Тания 28 адара
Книга средних
Глава тридцать седьмая
וּמַה שֶּׁאָמְרוּ רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה שֶׁ"תַּלְמוּד תֹּורָה כְּנֶגֶד כֻּלָּם",
И если сказали наши мудрецы, благословенна их память: "Изучение Торы равноценно всем заповедям, вместе взятым" [Мишна, Пеа, 1:1],
Как же мы можем заявлять, что заповедь цдака ВЫШЕ, чем заповедь изучения Торы?
הַיְנוּ מִפְּנֵי שֶׁתַּלְמוּד תֹּורָה הִיא בְּדִבּוּר וּמַחֲשָׁבָה, שֶׁהֵם לְבוּשִׁים הַפְּנִימִיִּים שֶׁל נֶפֶשׁ הַחִיּוּנִית.
это сказано потому, что изучение Торы связано с речью и мыслью, внутренними одеяниями витальной души.
В отличие от физического действия – внешнего одеяния души, величие изучения Торы в том, что только благодаря этой заповеди свет Торы может осветить внутренние одеяния души;
וְגַם מַהוּתָן וְעַצְמוּתָן שֶׁל בְּחִינוֹת חָכְמָה־בִּינָה־דַּעַת מִקְּלִפַּת נֹגַהּ שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הַחִיּוּנִית נִכְלָלוֹת בַּקְּדֻשָּׁה מַמָּשׁ כְּשֶׁעוֹסֵק בַּתּוֹרָה בָּעִיּוּן וְשֵׂכֶל.
А также [еще одно достоинство заповеди изучения Торы] суть и сущность категорий Хабад [оболочки] "клипат нога", которая в витальной душе, в самом деле, включается в сторону Кдуша, когда человек занимается изучением Торы углубленно и с приложением ума.
Когда углубленно вдумываются при изучении Торы, то разум витальной души пребывает в изучаемой теме, благодаря чему происходит переворачивание в святость трех категорий интеллекта ХаБаД: Хохма, Бина, Даат - в "клипат нога" (витальной души). Вся их сущность, как они есть, превращается в святость. Происходит это, потому что сила, вызывающая к жизни разум, понимая исследуемую тему, становится частью заповеди изучения Торы.
В двенадцатой главе мы учили, что "бейнони", "средний", может перевернуть в святость только одеяния ("левушим") животной души, но не саму сущность души, которая есть ее силы ("кохот"). Как же тут мы говорим, что сама сущность этих сил, как они есть на самом деле, переворачивается в святость? На самом деле тут нет противоречия, поскольку в двенадцатой главе говорится об эмоциональных категориях, "мидот", животной души – их действительно "бейнони" НЕСПОСОБЕН перевернуть в святость. Здесь же речь идет о разуме, его-то "бейнони" может перевернуть в святость при помощи изучения Торы.
Ниже Алтер Ребе объясняет причину такой разницы между эмоциональными категориями души, "мидот", и интеллектуальными, "сэхель":
וְאַף שֶׁמַּהוּתָן וְעַצְמוּתָן שֶׁל הַמִּדּוֹת: חֶסֶד גְּבוּרָה תִּפְאֶרֶת כוּ' לֹא יָכְלוּ לָהֶם הַבֵּינֹונִים לְהָפְכָם לִקְדֻשָּׁה,
И хотя средние не могут обратить к стороне Кдуша суть и сущность нравственных качеств ХаГаТ [Хесед, Гвура, Тиферет] и т. д.,
Хесед – добро, Гвура – сила, Тиферет – красота, Нецах – победа, Год – слава, Йесод – основа, Малхут – королевство.
Каким же образом мы сказали сейчас, что сама сущность разума животной души становится частью святости?
הַיְנוּ מִשּׁוּם שֶׁהָרַע חָזָק יוֹתֵר בַּמִּדּוֹת מִבְּחָכְמָה־בִּינָה־דַּעַת מִפְּנֵי יְנִיקָתָן שָׁם מֵהַקְּדֻשָּׁה יוֹתֵר, כַּיָּדוּעַ לְיוֹדְעֵי חֵ״ן:
так как в эмоциональной сфере зло [крывающей оболочки] сильнее, чем в интеллектуальной [Хабад], ибо [эмоциональные "мидот"] на этом уровне больше черпают от стороны Кдуша [чем интеллектуальные "мохин"], как известно сведущим в тайной мудрости [Каббаллы].
(Поскольку каббалистическое понятие "разбиение сосудов" происходило главным образом в категории "мидот", то гораздо сложнее исправить и вознести к святости зло, которое в сфере эмоциональных сил души).
