У кого из нас при слове "Осло" в...

У кого из нас при слове "Осло" в мыслях не возникает этакий длинноухий осёл? Лично у меня именно такие ассоциации с русскоязычным звучанием этого слова - что-то невообразимо-высокотехнологично-продвинуто-ослиное (буква "о" на конце делает свое дело - от такого слова отдаёт сущестительным, которое когда-то давно было наречием... отглагольные бывают - почему бы не быть "отнаречным"?) По-норвежски оно звучит совсем не так - "о" произносится как-то между немецким "ü"и нашим "ё", и сами норвежцы произносят название своей столицы примерно как "ЪЮЩЛЁ". С осликами это уже не ассоциируется ни разу. Да и вообще Осло - город тигров! Так назвал его первый лауреат Нобелевской премии по литературе Бьёрнстьерне Бьёрнсон, несмотря на то, что живых тигров в Норвегии еще никто не видел. Но, тем не менее, людей, выходящих из центрального вокзала "OSLO S", приветствует скульптура огромного тигра. Он в полтора раза больше обыкновенных тигров, как бы показывая, что да, если б мы водились в этом суровом климате, мы были бы именно такими - большими, выносливыми и свирепыми. Правда, если посмотреть на этого тигра сзади, он оказывается довольно худощавым, даже исхудавшим. Видимо, этим он хочет показать все трудности выживания гордых хищников в этих диких широтах...


Так вот, прибыв в столицу Королевства Норвегии и поздоровавшись с тигром, я огляделся. Все здесь осталось таким же, как в прошлый раз, разве что в прошлый раз было лето, не шел снег, и я был тогда не один. По Карл-Юхансгате я дошел до королевского дворца. Флаг был поднят - значит король нынче дома. (Эту идею, считаю, следует перенять всем. Если вы хоть немного чувствуете себя королём - _обязательно_, когда вы дома, вывешивайте флаг! Так вашим подданым будет гораздо удобнее знать, можно ли застать вас в вашем дворце). Вокруг царила идиллия - валил снег, было 10 часов вечера, колокола на ратуше стали играть какую-то печальную музыку. Я подумал, вот было бы здорово, если б кто-нибудь слепил снеговика перед королевским дворцом... Представляете, проснется утром король, подойдет к окну, а там снеговик! Он, конечно, подумает:"Кто же его слепил?" - и конечно никогда этого не узнае. Но всё равно ему будет приятно. Снег был в самый раз. Оглядевшись, и никого не увидав (кроме караула, который прошествовал мимо дворца), я принялся катать снежный ком. Руки мои быстро замёрзли, и я бросил это занятие. Всё равно у меня не из чего сделать, хотя бы, нос. Мой Андрюша бы ни за что не одобрил строительство снеговика без морковки, так с чего его одобрять норвежскому королю? Ладно, подумал я, пускай наследники долепят, надеюсь у них-то найдется какая-нибудь морковка...


И занялся тогда я любимым делом - пошел шляться по улицам любимого города. Подумалось мне, что вот так я посетил нынче все мои любимые города - Милан, Берлин, Осло... Есть еще Барселона, но она в моём списке любимых городов занимает отдельное место. Самое красивое место в Олсо - перед Стортингом (парламентом) - здания все в стиле модерн, каждое со своим характером - парламент из белого кирпича, Гранд отель, Хард-рок-кафе со средневековыми шпилями... Между парламентом и Национальным театром устроен общественный каток. Здесь главная улица города перестает быть пешеходной.


Иду на набережную Аккер-бригге (или "брюгге" - произносится усреднённо, Пер Гюнт на самом деле тоже не совсем "Гюнт"). И здесь все так же, только все в снегу. Маленькая башенка с часами, маяк... Фотоаппарата начинает катастрофически не хватать. Вот скажите. У кафе "D/S LOUISE", там, где летом стоят уличные столики, стоит бронзовая скульптура - за круглым столиком сидит по простому одетая пара, друг напротив друга. Он держит ее за локоть, через стол, другая рука его сжала спинку своего стула, т.е. он сидит вполоборота к морю. Они глядят друг другу в глаза. Остальные люди, настоящие, которые летом сидят тут за множеством таких же столиков вокруг, для них не существуют... А сейчас они сидят со снежными шапками на головах, так же влюбленно и немножко печально смотрят друг на друга, растаявший снег капает им в бронзовые бокалы и девушке в вырез сарафана. Их столик сейчас единственный остался на улице. И для них по прежнему ничего вокруг не существует... Вот скажите, как тут обойтись без фотоаппарата?!


Мне повезло - следующие два дня в Осло солнечно. От снега под солнцем пахнет так же, как в моём родном краю - хочется встать на лыжи... Посещаю музей "Кон-Тики" и воздаю должное Туру Хейердалу. Этот человек - опора и поддержка всех неисправимых романтиков на свете... Всё возможно, если хочется настолько, что ты к этому стремишься. Всё можно - построить плот по древним образцам и пересечь на нём Тихий океан... А на папирусной лодке - Атлантику. Кто не читал "Экспедицию Кон-Тики" - бегом за книжкой! Кто читал - бегом следом, перечитывать! А вот воздать должное Норвежцам - покорителям полюсов Нансену и Амундсену не получается, к великому моему сожалению - ибо музей "Фрам" закрыт на ремонт. Это корабль, построенный специально для того, чтобы его не раздавило льдами, специально для экспедиций в полярные моря.


