Марафон "Путь родителя". День 4 "Как он это...

Марафон "Путь родителя". День 4 "Как он это делает?"

"У всех уроки пения, А у ужей -ШИ-пения". Это про наше рисование.

1 эпизод. Я наклеила на стену большой кусок желтого ватмана (решила взять желтый, потому что на белом отказывается рисовать). Рядом поставила банку с фломастерами и банку с карандашами. Как проснулся - сразу заметил, обрадовался "Мам, давай рисовать". Достал по очереди все фломастеры и - протянул мне "Рисуй ты". В последнее время так всегда - наотрез отказывается рисовать сам, даже прикоснуться к бумаге. Просит рисовать меня. Тоже было несколько дней назад с восковыми мелками. Нашел большой кусок изрисованного белого ватмана (со времен, когда он еще рисовал) "Давай рисовать". Дала ему мелки и взяла себе. Стала рисовать тучку. И вдруг - как будто молния вспыхнула (у нас недавно была гроза, он под сильным впечатлением) - я сделала сильные росчерки двумя русками. Малыш сделал слабый росчерк. Увидел, что след еле виден, и отложил в сторону мелок. Чувствовала, что ему непрятно само прикосновение к восковой текстуре. И внутри - какой-то блок по отношению ко всему, что похоже на карандаш и бумагу. Может, когда я рисую с ним, навязываю ему свои формы и сюжеты? Но бумага и мелки потом лежали несколько дней на столе - он даже не прикоснулся. Может, это мы с папой парализовали его свободу, рисуя законченные формы, предметы на его глазах, и он знает, что у него так не получится? Раньше мы вместе рисовали линии, точки, спирали, волны, озвучивая движения голосом - с огромным энтузиазмом. А потом вдруг вот такой блок. Как он появился и как его снять - ломаю голову...

2 эпизод. Днем мелкий вспомнил "Краски!". Я тут же достала кусок ватмана, развела краски в стакане, достала кисточки. Вместе намочили бумагу в тазике с водой и приклеили на пол. Тут сына принес желтую машинку и положил поверх бумаги "Давай рисовать машинку!". Сам взял кисточку, окунул в краску и стал водить по корпусу машинки, стараясь закрасить. Я тихонько вышла из комнаты и наблюдала из-за двери. Он был весь в процессе, даже язык высунул. Он меееедленно водил кисточкой кругами, сначала по капоту. Я чувствовала, как приятно ему водить мягкой кисточкой по гладкой поверхности, смотреть, как краска скользит и образует новые разводы. После каждого движения он останавливался и смотрел, что получилось. Потом он медленно провел линию вдоль корпуса. Мягко потыкал по крыше, чувствуя как пружинит кисточка. Провел кисточкой по воде в тазу, наблюдая, как краска расплывается. Потом опустил машинку в таз, помыл и снова стал красить. Так несколько раз. Потом взял два стакана с красками (синий и красный) и соединил в один. Наблюдал, как краски смешиваются. В итоге получился какой-то грязный цвет. Все содержимое стакана перелилось в таз с водой. Туда же отправилась и машинка. А потом уже началась автомойка с тасканием воды из ванны и поливанием машинки из лейки.
Меня поразила сосредоточенность, с которой он рисовал. Вдумчивость. Замедленность движений. Он словно вслушивался в новые ощущения, всматривался в получаемые результаты. Для меня и, кажется, для него это было открытием. Такое рисование по гладкому объемному предмету получилось впервые! С красками у нас обычно лабораторные эксперименты. Кисточка откладывается в сторону, а краски переливаются из стакана в стакан, в воду, иногда на лист бумаги, сверху кидаются салфетки (они красиво впитывают). А тут - такое чудо!
Я подумала, что, наверное, надо уходить от плоскости. Попробовать порисовать по другим объемным поверхностям. И еще, похоже, ему нравится именно смешивание, взаимодействие красок. Пришло в голову дать поливать на бумагу из тюбиков.

3 эпизод. На прогулке по дороге нам попалась куча строительного песка, который был высыпан на краю неширокого тротуара. Такое нельзя пропустить! Сына тут же погрузился в песок и в процесс. Пересыпал сухой песок из руки в руку, чувствуя, как он просачивается сквозь пальцы. Сыпал песок сверху - он разлетался дымом по ветру. Стал по очереди двумя рукаму насыпать песок перед собой, пока не получился небольшой холмик. А потом медленно по кругу ладонью стал обводить холмик несколько раз. Опять сыпал, опять обводил. Переодически в песке попадались камешки. Он их очищал и бросал подальше. Один раз попалась тоненькая веточка, почти ниточка. Он ею стал рисовать по песку - круги, круги. Она оставляла нежный тонкий след. Быстро отложил и опять стал действовать руками. Под слоем сухого песка стал появляться мокрый. Он был темнее и плотнее. Сына доставал его и крошил на свой холмик поверх сухого. Это не было строительством из песка, а именно вчувствыванием в сочетание цветовых тонов и плотностей. Это тоже было откровением, расширением границ. У меня уже сформировалось представление "У нас рисования нет". Оказывается есть! Но не по форме (бумага-карандаш), а по смыслу! Значит, надо экспериментировать с материалами и не зацикливаться на каракулях.

4 эпизод. По дороге домой купили "Волшебный экран" (такая магнитная доска) - мелкий аж запрыгал от радости! Он у нас раньше был и пользовался огромной популярностью, а потом сломаля и был заброшен. Придя домой, сына тут же распаковал обновку и стал закрашивать-стирать-закрашивать-стирать. В наборе - магнитная ручка и магнитики-вкладыши (круг, треугольник, сердечко). К ручке он не прикоснулся, рисовал только формами. Они оставляли толстый след и быстро покрывали поверхность. Сначала мелкий быстрыми размашистыми движениям закрашивал поверхность и очищал ее. Потом стал медленно тыкать "тык-тык" - и быстро "т-т-т", потом (опять!) медленно водил круги - и быстро закарякивал. Медленно-быстро, медленно-быстро. К экрану в течение вечера возвращался несколько раз. Тянет! Казалось, соскучился по такой деятельности. Значит, опять же, надо искать и пробовать и не зацикливаться на одном.

И еще стала думать - что же называть "рисованием"? И есть ли в детстве какая-то граница между игрой, сенсорными исследованиями и рисованием?

#путьродителя #маринабелозёрова
Marathon "Parent's Way". Day 4 "How does he do it?"

"Everyone has singing lessons, And u-snakes have singing." This is about our drawing.

1 episode. I stuck a big piece of yellow paper on the wall (I decided to take the yellow one, because I refuse to draw on white). Nearby she placed a jar with felt-tip pens and a jar of pencils. When I woke up, I immediately noticed, I was delighted, "Mom, let's draw." He took out in turn all the markers and - handed me "draw you." Recently, it is always so - flatly refuses to draw himself, even to touch the paper. Requests to draw me. It was also a few days ago with wax crayons. I found a large piece of white painted paperman (from the time when he was still drawing) "Let's paint." She gave him crayons and took it to herself. She began to draw a cloud. And suddenly - as if the lightning flashed (we had a thunderstorm recently, he was very impressed) - I made strong strokes with two Ruski. The kid made a weak stroke. I saw that the trail was barely visible, and laid aside the chalk. She felt that he didn’t like touching the wax texture. And inside - some kind of block in relation to everything that looks like a pencil and paper. Maybe when I draw with him, I impose my forms and plots on him? But the paper and crayons then lay on the table for several days — he did not even touch it. Maybe it was me and my dad who paralyzed his freedom, drawing finished forms, objects in his eyes, and he knows that he will not succeed in this? We used to draw lines, points, spirals, waves together, voicing voice movements - with great enthusiasm. And then suddenly there is such a block. How he appeared and how to remove it - I break my head ...

Episode 2 In the afternoon I remembered the small one "Paints!" I immediately took out a piece of drawing paper, spread paints in a glass, took out brushes. Together they soaked the paper in a basin of water and stuck it to the floor. Then my son brought a yellow typewriter and put it on top of the paper "Let's draw the typewriter!" He himself took a brush, dipped it in paint and began to drive on the body of the machine, trying to paint over it. I quietly left the room and watched from the door. He was all in the process, even his tongue stuck out. He drove the brush with a brush in circles, first on the hood. I felt it was a pleasure for him to drive with a soft brush on a smooth surface, to watch how the paint glides and forms new stains. After each movement, he stopped and watched what happened. Then he slowly drew a line along the hull. Gently poked on the roof, feeling the brush spring back. Spent a brush on the water in the pelvis, watching as the paint spreads. Then he lowered the car into the basin, washed it and began painting again. So a few times. Then he took two glasses with paints (blue and red) and put them into one. I watched the colors mix. The result was some kind of dirty color. The entire contents of the glass is poured into the basin with water. There also went the machine. And then the car wash began with the draining of water from the bath and watering the machine from the watering can.
I was struck by the focus with which he painted. Thoughtfulness. Slow motion. He seemed to be listening to new sensations, peering at the results obtained. For me and, it seems, for him it was a revelation. Such a drawing on a smooth volumetric subject turned out for the first time! With paints, we usually have laboratory experiments. The brush is laid aside, and the colors are poured from a glass into a glass, into water, sometimes on a sheet of paper, napkins are thrown from above (they absorb it beautifully). And then - such a miracle!
I thought that, probably, I had to go off the plane. Try drawing on other volumetric surfaces. And yet, it seems, he likes exactly the mixing, the interaction of colors. It came to my mind to give water on paper from tubes.

3 episodes. On a walk along the road, we came across a pile of building sand, which was poured on the edge of a narrow pavement. This is not to be missed! Son immediately plunged into the sand and in the process. I poured dry sand from hand to hand, feeling it seep through my fingers. Poured sand from above - it scattered smoke in the wind. He took turns in pouring the sand in front of him with two slemae until he got a small hillock. And then slowly in a circle with his hand began to encircle a mound several times. Again pouring, again circled. Periodically in the sand came across pebbles. He cleaned them up and threw them away. Once a thin twig was caught, almost a thread. He began to draw on the sand - circles, circles. She left a gentle thin trail. Quickly postponed and again began to act with his hands. Under the dry sand began to appear wet. It was darker and denser. The son took him out and crumbled on his mound on top of the dry. This was not a construction of sand, namely, sensation in a combination of color tones and densities. This was also a revelation, an expansion of boundaries. I have already formed the idea "We have no drawing." It turns out there is! But not in form (pencil paper), but in meaning! So, we must experiment with the materials and not get hung up on scrawl.

4 episodes. On the way home, we bought a "Magic Screen" (such a magnetic board) - small already jumped for joy! He used to have and
У записи 3 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Ксения Рябева

Понравилось следующим людям