Таким образом, зло в сфере разума и интеллекта "бейнони" способен перевернуть в святость своим глубоким изучением Торы. Поэтому "Тора равноценна всем заповедям" – поскольку при помощи изучения Торы можно перевернуть разум животной души в святость.
זֹאת וְעוֹד אַחֶרֶת,
И еще -
Кроме этого, есть еще одно достоинство у заповеди изучения Торы
וְהִיא הָעוֹלָה עַל כֻּלָּנָה, בְּמַעֲלַת עֵסֶק תַּלְמוּד תֹּורָה עַל כָּל הַמִצְוֹת, עַל פִּי מַה שֶּׁנִּתְבָּאֵר לְעֵיל בְּשֵׁם הַתִּקּוּנִים, דִּרְמַ"ח פִּקּוּדִין הֵן רְמַ"ח אֵבָרִין דְּמַלְכָּא,
и этим, прежде всего, объясняется преимущество изучения Торы над всеми остальными заповедями – выше [в гл. 23] приводилась цитата из книги "Тикуней Зогар", что 248 велений суть 248 частей тела Короля.
И точно так же, как каждый орган или часть тела – это инструмент для выражения одной из сил души, так же и каждая заповедь – это инструмент для привлечения Высшей Воли Всевышнего. Однако относительно Торы в "Тикуней Зоар" написано, что "Тора и Всевышний – это одно целое на самом деле", (и непохоже на отношения между органами тела и силами души). Ниже мы узнаем о разнице между заповедями и Торой.
וּכְמוֹ בָּאָדָם הַתַּחְתּוֹן, דֶּרֶךְ מָשָׁל, אֵין עֵרֶךְ וְדִמְיוֹן כְּלָל בֵּין הַחַיּוּת שֶׁבִּרְמַ"ח אֵיבָרָו לְגַבֵּי הַחַיּוּת שֶׁבַּמֹּחִין, שֶׁהוּא הַשֵּׂכֶל הַמִּתְחַלֵּק לְשָׁלֹשׁ בְּחִינוֹת: חָכְמָה בִּינָה דַּעַת
И как, например, в нижнем человеке совершенно несопоставимы и несравнимы жизненная сила его 248 органов тела и жизненная сила мозга, и это – разум, подразделяющийся на три категории Хабад,
ХаБаД – три первые сфиры, относящиеся к интеллектуальным: Хохма – мудрость, Бина – понимание, Даат – знание.
Действительно, органы тела, хотя и являются частью материального организма и соединены с душой, которая оживляет тело, но, тем не менее, это две различные и отдельные вещи. Иначе дело обстоит с разумом и душой. Разум – это распространение души в теле, он часть ее. Его единство с душой – это единство частей единого целого (не как соединение двух раздельных вещей). Эта разница между органами тела и разумом в человеке служит иллюстрацией различия между заповедями и Торой.
כָּכָה מַמָּשׁ דֶּרֶךְ מָשָׁל, לְהַבְדִּיל בְּרִבְבוֹת הַבְדָּלוֹת לְאֵין קֵץ, בְּהֶאָרַת אוֹר אֵין־סֹוף בָּרוּךְ הוּא הַמִּתְלַבְּשׁוֹת בְּמִצְוֹת מַעֲשִׂיּוֹת לְגַבֵּי הֶאָרַת אוֹר אֵין־סֹוף שֶׁבִּבְחִינַת חָכְמָה בִּינָה דַּעַת שֶׁבְּחָכְמַת הַתּוֹרָה, אִישׁ אִישׁ כְּפִי שִׂכְלוֹ וְהַשָּׂגָתוֹ.
точно так же [несравнимы], если обратиться к сравнению [между тем, как это обстоит у человеческого организма и тем, как это в Б-жественности], учитывая бесконечное различие в сравниваемом, отражение света - Эйн Соф [- Бесконечного], благословен Он, облекающееся в заповеди, связанные с действием, и отражение света - Эйн Соф, в категориях Хабад [при изучении] мудрости Торы в меру [возможностей] ума и постижения каждого.
Насколько человек постигает и понимает Тору, настолько его разум соединяется с Б-гом, таким единством, каким связаны душа и разум. В этом особое достоинство, которым обладает заповедь изучения Торы, по сравнению со всеми остальными практическими заповедями, включая также заповедь цдака. То единство с Всевышним, которое возникает благодаря изучению Торы, намного более высокого порядка, нежели единство через практические заповеди.
