Почему же мы зависим от оценок других?
Вопрос как влияют на личность, её формирование и развитие, оценки «других» людей, социума, культурные традиции, этические нормы активно обсуждался и обсуждается в психологии. В гуманистической психологии этот вопрос рассматривался в работах А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, в отечественной психологии Л.С. Выготский занимался изучением эмоционально-мотивационной сферы социализации, обобщающие и объединяющие этих авторов, работы созданы Ю.Б. Гиппенрейтер.
По мнению А. Маслоу, «Каждый человек (за редким исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой, и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворённая потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые в свою очередь служат почвой для уныния, запускают компенсаторные механизмы». Эту потребность «в признании» Маслоу считает базовой, необходимой для существования человека, для его здорового развития. И действительно примеры этому можно найти в повседневной жизни: радостный студент, сдавший сложный экзамен «на отлично», спешит скорее сообщить об этом своим близким и друзьям, и его удовлетворение от самого результата усиливается похвалой этих людей. В случае же когда эти близкие люди, в силу каких-либо причин, внутренних качеств и др., не реагируют положительной оценкой, общая удовлетворённость студента снижается.
В нашей культуре существует «Принцип кнута и пряника», который активно используется из поколения в поколение при воспитании детей: похвала, подарок – выступают в качестве положительного подкрепления (пряника) при успехе, и наказание, брань, запреты – в качестве негативного «подкрепления» (кнута) при неудаче. Ребёнок привыкает к этим реакциям взрослого, они закрепляются в его психике, и каждый раз в похожих ситуациях он ждёт схожего поведения взрослого. Также взрослые (родители, педагоги) внушают ребёнку основные культурные традиции, этические нормы, правила поведения, правила получения и освоения новых знаний – создают рамки, в которых положено жить воспитанному человеку, в данных культуре, месте и времени. В связи с этим у ребёнка (растущей, развивающейся личности) возникают эмоционально-мотивационные проблемы, например такого характера: «В школе проходят умножение, ребёнок решает туже задачу, используя сложение, и получает правильный ответ. Учитель ставит двойку, за то, что ребёнок не освоил новый способ. Ребёнок получает негативную оценку своей работы, в связи с ней у него снижается мотивация «решил правильно, а оценка плохая». Также сюда можно отнести примеры фраз родителей «Такой большой, а всё никак не научишься ровно писать, правильно считать и т.д.». Во всех этих случаях негативная оценка снижает мотивацию достижения результатов. Встаёт вопрос «А нужно ли вообще оценивать? Задавать какие-то рамки?».
А. Маслоу в своих последующих работах, посвящённых самоактуализирующимся личностям, говорит о том, что им присуще такие черты как: «независимость от окружения, самостоятельность и самодостаточность».
Самоактуализанты подчиняются «…прежде всего, внутренним, а не общественным детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их возможности и способности, таланты, их скрытые ресурсы, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чём состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше боятся их, меньше лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почётом, престижем и наградами». Самоактуализанты выходят за пределы культуры, в которой живут, они подчиняются больше общечеловеческим правилам и нормам, главным для них является самооценка, а не мнение окружающих. Им свойственна большая устойчивость к негативным влияниям социума: трагедиям, стрессам, лишениям. Самоактуализанты побуждаются внутренними факторами, а не внешними.
Похожее мнение разделяет с Маслоу К. Роджерс, опираясь на практику психотерапии, он говорит о том, что социум, является неким прессингом для человека, который воспитывает в человеке конформность, заставляет быть «тем, кого хотят видеть другие», мешает ему быть «тем, кем он действительно является». Многие клиенты К. Роджерса после курса терапии осознавали это влияние, осознавали его фальшивость, осознавали, что большинство норм определено вне их самих, и возложено на них внешними факторами (людьми), понимали, что их «намерения или цели ничего не стоят, даже если они следовали им всю свою жизнь до настоящего момента». После такого инсайта люди чаще всего приходят к понимаю «того, что им действительно нужно делать, а не того, что им следует делать».
В. Франкл занимался изучением смысла жизни человека, говорил, что это является «первичной движущей силой в его жизни». Смысл жизни является для человека чем-то таким «ради чего стоит жить», смысл жизни является личным для каждого человека. В процессе поиска своего смысла жизни человек может столкнуться с такими трудностями как ноогенные неврозы, которые возникают в связи с несоответствием ценностей человека, тем ценностям, которые приняты в обществе. И здесь мы вновь видим, проблему влияния социума на личность. Франкл говорит, что напряжение, которое в этом случае испытывает человек полезно для его дальнейшего развития, обретения им смысла существования, психологического здоровья.
