Этот пост для [id7705|Стаса Гуревича], который выдал мне тему «слон» в моем #estonian_challenge
Слон — одно из первых слов, которые мы берем на занятиях, потому что его не надо учить. Elevant, простите, и в Африке, и в Эстонии elevant. Популяция слонов в стране весьма немногочисленна и ограничивается тремя слониками в Таллинском зоопарке. Несколько лет назад по интернету ходила шутка, что слоны в Таллинне говорят на эстонском языке — поводом послужила вакансия, вывешенная на Фейсбуке, где на работу в зоопарк искали работника слоновника, единственное озвученное требование к которому было свободное владение эстонским языком. Видать, языковая инспекция заглядывала и к слонам. :)
Однако мой пост снова будет про людей. В Эстонии есть такая традиция — хочешь себе фамилию, выбери какое-нибудь животное. Типичные эстонские фамилии представляют собой стихийный справочник по местной фауне (строго говоря, и флоре тоже, природа — источник всего на земле) — Кару (Медведь), Ойнас (Баран), Ребане (Лиса). Бывший президент Эстонии Ильвес — это Рысь. Фамилий неместных животных, типа Крокодил или Анаконда, мы, конечно, не ожидаем здесь встретить. Поэтому немного странно, что какое-то количество людей с фамилией Слон (Elevant) в Эстонии все-таки существует, причем с давних времен. Один из таких людей — Оскар Элевант (1884—1951) — можно сказать, вошел в историю. В историю — простите, здесь надо прокашляться — русской революции.
Ну, не вошел, конечно. Я бы сказала, скорее, заглянул, увидел, что натоптано, ничего не понял, закрыл дверь, наследив у порога. Впрочем, это же субъективный взгляд из сегодня куда-то туда, обратно. А это практически всегда искажение: фундаментальная ошибка выжившего. Мы знаем Ленина и некоторых его соратников — они кажутся великими революционерами, потому что они и правда поставили Россию на дыбы. Но почему именно они, а не кто-нибудь другой из миллионов сочувствующих революции, боровшихся с действующей властью, дававших деньги, получавших деньги, живущих в ссылке или в эмиграции таких же, как и они, людей? История не знает справедливости, и эти люди остались таким приглушенным фоном на стене, где написано "Говорим Ленин — подразумеваем партия". И вслед за лозунгом мы тоже честно больше ничего и не подразумеваем.
Сегодняшняя история как раз о людях «на фоне». Об Оскаре Элеванте известно немного. Главным образом, то, что он был другом, коллегой и помощником другого любопытного персонажа Александра Кескюлы. О нем известно больше, написаны книги и даже снят фильм. Некоторые отрывочные исторические факты создают впечатление, что Кескюла и Элевант были парочкой авантюристов, которые, как грибы, росли и возникали на почве революционных настроений в соответствующих кругах.
