Абсолют абсолютно чист, и это мы Сами. Что...

Абсолют абсолютно чист, и это мы Сами.
Что это вообще за "иллюзия", майя?
Это чувство, что мы присутствуем в мире.
Чувство "я есть" принимается опрометчиво
За Себя Самого - вот что иллюзия.
Могу я быть тем, что ко мне вдруг пришло?

Серьёзное отношение к тому, чего нет,
Заставляет считать, будто бы оно есть.
Что это за серьёзность такая?
Это вкладывание в вещи "себя":
Якобы "я" нахожусь среди прочих вещей.
Ни что не несёт в себе смысла,
Пока это не творится со "мной".
Тогда это становится делом серьёзным.
И вот где подмена.

Но почему это "я" нереально?
Потому как не остаётся надолго.
Наличие временной длительности,
Увенчанной неизбежным концом, -
Вот лучший пруф нереальности.
Буквально отвернулся - и его уже нет.
То, чей конец заложен в начало,
Не может иметь середины.
А в конце нету разницы - было оно или нет,
Это всё забывается точно как сон.
Как же можно серьёзно держаться за то,
Что уходит сквозь пальцы подобно воде?

Но остаток после конца - это наш Абсолют,
Он всегда вне иллюзии познанья "себя".
На безграничность нашего Абсолюта
Приходит пятно "бытия".
Теперь виртуально он ограничен субъектом
И способен к познанию "себя".

Так в чём же причина?
Как можно сказать о причине того,
Чего никогда не случалось?
Откуда пришла вода в мираже?
Причин нет, ибо самой этой сущности -
Майи, сознания, естьности "я" -
Нет отдельно от Абсолюта.
Как говорить о неотъемлимом свойстве
В отрыве от его основания?
Сознание существует в движении:
Это бурление самого Наивысшего,
Это и есть Абсолют, но в движении.
Различить можно лишь то, что движется.
Но как различить неподвижное?
Как воспринять сам фон восприятий?
Никак! Можно только им быть.

Движения все нереальны,
Формы в своей основе пустотны,
Слова лишены всякого смысла,
Сама сфера времени - фикция:
Они все уйдут обязательно.
Другого свидетельства просто не надо.
Лишь неподвижная Основа реальна,
И это мы Сами.
Речь всегда только о Самих нас.
Мы Сами и есть фон движениям,
И в отрыве от нас, Абсолюта, их по-просту нет.

Первое шевеление в нас - это чувство,
Будто бы мы существуем во времени.
И когда мы хватаем это как себя самого,
Тогда мы "нисходим" в существование,
Кажется так, будто бы мы только "здесь".
Наша Основа скрывается полностью.
Однако это всё временно.
Тогда как Основа наша вне времени
И вне возможности наблюдения:
Знать можно только "другое",
Себя мы познать не способны.
Ошибка - в хватании за идею рождения.
Тогда все движения - от имени "я",
А не с оригинальной позиции.

Но кто совершает ошибку? Никто.
В момент когда бытие зарождается,
Отсутствует понятие о намеренной воле.
Поэтому нет и возможности
Отказаться от этого воплощения.
А когда бытие проявляется,
Мы хватаем его как "себя",
Поскольку прежде того, в Тотальности,
Мы ничего "другого" не знали.
Не предоставился шанс среагировать.

Тем не менее, бытие "собой" - это шоу,
Виртуальное шоу на наш Абсолют.
Мир пришёл, поскольку мы есть.
Однако в своём естественном состоянии
Мы не знаем никакого "себя".

Плёнка отснята и сейчас лишь проигрывается.
Все поползновения по выходу из кинозала
Заложены в само шоу.
Мы не знаем о нём до начала рождения,
Можно осознать весь процесс лишь при жизни,
При наличии способности к различению,
Чем и займётся наш разум, не мы.
Сам процесс всякого "просветления"
Уже встроен в это рождение.
Всё свернётся обратно под действием гравитации.
Абсолют ничего не делает вовсе.
Мы, как мы есть, никогда не впадали в иллюзию.
Ничего, кроме Себя мы не знаем.
Всё, что "есть" - в наших пределах.
Границы всех форм - в виртуальном уме.

Со смертью формы "мокша" сама нас настигнет,
"Освобожденье" последует автоматически,
Все балансы будут скинуты в ноль,
Индивидуальность сольётся с Тотальностью,
Малое "я" вернётся в Целое Я, то есть в Самость:
Никто ничего не теряет.
Почему "освобождение" только в кавычках?
Потому как рабства не было никогда.
The absolute is absolutely pure, and we ourselves are.
What kind of "illusion" is this, Maya?
It is a feeling that we are present in the world.
The sense of "I am" is taken rashly
For Himself - that’s what an illusion is.
Can I be what suddenly came to me?

Serious about what is not
It makes you think that it is.
What kind of seriousness is this?
This is investing in "yourself" things:
Allegedly, I am among other things.
Nothing makes sense
Until this happens to me.
Then it becomes a serious matter.
And that’s where the substitution is.

But why is this "I" unrealistic?
Because it does not stay for long.
The presence of a temporary duration,
Crowned by the inevitable end
Here is the best proof of unreality.
He literally turned his back - and he is already gone.
Whose end is laid in the beginning,
Can't have a middle.
And in the end there’s no difference whether it was or not,
It is all forgotten just like a dream.
How can you seriously hold on to
What goes through your fingers like water?

But the remainder after the end is our Absolute,
He is always outside the illusion of knowing "himself."
To the infinity of our Absolute
The spot of being comes.
Now virtually it is limited by the subject
And capable of knowing "himself."

So what is the reason?
How can you say about the reason
What has never happened?
Where did the water in the mirage come from?
There are no reasons, for this very essence -
Maya, consciousness, naturalities "I" -
Not separate from the Absolute.
How to talk about an inalienable property
Out of touch with its foundation?
Consciousness exists in motion:
This is the seething of the Highest
This is the Absolute, but in motion.
You can only distinguish what moves.
But how to distinguish motionless?
How to perceive the background of perceptions?
No way! You can only be it.

The movements are all unreal
Forms are basically empty
Words are meaningless
The sphere of time itself is a fiction:
They will all leave for sure.
No other evidence is needed.
Only the motionless Foundation is real,
And this is we ourselves.
It is always only about us.
We ourselves are the background to movements,
And apart from us, the Absolute, they simply do not exist.

The first stir in us is a feeling
As if we exist in time.
And when we grab it as ourselves,
Then we "descend" into existence,
It seems as if we are only "here."
Our Foundation is completely hidden.
However, this is all temporary.
Whereas our Foundation is timeless
And beyond observation:
You can only know the "other",
We are not able to know ourselves.
The mistake is in grabbing at the idea of ​​birth.
Then all movements are in the name of "I",
And not from the original position.

But who makes the mistake? None.
At the moment when being is born,
There is no concept of intentional will.
Therefore, there is no possibility
Refuse this incarnation.
And when being is manifested,
We grab it as "ourselves,"
Because first of all, in Totality,
We did not know anything else.
There was no chance to react.

However, being “yourself” is a show,
Virtual show on our Absolute.
The world has come as we are.
However in its natural state
We do not know any "ourselves."

The film was shot and is now only being played.
All creeps out of the cinema
Laid in the show itself.
We don’t know about him before birth,
You can realize the whole process only during life,
With the ability to distinguish,
What our mind will do, not us.
The process of all "enlightenment" itself
Already embedded in this birth.
Everything will fold back under the influence of gravity.
The absolute does nothing at all.
We, as we are, never fell into illusion.
We know nothing but Himself.
All that is is within our limits.
The boundaries of all forms are in the virtual mind.

With the death of the Moksha form, it itself will overtake us,
"Release" will follow automatically,
All balances will be thrown to zero,
Individuality will merge with Totality,
The small "I" will return to the Whole Self, that is, to the Self:
No one is losing anything.
Why is "release" only in quotation marks?
Because there has never been slavery.
У записи 22 лайков,
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Михаил Медведев

Понравилось следующим людям