Вчера посмотрела моноспектакль "Мамон. Ценность, взятая в залог"...

Вчера посмотрела моноспектакль "Мамон. Ценность, взятая в залог" Такого театра. Довольно любопытная постановка, скорее перфоманс, по мотивам рассказа Гоголя "Портрет". Мне редко нравитя радикальное переосмысление классики и её облачение в ультрасовременные формы, но здесь всё получилось насыщенно, гармонично, провокационно и со смыслом: этому спектаклю есть что сказать петербургской публике. Всё покупается, всё продаётся. Мы негодуем над этой истиной, смеёмся над ней, противимся и декламируем - но следуем ей в мелочах. И дилемма вовсе не "деньги vs искусство", и не в том проблема, что за искусство готовы платить - а в том, что платят за непонятную блестящую упаковку и подделку. И грань между откровенный насмешкой и "новым взглядом", между "красивостью" и пустотой пугающе исчезает. Если ценность искусства субъективна, то весь вопрос в умелом манипулировании восприятием, ловкой игре на эмоциях публики. Есть ли здесь место таланту?
Различие гоголевский времён и современности лишь в масштабах и изощрённости эпатажа, который стал дозволен. И безумие не в том, чтобы это создавать, а в том, чтобы за это платить.
А для тех, кто не до конца понял, что мы всё равно уступаем тому, над чем пытаемся смеяться - блестящий финал спектакля.
Yesterday I watched the solo performance "Mamon. Value taken as a pledge" of such a theater. Quite a curious production, rather a performance based on Gogol's story "Portrait". I rarely like the radical rethinking of classics and its dressing in ultramodern forms, but everything turned out to be rich, harmonious, provocative and with meaning: this performance has something to say to the Petersburg audience. Everything is bought, everything is for sale. We are indignant over this truth, laugh at it, resist and recite - but follow it in small ways. And the dilemma is not “money vs art” at all, and the problem is not what they are willing to pay for art - but that they pay for an incomprehensible shiny packaging and fake. And the line between frank mockery and a “new look”, between “prettiness” and emptiness, frighteningly disappears. If the value of art is subjective, the whole question is in the skillful manipulation of perception, a clever play on the emotions of the public. Is there room for talent here?
The difference between Gogol's time and modernity is only in the scale and sophistication of the outrageous, which has become allowed. And the madness is not to create it, but to pay for it.
And for those who do not fully understand that we are still inferior to what we are trying to laugh at - a brilliant ending to the performance.
У записи 2 лайков,
0 репостов,
135 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Даша Томасова

Понравилось следующим людям