Ближе к вечеру иду во Фрогнер-парк. Скульптор Густав Вигеланд удивительным образом провел в городском парламенте идею создать парк со скульптурами его, Вигеланда, работы. Настолько убедительными оказались для градоначальников его доводы, что жителей Осло (как кстати их звать - ословцы? осляне? ословчане? осляки?..) обложили дополнительным налогом - на скульптуры для парка. Художника Эдварда Мунка, автора знаменитого "Крика", этот факт привёл в бешенство - он недоумевал, почему один художник обязан оплачивать работу другого художника. Как бы то ни было, Вигеланд добросовестно отнёсся к работе и до конца жизни успел оформить парк сотнями скульптур и барельефов. По-разному люди к ним относятся, но никто не уличит скульптора в непрофессионализме. Эти работы, что называется, "на любителя". Таким любителем являюсь я. Скульптуры эти - бронзовые и каменные - по замыслу автора олицетворяют "жизнь во всех его проявлениях" (помните, когда Шостаковича спросили, что хотел он сказать своей гениальной 5-й симфонией, он ответил: "Я хотел показать человека со всеми его проблемами"... коротко и ясно - всё... и ничего). Каждая скульптура или скульптурная группа являются "атомом" в этом грандиозном ансамбле.


Бронзовые скульптуры на мосту. Мужчина играет с мальчиком, подбрасывая его и держа за руки. Женщина обнимает девочку. Танцующая женщина поднимает руками пряди волос кверху. Женщина играет с младенцем, держа его на вытянутых руках перед собой… Мужчина и женщина обнимаются, играют, ссорятся… Атомы жизни…


Своей «схематичностью» скульптуры напоминают древние рисунки. Мы не увидим в каждой из них индивидуальности конкретного человека – это изображение человека вообще. Черты лица всех мужчин одинаковы - скорее всего, это изображение одного мужчины, абстрактного, обобщенного. То же и с женщинами. Автора в каждом случае интересуют не «анатомические подробности», а точность мимики и жеста. В каждой скульптуре или скульптурной группе мы видим одну точно определенную эмоцию – совокупность позы, жеста и выражения лица. Причем, зачастую эмоцию эту довольно трудно выразить одним подходящим словом – это не просто аллегории радости, тоски, гнева и т.п. Так в хорошей музыке, мысль может быть выражена вполне конкретными средствами, но оттенки восприятия у каждого будут свои. Вот мужчина руками и ногами отбивается от насевших на него детей. Ну да, ведь дети иногда так нас достают… Каждая скульптура или группа напоминает кадр из балета – зафиксированное мгновение танца. А в сумме эти мгновения, эти эмоции складываются в самое жизнь.


Интересно, что скульптуры на разных сторонах моста как бы «рифмуются» друг с другом: мужчина обнимает младенца – напротив женщина прижимает к себе дитя, мужчина с трудом пытается разорвать какое-то кольцо, внутри которого он находится – напротив мужчина с женщиной в таком кольце. Иногда эта связь весьма явная, а порой именно через то, что эта связь должна быть, можно увидеть мысль автора. Например, на одной стороне пожилой мужчина яростно колотит подростка – на другой мужчина стоит позади подростка, руки у обоих подняты и сложены одинаковым образом. Разные методы воспитания?..


В середине моста центральные фигуры – уже упомянутые кольца, которые пытаются разорвать люди. В разные стороны от них отходят изображения мужчины в разных позах и женщины в разных состояниях. «Обрамляется» это четырьмя скульптурами маленьких детей – обыкновенный малыш, смеющаяся девочка, сердитая девочка, рассерженный младенец, топающий ногой (почему-то самая популярная скульптура, хотя выражение лица и поза на других скульптурах «пойманы» не менее точно). Если спуститься вниз по лесенке, можно попасть на небольшую «детскую площадку» - там младенец изображен в разных позах – лежащий, ползающий и т.п. В центре площадки – памятник эмбриону…


