Современные Фонтейн и Нуриев. Наташа и Сергей. Жизель....

Современные Фонтейн и Нуриев. Наташа и Сергей. Жизель. 24/07/2015. #заметкиизмосквы

Когда меня начали спрашивать после окончания спектакля "ну как?" я отвечала только одно - "Уникальный спектакль", вкладывая в это понятие довольно емкое и понятное мне чувство. Спектакль, которого доселе еще не было, и аналогов которому наверно никогда не будет. Уникальный, единичный случай в истории. Можно на это возразить, что в общем-то каждый спектакль является единичным случаем, что тем спектакль и ценен, что искусство всегда творится "здесь и сейчас", но ТАКИХ чувств героев по крайней мере я, еще не переживала.

Это на мой взгляд была история для двоих человек в зале: собственно для Сережи и Наташи. Я уверена, что по идее эти двое получили максимальное количество удовольствия из всех находившихся в зале. несмотря на все овации, воздыхания и дифирамбы. Это была реальная любовь. Как говорил Хью грант "любовь повсюду". Она настолько заполонила всю сцену, весь зрительный зал, казалось всю Москву, что я уже от театра в 600-х километрах, а кажется увезла ее с собой в Питер.

Наташа делает невероятное. Она что называется работает по Станиславскому. Уж если испытывать чувства, так по максимому и наверняка. Она является уже второй раз центром балетной пары, когда зритель в зале не может дышать от переполняющих чувств. Только на мой взгляд если ранее это было с Васильевым бравурно и "по-донкихотовски", то теперь это невероятно нежно и тепло и бережно. Современные Фонтейн и Нуриев. Словно созданные для этого дуэта и так долго к нему шедшие через какие-то препятствия.

Надо сказать о самом спектакле: для меня Жизель вообще является очень сильным спектаклем драматически, в этот же вечер она СТАЛА именно драматическим, а не балетным спектаклем вовсе, но при этом с высочайшей техникой главных героев. Было ощущение, что они словно не задумываются как раз об этой технике (нет-нет, я нисколько не говорю ни о каком автопилоте), но казалось, что они полностью сконцентрированы только на драматической части происходящего. Жизнь играть легко. Влюбленная Жизель с непосредственными улыбками, расстройствами, поджиманиями губ. Какая была ромашка! (Да, забегая вперед, наверно именно в этом моменте можно считать обман Альберта, и все-таки это не было обманом, это была попытка не задеть ее чувства, ведь он тоже так увлекся ею.) А Альберт: столько нежных воздушных поцелуев я не видела никогда в этом балете. Все по жизни, все только для них двоих. Первая часть первого акта до появления матери и невесты для меня была идеальным воплощением спектакля. А вот дальше у меня возник некие диссонанс в сюжете именно из-за Сергея, потому что если со стороны Наташи все ясно - она влюблена и сходит с ума от обмана, то сюжетную часть обмана со стороны главного героя в такой любовной трактовке мне конечно понять тяжело. Ну то есть на мой взгляд в этом спектакле герой должен был богатую невесту послать куда подальше и остаться с этой прекрасной непосредственной девушкой. Возможно, он не успел принять никакого решения, а события слишком быстро развивались. Возможно он испугался столь великой силы любви, которая проявилась в нем. Но в любом случае это было интересно. Он словно бы заигрался и забыл, что живет-то совсем по-другому, не в лесу. Все закончилось для него как-то слишком быстро и он просто не смог понять, что это не игра.

Второй акт был полностью идеальным, и если принять за данность, что Жизель один из моих любимых балетных спектаклей, то исходя из этой логики наверно это был мой лучший балетный вечер и в частности второй акт в жизни. Неземная Наташа, действительно потустороннее существо, и полностью склоненный горем Сергей. Его Альберт на мой взгляд уже и не хотел жить, если бы можно было остаться в загробной жизни с ней. Глупо писать о том, сколь высочайшую техническую планку они задали всему спектаклю. Это бессмысленно и займет тома. Я остановлюсь на моменте, который почему-то на меня никогда не производил такого впечатления. когда светает и Жизель возвращается к кресту. КАК они не могли расцепить объятия. КАК они касались друг друга руками и не могли отпустить друг друга словно и правда больше никогда не увидятся. Эти прикосновения были наиболее чувственными во всем спектакле. Я смотрела и сдерживала безумный ком в горле, осознавая, что волшебство и правда заканчивается. Что Жизель сейчас уйдет, и все, занавес. Не хотелось в этот момент точно также их обоих отпускать и позволить им расходиться в разные стороны сцены.

Да собственно столько, сколько их не отпускали со сцены после окончания спектакля, я такого никогда не видела и не слышала. Усталые артисты, но безумно счастливые и благодарные зрителю, мне кажется чуть ли не меньше, чем мы им.

Не хочу обойти стороной второстепенных героев, которые были очень на уровне главных. Ганса Сергея Мануйлова и Мирта Оксаны Кардаш. она мне напомнила нашу Катю Кандаурову и была просто прекрасна, властна и холодна в меру. Что характерно, я Кандаурову тоже сначала увидела в характерной стервозной роли, как и кардаш в понедельник в борделе. А второй ролью была также Мирта. И сравнение родилось само собой. Оксана прерасно создала оба образа, крайне противоположные и сложные.

