«Виновник бесчисленных благополучий наших и радостей, воскресивший аки...

«Виновник бесчисленных благополучий наших и радостей, воскресивший аки от мертвых Россию и воздвигший в толикую силу и славу...» — такую характеристику Феофан Прокопович в 1725 году дал Петру Первому, своему великому современнику.
Будучи современником совсем других людей и текстов и не являясь большим поклонником текстов XVIII века, я, конечно, не могла не дернуться от безумного словосочетания «виновник бесчисленных благополучий». Сарказм 80-го уровня от архиепископа или легкое дружеское подтрунивание? Однако ни то, ни другое не соответствует официальному стилю текста — ведь повод достаточно серьезный: смерть императора. Посмертная речь не может содержать никаких вольностей. И, на самом деле, не содержит. Если вам, как и мне, тоже было неизвестно, в чем был виноват Петр Первый, а также многие другие персонажи текстов XVIII и XIX веков — читайте ниже. У слова "виновник", оказывается, была довольно увлекательная биография.

Все знают словосочетание "виновник торжества". Мне всегда казалось, что это ироничное выражение — единственное с этим словом, где называемый человек, на самом деле, ни в чем не виноват. В этом и есть суть иронии — говорить одно, подразумевать другое. Шутка такая! Все прочие виновники — трагедии, пожара, аварии, преступления, смерти — своими действиями ухудшают жизнь окружающим, несут вину за свои проступки, а в идеале еще и наказание. Подвоха не ждешь нигде — само слово "виновник" — это вроде бы тот, кто виновен.

Словарь (в данном случае БТС, но и другие тоже это делают) же намекает на более тонкий подход: вторым значением указано "тот, кто является причиной". Виновник торжества — это причина торжества. К сожалению, похоже, это единственное в современном русском языке живое словосочетание, где это значение сохранилось. Между тем "причина" — понятие гораздо более общее. Человек может быть причиной как хороших поступков, так и преступлений, и сейчас "виновник" подразумевает под собой только плохие поступки. Однако в XVIII веке это было не так.

Если посмотреть корпус, то в предлагаемых текстах XVIII века слово "виновник" встретится 58 раз. Из них — 38 (65%) — большинство употреблений — в значении "причина". Примерно половина — "виновники торжества" в самом серьезном смысле, но также есть "виновник твоей красоты", "виновник благодеяний", "виновник общей радости", "виновник славы". Слово, вообще говоря, не самое популярное, и любимое место обитания его — хвалебные и пафосные речи "высокого штиля". При таком раскладе неудивительно, что виновником чего-либо обычно становился либо Бог, либо его наместники на Земле — цари-императоры. В таких текстах часто речь стандантизируется, используется известный набор штампов, вот и слово "виновник" здесь закрепилось в составе многих устойчивых словосочетаний, отсылающих к образу Всевышнего — "виновник человека", "виновник жизни", "виновник всех миров". В общем, виновник — это еще и творец:

«Почему и утверждают, что премудрый строитель мира, как первый виновник человека, всегда при нем находится...», «Вне человека находится высочайший виновник природы и весь мир»...

Любопытно при этом то, что в менее пафосных текстах — более "низкого" стиля — слово «виновник» как раз употребляется в привычном нам значении (20 употреблений из 58) — «виновник бедствий», «виновник обиды», «виновник несчастия нашего».

Надо понимать, что картинка слова в XVIII веке составлена на основе текстов, которые есть в корпусе — а текстов у нас не очень много (и употреблений слов тоже). В XIX веке словоупотреблений значительно больше (887 штук) — и я честно их просмотрела все, но делать точные подсчеты мне было лень. Что происходит с «виновником» в XIX веке? Пафосные речи императорам куда-то исчезают, а точнее растворяются в потоке самых разнообразных текстов литературы и публицистики, которых в этом веке появилось значительно больше. И появляющийся в них "виновник" теперь все чаще в чем-то виноват. Тем не менее попадаются и весьма необычные на сегодняшний слух сочетания с первоначальным значением этого слова. Например: "виновник портрета" (1), "виновник прекрасных минут моей жизни" (2), "виновник орловского рысака" (3), "виновник всей этой гармонии" (4), "виновники моего избавления" (5), "виновники основания и процветания города" (6) и др.