וְאַף שֶׁאֵינוֹ מַשִּׂיג אֶלָּא בְּגַשְׁמִיּוּת
И хотя человек постигает [Тору] лишь через материальный аспект [познаваемого],
Он постигает Тору только в том виде, в каком она облекается в материальные аспекты мира. Например, она выражает волю Творца в ситуации, когда двое спорят из-за найденного куска материи "шнаим охазим бе-талит" или "а-махлиф пара бе-хамор", "подменил корову ослом",
הֲרֵי הַתּוֹרָה נִמְשְׁלָה לְמַיִם, שֶׁיּוֹרְדִים מִמָּקוֹם גָּבוֹהַּ כוּ',
Тора сравнивается с водой, спускающейся с высокого места и т. д.,
С высокого места в место низкое. Вода, так же падая вниз, остается такой же водой, как и была наверху. Так же и Тора. Как уже говорилось, Тора через многие сокрытия и утаения спустилась от ступени Хохма (мудрость) мира Ацилут и облеклась внизу в детали земной жизни и вещественного телесного исполнения заповедей. Но так как в сфере святости ничто не покидает своего места, совершенно ясно, что высшая мудрость неявным образом есть также и внизу, в Торе, облеченной в земное.
כְּמֹו שֶׁנִּתְבָּאֵר לְעֵיל.
как о том говорилось выше
В четвертой главе.
כח אדר
ליקוטי אמרים
פרק לז
ומ"ש רז"ל שת"ת כנגד כולם היינו מפני שת"ת היא בדבור ומחשבה שהם לבושים הפנימי' של נפש החיונית וגם מהותן ועצמותן של בחי' חב"ד מקליפת נוגה שבנפש החיונית נכללות בקדושה ממש כשעוסק בתורה בעיון ושכל ואף שמהותן ועצמותן של המדות חג"ת כו' לא יכלו להם הבינונים להפכם לקדושה היינו משום שהרע חזק יותר במדות מבחב"ד מפני יניקתן שם מהקדושה יותר כידוע לי"ח:
זאת ועוד אחרת והיא העולה על כולנה במעלת עסק ת"ת על כל המצו' ע"פ מ"ש לעיל בשם התיקוני' דרמ"ח פיקודין הן רמ"ח אברי' דמלכא וכמו באדם התחתון ד"מ אין ערוך ודמיון כלל בין החיות שברמ"ח איבריו לגבי החיות שבמוחין שהוא השכל המתחלק לג' בחי' חב"ד ככה ממש ד"מ להבדיל ברבבות הבדלות לאין קץ בהארת אור א"ס ב"ה המתלבשות במצות מעשיות לגבי הארת אור א"ס שבבחי' חב"ד שבחכמת התורה איש איש כפי שכלו והשגתו. ואף שאינו משיג אלא בגשמיות הרי התורה נמשלה למים שיורדים ממקום גבוה כו' כמ"ש לעיל
Книга средних
Глава тридцать седьмая
וּמַה שֶּׁאָמְרוּ רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה שֶׁ"תַּלְמוּד תֹּורָה כְּנֶגֶד כֻּלָּם",
И если сказали наши мудрецы, благословенна их память: "Изучение Торы равноценно всем заповедям, вместе взятым" [Мишна, Пеа, 1:1],
Как же мы можем заявлять, что заповедь цдака ВЫШЕ, чем заповедь изучения Торы?
הַיְנוּ מִפְּנֵי שֶׁתַּלְמוּד תֹּורָה הִיא בְּדִבּוּר וּמַחֲשָׁבָה, שֶׁהֵם לְבוּשִׁים הַפְּנִימִיִּים שֶׁל נֶפֶשׁ הַחִיּוּנִית.
это сказано потому, что изучение Торы связано с речью и мыслью, внутренними одеяниями витальной души.
В отличие от физического действия – внешнего одеяния души, величие изучения Торы в том, что только благодаря этой заповеди свет Торы может осветить внутренние одеяния души;
וְגַם מַהוּתָן וְעַצְמוּתָן שֶׁל בְּחִינוֹת חָכְמָה־בִּינָה־דַּעַת מִקְּלִפַּת נֹגַהּ שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הַחִיּוּנִית נִכְלָלוֹת בַּקְּדֻשָּׁה מַמָּשׁ כְּשֶׁעוֹסֵק בַּתּוֹרָה בָּעִיּוּן וְשֵׂכֶל.
