❤Генрик Сенкевич❤ (псевдоним Литвос) – писатель публицист. Родился 5 мая 1846 г. в селе Воля Окжейска (Подляшье), скончался 15 ноября 1916 в Веве в Швейцарии.
Сын обедневшего помещика. Закончил гимназию в Варшаве, затем учился в Главной школе (1866-1869). После закрытия школы он продолжил учебу в русскоязычном Варшавском университете, которого не закончил. Начал работу корреспондента. Дружил с артистической богемой, в том числе был в кругу знакомых Хелены Моджеевской. Женился на Марии Шеткевич. Брак длился 5 лет, жена скончалась от туберкулеза. В 1876-78 гг. работал корреспондентом «Газеты польской» («Gazety Polskiej») в Северной Америке. Там также вместе с Хеленой Моджеевской и ее знакомыми участвовал в создании сельской коммуны. Выезд в Америку был первым из многочисленных поездок, в которых участвовал несмотря на слабое здоровье здоровья. Он посетил всю Европу, был в Константинополе, а в 1890 г. поехал в охотничью экспедицию в Занзибар. С 70-х он отдался публицистике и литературе. Занимался общественными делами, в том числе возведением памятника Мицкевичу. Был председателем Сберегательной кассы для литераторов и журналистов (1899-1900), соучредителем существующей по сегодняшний день Кассы им. Мяновского для научных сотрудников. В 1889 г. он учредил стипендию имени Марии Сенкевич для литераторов проживающих в трудных материальных условиях. Основал костел в Закопане и санаторий для детей больных туберкулезом. Он высказывался по важным политическим вопросам, в том числе многократно выступал против прусской политики германизации и требовал автономии Королевства Польского. Последней его важной инициативой была организация Комитета помощи жертвам войны в Польше, который был учрежден в Веве (Швейцария) после начала первой мировой войны (совместными организаторами были Анджей Осухровский и Игнаций Ян Падеревский). Комитет собирал большое количество продовольственных продуктов, лекарств, одежды и денег. 15 октября 1916 г. Сенкевич умер в Веве, а в 1924 г. прах писателя был захоронен в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя (Варшава).
Литературную карьеру Сенкевич начал во время эпохи позитивизма и у него была типичная литературная биография для этого течения: социальное происхождение (обедневшая шляхта), образование (Главная школа), работа журналистом в варшавской прессе («Газета польска», «Нива»), вовлечение в публичные дела, благотворительная деятельность. Карьеру он начинал как талантливый и проницательный фельетонист в том числе циклами «Настоящий момент» («Chwila obecna») в «Газете польской» и «Текущие Новости» («Wiadomości bieżące»). Большую популярность принесли ему опубликованные в Газете «Письма из путешествия» («Listy z podróży»), в которых он описывал свои впечатления и опыт от пребывания в Америке. Остроумно, в деталях он описывал обычаи тогдашней Америки и жизнь польской диаспоры, писал репортажи о турпоходах, охотничьих экспедициях, выступлениях актрисы Хелены Моджеевской, интересовался судьбой индейцев. Письма были переведены на 9 языков и получили признание в Америке.
Одновременно у Сенкевича появился сильный интерес к литературоведению. Он был автором большого исследования о поэте эпохи барокко Mиколае Семпе Шажинском, o течении натурализма в литературе, об историческом романе. Он писал рецензии на книги «Коротко о польской литературе» Петра Хмелевского и «Исторические очерки» Людвика Кубала. Был сторонником реалистической литературы, представляющей общественную жизнь, имеющую гуманитарный посыл и служащей народу. Не одобрял в свою очередь натурализм, утверждал, что он показывает искаженную картину действительности, ограничивая ее только одним аспектом.
