Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто...

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. —Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. — Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоевано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоеванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоевывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный — патриотизм покоренных, угнетенных народов — армян, поляков, чехов, ирландцев и т.п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия.

Патриотизм не может быть хороший. Отчего люди не говорят, что эгоизм может быть хороший, хотя это скорее можно бы было утверждать, потому что эгоизм есть естественное чувство, с которым человек рождается, патриотизм же чувство неестественное, искусственно привитое ему.

Скажут: "Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств". Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвел объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет. Говорить, что если патриотизм был благодетелен, соединяя людей в государства, как это было во времена его расцвета в Греции и Риме, то от этого патриотизм и теперь, после 1800 лет христианской жизни, так же благодетелен, все равно, что говорить, что так как пахота была полезна и благодетельна для поля перед посевом, то она так же будет благодетельна теперь, когда посев уже взошел.

Ведь хорошо бы было удерживать патриотизм в память той пользы, которую он когда-то принес людям, как хранят и удерживают люди старинные памятники храмов, гробниц и т.п. Но храмы стоят, не принося людям никакого вреда, патриотизм же не переставая производить неисчислимые бедствия.

Отчего страдают и режутся теперь и звереют армяне и турки? Отчего Англия и Россия, озабоченная каждая своей долей наследства после Турции, выжидают, а не прекращают армянские побоища? Отчего режутся абиссинцы и итальянцы? Отчего чуть не возникла страшная война из-за Венецуэлы, а теперь из-за Трансвааля? А Китайско-японская война, а Турецкая, а Германская, Французская? А озлобление покоренных народов: армян, поляков, ирландцев! А приготовления к войне всех народов? — Все это плоды патриотизма. Моря крови пролиты из-за этого чувства и будут еще пролиты из-за него, если люди не освободятся от этого отжившего остатка старины.

— Л. Толстой. Патриотизм или Мир?
Tell people that war is bad, they will laugh: who does not know this? Say that patriotism is bad, and most people will agree to this, but with a small caveat. “Yes, bad patriotism is bad, but there is another patriotism, the one we hold on to.” “But no one explains this good patriotism.” If good patriotism consists in not being aggressive, as many say, then all patriotism, if it is not aggressive, is certainly restraining, that is, people want to keep what was previously won, because there is no country that It wouldn’t be based on conquest, but it is impossible to keep the conquered by other means than by the same ones by which something is conquered, that is, violence, murder. If patriotism is not even restraint, then it is restorative - the patriotism of the conquered, oppressed peoples - Armenians, Poles, Czechs, Irish, etc. And this patriotism is perhaps the worst, because it is the most embittered and requiring the greatest violence.

Patriotism may not be good. Why people do not say that egoism can be good, although it could rather be argued because egoism is a natural feeling with which a person is born, patriotism is a feeling unnatural, artificially instilled in him.

They will say: "Patriotism has bound people into states and supports the unity of states." But after all, people have already united in states; this thing has been accomplished; why now support the exclusive devotion of people to their state, when this devotion produces terrible disasters for all states and peoples. After all, the very patriotism that made the unification of people into states now destroys these very states. After all, if there was only one patriotism: the patriotism of the British alone, then it could be considered unifying or beneficial, but when, as now, there is patriotism: American, English, German, French, Russian, all opposite to each other, then patriotism is no longer connects, but disconnects. Saying that if patriotism was beneficent, uniting people into states, as it was during the heyday of Greece and Rome, then patriotism from this, and now, after 1800 years of Christian life, is also beneficial, it’s the same as saying that as plowing was useful and beneficial for the field before sowing, it will also be beneficial now that the sowing has already risen.

After all, it would be nice to keep patriotism in memory of the benefits that it once brought to people, how ancient monuments of temples, tombs, etc. are kept and held by people. But the temples stand without harming people, while patriotism does not cease to produce innumerable disasters.

Why are Armenians and Turks suffering and slaughtering and beasting now? Why is England and Russia, each preoccupied with its share of the inheritance after Turkey, waiting, not stopping the Armenian massacres? Why are Abyssinians and Italians being cut? Why did a terrible war almost arise over Venezuela, and now over Transvaal? And the Sino-Japanese war, and the Turkish, and the German, French? And the bitterness of the conquered peoples: Armenians, Poles, Irish! And preparations for the war of all nations? - All these are the fruits of patriotism. Seas of blood are shed because of this feeling and will be shed because of it if people do not free themselves from this outdated remnant of antiquity.

- L. Tolstoy. Patriotism or Peace?
У записи 2 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Михаил Скляр

Понравилось следующим людям