Вчера смотрела «Мне не больно» Алексея Балабанова и...

Вчера смотрела «Мне не больно» Алексея Балабанова и поняла любопытную вещь. Квартира, в которой живет героиня Ренаты Литвиновой Тата, и где разворачивается добрая половина действия, мне знакома. И довелось побывать в ней в начале 2000-ых, еще перед тем, как очевидно, снимался фильм. Тогда гигантскую, занимающую чуть ли не целый этаж квартиру на втором этаже светло-серого неоклассического здания на набережной Фонтанки сняли на Новогодние праздники [id414814|Катя Тарарак] [id867727|Даня Славин] и их друзья. Им всем было примерно по двадцать пять, а нам - примерно по пятнадцать. Был вечер первого или второго января, и нас с Сашей после злого концерта в клубе «Молоко» (Jane Air там играли, а может 1.5 кг Отличного Пюре?) пригласила на взрослую вечеринку Катя. Свою младшую сестру и её подружку, то есть меня. Мы приволоклись туда в мокрых кедах, с отвисшими цветными рюкзаками и в грязных (как это всегда бывало после слэма) джинсах. Стеснительно бродили меж стильных друзей Кати и Дани, у которых была настоящая нарядная и мирная, в отличие от наших погромных вписок тех времен, вечеринка с шампанским в длинноногих бокалах, ди-джеем и блестками. Они поглядывали на нас с блаженным снисхождением, а мы сидели на балкончике над кухней (в фильме на нём всё время спит Тата), болтали ногами в сырых носках, обсуждали похождения на концерте, морщились от электронной музыки, которую играли и слушали эти старшие, а потом нас уложили спать на раскладной диван в невероятных размеров бальном зале с белыми колоннами. Я засыпала, глядя на гуляющие по старинным барельефам тени от проезжающих по Фонтанке машин, за дверью гремел взрослый рейв, и было так волшебно и так нервно, что я почему-то навсегда запомнила новогоднее путешествие между мирами маленьких людей, рожденных в конце 80-ых из чада грязного, веселого нюметалического концерта в подвале на Перекупном переулке в мерцающий космос ребят из конца 70-ых. Такой серфинг по субкультурам, противоречивый сплав, который теперь кажется возможным только в Петербурге начала 2000-ых.
Вчера под воздействием этой элегии, «Мне не больно» я думала о том, что моё детство прошло рядом с показанным Балабановым миром. Выходит, я в буквальном смысле вижу его на экране, включая эти киноленты. Там он декорация к мифу, а в моей памяти – документальное место действия. Можно ли написать книгу или снять фильм о наших мирах, лишенных драматического гротеска того градуса, что довелось пережить поколению родителей, которому было всегда не больно? Хочется верить, что мы окажемся способными учениками, которые тоже захотят рассказать свои истории. Собственные и неповторимые.
Yesterday I watched "It Doesn’t Hurt" by Alexei Balabanov and realized a curious thing. The apartment in which the heroine of Renata Litvinova Tata lives, and where a good half of the action unfolds, is familiar to me. And I had a chance to visit it in the early 2000s, even before the film was obviously shot. Then a giant apartment on the second floor of a light gray neoclassical building on the Fontanka embankment was rented on the second floor for the New Year holidays [id414814 | Katya Tararak] [id867727 | Danya Slavin] and their friends. They were all about twenty-five, and we were about fifteen. It was the evening of January 1 or 2, and Sasha and I, after an evil concert at the Milk Club (did they play Jane Air there, or maybe 1.5 kg of Great Mashed Potatoes?) Katya invited to an adult party. My little sister and her girlfriend, that is me. We got there in wet sneakers, with saggy colored backpacks and in dirty (as was always the case after slam) jeans. Shyly wandered between stylish friends Katya and Dani, who had a real elegant and peaceful, unlike our pogrom inscriptions of those times, a party with champagne in long-legged glasses, a DJ and sparkles. They glanced at us with blissful condescension, and we sat on the balcony above the kitchen (Tata was sleeping all the time in the film), dangling their feet in wet socks, discussing adventures at the concert, wincing at the electronic music that these elders played and listened to, and then we were put to sleep on a folding sofa in an incredible ballroom with white columns. I fell asleep looking at the shadows walking on old bas-reliefs from cars passing along the Fontanka River, an adult rave thundered out the door and it was so magical and so nervous that for some reason I forever remembered the New Year's journey between the worlds of little people born in the late 80s from a child of a dirty, fun nu-metal concert in the basement on Perekupny Lane to the shimmering space of guys from the late 70s. Such surfing in subcultures, a contradictory alloy, which now seems possible only in St. Petersburg in the early 2000s.
Yesterday, under the influence of this elegy, “It Doesn’t Hurt Me,” I thought that my childhood was spent next to the shown Balabanov world. It turns out that I literally see it on the screen, including these films. There it is a decoration for a myth, and in my memory - a documentary scene. Is it possible to write a book or make a film about our worlds, deprived of a dramatic grotesque of the degree that a generation of parents who had never been in pain had to endure? I want to believe that we will be capable students who also want to tell their stories. Own and unique.
У записи 31 лайков,
0 репостов,
666 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Татьяна Батурина

Понравилось следующим людям