В качестве примера переосмысления жизненных ценностей, в пользу общечеловеческих, самоценностей можно привести пример из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», когда раненный Андрей Болконский смотрит на небо, и понимает насколько мелкими и ничтожными были все его жизненные смыслы и ценности, в сравнении «с высоким, бесконечным небом и бегущими по нему облаками». Для героя Толстого в этот момент открывается естественность в чистом виде, красота и безграничность бытия как такового, которое для него символизирует, словно впервые увиденное небо.
В своих работах Маслоу, Роджерс, Франкл говорят об изменениях, происходящих в уже взрослых людях, а можно ли воспитать ребёнка так, чтобы ему не пришлось испытывать эмоционально-мотивационные трудности влияния социума на себе. На мой взгляд, ответ на этот вопрос дают такие работы как: «Саммерхил – воспитание свободой» А.Нилл, и «Общаться с ребенком как?» Ю.Б. Гиппенрейтер. А. Нилл говорит о свободе выбора ребёнка в своём самоопределении, при этом происходит «удивительный расцвет здоровых жизненных сил ребёнка». Это положение Нилла перекликается с одним из путей к самоактуализации Маслоу о том, что в каждой жизненной точке есть выбор прогрессивный и регрессивный, и выбор прогрессивного пути ведёт к личностному росту.
В своей книге Ю.Б. Гиппенрейтер, опираясь на гуманистическую психологию, показывает, как можно прийти к взаимопониманию не только с ребёнком, но и с взрослыми. Касательно влияния оценок и социума Гиппенрейтер выдвигает положение о безоценочном, полном принятии человека таким, какой он есть. В этом случае поощряется свобода выбора, поддерживается любое собственное решение человека, оно никак не оценивается и не «подгоняется» под определённые рамки традиций. Конечно, кроме этого, взрослым необходимо овладеть ещё многими навыками общения с ребёнком, но, применительно к проблеме влияния оценок «других», социума – безоценочное принятие является главным фактором, который может помочь при решении этой проблемы.
Так как же научиться не впадать в зависимость от того, что говорят или думают о вас другие люди?
Все дело в том, что в большинстве случаев мы становимся наиболее зависимыми от чужого мнения, когда САМИ не очень хорошо знаем, что представляем из себя.
В этом случае мы начинаем очень внимательно прислушиваться к другим людям, здесь совершенно прямая связь: чем менее четкое понимание себя у нас, тем больше мы отдаем инициативу в построении отношений другому человеку. Он выглядит для нас гораздо более уверенным, доминирующим.
Если мы не знаем себя, то нам довольно сложно себя ценить - но ведь не очень понятно, что именно должно цениться.
Вопрос как влияют на личность, её формирование и развитие, оценки «других» людей, социума, культурные традиции, этические нормы активно обсуждался и обсуждается в психологии. В гуманистической психологии этот вопрос рассматривался в работах А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, в отечественной психологии Л.С. Выготский занимался изучением эмоционально-мотивационной сферы социализации, обобщающие и объединяющие этих авторов, работы созданы Ю.Б. Гиппенрейтер.
По мнению А. Маслоу, «Каждый человек (за редким исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой, и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворённая потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые в свою очередь служат почвой для уныния, запускают компенсаторные механизмы». Эту потребность «в признании» Маслоу считает базовой, необходимой для существования человека, для его здорового развития. И действительно примеры этому можно найти в повседневной жизни: радостный студент, сдавший сложный экзамен «на отлично», спешит скорее сообщить об этом своим близким и друзьям, и его удовлетворение от самого результата усиливается похвалой этих людей. В случае же когда эти близкие люди, в силу каких-либо причин, внутренних качеств и др., не реагируют положительной оценкой, общая удовлетворённость студента снижается.