А также [еще одно достоинство заповеди изучения Торы] суть и сущность категорий Хабад [оболочки] "клипат нога", которая в витальной душе, в самом деле, включается в сторону Кдуша, когда человек занимается изучением Торы углубленно и с приложением ума.
Когда углубленно вдумываются при изучении Торы, то разум витальной души пребывает в изучаемой теме, благодаря чему происходит переворачивание в святость трех категорий интеллекта ХаБаД: Хохма, Бина, Даат - в "клипат нога" (витальной души). Вся их сущность, как они есть, превращается в святость. Происходит это, потому что сила, вызывающая к жизни разум, понимая исследуемую тему, становится частью заповеди изучения Торы.
В двенадцатой главе мы учили, что "бейнони", "средний", может перевернуть в святость только одеяния ("левушим") животной души, но не саму сущность души, которая есть ее силы ("кохот"). Как же тут мы говорим, что сама сущность этих сил, как они есть на самом деле, переворачивается в святость? На самом деле тут нет противоречия, поскольку в двенадцатой главе говорится об эмоциональных категориях, "мидот", животной души – их действительно "бейнони" НЕСПОСОБЕН перевернуть в святость. Здесь же речь идет о разуме, его-то "бейнони" может перевернуть в святость при помощи изучения Торы.
Ниже Алтер Ребе объясняет причину такой разницы между эмоциональными категориями души, "мидот", и интеллектуальными, "сэхель":
וְאַף שֶׁמַּהוּתָן וְעַצְמוּתָן שֶׁל הַמִּדּוֹת: חֶסֶד גְּבוּרָה תִּפְאֶרֶת כוּ' לֹא יָכְלוּ לָהֶם הַבֵּינֹונִים לְהָפְכָם לִקְדֻשָּׁה,
И хотя средние не могут обратить к стороне Кдуша суть и сущность нравственных качеств ХаГаТ [Хесед, Гвура, Тиферет] и т. д.,
Хесед – добро, Гвура – сила, Тиферет – красота, Нецах – победа, Год – слава, Йесод – основа, Малхут – королевство.
Каким же образом мы сказали сейчас, что сама сущность разума животной души становится частью святости?
הַיְנוּ מִשּׁוּם שֶׁהָרַע חָזָק יוֹתֵר בַּמִּדּוֹת מִבְּחָכְמָה־בִּינָה־דַּעַת מִפְּנֵי יְנִיקָתָן שָׁם מֵהַקְּדֻשָּׁה יוֹתֵר, כַּיָּדוּעַ לְיוֹדְעֵי חֵ״ן:
так как в эмоциональной сфере зло [крывающей оболочки] сильнее, чем в интеллектуальной [Хабад], ибо [эмоциональные "мидот"] на этом уровне больше черпают от стороны Кдуша [чем интеллектуальные "мохин"], как известно сведущим в тайной мудрости [Каббаллы].
(Поскольку каббалистическое понятие "разбиение сосудов" происходило главным образом в категории "мидот", то гораздо сложнее исправить и вознести к святости зло, которое в сфере эмоциональных сил души).
Таким образом, зло в сфере разума и интеллекта "бейнони" способен перевернуть в святость своим глубоким изучением Торы. Поэтому "Тора равноценна всем заповедям" – поскольку при помощи изучения Торы можно перевернуть разум животной души в святость.
זֹאת וְעוֹד אַחֶרֶת,
И еще -
Кроме этого, есть еще одно достоинство у заповеди изучения Торы
וְהִיא הָעוֹלָה עַל כֻּלָּנָה, בְּמַעֲלַת עֵסֶק תַּלְמוּד תֹּורָה עַל כָּל הַמִצְוֹת, עַל פִּי מַה שֶּׁנִּתְבָּאֵר לְעֵיל בְּשֵׁם הַתִּקּוּנִים, דִּרְמַ"ח פִּקּוּדִין הֵן רְמַ"ח אֵבָרִין דְּמַלְכָּא,
и этим, прежде всего, объясняется преимущество изучения Торы над всеми остальными заповедями – выше [в гл. 23] приводилась цитата из книги "Тикуней Зогар", что 248 велений суть 248 частей тела Короля.
И точно так же, как каждый орган или часть тела – это инструмент для выражения одной из сил души, так же и каждая заповедь – это инструмент для привлечения Высшей Воли Всевышнего. Однако относительно Торы в "Тикуней Зоар" написано, что "Тора и Всевышний – это одно целое на самом деле", (и непохоже на отношения между органами тела и силами души). Ниже мы узнаем о разнице между заповедями и Торой.
