульный лист

עמ' א (שער) - ספר לקוטי אמרים הנקרא בשם... עד עמ' א (שער) וקצרה בעזה"י... עמ' 4 - הסכמת א) הרב... מאניפאלי. ב) הרב... עד עמ' 4- הכהן.
דף השער
Титульный лист
סֵפֶר לִקּוּטֵי אֲמָרִים
Книга «Сборник высказываний» («Ликутей амарим»)
Из скромности Алтер Ребе отмечает на титульном листе, что эта книга «собрана из книг и из высказываний учителей», и будто бы нет в ней ничего нового. Любавичский Ребе Шлита «Сефер итваадуйот» 5743 (1983) г., с. 1072.
חֵלֶק רִאשֹׁון
Часть первая
הַנִּקְרָא בְּשֵׁם סֵפֶר שֶׁל בֵּינֹונִים.
Она называется: «Книга средних» («сефер шель бейноним»)
Книга о том, как избежать зла и приблизиться к праведности
מְלֻקָּט מִפִּי סְפָרִים וּמִפִּי סֹופְרִים קְדֹושֵׁי עֶלְיֹון נִשְׁמָתָם עֵדֶן
В этой книге собраны отрывки из святых книг [«сфарим»] и высказывания учителей [«софрим»], наделенных высшей святостью, да пребудут их души в раю!
Согласно дошедшей до нас традиции, здесь под «сфарим» имеются в виду книги Рамбама и Пражского Маарала, а также ШЛА («Шней Лухот А-брит»). Под «софрим», подразумевается устное учение основателя хасидизма Баал-Шем-Това и его ученика Межеричского Магида, которые сами не составляли книг, их слова записывали ученики. Также книга основана на учении раби Менахема-Мендла из Витебска, учеником и товарищем которого был Алтер Ребе.
מְיֻסָּד עַל פָּסוּק "כִּי קָרֹוב אֵלֶיךָ הַדָּבָר מְאֹד, בְּפִיךָ וּבִלְבָבְךָ לַעֲשֹׂותֹו";
Эпиграфом для нее служит стих "Ибо слово это близко душе твоей, устами твоими, сердцем твоим исполнишь его».
Дварим, 30:40. Сердце, уста и действие — это три силы: Махшева (Мысль), Дибур (Речь) и Маасе (Действие). В них облачается душа, для того, чтобы исполнять свои желания. На более глубоком уровне слова «сердцем твоим» указывает не только на мысль, но также на чувства сердца — любовь и трепет к Творцу. Когда еврей исполняет заповедь, исходя из любви к Всевышнему, и он знает, что единственный путь слияния с Творцом лежит через исполнение его заповедей — тогда заповеди наполняются жизненной энергией и человека переполняют чувства удовлетворения и наслаждения. Подобно тому, кто с радостью и удовольствием исполняет волю своего любимого друга. Он конечно старается при этом исполнить все в точности, не пропуская не одну из самых малых деталей, чтобы его товарищ остался доволен. Чувство трепета пред Всевышним воздействует на еврея, помогая ему устраниться от нарушения Его воли. Таким образом, автор Тании сообщает нам , что эта книга основана на словах Торы, в соответствии с которыми исполнять Тору и заповеди, с чувством любви к Всевышнему и страхом перед Ним легко и доступно каждому.
לְבָאֵר הֵיטֵב, אֵיךְ הוּא קָרֹוב מְאֹד,
наилучшим образом разобрать, каким образом это очень близко.
Цель книги—в доступной форме объяснить, что именно нужно делать для того, чтобы принять Его слово в свою душу. Сердце человека имеет свойство быть быть склонно к материальным вожделениям. Однако для того, чтобы направить стремления сердце в совершенно противоположное русло, чтобы сердце страстно возжелало Б-жественности, требуется совершенно перевернуть его чувства. При этом человеку очень сложно закрепить в своей душе чувство страха перед Всевышним. Об этом сказано в Талмуде: «Разве страх перед Всевышним — это легко?» Каким же образом говорит Моше рабейну народу Израиля: «Единственное, что я от вас прошу, это боятся Б-га». Но разве это «маленькая вещь»? Объяснить это взялся Алтер Ребе в книге Тания.