В нашей культуре существует «Принцип кнута и пряника», который активно используется из поколения в поколение при воспитании детей: похвала, подарок – выступают в качестве положительного подкрепления (пряника) при успехе, и наказание, брань, запреты – в качестве негативного «подкрепления» (кнута) при неудаче. Ребёнок привыкает к этим реакциям взрослого, они закрепляются в его психике, и каждый раз в похожих ситуациях он ждёт схожего поведения взрослого. Также взрослые (родители, педагоги) внушают ребёнку основные культурные традиции, этические нормы, правила поведения, правила получения и освоения новых знаний – создают рамки, в которых положено жить воспитанному человеку, в данных культуре, месте и времени. В связи с этим у ребёнка (растущей, развивающейся личности) возникают эмоционально-мотивационные проблемы, например такого характера: «В школе проходят умножение, ребёнок решает туже задачу, используя сложение, и получает правильный ответ. Учитель ставит двойку, за то, что ребёнок не освоил новый способ. Ребёнок получает негативную оценку своей работы, в связи с ней у него снижается мотивация «решил правильно, а оценка плохая». Также сюда можно отнести примеры фраз родителей «Такой большой, а всё никак не научишься ровно писать, правильно считать и т.д.». Во всех этих случаях негативная оценка снижает мотивацию достижения результатов. Встаёт вопрос «А нужно ли вообще оценивать? Задавать какие-то рамки?».
А. Маслоу в своих последующих работах, посвящённых самоактуализирующимся личностям, говорит о том, что им присуще такие черты как: «независимость от окружения, самостоятельность и самодостаточность».
Самоактуализанты подчиняются «…прежде всего, внутренним, а не общественным детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их возможности и способности, таланты, их скрытые ресурсы, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чём состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше боятся их, меньше лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почётом, престижем и наградами». Самоактуализанты выходят за пределы культуры, в которой живут, они подчиняются больше общечеловеческим правилам и нормам, главным для них является самооценка, а не мнение окружающих. Им свойственна большая устойчивость к негативным влияниям социума: трагедиям, стрессам, лишениям. Самоактуализанты побуждаются внутренними факторами, а не внешними.
Похожее мнение разделяет с Маслоу К. Роджерс, опираясь на практику психотерапии, он говорит о том, что социум, является неким прессингом для человека, который воспитывает в человеке конформность, заставляет быть «тем, кого хотят видеть другие», мешает ему быть «тем, кем он действительно является». Многие клиенты К. Роджерса после курса терапии осознавали это влияние, осознавали его фальшивость, осознавали, что большинство норм определено вне их самих, и возложено на них внешними факторами (людьми), понимали, что их «намерения или цели ничего не стоят, даже если они следовали им всю свою жизнь до настоящего момента». После такого инсайта люди чаще всего приходят к понимаю «того, что им действительно нужно делать, а не того, что им следует делать».
В. Франкл занимался изучением смысла жизни человека, говорил, что это является «первичной движущей силой в его жизни». Смысл жизни является для человека чем-то таким «ради чего стоит жить», смысл жизни является личным для каждого человека. В процессе поиска своего смысла жизни человек может столкнуться с такими трудностями как ноогенные неврозы, которые возникают в связи с несоответствием ценностей человека, тем ценностям, которые приняты в обществе. И здесь мы вновь видим, проблему влияния социума на личность. Франкл говорит, что напряжение, которое в этом случае испытывает человек полезно для его дальнейшего развития, обретения им смысла существования, психологического здоровья.
В качестве примера переосмысления жизненных ценностей, в пользу общечеловеческих, самоценностей можно привести пример из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», когда раненный Андрей Болконский смотрит на небо, и понимает насколько мелкими и ничтожными были все его жизненные смыслы и ценности, в сравнении «с высоким, бесконечным небом и бегущими по нему облаками». Для героя Толстого в этот момент открывается естественность в чистом виде, красота и безграничность бытия как такового, которое для него символизирует, словно впервые увиденное небо.
В своих работах Маслоу, Роджерс, Франкл говорят об изменениях, происходящих в уже взрослых людях, а можно ли воспитать ребёнка так, чтобы ему не пришлось испытывать эмоционально-мотивационные трудности влияния социума на себе. На мой взгляд, ответ на этот вопрос дают такие работы как: «Саммерхил – воспитание свободой» А.Нилл, и «Общаться с ребенком как?» Ю.Б. Гиппенрейтер. А. Нилл говорит о свободе выбора ребёнка в своём самоопределении, при этом происходит «удивительный расцвет здоровых жизненных сил ребёнка». Это положение Нилла перекликается с одним из путей к самоактуализации Маслоу о том, что в каждой жизненной точке есть выбор прогрессивный и регрессивный, и выбор прогрессивного пути ведёт к личностному росту.