וּכְמוֹ בָּאָדָם הַתַּחְתּוֹן, דֶּרֶךְ מָשָׁל, אֵין עֵרֶךְ וְדִמְיוֹן כְּלָל בֵּין הַחַיּוּת שֶׁבִּרְמַ"ח אֵיבָרָו לְגַבֵּי הַחַיּוּת שֶׁבַּמֹּחִין, שֶׁהוּא הַשֵּׂכֶל הַמִּתְחַלֵּק לְשָׁלֹשׁ בְּחִינוֹת: חָכְמָה בִּינָה דַּעַת
И как, например, в нижнем человеке совершенно несопоставимы и несравнимы жизненная сила его 248 органов тела и жизненная сила мозга, и это – разум, подразделяющийся на три категории Хабад,
ХаБаД – три первые сфиры, относящиеся к интеллектуальным: Хохма – мудрость, Бина – понимание, Даат – знание.
Действительно, органы тела, хотя и являются частью материального организма и соединены с душой, которая оживляет тело, но, тем не менее, это две различные и отдельные вещи. Иначе дело обстоит с разумом и душой. Разум – это распространение души в теле, он часть ее. Его единство с душой – это единство частей единого целого (не как соединение двух раздельных вещей). Эта разница между органами тела и разумом в человеке служит иллюстрацией различия между заповедями и Торой.
כָּכָה מַמָּשׁ דֶּרֶךְ מָשָׁל, לְהַבְדִּיל בְּרִבְבוֹת הַבְדָּלוֹת לְאֵין קֵץ, בְּהֶאָרַת אוֹר אֵין־סֹוף בָּרוּךְ הוּא הַמִּתְלַבְּשׁוֹת בְּמִצְוֹת מַעֲשִׂיּוֹת לְגַבֵּי הֶאָרַת אוֹר אֵין־סֹוף שֶׁבִּבְחִינַת חָכְמָה בִּינָה דַּעַת שֶׁבְּחָכְמַת הַתּוֹרָה, אִישׁ אִישׁ כְּפִי שִׂכְלוֹ וְהַשָּׂגָתוֹ.
точно так же [несравнимы], если обратиться к сравнению [между тем, как это обстоит у человеческого организма и тем, как это в Б-жественности], учитывая бесконечное различие в сравниваемом, отражение света - Эйн Соф [- Бесконечного], благословен Он, облекающееся в заповеди, связанные с действием, и отражение света - Эйн Соф, в категориях Хабад [при изучении] мудрости Торы в меру [возможностей] ума и постижения каждого.
Насколько человек постигает и понимает Тору, настолько его разум соединяется с Б-гом, таким единством, каким связаны душа и разум. В этом особое достоинство, которым обладает заповедь изучения Торы, по сравнению со всеми остальными практическими заповедями, включая также заповедь цдака. То единство с Всевышним, которое возникает благодаря изучению Торы, намного более высокого порядка, нежели единство через практические заповеди.
וְאַף שֶׁאֵינוֹ מַשִּׂיג אֶלָּא בְּגַשְׁמִיּוּת
И хотя человек постигает [Тору] лишь через материальный аспект [познаваемого],
Он постигает Тору только в том виде, в каком она облекается в материальные аспекты мира. Например, она выражает волю Творца в ситуации, когда двое спорят из-за найденного куска материи "шнаим охазим бе-талит" или "а-махлиф пара бе-хамор", "подменил корову ослом",
הֲרֵי הַתּוֹרָה נִמְשְׁלָה לְמַיִם, שֶׁיּוֹרְדִים מִמָּקוֹם גָּבוֹהַּ כוּ',
Тора сравнивается с водой, спускающейся с высокого места и т. д.,
С высокого места в место низкое. Вода, так же падая вниз, остается такой же водой, как и была наверху. Так же и Тора. Как уже говорилось, Тора через многие сокрытия и утаения спустилась от ступени Хохма (мудрость) мира Ацилут и облеклась внизу в детали земной жизни и вещественного телесного исполнения заповедей. Но так как в сфере святости ничто не покидает своего места, совершенно ясно, что высшая мудрость неявным образом есть также и внизу, в Торе, облеченной в земное.
כְּמֹו שֶׁנִּתְבָּאֵר לְעֵיל.
как о том говорилось выше
В четвертой главе.