Литературное творчество он начал создавая короткие романы, которых было свыше сорока. Он использовал разные формы: юмореску, сказ, бытовой рассказ, дневник... Его первое произведение «Юморески из портфеля Воршиллы» («Humoreski z teki Worszyłły») содержит четкий посыл идеологии позитивизма. Оно состоит из двух рассказов: «Нет пророка в своем отечестве» («Nikt nie jest prorokiem między swymi») и «Две дороги» («Dwie drogi»). В первом рассказе молодой пионер позитивизма, образцовый хозяин терпит поражение, окруженный враждебностью и непониманием. Во втором легкомысленный помещик Злотопольский продает свою землю немецким колонистам, в то время когда его сверстник Ивашкевич, продвинутый инженер, развивает промышленность и создает рабочие места для польских рабочих. Несмотря на серьезность проблематики оба рассказа имеют сатирическую форму. Юмореской является также короткий роман «Та третья» («Ta trzecia»), который содержит наблюдения за жизнью артистической богемы и лицемерного мещанства. Героями многих его произведений являются дети («Янко-музыкант» «Janko muzykant »– талантливый деревенский мальчик избитый насмерть за попытку сыграть на скрипке; «Из дневника познанского учителя» «Z pamiętnika poznańskiego nauczyciela» – мучения маленького Михала, которого засатавляют учится в прусской школе). Отдельная тема – это судьба простых беспомощных крестьян, которые вынуждены служить в армии захватчиков: «Эскизы углем» («Szkice węglem»), «Бартек–победитель» («Bartek zwycięzca»). Много коротких романов было написанных благодаря американскому опыту, например тема жизни эмигрантов в чужой для них действительности («За хлебом» («Za chlebem»), отчаянно скучающих по родине («Фонарщик на маяке» «Latarnik»). Несколько романов было вдохновлено судьбой индейцев, например поражающий «Сахем» («Sachem») – рассказ о сыне вождя побежденного племени (кстати, немецкими колонизаторами), которого заставляют играть унизительную роль чудика в цирке.
Трилогия
Способ повествования, богатство языка и великолепные развязки обеспечили Сенкевичу место в истории польской литературы и благодаря многочисленным переводам принесли ему международную популярность. Но тем, что привело его к вершинам славы, были исторические романы. В 1883-86 гг. он в сериях опубликовал в газете «Слово» «Огнем и мечем», «Потоп» и «Пана Володыевского» («Ogniem i mieczem», «Potop» и «Pan Wołodyjowski»).
Сам писатель высоко ценил исторический роман за дидактические и идейные ценности, за вызывание духа патриотизма и уважение традиции. Он исследовал описываемое время, а историю романа находил в летописях и мемуарах эпохи, которую чувствовал сильнее других. Выбранной эпохой были годы 1648-73 годы, когда Речь Посполитая многократно испытывала внешнюю угрозу и оставалась непобежденной.
Речь Посполитая Сенкевича была полна недостатков: эгоизма, защиты собственного интереса и измены. Но в момент опасности рыцарство и шляхта были способны на многие жертвы ради того, чтобы спасти родину. В «Огнем и мечем» они побеждают мятежных казаков под командованием Хмельницкого, в «Потопе» – борются с наездом шведов, а в «Пане Володыевском» с ордами татар.
Сенкевич объединяет исторический роман с приключенческим. Сюжет разыгрывается на огромной территории – от Силезии до границы с Украиной, в основном на поле битвы, а также на королевском дворе, в дворянских усадьбах и сеймиках. Он чрезвычайно динамичен: приключение за приключением, бои, погони, побеги, похищения. И как минимум по одной битве в осажденной крепости: в Збараже («Огнем и мечем»), Ченстохове («Потоп»), Каменце-Подольском («Пан Володыевский»). Описания битв, казней и столкновений не избавлены жестокости, и даже садизма.
Страницы романа писатель заполнил множеством персонажей – как исторических: (Иеремия Вишневецкий, Стефан Чарнецкий, Павел Сапега, короли Ян Казимир и Ян Собеский, Карл Густав и Хмельницкий) так и вымышленных, среди которых преобладают герои романа: Скшетуский, Кмичиц и Володыевский. Как полагается в историческом романе, персонажи обычно черные или белые, а их нравственность четко определена: Кмичиц хотя совершает ошибки молодости, их искупает подвигами, а пан Заглоба хоть врун, пьяница и трус, в критические моменты решает проблемы благодаря своим хитростям.
В исторические события всегда вписывается роман: Скжетуского с Хеленой Кунцевич, Кмичица с Оленькой Биллевич и Володыевского с Басей Езерковской. Каждую из этих девушек любит также отрицательный персонаж и изменник родины: Бохун, Богуслав Радзивилл и Азия Тухайбей), похищает и держит в плену, но конечно все заканчивается победой положительного героя и свадьбой. В жизни побеждает храбрость и патриотизм, а в личной – любовь и семья.
