Аккадская (вавилоно-ассирийская) мифология. С глубокой древности восточные семиты...

Аккадская (вавилоно-ассирийская) мифология.

С глубокой древности восточные семиты - аккадцы, занимавшие северную часть нижнего Двуречья, были соседями шумерийцев и находились под сильным шумерским влиянием. Во второй половине III тысячелетия до нашей эры аккадцы утверждаются и на юге Двуречья, чему способствовало объединение Двуречья правителем города Аккад Саргоном Древним в «царство Шумера и Аккада» (позднее, с возвышением Вавилона, эта территория стала называться Вавилонией).

История Двуречья во II тысячелетии до нашей эры - это уже история семитских народов. Однако слияние шумерского и аккадского народов происходило постепенно, вытеснение шумерского языка аккадским (вавилоно-ассирийским) не означало полного уничтожения шумерской культуры и замены ее новой, семитской. Ни одного раннего чисто семитского культа на территории Двуречья до сих пор не обнаружено. Все известные нам аккадские боги - шумерского происхождения или с давних пор отождествлены с шумерскими. Так, аккадский бог солнца Шамаш отождествился с шумерским Уту, богиня Иштар - с Инанной и рядом других шумерских богинь, бог бури Адад - с Ишкуром и т. д. Бог Энлиль получает семитский эпитет Бел (или Балу, или Баал), «владыка». С возвышением Вавилона все большую роль начинает играть главный бог этого города Мардук, но и это имя по своему происхождению шумерское. Аккадские мифологические тексты старовавилонского времени известны гораздо меньше, чем шумерские; ни один текст не дошел полностью. Все главные источники по аккадской мифологии относятся ко II-I тысячелетию до нашей эры, то есть ко времени после старовавилонского периода.

Если о шумерской космогонии и теогонии сохранились весьма отрывочные сведения, то вавилонское космогоническое учение представлено большой космогонической поэмой-эпосом «Энума элиш» (по первым словам поэмы - «Когда вверху»; наиболее ранняя версия датируется началом 10 века до нашей эры). Поэма отводит главную роль в сотворении мира Мардуку, который постепенно занимает главное место в пантеоне II тысячелетия, а к концу старовавилонского периода получает всеобщее признание и вне Вавилона. В сравнении с шумерскими представлениями о мироздании новым в космогонической части поэмы является представление о последовательных поколениях богов, из которых каждое превосходит предыдущее, о теомахии - сражении старых и новых богов и унифицирование многих божественных образов созидателей в один. Идея поэмы - в оправдании возвеличивания Мардука, цель создания ее - доказать и показать, что Мардук - прямой и законный наследник древних могучих сил, в том числе и шумерских божеств. «Исконные» шумерские боги оказываются при этом молодыми наследниками более древних сил, которые они сокрушают. Он получает власть не только на основании законной преемственности, но и по праву сильнейшего, поэтому тема борьбы и насильственного свержения древних сил является лейтмотивом сказания. Черты Энки - Эйя, как и других богов, перенесены на Мардука, но Эйя делается отцом «владыки богов» и его советником. В ашшурской версии поэмы (конец II тысячелетия до нашей эры) Мардука заменяет Ашшур, главный бог города Ашшур и центральное божество ассирийского пантеона. Это стало проявлением общей тенденции к монотеизму, выражающейся в стремлении выделить основного бога и коренящейся не только в идеологической, но и в общественно-политической ситуации I тысячелетия до нашей эры. Ряд космологических мотивов «Энума элиш» дошел до нас в греческих переложениях вавилонского жреца III века до нашей эры Бероса (через Полигистора и Евсебия), а также греческого писателя VI столетия Дамаския. У Дамаския присутствует ряд поколений богов: Тауте и Апасон и сын их Мумие (Тиамат, Апсу, Мумму), а также Лахе и Лахос, Киссар и Ассорос (Лахму и Лахаму, Аншар и Кишар), их дети Анос, Иллинос, Аос (Ану, Энлиль, Эйя). Аос и Дауке (то есть богиня Дамкина) создают бога-демиурга Бела (Мардука). У Бероса владычицей, соответствующей Тиамат, является некая Оморка («море»), которая господствует над тьмой и водами и описание которой напоминает описание злобных вавилонских демонов. Бог Бел ее разрубает, создаёт небо и землю, организует мировой порядок и приказывает отрубить голову одному из богов, чтобы из его крови и земли создать людей и животных.

Мифы о сотворении мира и рода людского в вавилонской литературе и мифографии связаны со сказаниями о человеческих бедствиях, гибели людей и даже о разрушении вселенной. Как и в шумерских памятниках, в вавилонских сказаниях подчёркивается, что причина бедствий - злоба богов, их желание уменьшить число всё растущего и надоедающего богам своим шумом рода человеческого. Бедствия воспринимаются не как законное возмездие за людские грехи, но как злой каприз божества. Миф о потопе, в основу которого, по всем данным, легло шумерское сказание о Зиусудре, дошел в виде мифа об Атрахасисе и рассказа о потопе, вставленного в эпос о Гильгамеше (и мало отличающегося от первого), а также сохранился в греческой передаче Бероса. О наказании людей рассказывает и миф о боге чумы Эрре, обманным путем отбирающем власть у Мардука. Этот текст проливает свет на вавилонскую теологическую концепцию некоего физического и духовного равновесия мира, зависящего от присутствия на своем месте законного владельца (ср. шумеро-аккадский мотив равновесия между миром живых и мертвых). Традиционным для Двуречья (еще с шумерского периода) является и представление о связи божества со своей статуей: покидая страну и статую, бог тем самым меняет местожительство. Это совершает Мардук, и стране наносится ущерб, а для вселенной создается угроза гибели. Характерно, что во всех эпосах об уничтожении человечества главное бедствие - потоп, вызвано не наводнением с моря, но дождевой бурей. С этим связана и значительная роль богов бури и ураганов в космогонии Двуречья, особенно северного. Кроме специальных богов ветра и грозы, бури (главный аккадский бог - Адад), ветры были сферой деятельности различных богов и демонов. Так, по традиции, им, вероятно, был и верховный шумерский бог Энлиль (дословное значение имени - «дыхание ветра», или «владыка-ветер»), хотя в основном он бог воздуха в широком смысле слова. Но все же Энлиль владел разрушительными бурями, которыми он уничтожал врагов и ненавистные ему города. Сыновья Энлиля - Нинурта и Нингирсу, также связаны с бурей. Как божества, во всяком случае как персонифицированные высшие силы, воспринимались ветры четырех сторон. Вавилонское сказание о сотворении мира, сюжет которого был построен вокруг личности могучего божества, эпическая разработка эпизодов, повествующих о сражении бога-героя с чудовищем - олицетворением стихии, дало начало теме бога-героя в вавилонской эпико-мифологической литературе (а не героя-смертного, как в шумерской литературе).

По аккадским понятиям, таблицы судеб определяли движение мира и мировых событий. Обладание ими обеспечивало мировое господство (в «Энума элиш» ими первоначально владела Тиамат, затем Кингу и, наконец, Мардук). Писец таблиц судеб - бог писцового искусства и сын Мардука Набу - также иногда воспринимался как их обладатель. Таблицы писали и в подземном мире (писец - богиня Белетцери); видимо, это была фиксация смертных приговоров, а также имена мертвых. Если число богов-героев в вавилонской мифологической литературе по сравнению с шумерской преобладает, то о героях-смертных, кроме эпоса об Атрахасисе, известны только сказание (явно шумерского происхождения) об Этане - герое, попытавшемся взлететь на орле на небо, и сравнительно поздний рассказ об Адапе - мудреце, осмелившемся «обломать крылья» ветру и вызвать гнев бога неба Ану, но упустившем возможность добыть бессмертие, и знаменитый эпос о Гильгамеше - не простое повторение шумерских сказаний о герое, а произведение, отразившее сложную мировоззренческую эволюцию, которую вместе с вавилонским обществом проделали герои шумерских произведений. Лейтмотив эпических произведений вавилонской литературы - недостижение человеком участи богов, несмотря на все его стремления, тщетность человеческих усилий в попытке получить бессмертие. Монархически-государственный, а не общинный (как в шумерской мифологии) характер официальной вавилонской религии, равно как и подавление общественной жизни населения, приводит к тому, что черты архаической религиозно-магической практики постепенно подавляются. Со временем всё большую роль начинают играть «личные» боги. Представление о личном боге каждого человека, который облегчает ему доступ к великим богам и вводит его к ним, возникает (или, во всяком случае, распространяется) со времени III династии Ура и в старовавилонском периоде. На рельефах и печатях этого времени часты сцены, изображающие, как божество-покровитель ведёт человека к верховному богу для определения ему судьбы и для получения благословения. В период III династии Ура, когда царя рассматривали как защитника-хранителя своей страны, он принимал некоторые функции бога-защитника (особенно обожествленный царь). Считалось, что с потерей своего бога-защитника человек становился беззащитным перед злобным своеволием великих богов, легко мог подвергнуться нападению злых демонов. Кроме личного бога, который должен был прежде всего принести удачу своему покровительствуемому, и личной богини, олицетворявшей его жизненную «долю», каждый человек имел еще своего духа-демона шеду (у шумеров, алад) - антропоморфизированную или зооморфизированную жизненную силу. Кроме этих защитников, у жителя Вавилонии со II тысячелетия до нашей эры появляется и своя личная хранительница - ламассу, носительница его личности, возможно, связанная с культом плаценты. «Имя» человека или его «слава» (шуму) тоже рассматривались как материальная субстанция, без которой немыслимо его существование и которая передавалась его наследникам. Напротив, «душа» (напишту) - что-то безличное, она отождествлялась то с дыханием, то с кровью. Личные боги-хранители противостояли злу и были как бы антиподами злых сил, окружающих человека. Среди них - львиноголовая Ламашту, поднимающаяся из подземного мира и ведущая за собой всевозм
Akkadian (Babylonian-Assyrian) mythology.