Это послужило поводом и для буйной фантазии современного эстонского режиссера Харди Волмера, снявшего по мотивам биографий этих двух ребят совершенно безумный фильм "Minu Leninid" ("Все мои Ленины", 1997). Единственная причина, по которой этот фильм может заслужить долю вашего внимания — Ленина в фильме играет Виктор Сухоруков, и это, конечно, полный восторг! Но в целом, я совершенно не уверена, что фильм стоит смотреть, поэтому смело пересказываю его вкратце здесь. Собственно, 1915 год. Идет Первая Мировая война. Александр Кескюла, революционер, вступает в контакт с германским руководством с предложением забросить на вражескую территорию "агента", то есть Ленина, который устроит революцию, и Россия развалится. Ленин — довольно ценный персонаж, поэтому в целях безопасности Кескюла предлагает найти Ленину двойников: если что, убьют их, а настоящий Ленин останется жив. Тогда Оскар Элевант отправляется в Россию и ездит там по городам в поисках людей с похожей лысиной. Это мой любимый эпизод фильма, потому что по сюжету он едет из города в город, а по факту перемещается в разные районы Таллина (такие декорации узнаваемые). :) Раздобытая по итогам "кастинга" пятерка Ильичей отправляется в спецшколу, где они сидят за партами, а шестой двойник учит правильно гладить лысину и выставлять вперед правую руку. Настоящий Владимир Ильич изображен в фильме сварливым старикашкой, с которым никто не может договориться. И вот наступает 1917 год, революция, и Ленин плывет на пароходе в Россию, а вместе с ним и шесть его двойников. В результате некоего конфликта настоящего Ильича выбрасывают за борт. Остаются только двойники, которые и делают потом революцию. Главная мораль фильма — без эстонцев и тут не обошлось. ;)
Реальность была менее эксцентричной. Впрочем, Александр Кесккюла, похоже, действительно интересной личностью. Мы знаем, что помимо социально-утопических идей о том, как сделать всех людей счастливыми, которыми были одержимы всякие революционные деятели, с завидной регулярностью в воздухе витали затеи объединения стран под разными лозунгами (и сейчас витают, но тогда такого было очень много). Помимо очевидного "пролетарии всех стран" можно также вспомнить идеи пангерманизма, пантюркизма и прочие мечты по созданию новых «империй». У Кескюлы была своя идея-фикс. Он, конечно, хотел отделения Эстонии от России, но этого ему было недостаточно. В его планах было создать огромное прибалтийское государство, объединив в единую территорию Швецию, Финляндию и Эстонию. Под Эстонией при этом понималась территория, в которую входила бы и Ингерманландия. То есть Петербург, если бы все пошло совсем хорошо (напомню, за окном Первая Мировая война). ;)
Для реализации своих планов Кескюла вел активную жизнь политического эмигранта: за границей он оказался после революции 1905 года, кто ж захочет сидеть дома в тюрьме. Ездил по всей Европе, тусил с большевиками, один раз действительно встречался с Лениным. С началом войны был завербован германскими службами и регулярно стал им доносить сведения о жизни большевиков за границей. Оскар Элевант был примерно такой же хитрый жук. Они встретились в Стокгольме, и Александр Кескюла нанял его своим секретарем. Рутинная жизнь этих ребят выглядела как плетение интриг, попытки договориться с дипломатами, поиски денег и спонсоров и очень двусмысленное положение, когда ты контактируешь с врагом, но не в его интересах, а в своих — потому что тебе нужна другая Родина, но как бы не совсем та, которую себе представляют немцы и прочие враги Антанты. Поговаривают, что именно Кесккюла одним из первых закинул удочку немцам, чтобы они поспособствовали денежно и помогли Ленину вернуться в Россию (это бы имело прямо отношение к дальнейшему развитию военной компании). Как все знают, революция 1917 года началась без него, а чтобы вернуться — ему пришлось преодолеть нетривиальный путь из Швейцарии в Швецию через Германию в "пломбированном вагоне", а из Стокгольма уже добираться до финской границы и далее в Петроград.
Все знают, потому что про Ленина написано много книг. Про Оскара Элеванта же ни одной. Маленький человек исчезает с радаров истории после революции. Собственно, и правда непонятно, чем он занимался все это время, пока в 1935 году в эстонской газете Päevaleht не появилась маленькая заметка о том, что один эстонец в Швеции чуть не задушил свою 10-летнюю дочь, опасаясь, как ему казалось, «приближающейся войны». Это и был Оскар Элевант, которого в этот момент мы находим в очень тяжелой депрессии. Следователи не стали наказывать его, он отправили в Эстонию, где он умер — в 1951 году — уже в СССР в психиатрической клинике. Кескюла так и не вернулся в Эстонию — он категорически не принял эстонскую независимость, к советской власти он тоже не питал теплых чувств. В общем-то, и правда, все было далеко от его первоначальных планов по созданию "скандинавской империи". Умер в Испании в 1963 году. До конца жизни жил по нансеновскому паспорту.