В «Трилогии» Сенкевич показал огромный эпический талант: умение строить сюжет, многочисленные персонажи и эпизоды, точно описанные бытовые детали и умелую архаизацию языка. Сам писатель не был слишком скромным, он ценил свой собственный талант, но огромная популярность романов превзошла даже его ожидания. Он начал как автор исторически-приключенческих книг с патриотическим посылом, которые писал как для идеи, так и для денег, а закончил как народный предсказатель, роль которого принял серьезно и с достоинством. Его популярность была подтверждена и за рубежом, благодаря переводам на более чем двадцать языков. Все три части «Трилогии» были экранизированы, а «Огнем и мечем» в театральной версии было поставлено в театре Сары Бернар в 1904 г.
Крестоносцы
Совмещение приключений рыцарей и романа, мы также найдем в произведении «Крестоносцы» («Krzyżacy»), опубликованным в «Тыгоднику иллюстрованым» («Tygodniku Ilustrowany» 1897-1900). Сюжет разыгрывается на королевском дворе и в усадьбах дворян, в монастырях в пути, в пуще и замке крестоносцев в г. Щитно. Среди исторических персонажей в книге появляются в том числе: король Ягайло и королева Ядвига. Главным героем является молодой и вспыльчивый рыцарь Збышко из Богданьца. Исторический фон – это нарастающий конфликт с тевтонским орденом, алчным и готовым оправдать любое преступление во имя Христа. Нить романса – это любовь Збышка и Дануси, дочери рыцаря Юранда из Спыхова, служанки на дворе княгини Анны Мазовецкой. После спора с Юрандом крестоносцы похищают Данусю, а самого рыцаря сильно калечат. Дануся теряет здоровье и сходит с ума, умирает уже на свободе, в объятиях Збышко, который после периода отчаяния находит счасть
Сын обедневшего помещика. Закончил гимназию в Варшаве, затем учился в Главной школе (1866-1869). После закрытия школы он продолжил учебу в русскоязычном Варшавском университете, которого не закончил. Начал работу корреспондента. Дружил с артистической богемой, в том числе был в кругу знакомых Хелены Моджеевской. Женился на Марии Шеткевич. Брак длился 5 лет, жена скончалась от туберкулеза. В 1876-78 гг. работал корреспондентом «Газеты польской» («Gazety Polskiej») в Северной Америке. Там также вместе с Хеленой Моджеевской и ее знакомыми участвовал в создании сельской коммуны. Выезд в Америку был первым из многочисленных поездок, в которых участвовал несмотря на слабое здоровье здоровья. Он посетил всю Европу, был в Константинополе, а в 1890 г. поехал в охотничью экспедицию в Занзибар. С 70-х он отдался публицистике и литературе. Занимался общественными делами, в том числе возведением памятника Мицкевичу. Был председателем Сберегательной кассы для литераторов и журналистов (1899-1900), соучредителем существующей по сегодняшний день Кассы им. Мяновского для научных сотрудников. В 1889 г. он учредил стипендию имени Марии Сенкевич для литераторов проживающих в трудных материальных условиях. Основал костел в Закопане и санаторий для детей больных туберкулезом. Он высказывался по важным политическим вопросам, в том числе многократно выступал против прусской политики германизации и требовал автономии Королевства Польского. Последней его важной инициативой была организация Комитета помощи жертвам войны в Польше, который был учрежден в Веве (Швейцария) после начала первой мировой войны (совместными организаторами были Анджей Осухровский и Игнаций Ян Падеревский). Комитет собирал большое количество продовольственных продуктов, лекарств, одежды и денег. 15 октября 1916 г. Сенкевич умер в Веве, а в 1924 г. прах писателя был захоронен в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя (Варшава).
