Репостну свою небольшую телегу из группы "Клубы мышления"...

Репостну свою небольшую телегу из группы "Клубы мышления" в ФБ.
Опять про Ноомахию и Логосы, и даже немного про Игру Престолов!
---
В разговорах о классификации типов мышления на лекции М. Кожаринова в Петербургском Клубе Мышления в субботу 18 мая родилась следующая аллюзия.
Говоря о мифологических архетипах различных типов мышления, интересно рассмотреть подходы к решению «больших и сложных задач» с точки зрения классификации Логосов в работах цикла «Ноомахия» А.Г. Дугина.
В данном цикле книг автор, расширяя достаточно традиционную дихотомию аполлонического и дионисийского начала культуры, выделяет такие парадигмы мышления, как Логос Аполлона, Логос Диониса и Логос Кибелы, которые можно максимально абстрактным образом описать как, соответственно, вертикально-манифестационистское («объективно идеалистическое» с точки зрения гегельянско-марксистской терминологии) и при этом дистинктивное мышление (Аполлон), мышление, ставящее во главу угла динамические трансформации объектов и их состояний (Дионис) и синтезирующее (в противоположность дистинктивному аполлоническому) материалистическое и при этом иррационально-экстатическое мышление (Кибела).
Соответственно, архетип подхода к решению «больших и сложных задач»:
- в парадигме Логоса Аполлона – разбиение таких задач на множество иерархически соподчинённых малых и простых;
- в парадигме Логоса Диониса – следование «пути хитрого человека» с нахождением обходных путей путём мышления аналогиями (ну или следование дионисийским ритуалам в обывательском понимании – и быстрое нахождение решения задачи в перерыве между распитием разбавленного вина, игрой на арфе и гонками на колесницах);
- в парадигме Логоса Кибелы – экстатическая логика потлача: не проанализировав толком структуру задачи, накидывание на задачу с демонстративным усердием и старанием (чтобы в случае неудачи отбояриться указанием на количество потраченных ресурсов: «Смотрите, как мы старались!»).
С точки зрения такой раскладки понятен ноологический подтекст канонической реплики университетского профессора «Забудьте всё, чему вас учили в школе»: развиваемые школьным образованием усидчивость и следование правилам (в особенности в парадигме «синдрома отличницы») суть ярко выраженные добродетели культа Кибелы (если вы измеряете результат работы количеством затраченных усилий, помедитируйте, какому архетипическому божеству эти усилия приносятся в жертву? Не Гарпии ли с вершины Великой пирамиды Миэрина?).
А решение задач, не имеющих однозначного решения, что человек должен осваивать на последующих ступенях образования, требует уже развития добродетелей аполлонических и дионисийских.
Эван Эвоэ!
I will repost my small cart from the Thinking Clubs group in the FB.
Again about Noomahia and the Logos, and even a little about the Game of Thrones!
---
In talking about the classification of types of thinking at the lecture of M. Kozharinov at the St. Petersburg Club of Thinking on Saturday, May 18, the following allusion was born.
Speaking of mythological archetypes of various types of thinking, it is interesting to consider approaches to solving "large and complex problems" from the point of view of the classification of Logos in the works of the cycle "Noomahia" A.G. Dugin.
In this series of books, the author, expanding the rather traditional dichotomy of the Apollonian and Dionysian principles of culture, identifies such paradigms of thinking as the Logos of Apollo, the Logos of Dionysus and the Logos of Cybele, which can be described in the most abstract way as, accordingly, vertically manifestational (“objectively idealistic” with Hegelian-Marxist terminology) and at the same time distinctional thinking (Apollon), thinking that focuses on the dynamic transformations of objects and their states (Dionysus) and syn mesuring (as opposed to apollonic distinction) materialistic and at the same time irrational-ecstatic thinking (Cybele).
Accordingly, the archetype of the approach to solving "large and complex problems":
- in the paradigm of the Logos of Apollo - the division of such tasks into many hierarchically subordinate small and simple;
- in the paradigm of the Logos of Dionysus - following the “path of the cunning person” with finding workarounds by thinking analogies (well, or following the Dionysian rituals in the philistine sense - and quickly finding a solution to the problem in the interval between drinking diluted wine, playing the harp and racing on chariots);
- in the paradigm of the Logos of Cybele - the ecstatic logic of crying out: not analyzing the structure of the task properly, throwing on the task with demonstrative zeal and diligence (so that in case of failure to show off by indicating the amount of resources spent: "Watch how we tried!").
From the point of view of this layout, the noological subtext of the canonical remark of the university professor “Forget everything that you were taught at school” is understandable: perseverance and following the rules developed by school education (especially in the paradigm of “excellent student syndrome”) are the pronounced virtues of the Cybele cult (if you measure the result of the work by the amount of effort expended, meditate, to which archetypal deity these sacrifices are sacrificed? Are there Harpies from the top of the Great Pyramid of Mierin?).
And the solution of problems that do not have an unambiguous solution that a person should master at the subsequent stages of education requires the development of the Apollonian and Dionysian virtues.
Evan Evoe!
У записи 2 лайков,
0 репостов,
366 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Евгений Благов

Понравилось следующим людям