Давным-давно, полгода назад, а может больше, у меня состоялся любопытный диалог с замечательным и, судя по всему, очень адекватным Аюр Санданов под каким-то постом WOSa.
Он шутливо приводил в пример текст из V-Вендетты для описания современности, а я, увидев это, среагировал, что, мол, современность безусловно больше походит на реальность Хранителей. И Аюр согласился со мной, и мы что-то долго обсуждали о Хранителях, потому что всегда приятно поговорить о Хранителях, такой разговор может идти бесконечно, между двумя людьми, которые хорошо знают и любят текст Мура.
За 6 лет с момента, когда вышел фильм, и амфорой был издан оригинальный роман, я говорил о Хранителях множество раз, со множеством самых разных людей. Этот текст безусловно помогает расшифровать современность, и тут я не открою ничего нового.
Но вот в чем дело, последние 2 года меня не покидает чувство раздражения при чтении фейсбука, при критике современной власти, при описании нашей современности, той политической ситуации, в которой мы живем.
И я знаю очень много людей, которые так же живут с этим раздражением.
И только недавно до меня начало доходить, откуда именно это раздражение. Дело в том, что все, кто вовлечен в критику современной политической ситуации, выстраивает ее исходя из мира Антиутопий - 1984 Оруэлла, или Прекрасного Нового Мира Хаксли, или даже V-это Вендетта. Нам говорят про путь к диктатуре, про общество зазомбированных, про подавления свобод. Про вещи, которых как бы реально не существуют в обществе, они существуют в перспективе, выстроенной по лекалам Антиутопии. Существуют ростки этих вещей, и из ростков публицистика, коллективный разум выстраивают целое дерево, потому что такое дерево описано в антиутопических романах.
Вся критика построена на перспективе "сегодня сыры - завтра людей". И прочее.
Но в этой критике нет места миру Хранителей.
Несмотря на то, что Хранители признан великим романом, ключевым произведением второй половины 20-го века, про него написано множество научных работ на западе, у нас не существует традиции соотносить современность и политическую реальность с глубочайшими мыслями, которые заложил Алан Мур.
Мур во многом полемизировал с Оруэлом и, конечно, не только с ним. Мур оставил обществу широчайший простор для толкования, дискуссии, отношения к тем или иным своим персонажам. Как стоит относиться к Роршаху? А как к Озимандии?
Именно в ответах на эти вопросы и на еще множество других, которые задает роман, лежит объективный анализ окружающей нас действительности.
Либералы сегодня становятся похожи в своей маниакальности на Роршаха (они так же считают точками отсчета Боинг или убийство Немцова, подобно тому как Роршах начинает свой путь с убийства Комедианта), Путин явно мнит себя Озимандией, желающим спасти мир. Словно Озимандия он впустил в мир чудовищ из параллельной вселенной, ну и вообще очень много общего.
Западный мир во многом оказывается в ситуации всемогущего Доктора Манхеттена, который отказывается участвовать в этой игре и признает собственную беспомощность. Не существует никаких зазомбированных большим братом “ватников” и прочих. Существует расчетливая пропаганда, которая не выстраивает систему зомбирования, а включает в свою стратегию любого, кто пытается спорить с ней. Она существует для спора. Она сама навязывает миф о зазомбированных ей.
И такая ситуация именно что и была прописана в Хранителях, и еще 1000 ситуаций, которые сопровождают нас сегодня.
Три года назад я был приглашен на передачу, посвященную Нобелевской Премии по Литературе. Ведущим программы был Никита Елисеев, типичный петербургский интеллигент с идеалами шестидесятников и перестройки. Когда я сказал ему, что единственный человек в мире, стопроцентно достойный Нобелевки по Литературе - это Алан Мур за Хранителей, он меня вообще не понял. Я пояснил, что Хранители это великий графический роман. - Комикс? - спросил он и посмотрел на меня как на дауна.
Это кажется дикой банальностью, что современность можно истолковать только в обществе, переварившем Хранителей. Но, оказывается, нет, этого вообще не понимают тут. Мы живем в обществе, которое пытается предугадать себя в устаревших Хаксли и Оруэлле.
