Ты не "есть" и не "не-есть", Ты -...

Ты не "есть" и не "не-есть", Ты - просто Ты Сам.
***

Из тебя и для тебя приходит это первое восприятие-ощущение, что ты "есть", что ты "онлайн".
Разве может оно прийти из другого места, нежели ты сам?
Разве мог кто-то передать тебе твоё собственное самоосознание?
Вот это был бы фокус.
Эта естьность себя - первое ощущение, это твоё самое первое зеркало.
Всё отражается в зеркале этой "естьности" и возвращается к тебе как ощущение, восприятие или мысль.

1. Никакой мир или людей или вещи мы не видим, мы видим только своё восприятие.

Мы видим наши чувства, но мы никогда не видим никакой "реальный мир".
Это не философия, это факт. Мы знаем только свои ощущения в пределах нашего сознания, нашего "я есть".
Хотя для ума может казаться иначе, но в действительности всё, что кажется нам обладающим независимым существованием, содержится только в нашем собственном сознании в форме ощущений или мыслей, и мы знаем только наши ощущения.
Пустой философией как раз являлось бы предполагать некий объективный мир, опираясь только на субъективные ощущения, ибо ничего более прямо для нас не доступно.
Такой "объективный мир" не может обладать действительной действительностью, по природе вещей его действительность может лишь предполагаться.
Разумно ли выносить суждение о реальности чего-либо, опираясь лишь на слухи, то есть косвенные свидетельства чувств?

Нет никакого смысла пытаться разобраться или навести порядок в этом поле сознания, в этой сфере ощущений, называемой "миром", так можно вечность потратить и ничего с того.
Косвенные свидетельства чувств не могут свидетельствовать бытие внешних вещей, однако они свидетельствуют что "я есть".
Корень всего возможного восприятия - это самое первое ощущение, ощущение что "я существую".
Оно самоочевидное, самосияющее и является поддержкой всего остального.
Это то, что зовут Богом. Бог сияет внутри как "я есть".
Только этот бог стоит того, чтобы задержаться и изучить его, всё остальное лишь отнимет время.

2. Тебя самого нет и не может быть среди твоих ощущений.

Всё что ты воспринимаешь - это на 100% только сияние твоей собственной полноты, больше ничего не было, нет и не может быть никогда.
Всё, что кажется иначе - лишь кажется, когда ум обманут чувствами и назначает их продуктам суверенную реальность, формы и имена.
Порождение умом форм и имён - это целиком виртуальный процесс, ничего настоящего и вечного в этом.
Все порождения ума связаны временем, их конец заключён в их начале, а потому они пусты.

Ничего нет в отрыве от твоего собственного "ты есть", а "ты есть" нет без тебя самого.
Однако "ты сам" не можешь равняться ни телу, ни чему-либо ещё из поля восприятия.

Ключевой момент - это "ты сам" не может равняться первому ощущению, что "ты есть"!!
Где и что ты тогда?
Даже "ты есть" и "тебя нет" не могут охарактеризовать тебя.

"Я есть" - вот первое "разворачивание" твоего абсолюта.
Всё остальное отражается в этом зеркале существования.
Всё, что есть, тянется лучиками из тебя самого, из твоего абсолюта, и отражаясь в твоём "я есть", регистрируется в твоём сознании, и тогда ты узнаёшь это, тогда ты можешь сказать, что оно "есть".
Иначе где оно есть? Где же будет "естьность" вещей, если нет сперва твоего собственного "я есть"?

И что конкретно ты сделал, чтобы получить своё "я есть"?
разве это не твой сюрприз самому себе на день рождения?
И что же тогда ты должен делать здесь, если само твоё бытие пришло незванно и негаданно?
И более того, что ты должен делать, если ты раньше, чем само твоё бытие и мир, который содержится в нём?

Остаётся не терять своё Я среди своих ощущений, ибо это было бы весьма глупо.
Тот, кто приравнивает своё Я к ощущению тела, обманывается на самом базовом уровне.
Я - не содержимое сознания. Но само сознание приходит к Я.
Я - то, что принимает сознание, Я - то, что узнает "я есть".

Люди путают себя со своим ощущением тела.
Это естественно поначалу, потому как поначалу Я сияет одиноко и ничего другого не знает, и первое что появляется перед ним оно автоматически принимает за себя.
Первое, что мы знаем - это бодрствующее сознание, знание что "мы есть", ощущение бытия, и затем к нему приходят чувства, чувства приносят с собой их содержание.
И среди их содержания есть мысли, которые всплывают как "Я то" или "Я это".
Это фальш, но обмануться было не трудно.

Всё это не новое знание, не понимание и не приобретение.
у святого нет чего-то такого, чего нет у остальных, какого-то особого знания или понимания.
Но он больше не разбрасывается своим Я, не теряет его больше среди того, что ощущает.
Через органы чувств непрерывно идут ощущения, и со временем фиксируется некое "понимание" о твёрдом мире снаружи.
Тело принимается за Я. Или же мысли принимаются за Я. Порой люди принимают даже свои вещи за Я.
Этого понимания у святого нет, вот и вся разница.
Его Я извлечено из сферы восприятия и остаётся собой.

Совершенно нечего приобретать или понимать, каждый уже знает Я. Всё есть лишь в его свете.
Можно лишь прекратить разбрасываться своим Я среди ощущений, вынуть его из сознания и остаться с ним.
Ни вещи, ни погоня за достижениями и состояниями, ни борьба с умом или эго — никогда не дадут ничего, кроме боли внутреннего конфликта.

Понимая это, никто из тех, кто умирает перед тобой, не девается никуда, включая и собственное тело.
Все они сворачиваются в твой абсолют, никуда не пропадают.
Они пропадают как фиксированные образы в уме, но ведь эти образы и не существовали никогда на самом деле, эти образы были только как память, которая опиралась на чувства.
Мы узнаем "друг друга" по памяти, не по прямому восприятию.
По прямому восприятию есть только Я, без разделений.
Разделяет (виртуально) только ум, посасывая образы из памяти.
Только эта память уходит.
Люди живут в этой памяти, упуская настоящее, а потому им печально, когда "другие" умирают, потому что уходят их любимые образы.
Но сами живые существа никуда не уходят, они возвращаются домой.
Они не опустошаются, они сливаются с тобой и возвращаются к полноте, без изъяна физического проявления.
У них больше нет проблем.
Почему их больше нет в восприятии? Потому что они снова слиты воедино с тобой.
Мы можем воспринимать только то, что отделено, но они более не отделены.
Фактически, они становятся ближе, настолько близко, что нельзя больше различить где кончается "твоё" Я и начинается "их" Я.

Сама эссенция сознания, основа живущих существ, никогда никуда не уходит, потому как это пустота только, сама предельная пустота между атомами прямо сейчас.
И она знает себя. А ты знаешь её. Куда она может деться от тебя?
И уж тем более, куда же можешь деться ты, свидетель того, как она появилась?
You are not "there" and not "no-eat," You are simply You Himself.
***

From you and for you comes this first perception, the feeling that you are, that you are online.
How can it come from a different place than you yourself?
How could someone convey to you your own self-awareness?
That would be the trick.
This self-existence is the first sensation, this is your very first mirror.
Everything is reflected in the mirror of this "reality" and returns to you as a sensation, perception or thought.

1. We don’t see any world or people or things, we only see our perception.

We see our feelings, but we never see any “real world”.
This is not a philosophy, this is a fact. We know only our sensations within our consciousness, our "I am."
Although it may seem different to the mind, in reality everything that seems to us to have an independent existence is contained only in our own consciousness in the form of sensations or thoughts, and we only know our sensations.
An empty philosophy would just be to assume a certain objective world, relying only on subjective sensations, because nothing is more directly accessible to us.
Such an “objective world” cannot have a valid reality; by the nature of things, its reality can only be assumed.
Is it reasonable to make a judgment about the reality of something, relying only on rumors, that is, indirect evidence of feelings?

There is no point in trying to figure out or put things in order in this field of consciousness, in this sphere of sensations called the "world", so you can spend eternity and nothing else.
Indirect evidence of feelings cannot testify to the existence of external things, but they testify that "I am."
The root of all possible perception is the very first sensation, the feeling that "I exist."
It is self-evident, self-radiant and is the support of everything else.
This is what is called God. God shines within as "I am."
Only this god is worth it to linger and study it, everything else will only take time.

2. You yourself are not and cannot be among your sensations.

All that you perceive is 100% only the radiance of your own fullness, there was nothing else, there is not and cannot be ever.
Everything that seems otherwise - only seems when the mind is deceived by the senses and assigns their products sovereign reality, forms and names.
The generation of forms and names by the mind is a completely virtual process, nothing real and eternal in it.
All the creatures of the mind are connected by time, their end lies in their beginning, and therefore they are empty.

There is nothing apart from your own “you are”, and “you are” cannot exist without you.
However, “you yourself” cannot equal either the body or anything else from the field of perception.

The key point is that “you yourself” cannot equal the first feeling that “you are” !!
Where and what are you then?
Even “you are” and “you are not” cannot characterize you.

“I am” is the first “unfolding” of your absolute.
Everything else is reflected in this mirror of existence.
Everything that is is pulled by rays from yourself, from your absolute, and reflected in your “I am”, it is registered in your consciousness, and then you recognize this, then you can say that it “is”.
Otherwise, where is it? Where will the "naturalness" of things be if there is no first your own "I am"?

And what exactly did you do to get your "I am"?
Isn’t it your surprise for yourself on your birthday?
And then what should you do here if your very being has come uninvited and unexpectedly?
And moreover, what should you do if you are earlier than your very being and the world that is contained in it?

It remains not to lose your Self among your sensations, because it would be very stupid.
One who equates his Self with a sensation of the body is deceived at the most basic level.
I am not the content of consciousness. But consciousness itself comes to I.
I am that which accepts consciousness, I am that which recognizes "I am."

People confuse themselves with their sense of body.
This is natural at first, because at first I shine lonely and know nothing else, and the first thing that appears before him is automatically taken for itself.
The first thing we know is waking consciousness, the knowledge that "we are," the feeling of being, and then feelings come to it, feelings bring their contents with them.
And among their content there are thoughts that pop up like "I am this" or "I am this."
This is false, but it was not difficult to deceive.

All this is not new knowledge, not understanding and not gaining.
the saint does not have something that the others do not have, any special knowledge or understanding.
But he no longer scatters with his Self, no longer loses it among what he feels.
Sensations go continuously through the senses, and over time a certain “understanding” of the solid world from the outside is fixed.
The body is taken for I. Or thoughts are taken for I. Sometimes people even take their things for I.
The saint does not have this understanding, that’s the whole difference.
His Self is extracted from the sphere of perception and remains itself.

There is absolutely nothing to acquire or understand, everyone already knows I. Everything is only in its light.
You can only stop scattering your self
У записи 14 лайков,
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Михаил Медведев

Понравилось следующим людям