В своей книге Ю.Б. Гиппенрейтер, опираясь на гуманистическую психологию, показывает, как можно прийти к взаимопониманию не только с ребёнком, но и с взрослыми. Касательно влияния оценок и социума Гиппенрейтер выдвигает положение о безоценочном, полном принятии человека таким, какой он есть. В этом случае поощряется свобода выбора, поддерживается любое собственное решение человека, оно никак не оценивается и не «подгоняется» под определённые рамки традиций. Конечно, кроме этого, взрослым необходимо овладеть ещё многими навыками общения с ребёнком, но, применительно к проблеме влияния оценок «других», социума – безоценочное принятие является главным фактором, который может помочь при решении этой проблемы.
Так как же научиться не впадать в зависимость от того, что говорят или думают о вас другие люди?
Все дело в том, что в большинстве случаев мы становимся наиболее зависимыми от чужого мнения, когда САМИ не очень хорошо знаем, что представляем из себя.
В этом случае мы начинаем очень внимательно прислушиваться к другим людям, здесь совершенно прямая связь: чем менее четкое понимание себя у нас, тем больше мы отдаем инициативу в построении отношений другому человеку. Он выглядит для нас гораздо более уверенным, доминирующим.
Если мы не знаем себя, то нам довольно сложно себя ценить - но ведь не очень понятно, что именно должно цениться.
Why are we dependent on the ratings of others?
The question of how the personality is affected, its formation and development, assessments of “other” people, society, cultural traditions, ethical standards, have been actively discussed and are being discussed in psychology. In humanistic psychology, this issue was considered in the works of A. Maslow, C. Rogers, V. Frankl, and in domestic psychology L.S. Vygotsky was engaged in the study of the emotional-motivational sphere of socialization, generalizing and uniting these authors, the works were created by Yu.B. Hippenreiter.
According to A. Maslow, “Every person (with rare exceptions related to pathology) constantly needs recognition, a stable, and, as a rule, high appreciation of their own merits. Satisfying the need for evaluation, respect, gives the individual a sense of self-confidence, a sense of self-worth, strength, adequacy, a feeling that he is useful and necessary in this world. “An unmet need, on the contrary, causes him to feel humiliated, weak, helpless, which in turn serve as a ground for despondency and trigger compensatory mechanisms.” Maslow considers this need for “recognition” as basic, necessary for the existence of a person, for his healthy development. Indeed, examples of this can be found in everyday life: a joyful student who has passed the difficult exam “perfectly” is in a hurry to tell his relatives and friends about it, and his satisfaction from the very result is enhanced by the praise of these people. In the case when these close people, due to some reasons, internal qualities, etc., do not respond with a positive assessment, the overall satisfaction of the student decreases.
In our culture, there is the “Whip and Gingerbread Principle”, which is actively used from generation to generation in raising children: praise, gift - act as positive reinforcement (carrot) for success, and punishment, abuse, prohibitions - as negative “reinforcement” (whip) upon failure. The child gets used to these reactions of an adult, they are fixed in his psyche, and each time in similar situations he expects a similar behavior of an adult. Also, adults (parents, teachers) inspire the child with the basic cultural traditions, ethical standards, rules of behavior, rules for obtaining and mastering new knowledge - create the framework within which a well-educated person is supposed to live, in the given culture, place and time. In this regard, the child (a growing, developing personality) has emotional and motivational problems, for example of the following nature: “Multiplication takes place at school, the child solves the same problem using addition, and receives the correct answer. The teacher puts a deuce, because the child has not mastered the new method. The child receives a negative assessment of his work, in connection with it his motivation decreases "he decided correctly, but the grade is bad." It also includes examples of parental phrases “So big, but you still won’t learn how to write exactly, correctly count, etc.”. In all these cases, a negative assessment reduces the motivation for achieving results. The question arises: “Do you need to evaluate at all? Ask some kind of framework? ”
A. Maslow, in his subsequent works on self-actualizing personalities, says that they have such features as: "independence from the environment, independence and self-sufficiency."
Self-actualizers obey "... first of all, the internal, and not the social determinants of the environment. These determinants are the laws of their own inner nature, their capabilities and abilities, talents, their hidden resources, their creative impulses, their need to know themselves and become more holistic people, to better understand who they really are, what they really are they want what their calling is or what their fate should be. Since they are less dependent on other people, they are less afraid of them, less lie, less hostile towards them, less need of their praise and affection. They are less concerned about honor, prestige and awards. ” Self-actualizers go beyond the culture in which they live, they are subject more to universal rules and norms, the main thing for them is self-esteem, rather than the opinion of others. They are characterized by greater resistance to the negative influences of society: tragedies, stresses, deprivations. Self-actualizers are driven by internal factors, not external ones.