Видимо, Хранители должны быть в школьной программе, о романе должно выйти множество крупных русскоязычных текстов, смысл этого текста должен быть предельно ясен любому интеллигентному человек. До тех пор мы будем жить в мире, где с одной стороны ангажированные властью публицисты Известий, а с другой - суперфрики типа Славы Рабиновича и тотальная русофобия, кричащая о зазомбированном населении. И это все жутко поляризировано. И в середине бездна или жеманный нейтралитет Гришковца.
И вот именно это и не дает раздражению уйти.
Он шутливо приводил в пример текст из V-Вендетты для описания современности, а я, увидев это, среагировал, что, мол, современность безусловно больше походит на реальность Хранителей. И Аюр согласился со мной, и мы что-то долго обсуждали о Хранителях, потому что всегда приятно поговорить о Хранителях, такой разговор может идти бесконечно, между двумя людьми, которые хорошо знают и любят текст Мура.
За 6 лет с момента, когда вышел фильм, и амфорой был издан оригинальный роман, я говорил о Хранителях множество раз, со множеством самых разных людей. Этот текст безусловно помогает расшифровать современность, и тут я не открою ничего нового.
Но вот в чем дело, последние 2 года меня не покидает чувство раздражения при чтении фейсбука, при критике современной власти, при описании нашей современности, той политической ситуации, в которой мы живем.
И я знаю очень много людей, которые так же живут с этим раздражением.
И только недавно до меня начало доходить, откуда именно это раздражение. Дело в том, что все, кто вовлечен в критику современной политической ситуации, выстраивает ее исходя из мира Антиутопий - 1984 Оруэлла, или Прекрасного Нового Мира Хаксли, или даже V-это Вендетта. Нам говорят про путь к диктатуре, про общество зазомбированных, про подавления свобод. Про вещи, которых как бы реально не существуют в обществе, они существуют в перспективе, выстроенной по лекалам Антиутопии. Существуют ростки этих вещей, и из ростков публицистика, коллективный разум выстраивают целое дерево, потому что такое дерево описано в антиутопических романах.
Вся критика построена на перспективе "сегодня сыры - завтра людей". И прочее.
Но в этой критике нет места миру Хранителей.
Несмотря на то, что Хранители признан великим романом, ключевым произведением второй половины 20-го века, про него написано множество научных работ на западе, у нас не существует традиции соотносить современность и политическую реальность с глубочайшими мыслями, которые заложил Алан Мур.
Мур во многом полемизировал с Оруэлом и, конечно, не только с ним. Мур оставил обществу широчайший простор для толкования, дискуссии, отношения к тем или иным своим персонажам. Как стоит относиться к Роршаху? А как к Озимандии?
Именно в ответах на эти вопросы и на еще множество других, которые задает роман, лежит объективный анализ окружающей нас действительности.
Либералы сегодня становятся похожи в своей маниакальности на Роршаха (они так же считают точками отсчета Боинг или убийство Немцова, подобно тому как Роршах начинает свой путь с убийства Комедианта), Путин явно мнит себя Озимандией, желающим спасти мир. Словно Озимандия он впустил в мир чудовищ из параллельной вселенной, ну и вообще очень много общего.
Западный мир во многом оказывается в ситуации всемогущего Доктора Манхеттена, который отказывается участвовать в этой игре и признает собственную беспомощность. Не существует никаких зазомбированных большим братом “ватников” и прочих. Существует расчетливая пропаганда, которая не выстраивает систему зомбирования, а включает в свою стратегию любого, кто пытается спорить с ней. Она существует для спора. Она сама навязывает миф о зазомбированных ей.
И такая ситуация именно что и была прописана в Хранителях, и еще 1000 ситуаций, которые сопровождают нас сегодня.
Три года назад я был приглашен на передачу, посвященную Нобелевской Премии по Литературе. Ведущим программы был Никита Елисеев, типичный петербургский интеллигент с идеалами шестидесятников и перестройки. Когда я сказал ему, что единственный человек в мире, стопроцентно достойный Нобелевки по Литературе - это Алан Мур за Хранителей, он меня вообще не понял. Я пояснил, что Хранители это великий графический роман. - Комикс? - спросил он и посмотрел на меня как на дауна.