Для меня это история о том, что светлая и чистая идея революции почти всегда покоится на мутнейшем базисе из людей, которые ради реализации ее готовы совершать далеко не чистые поступки, играть в какие-то подпольные игры, предавать своих, идти на сделку с совестью. Это не может не отражаться и на самих людях — в случае Оскара Элеванта, как мне кажется, это привело к личной трагедии. Все это наводит на мысль, что революция — грязноватое дельце. Если тебе повезло и ты Ленин, то о тебе хотя бы книжку напишут, а если ты маленький человек — то совсем тухляк. Не то чтобы это все было какой-то свежей идеей, но еще одна иллюстрация укрепляет меня в этих мыслях.
На фото: 1. Оскар Элевант, 2. Александер Кескюла, 3. Кадр из фильма "Все мои Ленины", 4. Кусочек газеты Päevaleht 1935 года, в котором сообщается о попытке Элеванта убить свою дочь. У эстонцев все газеты оцифрованы.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/40/Oskar_Elevant_1935._aastal.jpg
http://media.voog.com/0000/0037/9832/photos/Screenshot2.png
http://www.kinoglaz.fr/ph_per/p2348_2bis.jpg
Слон — одно из первых слов, которые мы берем на занятиях, потому что его не надо учить. Elevant, простите, и в Африке, и в Эстонии elevant. Популяция слонов в стране весьма немногочисленна и ограничивается тремя слониками в Таллинском зоопарке. Несколько лет назад по интернету ходила шутка, что слоны в Таллинне говорят на эстонском языке — поводом послужила вакансия, вывешенная на Фейсбуке, где на работу в зоопарк искали работника слоновника, единственное озвученное требование к которому было свободное владение эстонским языком. Видать, языковая инспекция заглядывала и к слонам. :)
Однако мой пост снова будет про людей. В Эстонии есть такая традиция — хочешь себе фамилию, выбери какое-нибудь животное. Типичные эстонские фамилии представляют собой стихийный справочник по местной фауне (строго говоря, и флоре тоже, природа — источник всего на земле) — Кару (Медведь), Ойнас (Баран), Ребане (Лиса). Бывший президент Эстонии Ильвес — это Рысь. Фамилий неместных животных, типа Крокодил или Анаконда, мы, конечно, не ожидаем здесь встретить. Поэтому немного странно, что какое-то количество людей с фамилией Слон (Elevant) в Эстонии все-таки существует, причем с давних времен. Один из таких людей — Оскар Элевант (1884—1951) — можно сказать, вошел в историю. В историю — простите, здесь надо прокашляться — русской революции.
Ну, не вошел, конечно. Я бы сказала, скорее, заглянул, увидел, что натоптано, ничего не понял, закрыл дверь, наследив у порога. Впрочем, это же субъективный взгляд из сегодня куда-то туда, обратно. А это практически всегда искажение: фундаментальная ошибка выжившего. Мы знаем Ленина и некоторых его соратников — они кажутся великими революционерами, потому что они и правда поставили Россию на дыбы. Но почему именно они, а не кто-нибудь другой из миллионов сочувствующих революции, боровшихся с действующей властью, дававших деньги, получавших деньги, живущих в ссылке или в эмиграции таких же, как и они, людей? История не знает справедливости, и эти люди остались таким приглушенным фоном на стене, где написано "Говорим Ленин — подразумеваем партия". И вслед за лозунгом мы тоже честно больше ничего и не подразумеваем.
Сегодняшняя история как раз о людях «на фоне». Об Оскаре Элеванте известно немного. Главным образом, то, что он был другом, коллегой и помощником другого любопытного персонажа Александра Кескюлы. О нем известно больше, написаны книги и даже снят фильм. Некоторые отрывочные исторические факты создают впечатление, что Кескюла и Элевант были парочкой авантюристов, которые, как грибы, росли и возникали на почве революционных настроений в соответствующих кругах.