Since ancient times, the Eastern Semites - Akkadians, who occupied the northern part of the lower Mesopotamia, were neighbors of the Sumerians and were under strong Sumerian influence. In the second half of the 3rd millennium BC, Akkadians also established themselves in the south of Mesopotamia, which was facilitated by the unification of Mesopotamia by the ruler of the city of Akkad Sargon the Ancient into the "kingdom of Sumer and Akkad" (later, with the rise of Babylon, this territory became known as Babylonia).

The history of Mesopotamia in the II millennium BC is already the history of the Semitic peoples. However, the merger of the Sumerian and Akkadian peoples took place gradually, the displacement of the Sumerian language by the Akkadian (Babylonian-Assyrian) did not mean the complete destruction of the Sumerian culture and its replacement with a new, Semitic one. Not a single early purely Semitic cult on the territory of Mesopotamia has been discovered. All the Akkadian gods known to us are of Sumerian origin or have long been identified with the Sumerian. So, the Akkadian sun god Shamash was identified with the Sumerian Utu, the goddess Ishtar with Inanna and a number of other Sumerian goddesses, the storm god Adad with Ishkur, etc. God Enlil receives the Semitic epithet Bel (or Balu, or Baal), “lord” . With the rise of Babylon, the main god of this city Marduk begins to play an increasing role, but this name is also Sumerian in origin. The Akkadian mythological texts of the Old Babylonian time are much less known than the Sumerian; not a single text reached completely. All the main sources on Akkadian mythology date back to the II-I millennium BC, that is, to the time after the Old Babylonian period.

If very fragmentary information has been preserved about Sumerian cosmogony and theogony, then the Babylonian cosmogonic teaching is represented by a large cosmogonic poem-epic Enuma Elish (according to the first words of the poem - “When above”; the earliest version dates from the beginning of the 10th century BC). The poem plays the main role in the creation of the world to Marduk, who gradually occupies the main place in the pantheon of the II millennium, and by the end of the Old Babylonian period receives universal recognition outside of Babylon. In comparison with the Sumerian ideas about the universe, the new one in the cosmogonic part of the poem is the idea of ​​successive generations of gods, each of which surpasses the previous one, about theomachy - the battle of old and new gods and the unification of many divine images of creators into one. The idea of ​​the poem is to justify the exaltation of Marduk, the purpose of creating it is to prove and show that Marduk is the direct and legitimate heir to the ancient powerful forces, including the Sumerian deities. At the same time, the “original” Sumerian gods turn out to be young heirs to the more ancient forces that they crush. He receives power not only on the basis of legal continuity, but also by the right of the strongest, therefore the theme of the struggle and the violent overthrow of ancient forces is the leitmotif of the legend. The traits of Enki - Eya, like other gods, are transferred to Marduk, but Eyya becomes the father of the "lord of the gods" and his adviser. In the Ashur version of the poem (end of the 2nd millennium BC), Marduk is replaced by Ashur, the main god of the city of Ashur and the central deity of the Assyrian pantheon. This was a manifestation of the general tendency towards monotheism, expressed in the desire to single out the main god and rooted not only in the ideological, but also in the socio-political situation of the 1st millennium BC. A number of cosmological motifs of Enuma Elish came to us in the Greek arrangements of the Babylonian priest of the 3rd century BC Beros (through Polygistor and Eusebius), as well as the Greek writer of the 6th century Damascus. Damascus has a number of generations of gods: Taute and Apason and their son Mumiye (Tiamat, Apsu, Mummu), as well as Lache and Lahos, Kissar and Assoros (Lahm and Laham, Anshar and Kishar), their children Anos, Illinos, Aos (Anu Enlil, Eya). Aos and Dauke (i.e. the goddess Damkin) create the demiurge god Bel (Marduk). In Beros, the mistress corresponding to Tiamat is a kind of Omorka ("sea"), who dominates darkness and waters and the description of which resembles the description of the evil Babylonian demons. God Bel cuts it, creates heaven and earth, organizes the world order and orders to chop off the head of one of the gods in order to create people and animals from his blood and earth.

Myths about the creation of the world and the human race in Babylonian literature and mythography are associated with legends about human calamities, deaths and even the destruction of the universe. As in Sumerian monuments, in Babylonian legends it is emphasized that the cause of disasters is the anger of the gods, their desire to reduce the number of the human race that is growing and annoying the gods with its noise. Disasters are not perceived as legal retribution for human sins, but as an evil whim of a deity. The myth of the flood, which, according to all accounts, was based on the Sumerian legend of Ziusudra, came in the form of the myth of Atrahasis and the story of the flood, inserted in the epic about Gilgamesh (and not much different from the first), and also preserved in the Greek broadcast of Beros. The myth of bo tells about the punishment of people
У записи 3 лайков,
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Андрей Дмитриев

Понравилось следующим людям