Это кажется дикой банальностью, что современность можно истолковать только в обществе, переварившем Хранителей. Но, оказывается, нет, этого вообще не понимают тут. Мы живем в обществе, которое пытается предугадать себя в устаревших Хаксли и Оруэлле.
Видимо, Хранители должны быть в школьной программе, о романе должно выйти множество крупных русскоязычных текстов, смысл этого текста должен быть предельно ясен любому интеллигентному человек. До тех пор мы будем жить в мире, где с одной стороны ангажированные властью публицисты Известий, а с другой - суперфрики типа Славы Рабиновича и тотальная русофобия, кричащая о зазомбированном населении. И это все жутко поляризировано. И в середине бездна или жеманный нейтралитет Гришковца.
И вот именно это и не дает раздражению уйти.
A long time ago, half a year ago, or maybe more, I had a curious dialogue with the wonderful and, apparently, very adequate Ayur Sandanov under some kind of WOSa post.
He jokingly cited as an example a text from V-Vendetta to describe modernity, and when I saw this, I reacted that modernity is certainly more like the reality of the Guardians. And Ayur agreed with me, and we discussed something for a long time about the Guardians, because it is always nice to talk about the Guardians, such a conversation can go on endlessly, between two people who know and love Moore’s text well.
Over the 6 years since the film was released, and an original novel was published with an amphora, I spoke about the Guardians many times, with many different people. This text certainly helps to decipher modernity, and here I will not discover anything new.
But here's the thing, the last 2 years I have not been left feeling annoyed when reading Facebook, while criticizing modern authorities, when describing our present, the political situation in which we live.
And I know a lot of people who also live with this annoyance.
And only recently, it began to reach me where exactly this irritation came from. The fact is that everyone who is involved in criticizing the current political situation builds it on the basis of the world of Dystopias - 1984 Orwell, or the Great New World of Huxley, or even V is Vendetta. We are told about the path to dictatorship, about a society of zombies, about the suppression of freedoms. About things that, as it were, do not really exist in society, they exist in the future, built on the patterns of Anti-utopia. There are shoots of these things, and from the shoots of journalism, the collective mind they build a whole tree, because such a tree is described in anti-utopian novels.
All criticism is based on the perspective “today is cheese - tomorrow is people”. And so on.
But in this criticism there is no place for the world of the Guardians.
Despite the fact that the Guardians are recognized as a great novel, a key work of the second half of the 20th century, many scientific works have been written about it in the West, we do not have a tradition to correlate modernity and political reality with the deepest thoughts that Alan Moore laid down.
Moore had a lot of polemics with Orwell and, of course, not only with him. Moore left society the widest scope for interpretation, discussion, attitude to one or another of his characters. What is the attitude of Rorschach? But what about Ozimandia?
It is in the answers to these questions and many more that the novel asks that an objective analysis of the reality surrounding us lies.
The liberals today are becoming similar in their mania to Rorschach (they also consider the starting points of the Boeing or the assassination of Nemtsov, just as Rorschach begins his journey with the assassination of the Comedian), Putin clearly imagines himself an Ozymandian who wants to save the world. Like Ozymandia, he let into the world of monsters from a parallel universe, and in general there is a lot in common.
In many ways, the Western world finds itself in the situation of the omnipotent Dr. Manhattan, who refuses to participate in this game and recognizes his own helplessness. There are no big quilted padded jackets and others. There is prudent propaganda that does not build a zombie system, but includes in its strategy anyone who is trying to argue with it. She exists to argue. She herself imposes the myth of zombie on her.
And such a situation is precisely what was registered in the Guardians, and another 1000 situations that accompany us today.
Three years ago I was invited to a program dedicated to the Nobel Prize in Literature. The host of the program was Nikita Eliseev, a typical Petersburg intellectual with the ideals of the sixties and perestroika. When I told him that the only person in the world who was absolutely worthy of the Nobel Prize in Literature was Alan Moore for the Guardians, he did not understand me at all. I explained that the Guardians is a great graphic novel. - Comic? he asked and looked at me like a down.
It seems a wild platitude that modernity can only be interpreted in a society that has digested the Guardians. But it turns out not, they don’t understand this at all here. We live in a society that is trying to predict itself in the obsolete Huxley and Orwell.