Это послужило поводом и для буйной фантазии современного эстонского режиссера Харди Волмера, снявшего по мотивам биографий этих двух ребят совершенно безумный фильм "Minu Leninid" ("Все мои Ленины", 1997). Единственная причина, по которой этот фильм может заслужить долю вашего внимания — Ленина в фильме играет Виктор Сухоруков, и это, конечно, полный восторг! Но в целом, я совершенно не уверена, что фильм стоит смотреть, поэтому смело пересказываю его вкратце здесь. Собственно, 1915 год. Идет Первая Мировая война. Александр Кескюла, революционер, вступает в контакт с германским руководством с предложением забросить на вражескую территорию "агента", то есть Ленина, который устроит революцию, и Россия развалится. Ленин — довольно ценный персонаж, поэтому в целях безопасности Кескюла предлагает найти Ленину двойников: если что, убьют их, а настоящий Ленин останется жив. Тогда Оскар Элевант отправляется в Россию и ездит там по городам в поисках людей с похожей лысиной. Это мой любимый эпизод фильма, потому что по сюжету он едет из города в город, а по факту перемещается в разные районы Таллина (такие декорации узнаваемые). :) Раздобытая по итогам "кастинга" пятерка Ильичей отправляется в спецшколу, где они сидят за партами, а шестой двойник учит правильно гладить лысину и выставлять вперед правую руку. Настоящий Владимир Ильич изображен в фильме сварливым старикашкой, с которым никто не может договориться. И вот наступает 1917 год, революция, и Ленин плывет на пароходе в Россию, а вместе с ним и шесть его двойников. В результате некоего конфликта настоящего Ильича выбрасывают за борт. Остаются только двойники, которые и делают потом революцию. Главная мораль фильма — без эстонцев и тут не обошлось. ;)
Реальность была менее эксцентричной. Впрочем, Александр Кесккюла, похоже, действительно интересной личностью. Мы знаем, что помимо социально-утопических идей о том, как сделать всех людей счастливыми, которыми были одержимы всякие революционные деятели, с завидной регулярностью в воздухе витали затеи объединения стран под разными лозунгами (и сейчас витают, но тогда такого было очень много). Помимо очевидного "пролетарии всех стран" можно также вспомнить идеи пангерманизма, пантюркизма и прочие мечты по созданию новых «империй». У Кескюлы была своя идея-фикс. Он, конечно, хотел отделения Эстонии от России, но этого ему было недостаточно. В его планах было создать огромное прибалтийское государство, объединив в единую территорию Швецию, Финляндию и Эстонию. Под Эстонией при этом понималась территория, в которую входила бы и Ингерманландия. То есть Петербург, если бы все пошло совсем хорошо (напомню, за окном Первая Мировая война). ;)
Для реализации своих планов Кескюла вел активную жизнь политического эмигранта: за границей он оказался после революции 1905 года, кто ж захочет сидеть дома в тюрьме. Ездил по всей Европе, тусил с большевиками, один раз действительно встречался с Лениным. С началом войны был завербован германскими службами и регулярно стал им доносить сведения о жизни большевиков за границей. Оскар Элевант был примерно такой же хитрый жук. Они встретились в Стокгольме, и Александр Кескюла нанял его своим секретарем. Рутинная жизнь этих ребят выглядела как плетение интриг, попытки договориться с дипломатами, поиски денег и спонсоров и очень двусмысленное положение, когда ты контактируешь с врагом, но не в его интересах, а в своих — потому что тебе нужна другая Родина, но как бы не совсем та, которую себе представляют немцы и прочие враги Антанты. Поговаривают, что именно Кесккюла одним из первых закинул удочку немцам, чтобы они поспособствовали денежно и помогли Ленину вернуться в Россию (это бы имело прямо отношение к дальнейшему развитию военной компании). Как все знают, революция 1917 года началась без него, а чтобы вернуться — ему пришлось преодолеть нетривиальный путь из Швейцарии в Швецию через Германию в "пломбированном вагоне", а из Стокгольма уже добираться до финской границы и далее в Петроград.