(1) Наконец, молодой Б * приходит навестить своего отца, виновника портрета, в монастырь, куда тот удалился под старость.
(2) ...итак, не сердитесь, виновник многих, многих прекрасных минут моей жизни, что в письмах моих нет того, о чем любит изливаться молодая душа путешественника
(3) Зато и виновнику орловского рысака, подарившего Россию ныне довольно обыкновенною сделавшеюся породою, вполне установившеюся и изменяющеюся только сообразно временно изменяющимся требованиям рысистого бега, ― вечная благодарность...
(4) а виновник всей этой гармонии сидел у окна и рисовал маску знаменитой натурщицы Торвальдсена Фортунаты.
(5) Они единственные виновники моего избавления, им и первый поклон.
(6) Все здешние дамы присутствовали на нем, и мы пили шампанское за здравие виновников основания и процветания города.

Надо сказать, что слово "виновник" в значении 'творец, создатель или причина' по-прежнему носит на себе мантию пафоса — если ты вдруг решил завернуть витиеватую речь, то все еще может очень пригодиться. Однако пафосных текстов становится тем меньше, чем ближе к XX веку мы подбираемся. Не знаю почему. Вместе с ушедшим значением "творец", кажется, мы потеряли когда-то вполне устойчивое словосочетание "виновники моих дней" или "виновники моего существования" — служившее для обозначения родителей. Так же, как и когда-то вполне устойчивое выражение "виновник счастья". Ушаков еще указывает его в словаре (1935 год), но в современных словарях этого уже не встретишь.

Если обратиться к более привычному нам значению, то и здесь, на самом деле, наблюдаем совершенное непривычное богатство ситуаций для употребления этого слова — сейчас уже так не говорят, несмотря на то, что смысл предложений нам ясен: "Она была способна растерзать виновника своей ярости", "Он был главным виновником наказаний", "Виновник переговоров был вызван на допрос", "виновник новой войны". Мне довольно сложно, например, определить, сохраняется ли здесь первоначальное значение причины или это такие расширенные рамки для виноватости. Но почти уверена, что сейчас мы бы сказали здесь, что-то вроде "зачинщик" или "инициатор". Красивый график в корпусе, кстати, утверждает, что слово было гораздо популярнее в начале XIX века, а потом его употребляемость падает.

Что для меня было самым интересным в этой истории? Во-первых, я не думала, что выражение "виновник торжества" настолько старое (уже в XVIII веке используют). Всегда думала, что это ироничное подтрунивание родом с советских квартирных застолий. А получается, это ирония возрастом в несколько столетий, но в другом смысле — ироничное употребление пафосного выражения в непафосной ситуации. Во-вторых, виновник — слово-пенсионер, когда-то употреблялось везде и широко, а сейчас свернуло свою деятельность и только раз в день за булкой выходит, а остальное время сидит дома и отдыхает. Значительное количество ситуаций, когда это слово можно было бы применить, похоже, сейчас ограничивается каким-то набором полуустойчивых конструкций (виновник преступления, виновник пожара и т.д.), крутящихся вокруг судебно-процессуальной сферы и новостей раздела криминальной хроники.
«Виновник бесчисленных благополучий наших и радостей, воскресивший аки от мертвых Россию и воздвигший в толикую силу и славу...» — такую характеристику Феофан Прокопович в 1725 году дал Петру Первому, своему великому современнику.
Будучи современником совсем других людей и текстов и не являясь большим поклонником текстов XVIII века, я, конечно, не могла не дернуться от безумного словосочетания «виновник бесчисленных благополучий». Сарказм 80-го уровня от архиепископа или легкое дружеское подтрунивание? Однако ни то, ни другое не соответствует официальному стилю текста — ведь повод достаточно серьезный: смерть императора. Посмертная речь не может содержать никаких вольностей. И, на самом деле, не содержит. Если вам, как и мне, тоже было неизвестно, в чем был виноват Петр Первый, а также многие другие персонажи текстов XVIII и XIX веков — читайте ниже. У слова "виновник", оказывается, была довольно увлекательная биография.