כח אדר
ליקוטי אמרים
פרק לז
ומ"ש רז"ל שת"ת כנגד כולם היינו מפני שת"ת היא בדבור ומחשבה שהם לבושים הפנימי' של נפש החיונית וגם מהותן ועצמותן של בחי' חב"ד מקליפת נוגה שבנפש החיונית נכללות בקדושה ממש כשעוסק בתורה בעיון ושכל ואף שמהותן ועצמותן של המדות חג"ת כו' לא יכלו להם הבינונים להפכם לקדושה היינו משום שהרע חזק יותר במדות מבחב"ד מפני יניקתן שם מהקדושה יותר כידוע לי"ח:
זאת ועוד אחרת והיא העולה על כולנה במעלת עסק ת"ת על כל המצו' ע"פ מ"ש לעיל בשם התיקוני' דרמ"ח פיקודין הן רמ"ח אברי' דמלכא וכמו באדם התחתון ד"מ אין ערוך ודמיון כלל בין החיות שברמ"ח איבריו לגבי החיות שבמוחין שהוא השכל המתחלק לג' בחי' חב"ד ככה ממש ד"מ להבדיל ברבבות הבדלות לאין קץ בהארת אור א"ס ב"ה המתלבשות במצות מעשיות לגבי הארת אור א"ס שבבחי' חב"ד שבחכמת התורה איש איש כפי שכלו והשגתו. ואף שאינו משיג אלא בגשמיות הרי התורה נמשלה למים שיורדים ממקום גבוה כו' כמ"ש לעיל
Tania 28 adara
Book of secondary
Chapter thirty seven
וּמַה שֶּׁאָמְרוּ רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה שֶׁ"תַּלְמוּד תֹּורָה כְּנֶגֶד כֻּלָּם ",
And if our sages said, their memory is blessed: “The study of the Torah is equivalent to all the commandments taken together” [Mishnah, Pea, 1: 1],
How can we declare that the commandment of the tzdak is higher than the commandment of the study of the Torah?
הַיְנוּ מִפְּנֵי שֶׁתַּלְמוּד תֹּורָה הִיא בְּדִבּוּר וּמַחֲשָׁבָה, שֶׁהֵם לְבוּשִׁים הַפְּנִימִיִּים שֶׁל נֶפֶשׁ הַחִיּוּנִית.
this is said because the study of the Torah is associated with speech and thought, the inner garments of the vital soul.
In contrast to the physical action — the outer garment of the soul, the greatness of the study of the Torah is that only through this commandment can the light of the Torah illuminate the inner garments of the soul;
וְגַם מַהוּתָן וְעַצְמוּתָן שֶׁל בְּחִינוֹת חָכְמָה־בִּינָה־דַּעַת מִקְּלִפַּת נֹגַהּ שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הַחִיּוּנִית נִכְלָלוֹת בַּקְּדֻשָּׁה מַמָּשׁ כְּשֶׁעוֹסֵק בַּתּוֹרָה בָּעִיּוּןו
And also [another advantage of the commandment to study the Torah], the essence and essence of the categories of Chabad [shell] is “clip leg”, which in the vital soul, in fact, is included in the direction of Kdush, when a person studies the Torah in depth and with the application of the mind.
When one thinks deeply while studying the Torah, the mind of the vital soul dwells in the subject under study, due to which the three categories of HaBaD intellect are turned into holiness: Hochma, Bina, Daat - into a “clip leg” (vital soul). Their whole essence, as they are, turns into holiness. This happens because the power that brings the mind to life, understanding the subject under study, becomes part of the commandment to study the Torah.
In the twelfth chapter, we taught that “Beynoni,” “middle,” can only turn the robes (“Levushim”) of the animal soul into holiness, but not the very essence of the soul, which is its strength (“cohosh”). How can we say that the very essence of these forces, as they really are, turns into holiness? Actually, there is no contradiction here, since the twelfth chapter speaks of the emotional categories, midot, animal soul - they really are Beynon, incapable of turning into holiness. Here we are talking about the mind, it is something “Beynoni” can turn into holiness through the study of the Torah.
Below, Alter Rebbe explains the reason for this difference between the emotional categories of the soul, "middot", and the intellectual, "sekhel":
וְאַף שֶׁמַּהוּתָן וְעַצְמוּתָן שֶׁל הַמִּדּוֹת: חֶסֶד גְּבוּרָה תִּפְאֶרֶת כוּ 'לֹא יָכְלוּ לָהֶם הַבֵּינֹונִים לְהָפְכָם לִקְדֻשָּׁה,
And although the average cannot turn to the side of Kdush the essence and essence of the moral qualities of HaGaT [Khesed, Gevura, Tipheret], etc.,
Hesed is good, Gevura is power, Tipheret is beauty, Netzah is victory, Year is glory, Yesod is the foundation, Malchut is the kingdom.