Все знают, потому что про Ленина написано много книг. Про Оскара Элеванта же ни одной. Маленький человек исчезает с радаров истории после революции. Собственно, и правда непонятно, чем он занимался все это время, пока в 1935 году в эстонской газете Päevaleht не появилась маленькая заметка о том, что один эстонец в Швеции чуть не задушил свою 10-летнюю дочь, опасаясь, как ему казалось, «приближающейся войны». Это и был Оскар Элевант, которого в этот момент мы находим в очень тяжелой депрессии. Следователи не стали наказывать его, он отправили в Эстонию, где он умер — в 1951 году — уже в СССР в психиатрической клинике. Кескюла так и не вернулся в Эстонию — он категорически не принял эстонскую независимость, к советской власти он тоже не питал теплых чувств. В общем-то, и правда, все было далеко от его первоначальных планов по созданию "скандинавской империи". Умер в Испании в 1963 году. До конца жизни жил по нансеновскому паспорту.
Для меня это история о том, что светлая и чистая идея революции почти всегда покоится на мутнейшем базисе из людей, которые ради реализации ее готовы совершать далеко не чистые поступки, играть в какие-то подпольные игры, предавать своих, идти на сделку с совестью. Это не может не отражаться и на самих людях — в случае Оскара Элеванта, как мне кажется, это привело к личной трагедии. Все это наводит на мысль, что революция — грязноватое дельце. Если тебе повезло и ты Ленин, то о тебе хотя бы книжку напишут, а если ты маленький человек — то совсем тухляк. Не то чтобы это все было какой-то свежей идеей, но еще одна иллюстрация укрепляет меня в этих мыслях.
На фото: 1. Оскар Элевант, 2. Александер Кескюла, 3. Кадр из фильма "Все мои Ленины", 4. Кусочек газеты Päevaleht 1935 года, в котором сообщается о попытке Элеванта убить свою дочь. У эстонцев все газеты оцифрованы.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/40/Oskar_Elevant_1935._aastal.jpg
http://media.voog.com/0000/0037/9832/photos/Screenshot2.png
http://www.kinoglaz.fr/ph_per/p2348_2bis.jpg
Этот пост для [id7705|Стаса Гуревича], который выдал мне тему «слон» в моем #estonian_challenge
Слон — одно из первых слов, которые мы берем на занятиях, потому что его не надо учить. Elevant, простите, и в Африке, и в Эстонии elevant. Популяция слонов в стране весьма немногочисленна и ограничивается тремя слониками в Таллинском зоопарке. Несколько лет назад по интернету ходила шутка, что слоны в Таллинне говорят на эстонском языке — поводом послужила вакансия, вывешенная на Фейсбуке, где на работу в зоопарк искали работника слоновника, единственное озвученное требование к которому было свободное владение эстонским языком. Видать, языковая инспекция заглядывала и к слонам. :)
Однако мой пост снова будет про людей. В Эстонии есть такая традиция — хочешь себе фамилию, выбери какое-нибудь животное. Типичные эстонские фамилии представляют собой стихийный справочник по местной фауне (строго говоря, и флоре тоже, природа — источник всего на земле) — Кару (Медведь), Ойнас (Баран), Ребане (Лиса). Бывший президент Эстонии Ильвес — это Рысь. Фамилий неместных животных, типа Крокодил или Анаконда, мы, конечно, не ожидаем здесь встретить. Поэтому немного странно, что какое-то количество людей с фамилией Слон (Elevant) в Эстонии все-таки существует, причем с давних времен. Один из таких людей — Оскар Элевант (1884—1951) — можно сказать, вошел в историю. В историю — простите, здесь надо прокашляться — русской революции.
Ну, не вошел, конечно. Я бы сказала, скорее, заглянул, увидел, что натоптано, ничего не понял, закрыл дверь, наследив у порога. Впрочем, это же субъективный взгляд из сегодня куда-то туда, обратно. А это практически всегда искажение: фундаментальная ошибка выжившего. Мы знаем Ленина и некоторых его соратников — они кажутся великими революционерами, потому что они и правда поставили Россию на дыбы. Но почему именно они, а не кто-нибудь другой из миллионов сочувствующих революции, боровшихся с действующей властью, дававших деньги, получавших деньги, живущих в ссылке или в эмиграции таких же, как и они, людей? История не знает справедливости, и эти люди остались таким приглушенным фоном на стене, где написано "Говорим Ленин — подразумеваем партия". И вслед за лозунгом мы тоже честно больше ничего и не подразумеваем.