За мостом расположен грандиозный фонтан – огромная чаша, поддерживаемая гигантскими мужчинами. По бокам – множество изображений дерева с вплетенными в него людьми, а ниже ограда с барельефами. Далее на вершине холма воздвигнут огромный каменный монумент - «Монолит», как бы составленный из переплетенных человеческих тел. Вокруг Монолита – каменные скульптурные группы, более сложные, чем на мосту. А если пройти дальше, можно увидеть бронзовые солнечные часы с изображениями знаков зодиака («человеческие» знаки имеют уже знакомые нам черты лица) и «Колесо жизни» - кольцо, составленное из переплетенных тел четырех человек и ребенка. На мой взгляд парк – одно из величайших современных произведений искусства (хотя каких современных – в нынешнем виде парк существует с 1947 года). С давних пор скульптура имела либо ритуальное значение, либо служила для увековечения памяти о значительных людях – императорах, полководцах, поэтах… В XX веке правом быть увековеченными получили простые люди, в Осло и вообще в Норвегии множество таких скульптур – например та, о которой я в начале писал, или вот еще одна: мать несет на одной руке младенца, другой рукой тянет
Which of us doesn’t have such a long-eared donkey when thinking “Oslo”? Personally, I have just such associations with the Russian-language sounding of this word - something unimaginable-high-tech-advanced-donkey (the letter "o" at the end does its job - it gives away from this word which was once an adverb ... verbal there are - why not be реч реч реч "????)) In Norwegian it sounds completely different -“ o ”is pronounced somehow between the German“ ü ”and our“ ё ”, and the Norwegians themselves pronounce the name of their capital approximately as“ YUSCHLE ” . This is not associated with donkeys even once. Anyway, Oslo is a city of tigers! That is how he was named the first Nobel Prize winner in literature, Björnstjerne Björnson, despite the fact that no one has ever seen living tigers in Norway. But, nevertheless, people leaving the central station "OSLO S", welcomed by a sculpture of a huge tiger. He is one and a half times more than ordinary tigers, as if showing that yes, if we were to live in this harsh climate, we would be just that - big, hardy and ferocious. True, if you look at this tiger from behind, it turns out to be rather thin, even emaciated. Apparently, by this he wants to show all the difficulties of survival of proud predators in these wild latitudes ...


So, having arrived in the capital of the Kingdom of Norway and saying hello to the tiger, I looked around. Everything here remained the same as last time, except that last time was summer, it wasn’t snowing, and then I was not alone. On Karl-Juhansgat I reached the royal palace. The flag was hoisted - that means the king is now at home. (This idea, I think, should be adopted by everyone. If you feel at least a little king - _obvious_ when you are at home, hang out the flag! So your subjects will be much more comfortable to know if you can find you in your palace). Around the idyll reigned - it was snowing, it was 10 o’clock in the evening, the bells on the town hall began to play some kind of sad music. I thought it would be great if someone made a snowman in front of the royal palace ... Imagine the king wakes up in the morning, goes to the window, and there is a snowman! Of course, he will think: "Who blinded him?" “And of course you never know.” But still he will be pleased. The snow was just right. Looking around, and not seeing anyone (except for the guard, who marched past the palace), I began to roll a snowball. My hands quickly froze, and I quit this lesson. Anyway, I have nothing to make, at least a nose. My Andrei would never approve of building a snowman without a carrot, so why approve of the Norwegian king? Okay, I thought, let the heirs slap it, I hope they have some kind of carrot ...


And then I took up my favorite thing - I went hanging around the streets of my beloved city. I thought that this is how I visited today all my favorite cities - Milan, Berlin, Oslo ... There is also Barcelona, ​​but it occupies a separate place in my list of favorite cities. The most beautiful place in Olso - in front of the Storting (parliament) - is an Art Nouveau building, each with its own character - a white brick parliament, a Grand hotel, a Hard rock cafe with medieval spiers ... A public ice rink is arranged between the Parliament and the National Theater . Here the main street of the city ceases to be pedestrian.


I’m going to the embankment of Akker-brigge (or “brugge” - it is pronounced in the average, Per Gunt is actually not exactly “Gunt” either). And here everything is the same, only everything is in the snow. A small turret with a clock, a lighthouse ... The camera is beginning to be sorely missed. Tell me. At the cafe "D / S LOUISE", where there are street tables in the summer, there is a bronze sculpture - a plainly dressed couple sits at a round table, opposite each other. He holds her by the elbow, across the table, his other hand squeezed the back of his chair, i.e. he sits halfway to the sea. They look into each other's eyes. The rest of the people, real people, who are sitting here at the same many tables around here in summer, do not exist for them ... And now they are sitting with snow caps on their heads, looking at each other in love and a little sadly, melted snow dripping into their bronze glasses and a girl in a sundress neckline. Their table is now the only one left on the street. And for them, as before, nothing around exists ... Tell me, how can I do without a camera here ?!


I was lucky - the next two days in Oslo are sunny. It smells of snow under the sun just like in my native land - I want to go skiing ... I visit the Kon-Tiki Museum and pay tribute to Tur Heyerdahl. This person is the support and support of all incorrigible romantics in the world ... Everything is possible if you want so much that you strive for it. Everything is possible - to build a raft according to ancient models and cross the Pacific Ocean on it ... And on the papyrus boat - the Atlantic. Who has not read the Kon-Tiki Expedition - running after a book! Who read - run after, re-read! But to pay tribute to the Norwegians - the conquerors of the poles Nansen and Amundsen fails, to my great regret - because the Fram Museum is closed for repairs. This is a ship built specifically to prevent ice crushing.
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Иван Мельник

Понравилось следующим людям