A similar opinion is shared with Maslow K. Rogers, relying on the practice of psychotherapy, he says that society is a kind of pressure for a person who educates a person in conformity, makes him “the one others want to see”, prevents him from being “ who he really is. ” After the course of therapy, many clients of C. Rogers realized this influence, realized its falsity, realized that most of the norms were defined outside themselves, and imposed on them by external factors (people), understood that their “intentions or goals were worthless, even if they have followed them all their lives until now. ” After such an insight, people most often come to understand “that they really
The question of how the personality is affected, its formation and development, assessments of “other” people, society, cultural traditions, ethical standards, have been actively discussed and are being discussed in psychology. In humanistic psychology, this issue was considered in the works of A. Maslow, C. Rogers, V. Frankl, and in domestic psychology L.S. Vygotsky was engaged in the study of the emotional-motivational sphere of socialization, generalizing and uniting these authors, the works were created by Yu.B. Hippenreiter.
According to A. Maslow, “Every person (with rare exceptions related to pathology) constantly needs recognition, a stable, and, as a rule, high appreciation of their own merits. Satisfying the need for evaluation, respect, gives the individual a sense of self-confidence, a sense of self-worth, strength, adequacy, a feeling that he is useful and necessary in this world. “An unmet need, on the contrary, causes him to feel humiliated, weak, helpless, which in turn serve as a ground for despondency and trigger compensatory mechanisms.” Maslow considers this need for “recognition” as basic, necessary for the existence of a person, for his healthy development. Indeed, examples of this can be found in everyday life: a joyful student who has passed the difficult exam “perfectly” is in a hurry to tell his relatives and friends about it, and his satisfaction from the very result is enhanced by the praise of these people. In the case when these close people, due to some reasons, internal qualities, etc., do not respond with a positive assessment, the overall satisfaction of the student decreases.
In our culture, there is the “Whip and Gingerbread Principle”, which is actively used from generation to generation in raising children: praise, gift - act as positive reinforcement (carrot) for success, and punishment, abuse, prohibitions - as negative “reinforcement” (whip) upon failure. The child gets used to these reactions of an adult, they are fixed in his psyche, and each time in similar situations he expects a similar behavior of an adult. Also, adults (parents, teachers) inspire the child with the basic cultural traditions, ethical standards, rules of behavior, rules for obtaining and mastering new knowledge - create the framework within which a well-educated person is supposed to live, in the given culture, place and time. In this regard, the child (a growing, developing personality) has emotional and motivational problems, for example of the following nature: “Multiplication takes place at school, the child solves the same problem using addition, and receives the correct answer. The teacher puts a deuce, because the child has not mastered the new method. The child receives a negative assessment of his work, in connection with it his motivation decreases "he decided correctly, but the grade is bad." It also includes examples of parental phrases “So big, but you still won’t learn how to write exactly, correctly count, etc.”. In all these cases, a negative assessment reduces the motivation for achieving results. The question arises: “Do you need to evaluate at all? Ask some kind of framework? ”
A. Maslow, in his subsequent works on self-actualizing personalities, says that they have such features as: "independence from the environment, independence and self-sufficiency."
Self-actualizers obey "... first of all, the internal, and not the social determinants of the environment. These determinants are the laws of their own inner nature, their capabilities and abilities, talents, their hidden resources, their creative impulses, their need to know themselves and become more holistic people, to better understand who they really are, what they really are they want what their calling is or what their fate should be. Since they are less dependent on other people, they are less afraid of them, less lie, less hostile towards them, less need of their praise and affection. They are less concerned about honor, prestige and awards. ” Self-actualizers go beyond the culture in which they live, they are subject more to universal rules and norms, the main thing for them is self-esteem, rather than the opinion of others. They are characterized by greater resistance to the negative influences of society: tragedies, stresses, deprivations. Self-actualizers are driven by internal factors, not external ones.
A similar opinion is shared with Maslow K. Rogers, relying on the practice of psychotherapy, he says that society is a kind of pressure for a person who educates a person in conformity, makes him “the one others want to see”, prevents him from being “ who he really is. ” After the course of therapy, many clients of C. Rogers realized this influence, realized its falsity, realized that most of the norms were defined outside themselves, and imposed on them by external factors (people), understood that their “intentions or goals were worthless, even if they have followed them all their lives until now. ” After such an insight, people most often come to understand “that they really
У записи 1 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Владислав Лейба