Сегодняшняя история как раз о людях «на фоне». Об Оскаре Элеванте известно немного. Главным образом, то, что он был другом, коллегой и помощником другого любопытного персонажа Александра Кескюлы. О нем известно больше, написаны книги и даже снят фильм. Некоторые отрывочные исторические факты создают впечатление, что Кескюла и Элевант были парочкой авантюристов, которые, как грибы, росли и возникали на почве революционных настроений в соответствующих кругах.
Это послужило поводом и для буйной фантазии современного эстонского режиссера Харди Волмера, снявшего по мотивам биографий этих двух ребят совершенно безумный фильм "Minu Leninid" ("Все мои Ленины", 1997). Единственная причина, по которой этот фильм может заслужить долю вашего внимания — Ленина в фильме играет Виктор Сухоруков, и это, конечно, полный восторг! Но в целом, я совершенно не уверена, что фильм стоит смотреть, поэтому смело пересказываю его вкратце здесь. Собственно, 1915 год. Идет Первая Мировая война. Александр Кескюла, революционер, вступает в контакт с германским руководством с предложением забросить на вражескую территорию "агента", то есть Ленина, который устроит революцию, и Россия развалится. Ленин — довольно ценный персонаж, поэтому в целях безопасности Кескюла предлагает найти Ленину двойников: если что, убьют их, а настоящий Ленин останется жив. Тогда Оскар Элевант отправляется в Россию и ездит там по городам в поисках людей с похожей лысиной. Это мой любимый эпизод фильма, потому что по сюжету он едет из города в город, а по факту перемещается в разные районы Таллина (такие декорации узнаваемые). :) Раздобытая по итогам "кастинга" пятерка Ильичей отправляется в спецшколу, где они сидят за партами, а шестой двойник учит правильно гладить лысину и выставлять вперед правую руку. Настоящий Владимир Ильич изображен в фильме сварливым старикашкой, с которым никто не может договориться. И вот наступает 1917 год, революция, и Ленин плывет на пароходе в Россию, а вместе с ним и шесть его двойников. В результате некоего конфликта настоящего Ильича выбрасывают за борт. Остаются только двойники, которые и делают потом революцию. Главная мораль фильма — без эстонцев и тут не обошлось. ;)
Реальность была менее эксцентричной. Впрочем, Александр Кесккюла, похоже, действительно интересной личностью. Мы знаем, что помимо социально-утопических идей о том, как сделать всех людей счастливыми, которыми были одержимы всякие революционные деятели, с завидной регулярностью в воздухе витали затеи объединения стран под разными лозунгами (и сейчас витают, но тогда такого было очень много). Помимо очевидного "пролетарии всех стран" можно также вспомнить идеи пангерманизма, пантюркизма и прочие мечты по созданию новых «империй». У Ке
Слон — одно из первых слов, которые мы берем на занятиях, потому что его не надо учить. Elevant, простите, и в Африке, и в Эстонии elevant. Популяция слонов в стране весьма немногочисленна и ограничивается тремя слониками в Таллинском зоопарке. Несколько лет назад по интернету ходила шутка, что слоны в Таллинне говорят на эстонском языке — поводом послужила вакансия, вывешенная на Фейсбуке, где на работу в зоопарк искали работника слоновника, единственное озвученное требование к которому было свободное владение эстонским языком. Видать, языковая инспекция заглядывала и к слонам. :)
Однако мой пост снова будет про людей. В Эстонии есть такая традиция — хочешь себе фамилию, выбери какое-нибудь животное. Типичные эстонские фамилии представляют собой стихийный справочник по местной фауне (строго говоря, и флоре тоже, природа — источник всего на земле) — Кару (Медведь), Ойнас (Баран), Ребане (Лиса). Бывший президент Эстонии Ильвес — это Рысь. Фамилий неместных животных, типа Крокодил или Анаконда, мы, конечно, не ожидаем здесь встретить. Поэтому немного странно, что какое-то количество людей с фамилией Слон (Elevant) в Эстонии все-таки существует, причем с давних времен. Один из таких людей — Оскар Элевант (1884—1951) — можно сказать, вошел в историю. В историю — простите, здесь надо прокашляться — русской революции.
