Сумбурно, восторжено, но это то, что у меня...

Сумбурно, восторжено, но это то, что у меня получается написать об этом фильме.

Я ждал выхода фильма "Трудно быть богом" 6 лет. Будучи большим поклонником творчества А.Ю.Германа, я думал что я готов ко всему, но то, что я увидел 10-го декабря на премьере в Москве было похоже на откровение, оно не просто превзошло все мои ожидания, оно раздавило меня, за какие-то 3 часа в моей голове вырос и обосновался новый мир, новое видение кино, новая картина Средневековья, которой просто не существовало.

Это не кино, это действительно некий новый кино язык, в котором пропали многие классические приемы, методы и вообще принципы построения кино. Многое переосмыслено настолько, что становится чем-то иным, оно начинает выполнять другую функцию. Даже простые вещи показаны очень сложно: движением камеры, насыщенностью кадра, словами и реакциями абсолютно непохожих на нас людей, что может сработать стопор от перегруза информацией, визуальными образами. Ты никогда такого не видел! Это тяжело видеть в первый раз в таких подробностях и количествах. Герману удалось добиться практически документальной картинки темных веков среднековья, ты ощущаешь себя там в полном измерении. Со всех сторон. Всеми возможными и невозможными методами Герман тянет тебя дальше, показывая тебе все больше и больше. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что кино абсолютно свирепо в своем ритме, абсолютно безжалостно к зрителю - в нем не чувствуется привичная жанровость, присущая практически любому фильму.

Герман предлагает нам очень реалистичную картину прошлого, далеко прошлого, где ты ощущаешь себя в грязи, среди каких-то других людей. Им привычны повешенные люди на улицах, они не знают что такое личное пространство, срут прямо на тротуар и вообще для человека 21 века выглядят инородно. Тяжело представить в таких подробнастях те времена, а перед тобой разворачивается настолько досконально воссозданный ад. Средневековье. Трупы, дерьмо, голые ж..ы, сопли и дикое поведение здешних жителей: об этом много писали, упоминая все это с недоумением. Зачем все это показывать? Это не искусство. Чернуха. И все что угодно, абсолютно не сообщая или не задумываясь о смысле всего этого безумия. Зачем Герман показывает все настолько реально? Ответ прост - это правда, это не выдумка, так вполне могла выглядеть эта темная эпоха безкультурья и серости, которая сама по себе есть ад, через который мы прошли как цивилизация, об этом нужно помнить и знать - оно может повторится.

Другим безусловным достижением фильма является то, что во всей этой документальности ужасов, какафонии образов и мыслей он предлагает для вас достойного компаньона, "вашего кореша" как выражался сам автор. Румата является истинным проводником между этим миром и зрителем - его реакции и поведение понятны и вызывают человеческие эмоции. Хотя зачастую его поведение и граничит с безумием. Вообще Румата очень удачно сконструирован как персонаж. Он создает ощущение бога, практически неуязвимого, странствующего по этому миру, наблюдающего, но бессильного что-то изменить.

Перед нами разворачивают порой абсолютно невозможные кадры, где чужеродность картинки, ее изысканное сходство со снами, где действие зачастую направлено прямо на тебя, как будто пассивно провоцирует тебя на сравнения, какие-то аллюзии: мысли и идеи приходят к тебе сами собой, просто потому что ты не можешь об этом не подумать в этот момент. Более того Герман постоянно предлагает множество вариантов куда смотреть - хочешь наблюдай за Руматой и проживай его историю - хочешь смотри на других в кадре и ты всегда сможешь уловить некую другую жизнь, уловить что-то дополняющее общую картину. Но каким-то образом Герману удается при общей сложности создать кристально чистый, абсолютно понятный месседж, он не замаскирован, его не скрывают. Все самые важные ощущения и мысли, вложенные еще Стругацкими, здесь кристально чисто обыграны, они понятны, как будто в самые важные моменты безумие фильма расступается и ясно дает понять зачем все это происходит.

Кроме того, чего я никак не ожидал, что в фильме будет столько удачного юмора! Он порой действительно безумный, может вызвать головокружение оттого, что люди так не шутят, Румата здесь находится в особенном положении, он живет в этом мире и уже сам к нему привык, поэтому его реакции порой находятся за гранью морали и привычных представлений о дозволенном, но вызвать облегчающее воздействие на раскаленные нервы этот юмор может.

