Что-то я давно не писала, с полгода так.А...

Что-то я давно не писала, с полгода так.А как-то не особо тянуло рефлексировать. А тут муки творчества настали. Вот, понимаете "Чайка" и Нина Заречная, вообще я была уверена, что мне-русской, ни за что не дадут Чехова, поэтому мечтала Мисс Джули воплотить, а тут не то, чтобы Чехов, а еще и чайка. Режиссер-Барбара, которая дала мне эту роль, очень рада, хоть все на факультете, ее не поддержали с таким выбором, считают, что мне эта роль дастся легко. Ага, можно подумать, что если я русская, то и роль Заречной у меня в кармане. Когда я работала над ее монологом 2 года назад, у меня были свежие воспоминания о несчастной любви, я прекрасно видела и чувствовала своего Тригорина. Мне было больно при строках : " он не верил в театр, и все смеялся над моими мечтами", это все так было живо и так про меня, что мне не доставляло никакого труда брать эти чувства и вплетать их в роль. Но вот понимаете, прошло 2 года, и я не помню ту любовь, зажила рана, и ковярыть ее смысла нет, там просто на сердце очередной рубец. А нового ничего нет, и я не помню уже как это любить, чувствовать, страдать. И не сыграть это ни как, не прочувствовать. Плюс, я больше верю в себя, в свой выбор и в то, что я актриса.И меня уже так не шатает на этих строках. Вот и приплыли, а там такой накал, Она всю сцену рыдает, и никак не избежать этого, потому как в тексте прямые указания на слезы. Едрить. Но тут понимаете, пока я 4 недели работала над Гамлетом, с прекрасным партнером 19 лет от роду, очень талантливым мальчиком. Мы с ним спустились в своей работе на глубину так тонкого тела внутреннего ребенка, там где только абсолютная и безусловная любовь. Нам нужно было выстроить очень близкие отношения мать- сын. И мы пошли туда, без всякого сопровождения, просто интуитивно. Открыли сердца, и стали друг друга чувствовать как одно целое. Репетировали каждый день, а если не репетировали, то сразу чувствовали плохо друг без друга. Сцена получилась потрясающей, оба рыдали, класс аплодировал. И вот новый семестр, новые сцены и партнеры, и я больше не вижу его каждый день, вернее вижу, но он не так близко, и я скучаю, мне нужно его чувствовать, что он рядом, мне сердце его слышать надо, обнимать, как раньше, смотреть в его глаза и делать глубокий вдох и выдох. А он как бы решил двигаться дальше, только не осбо получается. Не выстроить отношения с новой партнершей, а потому что нельзя начать новые отношения, не закончив прежние. Он, глупый, думает это все так просто пройдет само собой. А я вот знаю, что не всем далеко за жизнь дано испытать такое чувство. Когда просто любовь абсолютная. Это знаете, когда спускаешься в себя, отбрасываешь страхи, там в сердце есть только одно желание- любить и соединяться. И вот мы там были оба. Поэтому в сцене, я чувствовала каждое его слово и его боль и была с ним. Поэтому все поверили-что мы одна семья. А мы не играли, мы просто были. И вот это закончилось, а он для меня родной человечек. И вот я смотрю как он читает свою новую сцену с новой партнершей, и я ревную. Мне больно. Это когда через грудь к солнечному сплетению проходит ток. Мой психолог говорит, что эти чувства можно трансформировать во что угодно. Но похоже он хочет двигаться дальше, к новым берегам. Ах…. безответная она, любовь. И вот что на моем месте сделает здоровый человек, погрустит, залижет раны, и пойдет дальше. И я бы так и сделала, но я теперь актриса, и Катя- актриса думает так. Я влюбилась, я чувствую, я страдаю, я ревную, я его шаги чувствую, он идет, и я знаю, что это он. Ну как же это прекрасно! ЧУВСТВА! И не важно , что безответные, они мои- и это прекрасно! Я живая. Я же могу эти чувства взять и вложить в новую сцену. Это же мой материал, с которым я работаю, я чувствую и просто выкинуть эти чувства- это знаете, не позволительная роскошь. И так из безответной свежей любви, получается прекрасный образ Тригорина. Вуаля. Ревность, переживания, он за дверью, все это становится живым. А и прекрасно, что ты меня ни хочешь, мне так даже лучше, у меня зато прекрасная Нина Заречная выйдет. И сейчас я буду внимательно смотреть на то, как ты обнимаешь других, буду внимательно смотреть и впитывать, чувствовать как кинжал пронзает мое сердце, а потом я расскажу об этом словами Нины. Вот так и живем, уважаемые. Моему психологу очень интересно со мной работать. Книгу может написать. Я - актриса, чувствовать-это моя работа. И вот понимаете, по каким-то магическим законам театра, мой Треплев, то есть актер, который играет Костю, он вот по всем признакам немного мной увлечен. Что за жизнь, а мне ему никак не ответить, да , это очень приятно, когда кто-то к тебе испытвает что-то искреннее, но если не можешь ответить, то это погано. Но для сцены, работает идеально. ой, кино и немцы!