Ну, не вошел, конечно. Я бы сказала, скорее, заглянул, увидел, что натоптано, ничего не понял, закрыл дверь, наследив у порога. Впрочем, это же субъективный взгляд из сегодня куда-то туда, обратно. А это практически всегда искажение: фундаментальная ошибка выжившего. Мы знаем Ленина и некоторых его соратников — они кажутся великими революционерами, потому что они и правда поставили Россию на дыбы. Но почему именно они, а не кто-нибудь другой из миллионов сочувствующих революции, боровшихся с действующей властью, дававших деньги, получавших деньги, живущих в ссылке или в эмиграции таких же, как и они, людей? История не знает справедливости, и эти люди остались таким приглушенным фоном на стене, где написано "Говорим Ленин — подразумеваем партия". И вслед за лозунгом мы тоже честно больше ничего и не подразумеваем.
Сегодняшняя история как раз о людях «на фоне». Об Оскаре Элеванте известно немного. Главным образом, то, что он был другом, коллегой и помощником другого любопытного персонажа Александра Кескюлы. О нем известно больше, написаны книги и даже снят фильм. Некоторые отрывочные исторические факты создают впечатление, что Кескюла и Элевант были парочкой авантюристов, которые, как грибы, росли и возникали на почве революционных настроений в соответствующих кругах.
Это послужило поводом и для буйной фантазии современного эстонского режиссера Харди Волмера, снявшего по мотивам биографий этих двух ребят совершенно безумный фильм "Minu Leninid" ("Все мои Ленины", 1997). Единственная причина, по которой этот фильм может заслужить долю вашего внимания — Ленина в фильме играет Виктор Сухоруков, и это, конечно, полный восторг! Но в целом, я совершенно не уверена, что фильм стоит смотреть, поэтому смело пересказываю его вкратце здесь. Собственно, 1915 год. Идет Первая Мировая война. Александр Кескюла, революционер, вступает в контакт с германским руководством с предложением забросить на вражескую территорию "агента", то есть Ленина, который устроит революцию, и Россия развалится. Ленин — довольно ценный персонаж, поэтому в целях безопасности Кескюла предлагает найти Ленину двойников: если что, убьют их, а настоящий Ленин останется жив. Тогда Оскар Элевант отправляется в Россию и ездит там по городам в поисках людей с похожей лысиной. Это мой любимый эпизод фильма, потому что по сюжету он едет из города в город, а по факту перемещается в разные районы Таллина (такие декорации узнаваемые). :) Раздобытая по итогам "кастинга" пятерка Ильичей отправляется в спецшколу, где они сидят за партами, а шестой двойник учит правильно гладить лысину и выставлять вперед правую руку. Настоящий Владимир Ильич изображен в фильме сварливым старикашкой, с которым никто не может договориться. И вот наступает 1917 год, революция, и Ленин плывет на пароходе в Россию, а вместе с ним и шесть его двойников. В результате некоего конфликта настоящего Ильича выбрасывают за борт. Остаются только двойники, которые и делают потом революцию. Главная мораль фильма — без эстонцев и тут не обошлось. ;)
Реальность была менее эксцентричной. Впрочем, Александр Кесккюла, похоже, действительно интересной личностью. Мы знаем, что помимо социально-утопических идей о том, как сделать всех людей счастливыми, которыми были одержимы всякие революционные деятели, с завидной регулярностью в воздухе витали затеи объединения стран под разными лозунгами (и сейчас витают, но тогда такого было очень много). Помимо очевидного "пролетарии всех стран" можно также вспомнить идеи пангерманизма, пантюркизма и прочие мечты по созданию новых «империй». У Ке
У записи 29 лайков,
0 репостов,
1689 просмотров.
0 репостов,
1689 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Полина Оскольская