Все знают словосочетание "виновник торжества". Мне всегда казалось, что это ироничное выражение — единственное с этим словом, где называемый человек, на самом деле, ни в чем не виноват. В этом и есть суть иронии — говорить одно, подразумевать другое. Шутка такая! Все прочие виновники — трагедии, пожара, аварии, преступления, смерти — своими действиями ухудшают жизнь окружающим, несут вину за свои проступки, а в идеале еще и наказание. Подвоха не ждешь нигде — само слово "виновник" — это вроде бы тот, кто виновен.

Словарь (в данном случае БТС, но и другие тоже это делают) же намекает на более тонкий подход: вторым значением указано "тот, кто является причиной". Виновник торжества — это причина торжества. К сожалению, похоже, это единственное в современном русском языке живое словосочетание, где это значение сохранилось. Между тем "причина" — понятие гораздо более общее. Человек может быть причиной как хороших поступков, так и преступлений, и сейчас "виновник" подразумевает под собой только плохие поступки. Однако в XVIII веке это было не так.

Если посмотреть корпус, то в предлагаемых текстах XVIII века слово "виновник" встретится 58 раз. Из них — 38 (65%) — большинство употреблений — в значении "причина". Примерно половина — "виновники торжества" в самом серьезном смысле, но также есть "виновник твоей красоты", "виновник благодеяний", "виновник общей радости", "виновник славы". Слово, вообще говоря, не самое популярное, и любимое место обитания его — хвалебные и пафосные речи "высокого штиля". При таком раскладе неудивительно, что виновником чего-либо обычно становился либо Бог, либо его наместники на Земле — цари-императоры. В таких текстах часто речь стандантизируется, используется известный набор штампов, вот и слово "виновник" здесь закрепилось в составе многих устойчивых словосочетаний, отсылающих к образу Всевышнего — "виновник человека", "виновник жизни", "виновник всех миров". В общем, виновник — это еще и творец:

«Почему и утверждают, что премудрый строитель мира, как первый виновник человека, всегда при нем находится...», «Вне человека находится высочайший виновник природы и весь мир»...

Любопытно при этом то, что в менее пафосных текстах — более "низкого" стиля — слово «виновник» как раз употребляется в привычном нам значении (20 употреблений из 58) — «виновник бедствий», «виновник обиды», «виновник несчастия нашего».

Надо понимать, что картинка слова в XVIII веке составлена на основе текстов, которые есть в корпусе — а текстов у нас не очень много (и употреблений слов тоже). В XIX веке словоупотреблений значительно больше (887 штук) — и я честно их просмотрела все, но делать точные подсчеты мне было лень. Что происходит с «виновником» в XIX веке? Пафосные речи императорам куда-то исчезают, а точнее растворяются в потоке самых разнообразных текстов литературы и публицистики, которых в этом веке появилось значительно больше. И появляющийся в них "виновник" теперь все чаще в чем-то виноват. Тем не менее попадаются и весьма необычные на сегодняшний слух сочетания с первоначальным значением этого слова. Например: "виновник портрета" (1), "виновник прекрасных минут моей жизни" (2), "виновник орловского рысака" (3), "виновник всей этой гармонии" (4), "виновники моего избавления" (5), "виновники основания и процветания города" (6) и др.

(1) Наконец, молодой Б * приходит навестить своего отца, виновника портрета, в монастырь, куда тот удалился под старость.
(2) ...итак, не сердитесь, виновник многих, многих прекрасных минут моей жизни, что в письмах моих нет того, о чем любит изливаться молодая душа путешественника
(3) Зато и виновнику орловского рысака, подарившего Россию ныне довольно обыкновенною сделавшеюся породою, вполне установившеюся и изменяющеюся только сообразно временно изменяющимся требованиям рысистого бега, ― вечная благодарность...
(4) а виновник всей этой гармонии сидел у окна и рисовал маску знаменитой натурщицы Торвальдсена Фортунаты.
(5) Они единственные виновники моего избавления, им и первый поклон.
(6) Все здешние дамы присутствовали на не
У записи 32 лайков,
2 репостов,
1580 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Полина Оскольская

Понравилось следующим людям