Рассказывают от имени Ребе Рашаба (Пятого Любавичский Ребе, раби Шалома-Дов-Бера): «Есть евреи, которые придут в будущий мир и попросят «жирный кусок рыбы левиатан», в качестве награды за то, что они не переменили веру, Б-же упаси, ибо. Ведь если бы они оставили свое еврейство, они могли бы достичь великого богатства и почета. — Мои хасиды — им не придет в голову просить об этом, а если попросят — без сомнения не получат…». Объяснить это можно тем, что благодаря учению хасидизма внутренние желания человека совершенно изменяются — еврейство пронизывает человека настолько, что «иное стремление для хасида — просто невозможно». Каким образом с человеком происходит такая метаморфоза «требуется разобрать наилучшим образом».
בְּדֶרֶךְ אֲרֻכָּה וּקְצָרָה, בְּעֶזְרַת ה' יִתְבָּרֵךְ.
Путем далеким и близким, с помощью Всевышнего, благословенно имя Его
В этой книге указаны два пути, каким образом человеку легко достичь уровня служения Б-гу в любви и трепете: долгий и короткий путь — и на обоих человеку помогает Всевышний. Длинный путь — посредством сосредоточенного размышления о величии Б-га и проявлении его милосердия к нам может еврей пробудить в себе любовь к Всевышнему и страх перед ним. Короткий путь — человек пробуждает в себе сокрытую в нем врожденную любовь, которая присутствует в сердце каждого из народа Израиля — нужно только пробудить ее и раскрыть в себе.
Обо всем этом повествует книга Тания.
Следует заметить, что книга называется «Тания», по первому слову, с которого Алтер Ребе начинает свою книгу.
В Вавилонском Талмуде в трактате Эрувин рассказывается про раби Йеошуа бен Ханания следующая история. Он пришел на развилку дорог, и не знал, какой путь ведет в Иерусалим. Сказали ему иерусалимские дети: «этот путь далекий и близкий, а этот — близкий и далекий». Пошел он по «близкому и далекому», и вот — ему кажется, что он уже в Иерусалиме, но снова и снова возникают непредвиденные препятствия, и чем больше ему кажется, что он уже внутри, тем больше он обнаруживает себя все еще снаружи. Он вернулся на развилку и спросил: «ведь вы сказали мне, что это — короткий путь»? Ответили ему: «это то, что мы сказали тебе — «короткий, но длинный». Тогда он пошел по длинному пути, и действительно, хотя дорога потребовала от него больше времени и усилий, но именно этим путем он достиг своей цели безопасно и во всей полноте.
Баал-Шем-Тов приводил две притчи:
Вор, который пытается проникнуть внутрь дома, чтобы совершить там кражу. Когда хозяин дома понимает ситуацию, то он может начать кричать, и тогда вор убежит. Но ведь проблемы он этим не решит! На завтра вор снова попытается проникнуть в его дом, но уже другим способом. И даже если он снова прогонит его, то он всегда сможет раз за разом повторять свои попытки. Вполне возможно, что в какой-то момент он достигнет своей цели. Есть более трудный метод. Попробовать окружить этого вора вниманием, посадить его за стол, и попытаться убедить его измениться. Действительно, путь этот — более длинный, но при этом проблема решается в самом корне.
Еще один пример. У человека есть проблемы с кровью, из за чего на его теле возникают язвы. Непрофессиональный врач пропишет ему мазь. Это его лекарство возможно уберет язвы с его кожи, но весьма вероятно, что вскорости на месте первых появятся новые. Врач более грамотный, будет лечить сам корень болезни. Он постарается улучшить кровообращение — нарушение которого является истинной причиной болезни, и тогда следствие язв устранится само собой.