После спектакля мне случайно сказали, что будет автограф-сессия. Удивительно, что сначала мы хотели уйти, но меня вдруг остановила мысль, что ни одно заведение Москвы не сравнится потом в моем сердце с тем, что я могу почувствовать на этой сессии. И дело было собственно не в закорючке их подписи, а в чем-то значительно большем. Хотелось заглянуть за рамки спектакля, увидеть эту потустороннюю Жизель с Альбертом вне сцены, мягких, добрых, улыбчивых и на удивление стеснительных. Два лучших танцовщика мира так нежно смущались при всех вопросах, аплодисментах и восторгах. Я желаю им как можно более долгого творческого тандема и сохранить вот это чувство парения как можно дольше, не скатиться в рутину и обыденность профессии.

Возвращаясь к началу я правда считаю, что это был уникальный спектакль именно потому, что зарождающееся чувство любви - оно уникально. Оно больше не повторится между двумя людьми. И мы были свидетелями уникального его прочтения в рамках сценария и сцены. Спасибо огромное!
Modern Fontaine and Nuriev. Natasha and Sergey. Giselle 07/24/2015. # notes from Moscow

When they began to ask me after the end of the play "Well, how?" I answered only one thing - "Unique Performance", putting a rather capacious and understandable feeling into this concept. The performance, which until now was not, and which analogues will probably never be. A unique, isolated case in history. It can be objected that, in general, each performance is an isolated case, because the performance is valuable, that art is always being created “here and now”, but at least I have not experienced SUCH feelings of heroes.

In my opinion, this was a story for two people in the audience: actually for Seryozha and Natasha. I am sure that in theory these two received the maximum amount of pleasure from all those who were in the hall. despite all the applause, sighing and praises. It was real love. As Hugh Grant said, “love is everywhere.” She filled the whole stage so much, the entire auditorium, it seemed the whole of Moscow, that I was already 600 kilometers from the theater, and it seems I took it with me to St. Petersburg.

Natasha does the incredible. She’s called works according to Stanislavsky. Well, if you feel the feelings, then the maximum and for sure. It is already the second time the center of the ballet pair, when the audience in the hall cannot breathe from overwhelming feelings. Only in my opinion, if earlier it was bravely and “quixotic” with Vasilyev, then now it is incredibly gentle and warm and careful. Modern Fontaine and Nuriev. As if created for this duet and for so long going to it through some kind of obstacles.

I must say about the play itself: for me, Giselle is a very strong performance dramatically, on the same evening she BECAME a dramatic and not a ballet performance at all, but at the same time with the highest technology of the main characters. There was a feeling that it was as if they were not thinking exactly about this technique (no, no, I'm not talking about any autopilot at all), but it seemed that they were fully concentrated only on the dramatic part of what was happening. Life is easy to play. Gisele in love with immediate smiles, frustrations, lip purses. What a daisy it was! (Yes, looking ahead, probably in this moment it is possible to consider Albert’s deceit, and yet it was not a deceit, it was an attempt not to hurt her feelings, because he was also so carried away by her.) And Albert: I don’t have so many soft kisses I've never seen in this ballet. Everything in life, everything only for the two of them. The first part of the first act, before the appearance of the mother and the bride, was for me the perfect embodiment of the play. But then I got some kind of dissonance in the plot precisely because of Sergey, because if everything is clear from Natasha’s side - she’s in love and goes crazy with deception, then the plot of the deception from the main character in such a love interpretation is hard for me to understand . Well, that is, in my opinion, in this performance, the hero should have sent a rich bride to hell and stay with this beautiful immediate girl. Perhaps he did not have time to make any decision, and events developed too quickly. Perhaps he was afraid of such a great power of love, which was manifested in him. But in any case, it was interesting. It was as if he had played too much and forgot that he was living something completely different, not in the forest. It all ended for him somehow too quickly and he simply could not understand that this was not a game.

The second act was completely perfect, and if you take for granted that Giselle is one of my favorite ballet performances, then, based on this logic, it was probably my best ballet evening and, in particular, the second act in my life. The unearthly Natasha, a truly otherworldly creature, and Sergei, completely inclined by grief. His Albert, in my opinion, did not want to live anymore, if it were possible to stay in the afterlife with her. It is foolish to write about how much the highest technical level they set for the whole performance. This is pointless and will take volume. I will dwell on a moment that for some reason never made such an impression on me. when it gets light and Giselle returns to the cross. HOW they could not break the hug. HOW they touched each other with their hands and could not let go of each other as if the truth would never see each other again. These touches were the most sensual in the whole performance. I watched and held back a crazy lump in my throat, realizing that the magic really ends. That Giselle is about to leave, and that’s all, the curtain. I did not want to let them both go at that moment and let them disperse in different directions of the scene.

Yes, actually as many as they were not allowed to leave the stage after the performance, I have never seen or heard such a thing. Tired artists, but insanely happy and grateful to the viewer, it seems to me almost as much as we do to them.

I do not want to ignore secondary heroes who were very at the level of the main ones. Hans Sergey Manuylov and Mirt Oksana Kardash. she reminded me of our Katya Kandaurova and was simply beautiful, domineering and cold in moderation. What is characteristic, I first saw Kandaurov in a characteristic bitchy role, as well as cardash
У записи 63 лайков,
6 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александра Бойкова

Понравилось следующим людям