Во всякой земле лучший элемент является противником демократии, потому что лучшие люди очень редко допускают бесчинство и несправедливость, но зато самым тщательным образом стараются соблюдать благородные начала, тогда как у народа — величайшая необразованность, недисциплинированность и низость. Действительно, людей простых толкают на позорные дела скорее бедность, необразованность и невежество — качества, которые у некоторых происходят по недостатку средств. (6) Может быть кто-нибудь скажет, что не следовало бы допускать их всех без разбора говорить в народном собрании и быть членами Совета, но только самых опытных и притом лучших людей. Но афиняне и в этом отношении рассуждают совершенно правильно, предоставляя говорить в собрании и простым, потому что, если бы только благородные говорили в народном собрании и обсуждали дела, тогда было бы хорошо людям одного положения с ними, а демократам было бы нехорошо. А при теперешнем положении, когда может говорить всякий желающий, стоит ему подняться со своего места, будь это простой человек, — он изыскивает благо для самого себя и для себе подобных. (7) Кто-нибудь пожалуй возразит: так что же хорошего может придумать себе и народу такой человек? А в Афинах находят, что невежество, грубость и благожелательность такого человека скорее приносят пользу, чем достоинство, мудрость и недоброжелательность благородного. (8) Конечно, не такие порядки нужны для того, чтобы государство могло сделаться наилучшим, но зато демократия скорее всего может сохраниться при таких условиях. Народ ведь желает вовсе не прекрасных законов2 в государстве, когда при этом ему самому придется быть в рабстве, но хочет быть свободным и управлять, а до плохих законов ему мало дела.
In every land, the best element is the adversary of democracy, because the best people very rarely tolerate outrage and injustice, but in the most careful way they try to observe noble principles, while the people have the greatest ignorance, indiscipline and baseness. Indeed, ordinary people are pushed into shameful affairs rather by poverty, lack of education and ignorance - qualities that some people have due to lack of funds. (6) Maybe someone will say that they should not be allowed to speak indiscriminately in the assembly and be members of the Council, but only of the most experienced and, moreover, the best people. But the Athenians, in this respect, reason quite correctly, allowing them to speak in the congregation and simply, because if only the noble people spoke in the public assembly and discussed matters, then it would be good for people to have the same situation with them, and the Democrats would not feel good. And in the current situation, when anyone can speak, if he rises from his place, whether he is a simple person, he seeks blessings for himself and for his own kind. (7) Someone may object: so what good can such a man come up with for himself and his people? And in Athens they find that ignorance, rudeness and benevolence of such a person are more likely to benefit than dignity, wisdom and hostility of the noble. (8) Of course, not such orders are needed in order for the state to become the best, but on the other hand, democracy can most likely be preserved under such conditions. After all, the people do not want wonderful laws2 in the state at all, when at the same time they themselves will have to be in slavery, but they want to be free and govern, and bad laws are not enough for them.
У записи 1 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Николай Григорьев