Apparently, the Guardians should be in the school curriculum, a lot of large Russian-language texts should be published about the novel, the meaning of this text should be extremely clear to any intelligent person. Until then, we will live in a world where, on the one hand, Izvestia’s publicists engaged in power, and on the other, super freaks like Slava Rabinovich and total Russophobia, screaming about a zombie population. And all this is terribly polarized. And in the middle of the abyss or cutesy neutrality of Grishkovets.
And this is precisely what prevents irritation from leaving.
He jokingly cited as an example a text from V-Vendetta to describe modernity, and when I saw this, I reacted that modernity is certainly more like the reality of the Guardians. And Ayur agreed with me, and we discussed something for a long time about the Guardians, because it is always nice to talk about the Guardians, such a conversation can go on endlessly, between two people who know and love Moore’s text well.
Over the 6 years since the film was released, and an original novel was published with an amphora, I spoke about the Guardians many times, with many different people. This text certainly helps to decipher modernity, and here I will not discover anything new.
But here's the thing, the last 2 years I have not been left feeling annoyed when reading Facebook, while criticizing modern authorities, when describing our present, the political situation in which we live.
And I know a lot of people who also live with this annoyance.
And only recently, it began to reach me where exactly this irritation came from. The fact is that everyone who is involved in criticizing the current political situation builds it on the basis of the world of Dystopias - 1984 Orwell, or the Great New World of Huxley, or even V is Vendetta. We are told about the path to dictatorship, about a society of zombies, about the suppression of freedoms. About things that, as it were, do not really exist in society, they exist in the future, built on the patterns of Anti-utopia. There are shoots of these things, and from the shoots of journalism, the collective mind they build a whole tree, because such a tree is described in anti-utopian novels.
All criticism is based on the perspective “today is cheese - tomorrow is people”. And so on.
But in this criticism there is no place for the world of the Guardians.
Despite the fact that the Guardians are recognized as a great novel, a key work of the second half of the 20th century, many scientific works have been written about it in the West, we do not have a tradition to correlate modernity and political reality with the deepest thoughts that Alan Moore laid down.
Moore had a lot of polemics with Orwell and, of course, not only with him. Moore left society the widest scope for interpretation, discussion, attitude to one or another of his characters. What is the attitude of Rorschach? But what about Ozimandia?
It is in the answers to these questions and many more that the novel asks that an objective analysis of the reality surrounding us lies.
The liberals today are becoming similar in their mania to Rorschach (they also consider the starting points of the Boeing or the assassination of Nemtsov, just as Rorschach begins his journey with the assassination of the Comedian), Putin clearly imagines himself an Ozymandian who wants to save the world. Like Ozymandia, he let into the world of monsters from a parallel universe, and in general there is a lot in common.
In many ways, the Western world finds itself in the situation of the omnipotent Dr. Manhattan, who refuses to participate in this game and recognizes his own helplessness. There are no big quilted padded jackets and others. There is prudent propaganda that does not build a zombie system, but includes in its strategy anyone who is trying to argue with it. She exists to argue. She herself imposes the myth of zombie on her.
And such a situation is precisely what was registered in the Guardians, and another 1000 situations that accompany us today.
Three years ago I was invited to a program dedicated to the Nobel Prize in Literature. The host of the program was Nikita Eliseev, a typical Petersburg intellectual with the ideals of the sixties and perestroika. When I told him that the only person in the world who was absolutely worthy of the Nobel Prize in Literature was Alan Moore for the Guardians, he did not understand me at all. I explained that the Guardians is a great graphic novel. - Comic? he asked and looked at me like a down.
It seems a wild platitude that modernity can only be interpreted in a society that has digested the Guardians. But it turns out not, they don’t understand this at all here. We live in a society that is trying to predict itself in the obsolete Huxley and Orwell.
Apparently, the Guardians should be in the school curriculum, a lot of large Russian-language texts should be published about the novel, the meaning of this text should be extremely clear to any intelligent person. Until then, we will live in a world where, on the one hand, Izvestia’s publicists engaged in power, and on the other, super freaks like Slava Rabinovich and total Russophobia, screaming about a zombie population. And all this is terribly polarized. And in the middle of the abyss or cutesy neutrality of Grishkovets.
And this is precisely what prevents irritation from leaving.
У записи 117 лайков,
14 репостов.
14 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Игорь Антоновский