Первая мысль о фильме «Я, Эрл и умирающая...

Первая мысль о фильме «Я, Эрл и умирающая девушка», возникающая перед просмотром – о’кей, очередная teen-версия «Сладкого ноября», что-то такое было пару лет назад. Только в «Не сдавайся» не было Эрла. И его присутствие меняет всё. Также как его роль в жизни Грэга необъяснима, но крайне важна, важен и факт появления третьего в классической сентиментальной фабуле "девочка при смерти и мальчик". Акцент смещается с собственно болезни на то, что еще происходит вокруг. И под этим углом фильм оказывается очень классным повествованием о школе. Каково это – быть подростком с кучей заморочек, примыкать к какой-то группе школьников, чтобы чувствовать себя увереннее, бояться красивых девчонок (или, наоборот, пользоваться своим преимуществом), потратить выпускной год на загадочное и восхитительное ничто, а потом подавать документы наугад, и смеяться с друзьями над выдуманными странными и абсурдными шутками до буквальной потери человеческого облика. Или как выказывать миру пассивное сопротивление, которое, по словам Грэга, помогло Ганди в борьбе за независимость Индии.

А увлечение Грэга и Эрла – это же просто мечта любого подростка-синефила, как при этом можно с таким упорством считать себя неудачником! И опять же эти короткометражки на коленке, сопровождающие историю - лишний повод вспомнить все фильмы, ради которых прогуливались уроки и откладывалась домашка, а также о друзьях-киношниках, снимавших такие же неловкие посвящения великим (которые потом, впрочем, сыграли им на руку).

Умирающая же девушка - трогательное воплощение привычного для Сандэнса образа "милая странная". В ее гардеробе, конечно же, тюрбан, розовые парики и прочие цветные гетры. И думаешь, то ли это просто такой универсальный бонус от лысой тыквы - как в «Хотел бы я быть здесь», где тоже еврейская, к слову, девочка-подросток, побрившись наголо, преображается похожим образом, - то ли всех героинь американского независимого кино рисуют с какой-то совершенно определенной девушки?

Вообще эти сандэнсовские фильмы раздражают своими чересчур творческими подростками, ну хорош уже! Вот вы неужели тоже все что-то клеили, мастерили, придумывали? Моё самое больше проявление творчества пришлось на три года, и я этого совсем не помню – говорят, " режиссировала" Голубого Щенка, заставляя маму быть рыбой-пилой, а папа смеялся. Такая вот сказочка на ночь.

http://www.youtube.com/watch?v=BnLs49NL-c8
The first thought about the film “Me, Earl and the Dying Girl” that appears before watching it is “Ok, the next teen version of Sweet November,” something like that a couple of years ago. Only in Don't Give Up there was no Earle. And his presence changes everything. Just as his role in Greg’s life is inexplicable, but extremely important, the fact of the appearance of the third in the classic sentimental plot “girl with death and boy” is also important. The emphasis shifts from the actual disease to what else is happening around. And from this angle, the film is a very cool story about the school. How does it feel to be a teenager with a bunch of troubles, join a group of schoolchildren to feel more confident, be afraid of beautiful girls (or, conversely, take advantage of them), spend the graduation year on mysterious and wonderful nothing, and then submit documents at random, and laugh with friends at fictitious strange and absurd jokes to a literal loss of human appearance. Or how to show the world passive resistance, which, according to Greg, helped Gandhi in the struggle for independence of India.

And Greg’s and Earl’s hobby is just the dream of any synephil teenager, how can one consider oneself a loser with such persistence! And again, these short films on the knee that accompany the story are another reason to recall all the films for which lessons were spent and the homework was postponed, as well as about filmmaker friends who shot the same awkward dedications to the great ones (who later, however, played into their hands).

The dying girl, on the other hand, is a touching embodiment of the Sundance habitual image of "sweet strange." In her wardrobe, of course, a turban, pink wigs and other colored leggings. And you think, whether it’s just such a universal bonus from a bald pumpkin - as in “I would like to be here”, where also a Jewish, by the way, teenage girl, shaving her hair, is transformed in a similar way - or all the heroines of American independent cinema draw with some very specific girl?

In general, these Sundance films annoy their overly creative teens, well, good already! So, have you really also glued everything, made it, invented something? My greatest manifestation of creativity was in three years, and I don’t remember that at all - they say that she "directed" the Blue Puppy, forcing her mother to be a saw-fish, and my father laughed. Such a bedtime story.

http://www.youtube.com/watch?v=BnLs49NL-c8
У записи 3 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Мария Свистунова

Понравилось следующим людям