Литературную карьеру Сенкевич начал во время эпохи позитивизма и у него была типичная литературная биография для этого течения: социальное происхождение (обедневшая шляхта), образование (Главная школа), работа журналистом в варшавской прессе («Газета польска», «Нива»), вовлечение в публичные дела, благотворительная деятельность. Карьеру он начинал как талантливый и проницательный фельетонист в том числе циклами «Настоящий момент» («Chwila obecna») в «Газете польской» и «Текущие Новости» («Wiadomości bieżące»). Большую популярность принесли ему опубликованные в Газете «Письма из путешествия» («Listy z podróży»), в которых он описывал свои впечатления и опыт от пребывания в Америке. Остроумно, в деталях он описывал обычаи тогдашней Америки и жизнь польской диаспоры, писал репортажи о турпоходах, охотничьих экспедициях, выступлениях актрисы Хелены Моджеевской, интересовался судьбой индейцев. Письма были переведены на 9 языков и получили признание в Америке.
Одновременно у Сенкевича появился сильный интерес к литературоведению. Он был автором большого исследования о поэте эпохи барокко Mиколае Семпе Шажинском, o течении натурализма в литературе, об историческом романе. Он писал рецензии на книги «Коротко о польской литературе» Петра Хмелевского и «Исторические очерки» Людвика Кубала. Был сторонником реалистической литературы, представляющей общественную жизнь, имеющую гуманитарный посыл и служащей народу. Не одобрял в свою очередь натурализм, утверждал, что он показывает искаженную картину действительности, ограничивая ее только одним аспектом.
Литературное творчество он начал создавая короткие романы, которых было свыше сорока. Он использовал разные формы: юмореску, сказ, бытовой рассказ, дневник... Его первое произведение «Юморески из портфеля Воршиллы» («Humoreski z teki Worszyłły») содержит четкий посыл идеологии позитивизма. Оно состоит из двух рассказов: «Нет пророка в своем отечестве» («Nikt nie jest prorokiem między swymi») и «Две дороги» («Dwie drogi»). В первом рассказе молодой пионер позитивизма, образцовый хозяин терпит поражение, окруженный враждебностью и непониманием. Во втором легкомысленный помещик Злотопольский продает свою землю немецким колонистам, в то время когда его сверстник Ивашкевич, продвинутый инженер, развивает промышленность и создает рабочие места для польских рабочих. Несмотря на серьезность проблематики оба рассказа имеют сатирическую форму. Юмореской является также короткий роман «Та третья» («Ta trzecia»), который содержит наблюдения за жизнью артистической богемы и лицемерного мещанства. Героями многих его произведений являются дети («Янко-музыкант» «Janko muzykant »– талантливый деревенский мальчик избитый насмерть за попытку сыграть на скрипке; «Из дневника познанского учителя» «Z pamiętnika poznańskiego nauczyciela» – мучения маленького Михала, которого засатавляют учится в прусской школе). Отдельная тема – это судьба простых беспомощных крестьян, которые вынуждены служить в армии захватчиков: «Эскизы углем» («Szkice węglem»), «Бартек–победитель» («Bartek zwycięzca»). Много коротких романов было написанных благодаря американскому опыту, например тема жизни эмигрантов в чужой для них действительности («За хлебом» («Za chlebem»), отчаянно скучающих по родине («Фонарщик на маяке» «Latarnik»). Несколько романов было вдохновлено судьбой индейцев, например поражающий «Сахем» («Sachem») – рассказ о сыне вождя побежденного племени (кстати, немецкими колонизаторами), которого заставляют играть унизительную роль чудика в цирке.
Трилогия
Способ повествования, богатство языка и великолепные развязки обеспечили Сенкевичу место в истории польской литературы и благодаря многочисленным переводам принесли ему международную популярность. Но тем, что привело его к вершинам славы, были исторические романы. В 1883-86 гг. он в сериях опубликовал в газете «Слово» «Огнем и мечем», «Потоп» и «Пана Володыевского» («Ogniem i mieczem», «Potop» и «Pan Wołodyjowski»).
Сам писатель высоко ценил исторический роман за дидактические и идейные ценности, за вызывание духа патриотизма и уважение традиции. Он исследовал описываемое время, а историю романа находил в летописях и мемуарах эпохи, которую чувствовал сильнее других. Выбранной эпохой были годы 1648-73 годы, когда Речь Посполитая многократно испытывала внешнюю угрозу и оставалась непобежденной.
Речь Посполитая Сенкевича была полна недостатков: эгоизма, защиты собственного интереса и измены. Но в момент опасности рыцарство и шляхта были способны на многие жертвы ради того, чтобы спасти родину. В «Огнем и мечем» они побеждают мятежных казаков под командованием Хмельницкого, в «Потопе» – борются с наездом шведов, а в «Пане Володыевском» с ордами татар.
Сенкевич объединяет исторический роман с приключенческим. Сюжет разыгрывается на огромной территории – от Силезии до границы с Украиной, в основном на поле битвы, а также на королевском дворе, в дворянских усадьбах и сеймиках. Он чрезвычайно динамичен: приключение за приключением, бои, погони, побеги, похищения. И как минимум по одной битве в осажденной крепости: в Збараже («Огнем и мечем»), Ченстохове («Потоп»), Каменце-Подольском («Пан Володыевский»). Описания битв, казней и столкновений не избавлены жестокости, и даже садизма.
Страницы романа писатель заполнил множеством персонажей – как исторических: (Иеремия Вишневецкий, Стефан Чарнецкий, Павел Сапега, короли Ян Казимир и Ян Собеский, Карл Густав и Хмельницкий) так и вымышленных, среди которых преобладают герои романа: Скшетуский, Кмичиц и Володыевский. Как полагается в историческом романе, персонажи обычно черные или белые, а их нравственность четко определена: Кмичиц хотя совершает ошибки молодости, их искупает подвигами, а пан Заглоба хоть врун, пьяница и трус, в критические моменты решает проблемы благодаря своим хитростям.
В исторические события всегда вписывается роман: Скжетуского с Хеленой Кунцевич, Кмичица с Оленькой Биллевич и Володыевского с Басей Езерковской. Каждую из этих девушек любит также отрицательный персонаж и изменник родины: Бохун, Богуслав Радзивилл и Азия Тухайбей), похищает и держит в плену, но конечно все заканчивается победой положительного героя и свадьбой. В жизни побеждает храбрость и патриотизм, а в личной – любовь и семья.
В «Трилогии» Сенкевич показал огромный эпический талант: умение строить сюжет, многочисленные персонажи и эпизоды, точно описанные бытовые детали и умелую архаизацию языка. Сам писатель не был слишком скромным, он ценил свой собственный талант, но огромная популярность романов превзошла даже его ожидания. Он начал как автор исторически-приключенческих книг с патриотическим посылом, которые писал как для идеи, так и для денег, а закончил как народный предсказатель, роль которого принял серьезно и с достоинством. Его популярность была подтверждена и за рубежом, благодаря переводам на более чем двадцать языков. Все три части «Трилогии» были экранизированы, а «Огнем и мечем» в театральной версии было поставлено в театре Сары Бернар в 1904 г.
Крестоносцы
Совмещение приключений рыцарей и романа, мы также найдем в произведении «Крестоносцы» («Krzyżacy»), опубликованным в «Тыгоднику иллюстрованым» («Tygodniku Ilustrowany» 1897-1900). Сюжет разыгрывается на королевском дворе и в усадьбах дворян, в монастырях в пути, в пуще и замке крестоносцев в г. Щитно. Среди исторических персонажей в книге появляются в том числе: король Ягайло и королева Ядвига. Главным героем является молодой и вспыльчивый рыцарь Збышко из Богданьца. Исторический фон – это нарастающий конфликт с тевтонским орденом, алчным и готовым оправдать любое преступление во имя Христа. Нить романса – это любовь Збышка и Дануси, дочери рыцаря Юранда из Спыхова, служанки на дворе княгини Анны Мазовецкой. После спора с Юрандом крестоносцы похищают Данусю, а самого рыцаря сильно калечат. Дануся теряет здоровье и сходит с ума, умирает уже на свободе, в объятиях Збышко, который после периода отчаяния находит счасть
❤Henrik Senkevich❤ (pseudonym Litvos) - writer, publicist. He was born on May 5, 1846 in the village of Volya Okzheyska (Podlashie), and died on November 15, 1916 in Vevey in Switzerland.
The son of an impoverished landowner. He graduated from high school in Warsaw, then studied at the Main School (1866-1869). After closing the school, he continued his studies at the Russian-speaking Warsaw University, which he did not graduate from. I started working as a correspondent. He was friends with an artistic bohemia, including being in the circle of friends of Helena Modzheevskaya. Married to Maria Shetkevich. The marriage lasted 5 years, the wife died of tuberculosis. In the years 1876-78. worked as a correspondent for the Gazeta Polskie (Gazety Polskiej) in North America. There, along with Helena Modzheevskaya and her friends, he participated in the creation of a rural commune. Departure to America was the first of many trips in which I participated despite poor health. He visited all of Europe, was in Constantinople, and in 1890 went on a hunting expedition to Zanzibar. Since the 70s, he has devoted himself to journalism and literature. He was engaged in public affairs, including the erection of a monument to Mickiewicz. He was chairman of the Savings Bank for writers and journalists (1899-1900), co-founder of the existing to them box office. Myanovsky for researchers. In 1889, he established a scholarship named after Maria Senkevich for writers living in difficult material conditions. He founded a church in Zakopane and a sanatorium for children with tuberculosis. He spoke on important political issues, including repeatedly opposed the Prussian policy of Germanization and demanded the autonomy of the Kingdom of Poland. His last important initiative was the organization of the Committee for Assistance to Victims of the War in Poland, which was established in Vevey (Switzerland) after the outbreak of the First World War (the joint organizers were Andrzej Osuhrowski and Ignatius Jan Paderevsky). The committee collected a large amount of food, medicine, clothes, and money. On October 15, 1916, Senkevich died in Vevey, and in 1924 the ashes of the writer were buried in the cathedral of St. John the Baptist (Warsaw).
Senkevich began his literary career during the positivist era and he had a typical literary biography for this trend: social background (impoverished gentry), education (Main school), work as a journalist in the Warsaw press (Newspaper Polish, Niva), involvement in public affairs, charity work. He began his career as a talented and insightful feuilletonist, including the cycles “The Present Moment” (“Chwila obecna”) in “Polish Newspaper” and “Current News” (“Wiadomości bieżące”). Great popularity was brought to him by the Travel Letters (Listy z podróży) published in the Newspaper, in which he described his impressions and experiences from being in America. Witty, he described in detail the customs of America at that time and the life of the Polish diaspora, wrote reports on camping trips, hunting expeditions, and performances by actress Helena Modzheevskaya, and was interested in the fate of the Indians. The letters were translated into 9 languages and gained recognition in America.
At the same time, Senkevich gained a strong interest in literary criticism. He was the author of a large study on the poet of the Baroque era, Mikolai Sempe Shazhinsky, on the course of naturalism in literature, on a historical novel. He wrote reviews of the books “Briefly about Polish literature” by Pyotr Khmelevsky and “Historical essays” by Ludwik Kubal. He was a supporter of realistic literature representing public life, having a humanitarian message and serving the people. In turn, he did not approve of naturalism, argued that it shows a distorted picture of reality, limiting it to only one aspect.
He began his literary work by creating short novels, of which there were over forty. He used different forms: humoresque, tale, everyday story, diary ... His first work, Humoreski from the Worshilla portfolio (Humoreski z teki Worszyłły), contains a clear message of the ideology of positivism. It consists of two stories: “There is no prophet in his own country” (“Nikt nie jest prorokiem między swymi”) and “Two roads” (“Dwie drogi”). In the first story, a young pioneer of positivism, an exemplary host, is defeated, surrounded by hostility and misunderstanding. In the second, the frivolous landowner Zlotopolsky sells his land to the German colonists, while his peer Ivashkevich, an advanced engineer, develops industry and creates jobs for Polish workers. Despite the seriousness of the issue, both stories are satirical. Humorous is also a short novel, “The Third” (“Ta trzecia”), which contains observations of the life of artistic bohemia and hypocritical philistinism. The heroes of many of his works are children (“Janko the musician” “Janko muzykant” - a talented village boy beaten to death for trying to play the violin; “From the diary of a Poznan teacher” “Z pamiętnika poznańskiego nauczyciela” - the torment of little Michal, who is being studied in Prussia school). A separate topic is the fate of simple helpless creations.
The son of an impoverished landowner. He graduated from high school in Warsaw, then studied at the Main School (1866-1869). After closing the school, he continued his studies at the Russian-speaking Warsaw University, which he did not graduate from. I started working as a correspondent. He was friends with an artistic bohemia, including being in the circle of friends of Helena Modzheevskaya. Married to Maria Shetkevich. The marriage lasted 5 years, the wife died of tuberculosis. In the years 1876-78. worked as a correspondent for the Gazeta Polskie (Gazety Polskiej) in North America. There, along with Helena Modzheevskaya and her friends, he participated in the creation of a rural commune. Departure to America was the first of many trips in which I participated despite poor health. He visited all of Europe, was in Constantinople, and in 1890 went on a hunting expedition to Zanzibar. Since the 70s, he has devoted himself to journalism and literature. He was engaged in public affairs, including the erection of a monument to Mickiewicz. He was chairman of the Savings Bank for writers and journalists (1899-1900), co-founder of the existing to them box office. Myanovsky for researchers. In 1889, he established a scholarship named after Maria Senkevich for writers living in difficult material conditions. He founded a church in Zakopane and a sanatorium for children with tuberculosis. He spoke on important political issues, including repeatedly opposed the Prussian policy of Germanization and demanded the autonomy of the Kingdom of Poland. His last important initiative was the organization of the Committee for Assistance to Victims of the War in Poland, which was established in Vevey (Switzerland) after the outbreak of the First World War (the joint organizers were Andrzej Osuhrowski and Ignatius Jan Paderevsky). The committee collected a large amount of food, medicine, clothes, and money. On October 15, 1916, Senkevich died in Vevey, and in 1924 the ashes of the writer were buried in the cathedral of St. John the Baptist (Warsaw).
Senkevich began his literary career during the positivist era and he had a typical literary biography for this trend: social background (impoverished gentry), education (Main school), work as a journalist in the Warsaw press (Newspaper Polish, Niva), involvement in public affairs, charity work. He began his career as a talented and insightful feuilletonist, including the cycles “The Present Moment” (“Chwila obecna”) in “Polish Newspaper” and “Current News” (“Wiadomości bieżące”). Great popularity was brought to him by the Travel Letters (Listy z podróży) published in the Newspaper, in which he described his impressions and experiences from being in America. Witty, he described in detail the customs of America at that time and the life of the Polish diaspora, wrote reports on camping trips, hunting expeditions, and performances by actress Helena Modzheevskaya, and was interested in the fate of the Indians. The letters were translated into 9 languages and gained recognition in America.
At the same time, Senkevich gained a strong interest in literary criticism. He was the author of a large study on the poet of the Baroque era, Mikolai Sempe Shazhinsky, on the course of naturalism in literature, on a historical novel. He wrote reviews of the books “Briefly about Polish literature” by Pyotr Khmelevsky and “Historical essays” by Ludwik Kubal. He was a supporter of realistic literature representing public life, having a humanitarian message and serving the people. In turn, he did not approve of naturalism, argued that it shows a distorted picture of reality, limiting it to only one aspect.
He began his literary work by creating short novels, of which there were over forty. He used different forms: humoresque, tale, everyday story, diary ... His first work, Humoreski from the Worshilla portfolio (Humoreski z teki Worszyłły), contains a clear message of the ideology of positivism. It consists of two stories: “There is no prophet in his own country” (“Nikt nie jest prorokiem między swymi”) and “Two roads” (“Dwie drogi”). In the first story, a young pioneer of positivism, an exemplary host, is defeated, surrounded by hostility and misunderstanding. In the second, the frivolous landowner Zlotopolsky sells his land to the German colonists, while his peer Ivashkevich, an advanced engineer, develops industry and creates jobs for Polish workers. Despite the seriousness of the issue, both stories are satirical. Humorous is also a short novel, “The Third” (“Ta trzecia”), which contains observations of the life of artistic bohemia and hypocritical philistinism. The heroes of many of his works are children (“Janko the musician” “Janko muzykant” - a talented village boy beaten to death for trying to play the violin; “From the diary of a Poznan teacher” “Z pamiętnika poznańskiego nauczyciela” - the torment of little Michal, who is being studied in Prussia school). A separate topic is the fate of simple helpless creations.
У записи 4 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Наталия Филимонова