Церковь Рождества Богородицы в Путинках. В Путинках -...

Церковь Рождества Богородицы в Путинках.

В Путинках - то есть для путников.
В Путинках, в центре Москвы -
Храм Пресвятой Богородицы...
Не отвести головы!..
Словно напутствием путнику -
Благословеньем пути -
Храм Рождества Богородицы
В небе лазурном лети!
Всякий раз, мимо минуя,
Глаз оторвать не могу...
Церковь в Путинках сверкает,
Словно кокошник в снегу.
Церковь в Путинках не спутаешь, -
Нету другой такой:
Многошатровой и радостной,
С истинно русской душой.
Белою свечкой Христовой
Каждый сияет шатер,
Дивная, стройная, светлая,
С Богом ведет разговор.
Словно березка изваяна.
Словно - сама красота.
Словно - сама Богородица
К ней приложила уста.
Белая, синие маковки, -
Как же ее не любить,
Словно невеста нарядная
В золоте неба парит.
Словно девчонка невинная
К Богу вздымает персты...
И улыбаются каждому
Золотом солнца кресты.

Ю.Кружанов

Церковь Рождества Богородицы в Путинках, что на старом Посольском дворе, была заложена в 1649г. и закончена в 1652г. Строить каменное здание начали после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы. Придел новой церкви, впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров и потому столь значимой для москвичей. Предыдущий деревянный трехшатровый храм был построен в Путинках в 1625г. А сама слобода получила свое название от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы старинных путей на Тверь и Дмитров. Еще есть предположение, что слово «Путинки» образовалось от «Паутинки» – тесного и причудливого переплетения узеньких переулков у Тверских ворот. За храмом располагался путевой Посольский двор, с путевым дворцом, где останавливались направлявшиеся в Кремль иностранные послы, а вокруг – дворы выходцев из Дмитровской слободы (нынешней Большой Дмитровской улицы), от которой получила название быстро разросшаяся Малая Дмитровская слобода. Церковь, расположенная в начале Малой Дмитровки, – последняя в своем роде. С ее возведением кончилась целая архитектурная эпоха в храмовом зодчестве России, а в ХХ веке она осталась и вовсе единственной в Москве, имеющей завершение в виде трех шатров. Строительство обошлось местным жителям в весьма внушительную сумму. Местные жители вместе с причтом через находившегося тогда в Москве Иерусалимского патриарха Паисия просили у царя Алексея Михайловича камень для строительства и денег на работы. Казна выделила материалы и 300 рублей. Этой суммы не хватило, и после повторного обращения прихожане получили еще 400 рублей. Денег снова оказалось недостаточно, в 1652 году было выдано дополнительно 100 рублей. В результате церковь обошлась в 800 рублей, немыслимую сумму для середины XVII века. Но и храм был выстроен необычный.
Важной архитектурной особенностью церкви Рождества Богородицы в Путинках является ее бесфасадность: здесь нет одного ярко выраженного основного фасада, ее можно рассматривать с любой точки, со всех сторон она богато декорирована. Здание рассчитано на обзор со всех четырех сторон; даже апсиды практически скрыты в прямоугольнике и почти не выдаются наружу. Необычайно красиво декоративное убранство всех частей храма – от шатров до нижних окон.
Структура церкви также нетривиальна: четверик вытянут с севера на юг (а не с запада на восток), колокольня поставлена не с запада, как обычно, а с северо-востока, рядом с тремя шатрами основной части, поставленными в ряд. Эти шатры не открыты изнутри, как делалось первоначально в шатровых храмах, а надстроены поверх сводов церкви и несут исключительно декоративную функцию. То же можно сказать и о четвертом шатре, венчающем придел Неопалимой Купины, возведенный с севера в виде отдельного куба. Основания всех барабанов и поставленных на них шатров окружены большими и малыми кокошниками. Строительство новой церкви велось, как это было со многими древнерусскими храмами, не по инженерным чертежам, а по рисункам, отчего композиция здания получилась очень динамичной и живописной.
Красивая восьмигранная колокольня с резными проемами яруса звона кажется еще более легкой и ажурной благодаря ряду отверстий-«слухов» в шатре. На колокольне в числе колоколов находился один работы знаменитого мастера Ивана Моторина 1715 года.
На сторонах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности – так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом.
Церковь освятили в 1652 году, а уже в следующем году патриарх Никон запретил строительство каменных шатровых церквей в России, отдав предпочтение пятикупольным. Впрочем, для зодчих была оставлена небольшая «лазейка»: так как в указе ничего не говорилось о колокольнях, то их продолжали строить шатровыми вплоть до начала XVIII в. А церковь на Малой Дмитровке стала последним полношатровым храмом Москвы. Пристроенная в конце XVII века с юго-запада широкая трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона украшена уже более скромно, в стиле барокко, а не узорочья. Тогда же была сооружена сторожка с ходом на колокольню. Еще одно изменение произошло в 1864 году, когда к визиту императора Александра II с запада пристроили новое закрытое крыльцо, увенчанное шатром на узком барабане, близкое по виду к остальным шатрам. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации 1957г. и заменено новым, стилизованным под XVII век: оно стало открытым и теперь напоминало вход в палаты XVII в. Внутри храма сохранились фрагменты старинных росписей XVII века. В 1911 году с юга был выстроен доходный дом, частично перекрывший вид на церковь. В советскую эпоху другие московские храмы подобной архитектуры середины XVII в. были либо вовсе уничтожены, либо утратили свои завершения. После революции храм закрыли не сразу, а только в 1935г. В 1930-х гг. там служила братия Высокопетровского монастыря. Здание храма несмотря на прекращение богослужений после 1935 года, не было перестроено, сохранив декор фасадов. В 1990 году храм вернули верующим. Церковь имеет статус патриаршего подворья.
Church of the Nativity of the Virgin in Putinki.

