Искала я тут терапевтические сказки для нашей вредной Козерожки. Сейчас это довольно модная тема, есть куча разнообразных сказок «от капризов» и «от слез», а иногда и напрямую заявленных как терапевтические. Красиво оформленные, с чудесными рисунками… но по сути зачастую сделанные очень топорно. Некоторые их них, на мой взгляд, вполне способны повредить ребенку, а не помочь ему улучшить свое поведение. Начитавшись всякого, решила написать, на что стоит обратить внимание, если вы выбираете подобную сказку для чтения ребенку.
Вот простые правила, по которым можно проверить качество терапевтической сказки:
1. Сказка заканчивается позитивно. А не так что, «со слишком упрямым ребенком никто не стал дружить, его все прогнали, и стал он жить с ужасным противным осьминогом» (все приведенные примеры не выдуманные)
2. Сказка не должна вызывать у ребенка чувство вины. «От таких криков у мамы ушки болят». Ничего у мамы не болит от криков ребенка, ну ей-богу.
3. Сказка не должна врать. В сказке про девочку, которая все время плачет, начинает идти дождь. И солнышко говорит девочке: «Ты плакала, я тоже стало плакать, вот и дождь пошел». «Так это из-за меня?!» - говорит девочка и перестает плакать. «Не буду больше плакать» (тут уже дружно заплакали эксперты по эмоциональному интеллекту). Если ребенок все время плачет, у этого, разумеется, есть негативные последствия. Но дождь от этого не идет.
4. Сказка не должна нести явный запрет: «Не плачь», «Не кричи», «Упрямиться - плохо». Замечательно, когда сказка помогает ребенку разобраться, когда это поведение уместно, а когда – нет (если тебе надо позвать на помощь, громко кричать очень даже полезно).
5. Прочитав сказку, задайте себе вопрос: «Какой ключевой вывод можно сделать из этой сказки?». Например, очень многие сказки про дружбу построены по такому сюжету: главный герой начинает делать всем подряд что-то хорошее, всем помогать (всех спасать) и тогда-то с ним все и начинают дружить. Одна из таких сказок заканчивается фразой «Как же хорошо, когда ты можешь быть кому-нибудь полезным!». Аааа. Краткое пособие «Как вырастить спасателя». Это не про дружбу! Про помощь, про добрые дела – да, но дружба возникает не потому, что ты стал кому-то полезным. В хороших сказках про добрые дела, кстати, есть баланс – герою, попавшему в беду, потом тоже помогают те, кому в свою время помог он. Эта распространенная в классических сказках история, когда добрый герой помог, например, какому-нибудь животному, и потом получает от него ценный подарок или животное появляется, чтобы помочь герою в беде. То есть нормальная идея «помоги, и тебе тоже помогут». А идея «Чтобы с тобой дружили, надо быть полезным» - не айс.
Я, например, искала сказку для упрямых деток, где центральной идеей было бы, что важно научиться договариваться. Но нашла только такие, где герой в итоге понимает, что «лучше слушаться родителей», чем быть упрямым. Эх. Если кто-нибудь такую знает, поделитесь, плиз.
6. В хорошо написанной сказке герою нужно столкнуться с проблемами из-за своего поведения. Осознать, к каким последствиям оно приводит, когда уместно и не уместно. И научиться действовать по-другому и получить позитивные результаты. При этом его окружение (родители, друзья) принимают его, любят и дружат с ним и ДО ТОГО, как он решил изменить свое поведение (ну и разумеется, после).
Вот простые правила, по которым можно проверить качество терапевтической сказки:
1. Сказка заканчивается позитивно. А не так что, «со слишком упрямым ребенком никто не стал дружить, его все прогнали, и стал он жить с ужасным противным осьминогом» (все приведенные примеры не выдуманные)
2. Сказка не должна вызывать у ребенка чувство вины. «От таких криков у мамы ушки болят». Ничего у мамы не болит от криков ребенка, ну ей-богу.
3. Сказка не должна врать. В сказке про девочку, которая все время плачет, начинает идти дождь. И солнышко говорит девочке: «Ты плакала, я тоже стало плакать, вот и дождь пошел». «Так это из-за меня?!» - говорит девочка и перестает плакать. «Не буду больше плакать» (тут уже дружно заплакали эксперты по эмоциональному интеллекту). Если ребенок все время плачет, у этого, разумеется, есть негативные последствия. Но дождь от этого не идет.
4. Сказка не должна нести явный запрет: «Не плачь», «Не кричи», «Упрямиться - плохо». Замечательно, когда сказка помогает ребенку разобраться, когда это поведение уместно, а когда – нет (если тебе надо позвать на помощь, громко кричать очень даже полезно).
5. Прочитав сказку, задайте себе вопрос: «Какой ключевой вывод можно сделать из этой сказки?». Например, очень многие сказки про дружбу построены по такому сюжету: главный герой начинает делать всем подряд что-то хорошее, всем помогать (всех спасать) и тогда-то с ним все и начинают дружить. Одна из таких сказок заканчивается фразой «Как же хорошо, когда ты можешь быть кому-нибудь полезным!». Аааа. Краткое пособие «Как вырастить спасателя». Это не про дружбу! Про помощь, про добрые дела – да, но дружба возникает не потому, что ты стал кому-то полезным. В хороших сказках про добрые дела, кстати, есть баланс – герою, попавшему в беду, потом тоже помогают те, кому в свою время помог он. Эта распространенная в классических сказках история, когда добрый герой помог, например, какому-нибудь животному, и потом получает от него ценный подарок или животное появляется, чтобы помочь герою в беде. То есть нормальная идея «помоги, и тебе тоже помогут». А идея «Чтобы с тобой дружили, надо быть полезным» - не айс.
Я, например, искала сказку для упрямых деток, где центральной идеей было бы, что важно научиться договариваться. Но нашла только такие, где герой в итоге понимает, что «лучше слушаться родителей», чем быть упрямым. Эх. Если кто-нибудь такую знает, поделитесь, плиз.
6. В хорошо написанной сказке герою нужно столкнуться с проблемами из-за своего поведения. Осознать, к каким последствиям оно приводит, когда уместно и не уместно. И научиться действовать по-другому и получить позитивные результаты. При этом его окружение (родители, друзья) принимают его, любят и дружат с ним и ДО ТОГО, как он решил изменить свое поведение (ну и разумеется, после).
I was looking here for therapeutic tales for our harmful Capricornus. Now this is a rather fashionable topic, there are a lot of various fairy tales "from the vagaries" and "from tears", and sometimes directly declared as therapeutic. Beautifully decorated, with wonderful drawings ... but in fact often made very clumsy. Some of them, in my opinion, are quite capable of harming the child, and not helping him improve his behavior. Having read everything, I decided to write what you should pay attention to if you choose a similar fairy tale for reading to a child.
Here are simple rules by which you can check the quality of a therapeutic fairy tale:
1. The tale ends positively. And not so, “no one became friends with a too stubborn child, everyone drove him away, and he began to live with a terrible nasty octopus” (all the examples cited are not made up)
2. A fairy tale should not cause a child's guilt. “Mom’s ears hurt from such screams.” Nothing hurts my mom from the cries of the child, well, by golly.
3. A fairy tale should not lie. In a fairy tale about a girl who cries all the time, it starts to rain. And the sun says to the girl: "You cried, I also began to cry, and now it started to rain." “So it's because of me ?!” - says the girl and stops crying. “I won’t cry anymore” (experts on emotional intelligence already cried together). If a child cries all the time, this, of course, has negative consequences. But it doesn’t rain.
4. A fairy tale should not bear an explicit prohibition: “Do not cry”, “Do not shout”, “To be stubborn is bad”. It is wonderful when a fairy tale helps a child figure out when this behavior is appropriate, and when not (if you need to call for help, screaming out loud is very useful).