Также и в вопросе служения Всевышнему. Перед появлением хасидизма, традиционно основывались, как правило, на «излечении» нежелательных деталей поведения человека. Сосредотачивались на таких вредных качествах, как: гордость, гнев, зависть, стремление к наслаждениям, и т.п. Вместе с тем также развивали и укрепляли положительные черты. Это особенно заметно в книгах о морали и этике учения «Мусар», составленных великими мудрецами и праведниками первых поколений. В них объясняется тяжесть и низость подобных качеств характера, описывается величие награды тех, кто удаляется от этого зла, и описывается степень наказания погрязших в него. Человек, который основательно изучил книгу «Шаар а-гаава» («Врата гордыни»), например, станет всеми силами отдаляться от гордости и приближаться к скромности. Но, несмотря на все достоинства этого пути, человек, все же, по сути своей остается таким, каким он был прежде. Он лишь исправляет то или иное качество своего характера. Для первых поколений, для их особой возвышенной природы и близости к Синайскому откровению этого было вполне достаточно. Хасидизм же приходит в более позднее время. Его задача — повлиять на саму сущность человека. Когда изменится самая внутренняя его сущность, тогда все частные детали его характера станут иными сами собой. Это путь ХаБаДа длинный, но приводит он прямо к самой цели.
Когда мы учим титульный лист, мы понимаем, что существуют различные ступени духовного служения: служение, которое «В устах твоих», служение, которое «В сердце твоем» и служение «Исполнить его». Эти различные ступени следует «объяснить хорошо… дорогой длинной, но короткой». Для этого мы нуждаемся в помощи Всевышнего. Поэтому именно этими словами Алтер Ребе завершает титульный лист. Примечание Любавичского Ребе Шлита.
Издателями второго издания книги к титульному листу добавлено следующее:
וְנִתְוַסֵף בֹּו אִגֶּרֶת הַתְּשֻׁבָה מֵאַדְמֹו"ר נִשְׁמָתֹו עֶדֶּן בְּדֶרֶךְ אֲרוּכָּה וּקְצָרָה כֹּולֵל כֹּל עִנְיָינֵי הַתְּשֻׁבָּה גַּם אִגֶּרֶת הַקֹודֵשׁ אֲשֶׁר כָּתַב בִּכְּתַב יָדֹו הַקְדֹושָׁה וְלְשֹׁונֹו הַטָהֹור
Книга дополнена «Посланием о покаянии» («Игерет а-тшува»), написанным нашим господином, наставником и учителем [«Адонейну Морейну Вэ-Рабейну», сокращенно — АДМУР], да пребудет душа его в раю, в котором описаны два пути, ведущие к раскаянию: долгий и короткий, — и все духовные аспекты процесса возвращения к Творцу, а также еще одна часть, «Святое послание» («Игерет а-кодеш»), в которой изложено учение автора, записанное им собственноручно, а не продиктованное ученикам, и потому язык ее отмечен его неповторимым стилем. Все эти сочинения объединены воедино, и автор их, раби Шнеур-Залман, чья душа пребывает в небесных высотах, которому Святой [Творец] даровал частицу Своей славы, наш АДМУР, великий мудрец, наделенный Б-жественным разумом, вечный светоч наш, гордость поколения, в котором он жил, венец и великолепие Израиля, почитаемый Всевышним и людьми, — подобен недремлющему святому ангелу, спустившемуся с небес.
Первое издание «Книги средних — Тания» было завершено
Feast of Liberation! New Year of Hasidism!

Tania 19 Kislev

Part one

title page

עמ 'א (שער) - ספר לקוטי אמרים הנקרא בשם ... עד עמ' א (שער) וקצרה בעזה"י ... עמ '4 - הסכמת א) הרב ... מאניפאלי. ב) הרב ... '4- הכהן.
דף השער
Title page
סֵפֶר לִקּוּטֵי אֲמָרִים
Book “Collection of utterances” (“Likutei amarim”)
Out of modesty, Alter Rebbe notes on the title page that this book is “compiled from books and from the statements of teachers,” and that there is nothing new in it. Lubavitcher Rebbe Schlit “Sefer Itvaaduyot” 5743 (1983), p. 1072.
חֵלֶק רִאשֹׁון
Part one
הַנִּקְרָא בְּשֵׁם סֵפֶר שֶׁל בֵּינֹונִים.
It is called: “The Book of the Mean” (“Sefer Shel Bainonym”)
A book on avoiding evil and approaching righteousness
מְלֻקָּט מִפִּי סְפָרִים וּמִפִּי סֹופְרִים קְדֹושֵׁי עֶלְיֹון נִשְׁמָתָם עֵדֶן
This book contains excerpts from holy books [“Sefarim”] and the sayings of teachers [“Sofrim”], endowed with the highest holiness, may their souls be in paradise!
According to the tradition that has come down to us, here by “Sefarim” we mean the books of Rambam and Prague Maaral, as well as SLA (“Shnei Lukhot A-Brit”). Sophrim means the oral teachings of the founder of Hasidism, Baal Shem Tov and his student Mezherichi Magid, who themselves did not compose books, their words were written down by the students. The book is also based on the teachings of Rabbi Menachem Mendl from Vitebsk, whose student and friend was Alter Rebbe.
מְיֻסָּד עַל פָּסוּק "כִּי קָרֹוב אֵלֶיךָ הַדָּבָר מְאֹד, בְּפִיךָ וּבִלְבָבְךָ לַעֲשֹׂותֹו";
The epigraph for her is the verse "For this word is near to your soul, with your mouth, with your heart you will fulfill it."
Dvarim, 30:40. Heart, mouth and action are three forces: Mahsheva (Thought), Dibur (Speech) and Maase (Action). They put on the soul, in order to fulfill their desires. At a deeper level, the words “by your heart” indicate not only thought, but also the feelings of the heart — love and awe of the Creator. When a Jew fulfills a commandment, proceeding from love for the Almighty, and he knows that the only way to merge with the Creator is through the fulfillment of his commandments, then the commandments are filled with vital energy and a person is overwhelmed with feelings of satisfaction and pleasure. Like someone who joyfully and joyfully fulfills the will of his beloved friend. Of course, he tries to do everything exactly, without missing one of the smallest details, so that his comrade remains satisfied. A feeling of awe before the Almighty affects the Jew, helping him to avoid the violation of His will. Thus, the author of Tania informs us that this book is based on the words of the Torah, according to which the Torah and the commandments, with a sense of love for the Almighty and fear of Him, are easily and accessible to everyone.
לְבָאֵר הֵיטֵב, אֵיךְ הוּא קָרֹוב מְאֹד,
to make out in the best way how it is very close.
The purpose of the book is to explain in an accessible form what exactly needs to be done in order to take His word into your soul. The human heart tends to be prone to material lust. However, in order to direct the aspirations of the heart in a completely opposite direction, so that the heart longs for God’s passion, it is necessary to completely reverse his feelings. Moreover, it is very difficult for a person to fix in his soul a sense of fear of the Almighty. This is stated in the Talmud: “Is fear of the Almighty easy?” How does Moshe say to the rabbinic people of Israel: "The only thing I ask of you is that they are afraid of Gd." But is this a "little thing"? Alter Rebbe undertook to explain this in the book of Tania.
They say on behalf of the Rebbe Rashab (the Fifth Lubavitcher Rebbe, Rabbi Shalom-Dov-Bera): “There are Jews who will come to the future world and ask for a“ fatty piece of Leviatan fish, ”as a reward for not changing their faith, B- God forbid, for. After all, if they left their Jewry, they could achieve great wealth and honor. “My Hasidim, it would not occur to them to ask for it, and if they ask, they will certainly not receive ...” This can be explained by the fact that thanks to the teachings of Hasidism, the person’s internal desires completely change - Jewry pervades the person so much that “another desire for a Hasidim is simply impossible.” How such a metamorphosis of “it is required to parse in the best way” occurs with a person.
בְּדֶרֶךְ אֲרֻכָּה וּקְצָרָה, בְּעֶזְרַת ה 'יִתְבָּרֵךְ.
By the way far and near, with the help of the Most High, blessed be His name
This book indicates two ways in which it is easy for a person to achieve the level of service to Gd in love and awe: a long and short path - and the Supreme helps both. A long way - through a concentrated reflection on the greatness of Gd and the manifestation of his mercy towards us, a Jew can awaken in himself love for the Almighty and fear of him. The short way - a man awakens in himself the innate love hidden in him, which is present in the heart of each of the people of Israel - you only need to awaken it and reveal it in yourself.
The book of Tania tells about all this.
It should be noted that the book is called “Tania,” in the first word with which Alter Rebbe begins
У записи 6 лайков,
0 репостов,
213 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям