Прочитала книгу Елены Тимошенко "Чудо Монтессори".
Отыскала её на полке дома у своей знакомой. Это первая книга о педагогике Монтессори, с которой я познакомилась. И боюсь, что далеко не лучшая. К сожалению, среди популярных книг по педагогике и психологии много мусора. Уже на первых страницах автор невежественно рассказывает о ритмах мозга. Это сильно подорвало моё доверие к "журналисту, психологу, лектору и монтессори-педагогу". На протяжении книги излишние для разумного читателя повторы и восторженный стиль сильно действовали на нервы. Зато радовали анекдотики на полях, но ведь не ради них я взялась читать...
Ну ладно, а что же сама система? Принципы декларируются замечательные: "Помоги мне сделать это самому", важность правил, разрешение на ошибку, поддержание самостоятельности, возможность экспериментировать. Насколько я поняла, дети в группах работают в основном индивидуально. Взаимодействие детей в книге упоминается, но практически не описывается. Большинство занятий предполагает работу с различными пособиями. В основном отрабатываются сенсомоторные навыки и формальные понятия ("больше" — "меньше", фигуры, цвета и т. д.).
При этом автор сообщает, что разработчик метода Мария Монтессори не любила игры, отвергала соревновательность, волшебным сказкам предпочитала истории о том что есть на самом деле. Музыка в её учении представлена скудно, одними лишь занятиями с колокольчиками. О театре я не встретила упоминаний. О рисовании не вполне поняла, как с ним обстоит дело.
В итоге вырисовывается картина очень однобокого воспитания, из которого выдернут целый пласт культуры, связанный прежде всего с искусством. Выходит, в этих садах и школах выращивают исключительных прагматиков.
Любопытно, что в русских группах Монтессори преподаватели сумели восполнить недостаток музыкального воспитания и разработали целую систему. В других местах, похоже, держатся за авторскую методологию, опасаясь отойти от неё на шаг.
Какая-то куцая получается эта "чудо-система". Или это мне с автором книги не повезло?..
Позднейшее дополнение: посмотрела двухсерийный итальянский фильм "Мария Монтессори: жизнь ради детей". Он не документальный, а художественный, не столько о методе, сколько о судьбе неординарного человека. Посмотрев, понимаешь, что временной контекст очень важен: от ограничений прав женщины в обществе до нищеты народа и режима Муссолини. В первую очередь в том обществе столетней давности нужно было учить детей грамоте, на то и были направлены главные усилия героини.
Фильм передаёт искреннюю любовь Марии к детям, понимание их, заботу о них. Думаю, что любовь важнее всего в её методе, а материалы для занятий становятся продолжением этой любви. Мне кажется, что такая любовь к людям видна в текстах и деятельности родоначальников новых подходов в педагогике (Корчак, Макаренко, Амонашвили) и в других социальных профессиях (медики, психологи). Вот что в первую очередь стоило бы перенимать их последователям. Ну а недостающие области культуры несложно доработать до вида методик Монтессори.
Отыскала её на полке дома у своей знакомой. Это первая книга о педагогике Монтессори, с которой я познакомилась. И боюсь, что далеко не лучшая. К сожалению, среди популярных книг по педагогике и психологии много мусора. Уже на первых страницах автор невежественно рассказывает о ритмах мозга. Это сильно подорвало моё доверие к "журналисту, психологу, лектору и монтессори-педагогу". На протяжении книги излишние для разумного читателя повторы и восторженный стиль сильно действовали на нервы. Зато радовали анекдотики на полях, но ведь не ради них я взялась читать...
Ну ладно, а что же сама система? Принципы декларируются замечательные: "Помоги мне сделать это самому", важность правил, разрешение на ошибку, поддержание самостоятельности, возможность экспериментировать. Насколько я поняла, дети в группах работают в основном индивидуально. Взаимодействие детей в книге упоминается, но практически не описывается. Большинство занятий предполагает работу с различными пособиями. В основном отрабатываются сенсомоторные навыки и формальные понятия ("больше" — "меньше", фигуры, цвета и т. д.).
При этом автор сообщает, что разработчик метода Мария Монтессори не любила игры, отвергала соревновательность, волшебным сказкам предпочитала истории о том что есть на самом деле. Музыка в её учении представлена скудно, одними лишь занятиями с колокольчиками. О театре я не встретила упоминаний. О рисовании не вполне поняла, как с ним обстоит дело.
В итоге вырисовывается картина очень однобокого воспитания, из которого выдернут целый пласт культуры, связанный прежде всего с искусством. Выходит, в этих садах и школах выращивают исключительных прагматиков.
Любопытно, что в русских группах Монтессори преподаватели сумели восполнить недостаток музыкального воспитания и разработали целую систему. В других местах, похоже, держатся за авторскую методологию, опасаясь отойти от неё на шаг.
Какая-то куцая получается эта "чудо-система". Или это мне с автором книги не повезло?..
Позднейшее дополнение: посмотрела двухсерийный итальянский фильм "Мария Монтессори: жизнь ради детей". Он не документальный, а художественный, не столько о методе, сколько о судьбе неординарного человека. Посмотрев, понимаешь, что временной контекст очень важен: от ограничений прав женщины в обществе до нищеты народа и режима Муссолини. В первую очередь в том обществе столетней давности нужно было учить детей грамоте, на то и были направлены главные усилия героини.
Фильм передаёт искреннюю любовь Марии к детям, понимание их, заботу о них. Думаю, что любовь важнее всего в её методе, а материалы для занятий становятся продолжением этой любви. Мне кажется, что такая любовь к людям видна в текстах и деятельности родоначальников новых подходов в педагогике (Корчак, Макаренко, Амонашвили) и в других социальных профессиях (медики, психологи). Вот что в первую очередь стоило бы перенимать их последователям. Ну а недостающие области культуры несложно доработать до вида методик Монтессори.
I read the book of Elena Tymoshenko "The Miracle of Montessori."
I found it on a shelf at my friend’s house. This is the first Montessori pedagogy book I met. And I'm afraid that far from the best. Unfortunately, among the popular books on pedagogy and psychology there is a lot of rubbish. Already on the first pages, the author ignorantly talks about the rhythms of the brain. This greatly undermined my confidence in "a journalist, psychologist, lecturer and Montessori teacher." Throughout the book, repetitions unnecessary for a reasonable reader and an enthusiastic style strongly got on my nerves. But the jokes in the fields were pleasing, but it was not for their sake that I undertook to read ...
Well, what about the system itself? The principles are declared wonderful: "Help me do it myself," the importance of the rules, the resolution of errors, maintaining independence, the ability to experiment. As I understand it, children in groups work mostly individually. The interaction of children in the book is mentioned, but practically not described. Most classes involve working with various benefits. Mostly sensorimotor skills and formal concepts are worked out ("more" - "less", shapes, colors, etc.).
At the same time, the author reports that the developer of the method, Maria Montessori, did not like games, rejected competitiveness, preferred fairy tales to stories about what really is. The music in her teaching is poorly presented, only with activities with bells. I did not find any mention of the theater. About drawing, I did not quite understand how things were going with him.
As a result, a picture of a very one-sided upbringing emerges, from which a whole layer of culture, primarily associated with art, has been pulled out. It turns out that in these kindergartens and schools exceptional pragmatists are raised.
It is curious that in Russian Montessori groups, teachers were able to make up for the lack of musical education and developed a whole system. In other places, it seems, they are holding on to the author's methodology, fearing to take a step away from it.
Somehow, this “miracle system” is obtained. Or was it with the author of the book that I was unlucky? ..
Later addition: watched the two-part Italian film "Maria Montessori: life for children." It is not documentary, but artistic, not so much about the method as about the fate of an extraordinary person. Having looked, you understand that the time context is very important: from restrictions on the rights of women in society to the poverty of the people and the Mussolini regime. First of all, in that hundred-year-old society, it was necessary to teach children to read and write, and the heroine’s main efforts were directed at that.
The film conveys Maria’s sincere love for children, their understanding, care for them. I think that love is most important in its method, and materials for classes become a continuation of this love. It seems to me that such love for people is visible in the texts and activities of the founders of new approaches in pedagogy (Korchak, Makarenko, Amonashvili) and in other social professions (doctors, psychologists). That is what first of all it would be worth adopting to their followers. Well, the missing areas of culture are easy to refine to the form of Montessori techniques.
I found it on a shelf at my friend’s house. This is the first Montessori pedagogy book I met. And I'm afraid that far from the best. Unfortunately, among the popular books on pedagogy and psychology there is a lot of rubbish. Already on the first pages, the author ignorantly talks about the rhythms of the brain. This greatly undermined my confidence in "a journalist, psychologist, lecturer and Montessori teacher." Throughout the book, repetitions unnecessary for a reasonable reader and an enthusiastic style strongly got on my nerves. But the jokes in the fields were pleasing, but it was not for their sake that I undertook to read ...
Well, what about the system itself? The principles are declared wonderful: "Help me do it myself," the importance of the rules, the resolution of errors, maintaining independence, the ability to experiment. As I understand it, children in groups work mostly individually. The interaction of children in the book is mentioned, but practically not described. Most classes involve working with various benefits. Mostly sensorimotor skills and formal concepts are worked out ("more" - "less", shapes, colors, etc.).
At the same time, the author reports that the developer of the method, Maria Montessori, did not like games, rejected competitiveness, preferred fairy tales to stories about what really is. The music in her teaching is poorly presented, only with activities with bells. I did not find any mention of the theater. About drawing, I did not quite understand how things were going with him.
As a result, a picture of a very one-sided upbringing emerges, from which a whole layer of culture, primarily associated with art, has been pulled out. It turns out that in these kindergartens and schools exceptional pragmatists are raised.
It is curious that in Russian Montessori groups, teachers were able to make up for the lack of musical education and developed a whole system. In other places, it seems, they are holding on to the author's methodology, fearing to take a step away from it.
Somehow, this “miracle system” is obtained. Or was it with the author of the book that I was unlucky? ..
Later addition: watched the two-part Italian film "Maria Montessori: life for children." It is not documentary, but artistic, not so much about the method as about the fate of an extraordinary person. Having looked, you understand that the time context is very important: from restrictions on the rights of women in society to the poverty of the people and the Mussolini regime. First of all, in that hundred-year-old society, it was necessary to teach children to read and write, and the heroine’s main efforts were directed at that.
The film conveys Maria’s sincere love for children, their understanding, care for them. I think that love is most important in its method, and materials for classes become a continuation of this love. It seems to me that such love for people is visible in the texts and activities of the founders of new approaches in pedagogy (Korchak, Makarenko, Amonashvili) and in other social professions (doctors, psychologists). That is what first of all it would be worth adopting to their followers. Well, the missing areas of culture are easy to refine to the form of Montessori techniques.
У записи 11 лайков,
0 репостов,
362 просмотров.
0 репостов,
362 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Светлана Орлова