How did we say now that the very essence of the mind of the animal soul becomes a part of holiness?
הַיְנוּ מִשּׁוּם שֶׁהָרַע חָזָק יוֹתֵר בַּמִּדּוֹת מִבְּחָכְמָה־בִּינָה־דַּעַת מִפְּנֵי יְנִיקָתָן שָׁם מֵהַקְּדֻשָּׁה יוֹתֵר, כַּיָּדוּעַ לְיוֹדְעֵי חֵ״ן:
since in the emotional sphere the evil [of the sheath] is stronger than in the intellectual [Chabad], for the [emotional “middot”] at this level draws more from the side of Kdush [than the intellectual “mokhin”], as is well-known to those who know the secret wisdom [Kabbalah ].
(Since the kabbalistic concept of "breaking the vessels" occurred mainly in the category of "middot", it is much more difficult to correct and bring to sanctity the evil, which is in the sphere of the emotional forces of the soul).
Thus, the evil in the realm of reason and intellect “Beynoni” is able to turn into holiness through its deep study of the Torah. Therefore, "the Torah is equivalent to all the commandments" - because by studying the Torah one can turn the mind of the animal soul into holiness.
זֹאת וְעוֹד אַחֶרֶת,
And further -
In addition, there is another virtue in the commandment to study the Torah
וְהִיא הָעוֹלָה עַל כֻּלָּנָה, בְּמַעֲלַת עֵסֶק תַּלְמוּד תֹּורָה עַל כָּל הַמִצְוֹת, עַל פִּי מַה שֶּׁנִּתְבָּאֵר לְעֵיל בְּשֵׁם ַןּדִיַַַַַַי
and this, above all, explains the advantage of studying the Torah over all other commandments - above [in Ch. 23] cited from the book "Tikunei Zogar" that 248 decrees are 248 parts of the body of the King.
And just like every organ or part of the body is a tool for expressing one of the forces of the soul, so is every commandment - a tool for attracting the Supreme Will of the Most High. However, regarding the Torah in the Tikuney Zohar it is written that “The Torah and the Almighty are one in fact,” (and unlike the relationship between the organs of the body and the forces of the soul). Below we learn about the difference between the commandments and the Torah.
וּכְמוֹ בָּאָדָם הַתַּחְתּוֹן, דֶּרֶךְ מָשָׁל, אֵין עֵרֶךְ וְדִמְיוֹן כְּלָל בֵּין הַחַיּוּת שֶׁבִּרְמַ"ח אֵיבָרָו לְגַבֵּי ה ַחַשֶׁשֶּּׁ ּּשֶּּׁ
And as, for example, in the lower man the life force of his 248 organs of the body and the life force of the brain are completely incomparable and incomparable, and this is the mind, divided into three categories of Chabad,
HaBaD - three ne
Book of secondary
Chapter thirty seven
וּמַה שֶּׁאָמְרוּ רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה שֶׁ"תַּלְמוּד תֹּורָה כְּנֶגֶד כֻּלָּם ",
And if our sages said, their memory is blessed: “The study of the Torah is equivalent to all the commandments taken together” [Mishnah, Pea, 1: 1],
How can we declare that the commandment of the tzdak is higher than the commandment of the study of the Torah?
הַיְנוּ מִפְּנֵי שֶׁתַּלְמוּד תֹּורָה הִיא בְּדִבּוּר וּמַחֲשָׁבָה, שֶׁהֵם לְבוּשִׁים הַפְּנִימִיִּים שֶׁל נֶפֶשׁ הַחִיּוּנִית.
this is said because the study of the Torah is associated with speech and thought, the inner garments of the vital soul.
In contrast to the physical action — the outer garment of the soul, the greatness of the study of the Torah is that only through this commandment can the light of the Torah illuminate the inner garments of the soul;
וְגַם מַהוּתָן וְעַצְמוּתָן שֶׁל בְּחִינוֹת חָכְמָה־בִּינָה־דַּעַת מִקְּלִפַּת נֹגַהּ שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הַחִיּוּנִית נִכְלָלוֹת בַּקְּדֻשָּׁה מַמָּשׁ כְּשֶׁעוֹסֵק בַּתּוֹרָה בָּעִיּוּןו
And also [another advantage of the commandment to study the Torah], the essence and essence of the categories of Chabad [shell] is “clip leg”, which in the vital soul, in fact, is included in the direction of Kdush, when a person studies the Torah in depth and with the application of the mind.
When one thinks deeply while studying the Torah, the mind of the vital soul dwells in the subject under study, due to which the three categories of HaBaD intellect are turned into holiness: Hochma, Bina, Daat - into a “clip leg” (vital soul). Their whole essence, as they are, turns into holiness. This happens because the power that brings the mind to life, understanding the subject under study, becomes part of the commandment to study the Torah.
In the twelfth chapter, we taught that “Beynoni,” “middle,” can only turn the robes (“Levushim”) of the animal soul into holiness, but not the very essence of the soul, which is its strength (“cohosh”). How can we say that the very essence of these forces, as they really are, turns into holiness? Actually, there is no contradiction here, since the twelfth chapter speaks of the emotional categories, midot, animal soul - they really are Beynon, incapable of turning into holiness. Here we are talking about the mind, it is something “Beynoni” can turn into holiness through the study of the Torah.
Below, Alter Rebbe explains the reason for this difference between the emotional categories of the soul, "middot", and the intellectual, "sekhel":
וְאַף שֶׁמַּהוּתָן וְעַצְמוּתָן שֶׁל הַמִּדּוֹת: חֶסֶד גְּבוּרָה תִּפְאֶרֶת כוּ 'לֹא יָכְלוּ לָהֶם הַבֵּינֹונִים לְהָפְכָם לִקְדֻשָּׁה,
And although the average cannot turn to the side of Kdush the essence and essence of the moral qualities of HaGaT [Khesed, Gevura, Tipheret], etc.,
Hesed is good, Gevura is power, Tipheret is beauty, Netzah is victory, Year is glory, Yesod is the foundation, Malchut is the kingdom.
How did we say now that the very essence of the mind of the animal soul becomes a part of holiness?
הַיְנוּ מִשּׁוּם שֶׁהָרַע חָזָק יוֹתֵר בַּמִּדּוֹת מִבְּחָכְמָה־בִּינָה־דַּעַת מִפְּנֵי יְנִיקָתָן שָׁם מֵהַקְּדֻשָּׁה יוֹתֵר, כַּיָּדוּעַ לְיוֹדְעֵי חֵ״ן:
since in the emotional sphere the evil [of the sheath] is stronger than in the intellectual [Chabad], for the [emotional “middot”] at this level draws more from the side of Kdush [than the intellectual “mokhin”], as is well-known to those who know the secret wisdom [Kabbalah ].
(Since the kabbalistic concept of "breaking the vessels" occurred mainly in the category of "middot", it is much more difficult to correct and bring to sanctity the evil, which is in the sphere of the emotional forces of the soul).
Thus, the evil in the realm of reason and intellect “Beynoni” is able to turn into holiness through its deep study of the Torah. Therefore, "the Torah is equivalent to all the commandments" - because by studying the Torah one can turn the mind of the animal soul into holiness.
זֹאת וְעוֹד אַחֶרֶת,
And further -
In addition, there is another virtue in the commandment to study the Torah
וְהִיא הָעוֹלָה עַל כֻּלָּנָה, בְּמַעֲלַת עֵסֶק תַּלְמוּד תֹּורָה עַל כָּל הַמִצְוֹת, עַל פִּי מַה שֶּׁנִּתְבָּאֵר לְעֵיל בְּשֵׁם ַןּדִיַַַַַַי
and this, above all, explains the advantage of studying the Torah over all other commandments - above [in Ch. 23] cited from the book "Tikunei Zogar" that 248 decrees are 248 parts of the body of the King.
And just like every organ or part of the body is a tool for expressing one of the forces of the soul, so is every commandment - a tool for attracting the Supreme Will of the Most High. However, regarding the Torah in the Tikuney Zohar it is written that “The Torah and the Almighty are one in fact,” (and unlike the relationship between the organs of the body and the forces of the soul). Below we learn about the difference between the commandments and the Torah.
וּכְמוֹ בָּאָדָם הַתַּחְתּוֹן, דֶּרֶךְ מָשָׁל, אֵין עֵרֶךְ וְדִמְיוֹן כְּלָל בֵּין הַחַיּוּת שֶׁבִּרְמַ"ח אֵיבָרָו לְגַבֵּי ה ַחַשֶׁשֶּּׁ ּּשֶּּׁ
And as, for example, in the lower man the life force of his 248 organs of the body and the life force of the brain are completely incomparable and incomparable, and this is the mind, divided into three categories of Chabad,
HaBaD - three ne
У записи 2 лайков,
0 репостов,
205 просмотров.
0 репостов,
205 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский