Помните, в детстве нас заставляли писать сочинения на...

Помните, в детстве нас заставляли писать сочинения на тему "что хотел сказать автор"? И более того, пытались нам это объяснить?
Мне всегда казалось, что это сомнительная затея, хотя в детстве я не совсем понимала, что дело в контексте, личном и культурном опыте, различном у автора и читателя. Короче, мы читаем/видим/слышим вовсе не то, что "хотел сказать автор", а то, что проецируем сами.
Так вот. Пока я накапливаю в телефоне библиотеку по медиевистике и культурологии, которую у меня нет сил читать, я читаю много фантастики и много слушаю Летова.
В одном из романов по миру Вархаммер, есть наркотик-стимулятор, который в русском переводе называется "слава". Его активно употребляют пилоты "часовых" (sentinel) - в мерзком болотном мире нужно быстро соображать и ещё быстрее реагировать, особенно если управляешь эдакой избушкой на курьих ножках, сутками не вылезая из кабины. В общем, Летов поет "новые поля обагрятся славой", а мой мозг рисует не что-то такое, что мог бы иметь в виду Егор, а замученного небритого пилота боевой машины, со светящимися от наркотиков глазами.

Хочется порой театрально возвопить: "мозг, что ты делаешь, прекрати!", но вообще-то я нахожу эти игрища воображения прекрасными.
Так что, мозг, не прекращай, жги! Весело же.

Конечно, о таких штуках не стоит забывать, читая/изучая нечто серьезное - тут нужно постоянно себя одергивать, пытаясь сохранить адекватность восприятия, стараясь поместить себя в "правильную", а не анахроничную систему координат.

P.S.: годных картинок про "часовых" интернеты не принесли, но концепция боевой машины, в которой можно убиться, СПОТКНУВШИСЬ И УПАВ, - это очаровательная концепция.
Remember, in childhood we were forced to write essays on the topic "what the author wanted to say"? And what's more, they tried to explain this to us?
It always seemed to me that this was a dubious undertaking, although as a child I did not quite understand that it was a matter of context, personal and cultural experience, different from the author and the reader. In short, we read / see / hear not at all what the author "wanted to say," but what we project ourselves.
So here. While I am accumulating a library on medieval studies and cultural studies on my phone, which I do not have the strength to read, I read a lot of science fiction and listen to Letov a lot.
In one of the novels in the world of Warhammer, there is a stimulant drug, which in the Russian translation is called "glory." Pilots of the “sentinel” are actively using it - in a vile swampy world you need to think quickly and react even faster, especially if you control a kind of hut on chicken legs without getting out of the cabin for days. In general, Letov sings "new fields will be glorified with glory," and my brain draws not something that Yegor could have in mind, but a tortured unshaven pilot of a combat vehicle with eyes glowing from drugs.

I sometimes want to theatrically yell: “brain, what are you doing, stop!”, But actually I find these games of imagination beautiful.
So, brain, don’t stop, burn! It’s fun.

Of course, you should not forget about such things when reading / studying something serious - you need to constantly pull yourself up, trying to maintain an adequate perception, trying to put yourself in a "correct", rather than an anachronistic coordinate system.

P.S.: The Internet did not bring good pictures about the “sentries”, but the concept of a fighting machine in which you can stumble, STUMP AND UPAW, is a charming concept.
У записи 12 лайков,
0 репостов,
855 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Малиновская

Понравилось следующим людям