I haven’t written something for a long time, for half a year since. And somehow I was not particularly drawn to reflect. And then the pangs of creativity came. Well, you see, “The Seagull” and Nina Zarechnaya, in general I was sure that they would never give Chekhov to me Russian, so I wanted to realize Miss Julie, and here it’s not that Chekhov, but also a seagull. The director-Barbara, who gave me this role, is very glad, although everyone at the faculty did not support her with such a choice, they believe that this role will be easy for me. Yeah, you might think that if I'm Russian, then the role of Zarechnaya is in my pocket. When I worked on her monologue 2 years ago, I had fresh memories of unhappy love, I saw and felt my Trigorin perfectly. It hurt me at the lines: “he did not believe in theater, and all laughed at my dreams,” it was all so lively and so about me that it made it easy for me to take these feelings and weave them into the role. But you see, 2 years have passed, and I don’t remember that love, the wound healed, and there’s no point in picking it, it’s just another scar on the heart. But there is nothing new, and I don’t remember how to love, feel, and suffer. And do not play it in any way, do not feel it. Plus, I have more faith in myself, in my choice and in the fact that I am an actress. And I already do not stagger on these lines. So they sailed, and there is such a glow, She weeps the whole scene, and there is no way to avoid this, because there are direct indications of tears in the text. Edrit. But here you understand, while I worked on Hamlet for 4 weeks, with an excellent partner 19 years old, a very talented boy. In our work, he and I went down to the depths of such a subtle body of the inner child, where there is only absolute and unconditional love. We needed to build a very close mother-son relationship. And we went there, without any accompaniment, just intuitively. Opened hearts, and began to feel each other as one. They rehearsed every day, and if they didn’t rehearse, they immediately felt bad without each other. The scene turned out amazing, both sobbed, the class applauded. And now a new semester, new scenes and partners, and I no longer see him every day, or rather I see him, but he’s not so close, and I miss him, I need to feel him, that he’s close, I need to hear his heart, hug him, like before, look into his eyes and take a deep breath in and out. And he, as it were, decided to move on, but he didn’t succeed. Do not build relationships with a new partner, but because you cannot start a new relationship without ending the previous ones. He, stupid, thinks it all just goes so by itself. But I now know that not everyone is far from life given to experience such a feeling. When just love is absolute. You know this, when you go down into yourself, cast off fears, there is only one desire in the heart - to love and unite. And so we were both there. Therefore, in the scene, I felt his every word and his pain and was with him. Therefore, everyone believed that we are one family. And we did not play, we just were. And so it ended, and for me he is a dear little man. And so I watch him read his new scene with a new partner, and I'm jealous. It hurts me. This is when a current passes through the chest to the solar plexus. My psychologist says that these feelings can be transformed into anything. But it seems he wants to move on to new shores. Oh…. unrequited she, love. And this is what a healthy person will do in my place, be sad, lick his wounds, and move on. And I would have done so, but I am now an actress, and Katya, the actress, thinks so. I fell in love, I feel, I suffer, I am jealous, I feel his steps, he goes, and I know that it is him. Well, how wonderful it is! FEELINGS! And it doesn’t matter that they are unrequited, they are mine and it’s wonderful! I'm alive. I can take these feelings and invest in a new scene. This is my material with which I work, I feel and just throw out these feelings - you know, not permissible luxury. And so from unrequited fresh love, a beautiful image of Trigorin is obtained. Voila. Jealousy, feelings, he is at the door, it all becomes alive. And it’s wonderful that you don’t want me, it’s even better for me, but I have a wonderful Nina Zarechnaya. And now I will carefully look at how you hug others, I will carefully watch and absorb, feel like a dagger pierces my heart, and then I will tell about it in the words of Nina. And so we live, dear. My psychologist is very interested in working with me. He can write a book. I am an actress, feel is my job. And you see, according to some magical laws of the theater, my Treplev, that is, the actor who plays Kostya, is, by all indications, a little fascinated by me. What kind of life, and I can’t answer him in any way, yes, it’s very nice when someone is experiencing something sincere for you, but if you can’t answer, it’s filthy. But for the scene, it works perfectly. Oh, the movie and the Germans!
У записи 11 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Головина

Понравилось следующим людям