Вот эту чудесную статью написала наша Ларочка!
УГОЛОК ЖИВОГО ЗРИТЕЛЯ
КОМУ НУЖЕН СТАРЫЙ МОЦАРТ,
или размышления после спектакля Аркадия Каца «Мудрец»
Я посмотрела хороший спектакль. После которого летать хочется, в голове появляются разные мысли, и даже казаться начинает, что не все так в жизни нашей плохо.
Вот два театра - они находятся в двухсот метрах друг от друга. В одном ставится спектакль , где полуголые артисты по необьяснимым причинам едят фекалии прямо на сцене. Об этом спектакле говорит вся театральная Москва. В другом идет подлинный шедевр настоящего русского психологического театра, и – тишина. Прочитала на сайте лишь одну с половиной рецензию – вот и весь шум.
Аркадий Кац, надо сказать, шум никогда не любил. Ни в молодости, когда возглавляемый им театр Русской драмы в Риге гремел, ни потом - когда много ездил по стране и миру на постановки и отвергал одно за другим предложения возглавить какой-нибудь театр. Сейчас, я полагаю, тоже не любит: ни повышенное к себе внимание, ни скандалы вокруг профессиональной деятельности, ни так называемый пиар. Именно то, что так привлекает сегодня других – и не только режиссеров – всех, кто во что бы то ни стало хочет быть модным, знаменитым, богатыми. По тому, как действуют в этом смысле некоторые творцы можно целое руководство написать под названием « скандал как двигатель искусства». Только искусство это, подчас, искусством трудно назвать , и не всегда оно хорошо пахнет.
Аркадий Фридрихович посвятил себя театру. Ну, вот рождаются такие безумные люди, которым просто до такой степени нравится создавать спектакли, что ничего другого им не надо. К некоторым из них даже неожиданно приходит слава, но они специально для этого ничего не делают. Аркадий Кац невероятно достойный и умный человек, профессионал самого высокого класса. Наверное, именно поэтому до сих пор в театральном сообществе людей солидного возраста он - гуру и мастер. Те, кому сегодня под семьдесят, по сей день аплодируют его открытиям и находкам. Правда, вспоминают они его постановки былых времен. Сегодня Аркадий Кац скромно трудится в театре «У Никитских ворот» и , надо сказать, мало кто знает, какие прекрасные спектакли выходят из-под его руки.
Я посмотрела последнюю премьеру . «Мудрец» по пьесе Островского « На всякого мудреца довольно простоты». Кац не первый раз обращается к творчеству драматурга позапрошлого века, и как всегда делает это очень деликатно по отношению к его текстам ( как впрочем он деликатен и к другим авторам). Текст Островского звучит без изменений, костюмы отсылают зрителей к прошедшей эпохе, но при этом спектакль смотрится как очень современный и даже злободневный. Кто не помнит, речь в пьесе идет о молодом человеке из нижнего сословия, который всеми правдами и неправдами прорывается в высшее общество. Героя зовут Егор Глумов ( его превосходно играет Александр Чернявский) , и он не гнушается никаких средств – ни лести, ни подлости, ни вранья, ни даже подкупа, чтобы добиться своей цели. И в тот момент, когда ему кажется, что уже держит удачу за хвост , ситуация резко меняется.
Действие длинною в два с половиной часа смотрится на одном дыхании. Почему ? Просто потому, что абсолютно все в нем – на своих местах. Пьесы разобрана, актеры понимают , что и зачем они делают, каждый жест, каждое движение и даже мимика продуманы. Все перестановки на сцене - стульев или столов, например - происходят четко и чисто. Они даже поставлены режиссером как небольшие этюды. Да, и вообще все , что делается, имеет значение, мотив – художественный или смысловой. Спектакль идет - как будто кто-то на рояле играет! Так и хочется воскликнуть – Аркадий , да ты Моцарт! Его спектакль такой же цельный как музыкальное произведение, которое может испортить даже одна фальшивая нота. Фальши нет. И пошлости нет. А ведь это комедия! Наитруднейший жанр. Да еще комедия, поставленная довольно традиционно, с элементами гротеска и водевиля даже. Спектакль «Мудрец» - это такая невероятная конструкция, в которой все работает идеально. Да, именно так. И главное – не надо гадать , что хотел сказать режиссер. Намерения ясны, и думать остается только о смысле происходящего.