Вообще удивительным кажется то, что в первой половине фильма я зачастую чувствовал уют дома Руматы, его слуги мне казались не такими уж и безчеловечными и дикими. Барон Пампа вообще вызывает восторг! Тусовка землян у Руматы дома иронична, хоть и похожа на пир во время Чумы. Я понял, почему Светлана Кармалита настаивала на мысли, что это фильм о любви, о любви в нечеловеческих условиях. О чувствах, пробуждающих отчаяние, и в тоже время дающих заряд для решительных действий, завершающих оборот спирали, после чего все начинается заново. И затем, когда фильм закончился и вся эта конструкция схлопнулась у меня в некую картину настоящего я окончательно понял, что забыть ее уже не возможно. Великое кино.

PS В феврале наконец-то все смогут сходить в кинотеатр и вынести свой вердикт. Обещано запустить фильм на 300 экранах по всей стране, что уже само по себе эксперимент. Уверен мнения будут диаметрально противоположными: кто-то впустит фильм в себя, кто-то откажется, но пропустить такое нельзя.
Confusedly, enthusiastically, but this is what I manage to write about this film.

I have been waiting for the release of the film "It's Hard to Be a God" for 6 years. Being a big fan of the works of A.Yu. German, I thought that I was ready for everything, but what I saw on December 10 at the premiere in Moscow was like a revelation, it not only exceeded all my expectations, it crushed me, for some 3 hours in my head a new world grew up and settled, a new vision of cinema, a new picture of the Middle Ages, which simply did not exist.

This is not a movie, this is really a certain new movie language, in which many classical techniques, methods and, in general, principles of building a movie disappeared. Much has been rethought so that it becomes something else, it begins to perform another function. Even simple things are shown very difficult: the movement of the camera, the saturation of the frame, the words and reactions of people completely different from us, which can trigger a stopper from overloading with information, visual images. You have never seen such a thing! This is hard to see for the first time in such details and quantities. German managed to achieve an almost documentary picture of the dark Middle Ages, you feel yourself there in full measure. From all sides. By all possible and impossible methods, Herman pulls you further, showing you more and more. At some point, I caught myself thinking that the movie is absolutely fierce in its rhythm, absolutely ruthless to the viewer - it does not feel the primary genre inherent in almost any film.

German offers us a very realistic picture of the past, far past, where you feel in the mud, among some other people. They are used to hanging people on the streets, they don’t know what personal space is, they are lying right on the sidewalk and generally look foreign to a person of the 21st century. It’s hard to imagine those times in such details, and so thoroughly recreated hell unfolds before you. Middle Ages. Corpses, shit, naked women, snot and wild behavior of the local people: they wrote a lot about this, mentioning all this in perplexity. Why show it all? This is not art. Chernukha. And anything, absolutely not telling or not thinking about the meaning of all this madness. Why does Herman show everything so real? The answer is simple - it’s true, it’s not fiction, this dark era of unculture and dullness could look like this, which in itself is hell, through which we went as a civilization, we need to remember and know about it - it can happen again.

Another undoubted achievement of the film is that in all this documentary of horrors, a cacophony of images and thoughts, he offers you a worthy companion, "your sidekick" as the author himself put it. Rumata is the true vehicle between this world and the viewer - his reactions and behavior are understandable and evoke human emotions. Although often his behavior borders on insanity. In general, Rumata is very well designed as a character. It creates a feeling of God, almost invulnerable, wandering around this world, observing, but powerless to change something.

Sometimes absolutely impossible shots unfold in front of us, where the foreignness of the picture, its exquisite resemblance to dreams, where the action is often directed directly at you, as if passively provokes you to compare, some allusions: thoughts and ideas come to you by themselves, just because that you cannot but think about it at this moment. Moreover, Herman constantly offers many options where to look - if you want to watch Rumata and live his story - if you want to look at others in the frame and you can always catch some other life, catch something that complements the big picture. But somehow, Herman manages to create a crystal clear, absolutely understandable message with a total, he is not disguised, he is not hidden. All the most important sensations and thoughts invested by the Strugatsky are crystal clear here, they are understandable, as if at the most important moments the madness of the film parted and makes it clear why this is happening.

Besides that, I never expected that there would be so much successful humor in the film! Sometimes he’s really crazy, he can feel dizzy because people don’t joke like that, Rumata is in a special situation here, he lives in this world and is already used to it, therefore his reactions are sometimes beyond the bounds of morality and familiar ideas about what is permitted, but This humor can cause a relieving effect on red-hot nerves.

In general, it seems surprising that in the first half of the film I often felt the comfort of Rumata’s house, his servants seemed to me not so inhuman and wild. Baron Pampa is generally delighted! The party of earthlings at Rumata’s house is ironic, although it looks like a feast during the Plague. I understood why Svetlana Karmalita insisted that it was a film about love, about love in inhuman conditions. About feelings that arouse despair, and at the same time give a charge for decisive actions that complete the rotation of the spiral, after which everything starts anew. And then when the movie is over and all this
У записи 52 лайков,
15 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Артур Мардеев

Понравилось следующим людям