In Putinki - that is, for travelers.
In Putinki, in the center of Moscow -
Church of the Blessed Virgin ...
Do not look away! ..
Like a farewell to a traveler -
The blessing of the path -
Church of the Nativity of the Virgin
Fly in the azure sky!
Every time passing by
I can’t take my eyes off ...
The church in Putinki sparkles
Like a kokoshnik in the snow.
You can’t confuse the church in Putinki, -
There is no other such:
Multi-hipped and joyful,
With a truly Russian soul.
White candle of Christ
Each shining tent
Wondrous, slim, bright,
He is having a conversation with God.
Like a birch sculpted.
Like beauty itself.
As if - the Virgin herself
She put a mouth to her.
White, blue poppies, -
How not to love her,
Like a smart bride
In the gold sky soars.
Like a girl innocent
Fingers rise to God ...
And they smile at everyone
Gold sun crosses.

Y. Kruzhanov

The Church of the Nativity of the Virgin in Putinki, in the old Embassy yard, was founded in 1649. and finished in 1652. The stone building began to be built after the fire that destroyed the previous wooden church of the Nativity of the Virgin. The side chapel of the new church, for the first time in Russia, was consecrated in honor of the icon of the Mother of God the Burning Kupin, which protects against fires and is therefore so significant for Muscovites. The previous wooden three-hipped temple was built in Putinki in 1625. And the settlement itself got its name from the diverging from here, from the Tver Gate of Moscow, the ancient routes to Tver and Dmitrov. There is still an assumption that the word "Putinki" was formed from the "Spider Web" - a tight and bizarre interweaving of narrow lanes at the Tver Gate. Behind the temple, there was a traveling Ambassadorial court, with a traveling palace, where foreign ambassadors headed for the Kremlin stopped, and around were the courtyards of immigrants from Dmitrovskaya Sloboda (present Bolshaya Dmitrovskaya Street), from which the rapidly growing Malaya Dmitrovskaya Sloboda was named. The church, located at the beginning of Malaya Dmitrovka, is the last of its kind. With its construction, an entire architectural era in the temple architecture of Russia ended, and in the twentieth century it remained completely the only one in Moscow that had the completion in the form of three tents. The construction cost locals a very impressive amount. Local residents, together with the clergy, through the then Jerusalem Patriarch Paisii, who was then in Moscow, asked Tsar Alexei Mikhailovich a stone for construction and money for work. The treasury allocated materials and 300 rubles. This amount was not enough, and after the second appeal the parishioners received another 400 rubles. Money again was not enough, in 1652 an additional 100 rubles were issued. As a result, the church cost 800 rubles, an incredible amount for the middle of the XVII century. But the temple was built unusual.
An important architectural feature of the Church of the Nativity of the Virgin in Putinki is its lack of facade: there is no single pronounced main facade, it can be viewed from any point, it is richly decorated from all sides. The building is designed for viewing from all four sides; even the apse are almost hidden in the rectangle and almost do not protrude. Extraordinarily beautiful decoration of all parts of the temple - from tents to the lower windows.
The structure of the church is also non-trivial: the quadrangle is stretched from north to south (and not from west to east), the bell tower is set not from the west, as usual, but from the northeast, next to the three tents of the main part, placed in a row. These tents are not open from the inside, as was originally done in the tent churches, but built on top of the arches of the church and have an exclusively decorative function. The same can be said about the fourth tent, crowning the side chapel of the Burning Cupid, erected from the north in the form of a separate cube. The bases of all the drums and the tents set on them are surrounded by large and small kokoshniks. The construction of a new church was carried out, as was the case with many old Russian churches, not according to engineering drawings, but according to drawings, which made the building’s composition very dynamic and picturesque.
The beautiful octagonal bell tower with carved openings of the ringing tier seems even lighter and laced thanks to a number of “rumor” holes in the tent. On the bell tower, among the bells was one of the work of the famous master Ivan Motorin in 1715.
On the sides of the temple it is almost impossible to find a flat surface - so it is decorated with various carvings and stone lace.
The church was consecrated in 1652, and the very next year Patriarch Nikon banned the construction of stone tent churches in Russia, preferring five-domed ones. However, a small "loophole" was left for the architects: since the decree did not say anything about the belfries, they continued to be built tent-like until the beginning of the 18th century. And the church on Malaya Dmitrovka was the last full-hipped temple in Moscow. Attached at the end of the 17th century from the south-west, the wide refectory with the aisle of the great martyr Theodore Tiron was decorated more modestly, in the Baroque style, and not in the pattern. At that time a gatehouse was erected with a passage to the bell tower. Another change occurred in 1864, when
У записи 4 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александр Ермошкин

Понравилось следующим людям