Кстати, по поводу мыслей. Неожиданно спектакль привел к размышлениям о старости. Во-первых потому, что почти все, кого хочет обдурить Глумов - старики ( ну, просто не могу не отметить высочайшую работу народного артиста России в роли Мамаева Валерия Шеймана и заслуженного артиста России Юрия Голубцова, сыгравшего Городулина). Они , да и другие тоже – представители уходящего поколения. И все они, извините, выглядят идиотами. Я понимаю, что, это вероятно законы жанра, что так, возможно, вышло у Островского ненарочно. Но тем не менее. У нас в России такое вот отношение к старости. А ,может быть, и во всем мире , кто знает, что там на самом деле скрывается за улыбающимися лицами европейских стариков и старушек. Поэтому я считаю, что старость – это дело индивидуальное и к государству имеющее мало отношения. Каждый человек должен научиться стареть сам. Много у него денег или мало – неважно. Свою старость нужно контролировать и заниматься ей очень внимательно. И занимать себя . Делом. Или делами. Чем-нибудь важным или интересным. Потому что иначе можно превратиться черте знает во что. Тут, конечно, нельзя сбросить со счетов болезни - деменцию или неподвижность. Хотя , если не считать чего-то совсем ужасного, держать в порядке свою голову и тело - тоже задача глубоко индивидуальная, и никто за тебе ее не решит. Людям творческим , а тем более известным, стареть еще труднее потому, что на них вообще все смотрят. Раз уж мы тут рассуждаем про искусство, то скажу, что неимоверно тяжело стареть руководителям больших театров, а также большим артистам, которые до последнего держаться за сцену. Это вообще отдельный вопрос, на который у меня нет ответа.
Аркадий Кац поставили своего «Мудреца», от которого ноги сами просятся в пляс на восемьдесят девятом году жизни. Восемьдесят девятом! Поставил спектакль , от которого можно электричество вырабатывать, такая в нем энергия. Я близко не знакома с Аркадием Фридриховичем и не знаю, какой букет физических проблем есть у него, но чего точно у него нет – душевной усталости и скучной назидательности. То есть , может быть и есть , но это совершенно незаметно! И в обычной его жизни, кстати тоже. Именно потому, я уверена, что Аркадий Кац контролирует свою старость. Он не дает ей ни одного шанса превратить себя в памятник или безумца, в желчного старца или капризного тирана. Старость, говорят , проявляет и усиливает душевные качества, заложенные в нас еще при рождении. Видимо, Аркадий Кац был очень хорошим молодым человек – тонким, умеющим любить и сострадать, внимательным , веселым и с явным чувством юмора. Он такой и теперь , говорят друзья. Так и я об этом! Все эти его качества видны в спектакле невооруженным, так сказать, глазом. Как и талант, который ,конечно, от нас не зависит. Но , если усиливается все остальное , то и таланта с годами становится все больше . Правда же?
Между тем, я вижу, как пренебрежительно относятся сегодня в театрах к пожилым драматургам, артистам или режиссерам только потому, что им много лет. Драматургов считают устаревшими, режиссеров – не успевающими за жизнью. В цене только то , что молодо и модно. И тогда стареющий режиссер хватает - как спасательный круг - пьесу молодого автора. И даже, если она ему кажется бездарной – какой и является на самом деле - он гонит от себя эти мысли, чтобы не сочли, что он не в тренде . А ведь, единственная новость , которая всегда нова – это талант. Правильно сказал Пастернак.