5. After reading the tale, ask yourself the question: "What key conclusion can be drawn from this tale?". For example, a lot of fairy tales about friendship are built on such a plot: the main character begins to do something good for everyone, help everyone (save everyone), and then everyone starts to be friends with him. One of these tales ends with the phrase "How good it is when you can be useful to someone!" Ahhh. A short guide "How to grow a lifeguard." This is not about friendship! About help, about good deeds - yes, but friendship does not arise because you have become useful to someone. In good fairy tales about good deeds, by the way, there is a balance - the hero who is in trouble, then also helps those whom he helped in his time. This story is common in classical fairy tales, when a good hero helped, for example, any animal, and then receives a valuable gift from him or an animal appears to help the hero in trouble. That is, the normal idea is "help, and they will help you too." And the idea “To be friends with you, you have to be useful” is not an ice.
For example, I was looking for a fairy tale for stubborn children, where the central idea would be that it is important to learn to negotiate. But she found only those where the hero eventually understands that "it is better to obey the parents" than to be stubborn. Eh. If anyone knows this, share, pliz.
6. In a well-written fairy tale, the hero needs to face problems because of his behavior. To realize what consequences it leads to, when appropriate and not appropriate. And learn to act differently and get positive results. Moreover, his environment (parents, friends) accept him, love and make friends with him BEFORE he decided to change his behavior (and, of course, after).
Here are simple rules by which you can check the quality of a therapeutic fairy tale:
1. The tale ends positively. And not so, “no one became friends with a too stubborn child, everyone drove him away, and he began to live with a terrible nasty octopus” (all the examples cited are not made up)
2. A fairy tale should not cause a child's guilt. “Mom’s ears hurt from such screams.” Nothing hurts my mom from the cries of the child, well, by golly.
3. A fairy tale should not lie. In a fairy tale about a girl who cries all the time, it starts to rain. And the sun says to the girl: "You cried, I also began to cry, and now it started to rain." “So it's because of me ?!” - says the girl and stops crying. “I won’t cry anymore” (experts on emotional intelligence already cried together). If a child cries all the time, this, of course, has negative consequences. But it doesn’t rain.
4. A fairy tale should not bear an explicit prohibition: “Do not cry”, “Do not shout”, “To be stubborn is bad”. It is wonderful when a fairy tale helps a child figure out when this behavior is appropriate, and when not (if you need to call for help, screaming out loud is very useful).
5. After reading the tale, ask yourself the question: "What key conclusion can be drawn from this tale?". For example, a lot of fairy tales about friendship are built on such a plot: the main character begins to do something good for everyone, help everyone (save everyone), and then everyone starts to be friends with him. One of these tales ends with the phrase "How good it is when you can be useful to someone!" Ahhh. A short guide "How to grow a lifeguard." This is not about friendship! About help, about good deeds - yes, but friendship does not arise because you have become useful to someone. In good fairy tales about good deeds, by the way, there is a balance - the hero who is in trouble, then also helps those whom he helped in his time. This story is common in classical fairy tales, when a good hero helped, for example, any animal, and then receives a valuable gift from him or an animal appears to help the hero in trouble. That is, the normal idea is "help, and they will help you too." And the idea “To be friends with you, you have to be useful” is not an ice.
For example, I was looking for a fairy tale for stubborn children, where the central idea would be that it is important to learn to negotiate. But she found only those where the hero eventually understands that "it is better to obey the parents" than to be stubborn. Eh. If anyone knows this, share, pliz.
6. In a well-written fairy tale, the hero needs to face problems because of his behavior. To realize what consequences it leads to, when appropriate and not appropriate. And learn to act differently and get positive results. Moreover, his environment (parents, friends) accept him, love and make friends with him BEFORE he decided to change his behavior (and, of course, after).
У записи 20 лайков,
0 репостов,
1018 просмотров.
0 репостов,
1018 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Алена Алешина