ЛАРИСА УСОВА
УГОЛОК ЖИВОГО ЗРИТЕЛЯ
КОМУ НУЖЕН СТАРЫЙ МОЦАРТ,
или размышления после спектакля Аркадия Каца «Мудрец»
Я посмотрела хороший спектакль. После которого летать хочется, в голове появляются разные мысли, и даже казаться начинает, что не все так в жизни нашей плохо.
Вот два театра - они находятся в двухсот метрах друг от друга. В одном ставится спектакль , где полуголые артисты по необьяснимым причинам едят фекалии прямо на сцене. Об этом спектакле говорит вся театральная Москва. В другом идет подлинный шедевр настоящего русского психологического театра, и – тишина. Прочитала на сайте лишь одну с половиной рецензию – вот и весь шум.
Аркадий Кац, надо сказать, шум никогда не любил. Ни в молодости, когда возглавляемый им театр Русской драмы в Риге гремел, ни потом - когда много ездил по стране и миру на постановки и отвергал одно за другим предложения возглавить какой-нибудь театр. Сейчас, я полагаю, тоже не любит: ни повышенное к себе внимание, ни скандалы вокруг профессиональной деятельности, ни так называемый пиар. Именно то, что так привлекает сегодня других – и не только режиссеров – всех, кто во что бы то ни стало хочет быть модным, знаменитым, богатыми. По тому, как действуют в этом смысле некоторые творцы можно целое руководство написать под названием « скандал как двигатель искусства». Только искусство это, подчас, искусством трудно назвать , и не всегда оно хорошо пахнет.
Аркадий Фридрихович посвятил себя театру. Ну, вот рождаются такие безумные люди, которым просто до такой степени нравится создавать спектакли, что ничего другого им не надо. К некоторым из них даже неожиданно приходит слава, но они специально для этого ничего не делают. Аркадий Кац невероятно достойный и умный человек, профессионал самого высокого класса. Наверное, именно поэтому до сих пор в театральном сообществе людей солидного возраста он - гуру и мастер. Те, кому сегодня под семьдесят, по сей день аплодируют его открытиям и находкам. Правда, вспоминают они его постановки былых времен. Сегодня Аркадий Кац скромно трудится в театре «У Никитских ворот» и , надо сказать, мало кто знает, какие прекрасные спектакли выходят из-под его руки.
Я посмотрела последнюю премьеру . «Мудрец» по пьесе Островского « На всякого мудреца довольно простоты». Кац не первый раз обращается к творчеству драматурга позапрошлого века, и как всегда делает это очень деликатно по отношению к его текстам ( как впрочем он деликатен и к другим авторам). Текст Островского звучит без изменений, костюмы отсылают зрителей к прошедшей эпохе, но при этом спектакль смотрится как очень современный и даже злободневный. Кто не помнит, речь в пьесе идет о молодом человеке из нижнего сословия, который всеми правдами и неправдами прорывается в высшее общество. Героя зовут Егор Глумов ( его превосходно играет Александр Чернявский) , и он не гнушается никаких средств – ни лести, ни подлости, ни вранья, ни даже подкупа, чтобы добиться своей цели. И в тот момент, когда ему кажется, что уже держит удачу за хвост , ситуация резко меняется.
Действие длинною в два с половиной часа смотрится на одном дыхании. Почему ? Просто потому, что абсолютно все в нем – на своих местах. Пьесы разобрана, актеры понимают , что и зачем они делают, каждый жест, каждое движение и даже мимика продуманы. Все перестановки на сцене - стульев или столов, например - происходят четко и чисто. Они даже поставлены режиссером как небольшие этюды. Да, и вообще все , что делается, имеет значение, мотив – художественный или смысловой. Спектакль идет - как будто кто-то на рояле играет! Так и хочется воскликнуть – Аркадий , да ты Моцарт! Его спектакль такой же цельный как музыкальное произведение, которое может испортить даже одна фальшивая нота. Фальши нет. И пошлости нет. А ведь это комедия! Наитруднейший жанр. Да еще комедия, поставленная довольно традиционно, с элементами гротеска и водевиля даже. Спектакль «Мудрец» - это такая невероятная конструкция, в которой все работает идеально. Да, именно так. И главное – не надо гадать , что хотел сказать режиссер. Намерения ясны, и думать остается только о смысле происходящего.
Кстати, по поводу мыслей. Неожиданно спектакль привел к размышлениям о старости. Во-первых потому, что почти все, кого хочет обдурить Глумов - старики ( ну, просто не могу не отметить высочайшую работу народного артиста России в роли Мамаева Валерия Шеймана и заслуженного артиста России Юрия Голубцова, сыгравшего Городулина). Они , да и другие тоже – представители уходящего поколения. И все они, извините, выглядят идиотами. Я понимаю, что, это вероятно законы жанра, что так, возможно, вышло у Островского ненарочно. Но тем не менее. У нас в России такое вот отношение к старости. А ,может быть, и во всем мире , кто знает, что там на самом деле скрывается за улыбающимися лицами европейских стариков и старушек. Поэтому я считаю, что старость – это дело индивидуальное и к государству имеющее мало отношения. Каждый человек должен научиться стареть сам. Много у него денег или мало – неважно. Свою старость нужно контролировать и заниматься ей очень внимательно. И занимать себя . Делом. Или делами. Чем-нибудь важным или интересным. Потому что иначе можно превратиться черте знает во что. Тут, конечно, нельзя сбросить со счетов болезни - деменцию или неподвижность. Хотя , если не считать чего-то совсем ужасного, держать в порядке свою голову и тело - тоже задача глубоко индивидуальная, и никто за тебе ее не решит. Людям творческим , а тем более известным, стареть еще труднее потому, что на них вообще все смотрят. Раз уж мы тут рассуждаем про искусство, то скажу, что неимоверно тяжело стареть руководителям больших театров, а также большим артистам, которые до последнего держаться за сцену. Это вообще отдельный вопрос, на который у меня нет ответа.
Аркадий Кац поставили своего «Мудреца», от которого ноги сами просятся в пляс на восемьдесят девятом году жизни. Восемьдесят девятом! Поставил спектакль , от которого можно электричество вырабатывать, такая в нем энергия. Я близко не знакома с Аркадием Фридриховичем и не знаю, какой букет физических проблем есть у него, но чего точно у него нет – душевной усталости и скучной назидательности. То есть , может быть и есть , но это совершенно незаметно! И в обычной его жизни, кстати тоже. Именно потому, я уверена, что Аркадий Кац контролирует свою старость. Он не дает ей ни одного шанса превратить себя в памятник или безумца, в желчного старца или капризного тирана. Старость, говорят , проявляет и усиливает душевные качества, заложенные в нас еще при рождении. Видимо, Аркадий Кац был очень хорошим молодым человек – тонким, умеющим любить и сострадать, внимательным , веселым и с явным чувством юмора. Он такой и теперь , говорят друзья. Так и я об этом! Все эти его качества видны в спектакле невооруженным, так сказать, глазом. Как и талант, который ,конечно, от нас не зависит. Но , если усиливается все остальное , то и таланта с годами становится все больше . Правда же?
Между тем, я вижу, как пренебрежительно относятся сегодня в театрах к пожилым драматургам, артистам или режиссерам только потому, что им много лет. Драматургов считают устаревшими, режиссеров – не успевающими за жизнью. В цене только то , что молодо и модно. И тогда стареющий режиссер хватает - как спасательный круг - пьесу молодого автора. И даже, если она ему кажется бездарной – какой и является на самом деле - он гонит от себя эти мысли, чтобы не сочли, что он не в тренде . А ведь, единственная новость , которая всегда нова – это талант. Правильно сказал Пастернак.
ЛАРИСА УСОВА
This wonderful article was written by our Larochka!
LIVING VIEWER CORNER
WHO NEEDS THE OLD MOZART,
or thoughts after the performance of Arkady Katz “The Sage”
I watched a good performance. After which I want to fly, different thoughts appear in my head, and even it begins to seem that not everything is so bad in our life.
Here are two theaters - they are two hundred meters apart. In one, a play is staged where half-naked artists, for unexplained reasons, eat feces right on stage. The whole theater in Moscow speaks of this performance. In another, there is a true masterpiece of a real Russian psychological theater, and - silence. I read only one and a half reviews on the site - that’s all the noise.
Arkady Katz, I must say, the noise never loved. Not in his youth, when the Russian Drama Theater in Riga rattled, nor later - when he traveled around the country and the world to performances and rejected, one after the other, proposals to lead a theater. Now, I believe, she also does not like: neither increased attention to herself, nor scandals around professional activity, nor the so-called public relations. Exactly what attracts others today - and not only directors - everyone who at all costs wants to be fashionable, famous, rich. According to how some creators act in this sense, you can write a whole guide under the name “scandal as an engine of art”. Only art is sometimes difficult to call art, and it does not always smell good.
Arkady Fridrikhovich devoted himself to the theater. Well, these crazy people are born who just like to such a degree to create performances that they do not need anything else. Some of them even suddenly come to fame, but they specifically do nothing for this. Arkady Katz is an incredibly worthy and intelligent person, a professional of the highest class. Perhaps that is why he is still a guru and master in the theater community of people of respectable age. Those who are now under seventy, to this day applaud his discoveries and finds. True, they recall his productions of the past. Today, Arkady Katz is working modestly in the theater “At the Nikitsky Gate” and, I must say, few people know what wonderful performances get out of his hands.
I watched the last premiere. “Sage” based on Ostrovsky’s play “For every sage is quite simple.” This is not the first time Katz has turned to the work of the playwright of the century before last, and as always he does it very delicately in relation to his texts (as well as he is delicate to other authors as well). The text of Ostrovsky sounds unchanged, the costumes send the audience to the past era, but at the same time the performance looks like a very modern and even topical one. Whoever does not remember, the play is talking about a young man from the lower class who, by hook or by crook, breaks into high society. The hero’s name is Yegor Glumov (he is excellently played by Alexander Chernyavsky), and he does not disdain any means - neither flattery, nor meanness, nor lies, nor even bribery to achieve his goal. And at that moment when it seems to him that he is already holding luck by the tail, the situation changes dramatically.
The action takes two and a half hours in one breath. Why? Just because absolutely everything in it is in its place. The plays are disassembled, the actors understand what and why they are doing, every gesture, every movement and even facial expressions are thought out. All rearrangements on the stage - chairs or tables, for example - occur clearly and cleanly. They are even staged by the director as small sketches. Yes, and in general everything that is done matters, the motive is artistic or semantic. The performance is on - as if someone is playing the piano! One wants to exclaim - Arkady, but you are Mozart! His performance is as solid as a piece of music that even one false note can ruin. There is no falsehood. And there is no vulgarity. But this is a comedy! The hardest genre. Moreover, a comedy staged quite traditionally, with elements of the grotesque and vaudeville even. The performance "Sage" is such an incredible design in which everything works perfectly. Yes exactly. And most importantly - do not guess what the director wanted to say. Intentions are clear, and thinking only about the meaning of what is happening.
By the way, about thoughts. Suddenly, the performance led to thoughts about old age. Firstly, because almost everyone whom Glumov wants to fool is old people (well, I just can’t fail to note the highest work of the People’s Artist of Russia in the role of Mamaev Valery Sheiman and Honored Artist of Russia Yuri Golubtsov, who played Gorodulin). They, and others too, are representatives of the outgoing generation. And all of them, excuse me, look like idiots. I understand that, these are probably the laws of the genre, which may have happened with Ostrovsky unintentionally. But nonetheless. We in Russia have such an attitude towards old age. And, perhaps, all over the world, who knows what is actually hiding behind the smiling faces of European old and old women. Therefore, I believe that old age is an individual matter and has little relation to the state. Ka
LIVING VIEWER CORNER
WHO NEEDS THE OLD MOZART,
or thoughts after the performance of Arkady Katz “The Sage”
I watched a good performance. After which I want to fly, different thoughts appear in my head, and even it begins to seem that not everything is so bad in our life.
Here are two theaters - they are two hundred meters apart. In one, a play is staged where half-naked artists, for unexplained reasons, eat feces right on stage. The whole theater in Moscow speaks of this performance. In another, there is a true masterpiece of a real Russian psychological theater, and - silence. I read only one and a half reviews on the site - that’s all the noise.
Arkady Katz, I must say, the noise never loved. Not in his youth, when the Russian Drama Theater in Riga rattled, nor later - when he traveled around the country and the world to performances and rejected, one after the other, proposals to lead a theater. Now, I believe, she also does not like: neither increased attention to herself, nor scandals around professional activity, nor the so-called public relations. Exactly what attracts others today - and not only directors - everyone who at all costs wants to be fashionable, famous, rich. According to how some creators act in this sense, you can write a whole guide under the name “scandal as an engine of art”. Only art is sometimes difficult to call art, and it does not always smell good.
Arkady Fridrikhovich devoted himself to the theater. Well, these crazy people are born who just like to such a degree to create performances that they do not need anything else. Some of them even suddenly come to fame, but they specifically do nothing for this. Arkady Katz is an incredibly worthy and intelligent person, a professional of the highest class. Perhaps that is why he is still a guru and master in the theater community of people of respectable age. Those who are now under seventy, to this day applaud his discoveries and finds. True, they recall his productions of the past. Today, Arkady Katz is working modestly in the theater “At the Nikitsky Gate” and, I must say, few people know what wonderful performances get out of his hands.
I watched the last premiere. “Sage” based on Ostrovsky’s play “For every sage is quite simple.” This is not the first time Katz has turned to the work of the playwright of the century before last, and as always he does it very delicately in relation to his texts (as well as he is delicate to other authors as well). The text of Ostrovsky sounds unchanged, the costumes send the audience to the past era, but at the same time the performance looks like a very modern and even topical one. Whoever does not remember, the play is talking about a young man from the lower class who, by hook or by crook, breaks into high society. The hero’s name is Yegor Glumov (he is excellently played by Alexander Chernyavsky), and he does not disdain any means - neither flattery, nor meanness, nor lies, nor even bribery to achieve his goal. And at that moment when it seems to him that he is already holding luck by the tail, the situation changes dramatically.
The action takes two and a half hours in one breath. Why? Just because absolutely everything in it is in its place. The plays are disassembled, the actors understand what and why they are doing, every gesture, every movement and even facial expressions are thought out. All rearrangements on the stage - chairs or tables, for example - occur clearly and cleanly. They are even staged by the director as small sketches. Yes, and in general everything that is done matters, the motive is artistic or semantic. The performance is on - as if someone is playing the piano! One wants to exclaim - Arkady, but you are Mozart! His performance is as solid as a piece of music that even one false note can ruin. There is no falsehood. And there is no vulgarity. But this is a comedy! The hardest genre. Moreover, a comedy staged quite traditionally, with elements of the grotesque and vaudeville even. The performance "Sage" is such an incredible design in which everything works perfectly. Yes exactly. And most importantly - do not guess what the director wanted to say. Intentions are clear, and thinking only about the meaning of what is happening.
By the way, about thoughts. Suddenly, the performance led to thoughts about old age. Firstly, because almost everyone whom Glumov wants to fool is old people (well, I just can’t fail to note the highest work of the People’s Artist of Russia in the role of Mamaev Valery Sheiman and Honored Artist of Russia Yuri Golubtsov, who played Gorodulin). They, and others too, are representatives of the outgoing generation. And all of them, excuse me, look like idiots. I understand that, these are probably the laws of the genre, which may have happened with Ostrovsky unintentionally. But nonetheless. We in Russia have such an attitude towards old age. And, perhaps, all over the world, who knows what is actually hiding behind the smiling faces of European old and old women. Therefore, I believe that old age is an individual matter and has little relation to the state. Ka
У записи 2 лайков,
0 репостов,
121 просмотров.
0 репостов,
121 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Марина Стародубова