ДОК vs ИГРОВОГО #message2man #посланиекчеловеку #прокино Первый день...

ДОК vs ИГРОВОГО

#message2man #посланиекчеловеку #прокино

Первый день кинофестиваля. Посетив 4 сеанса - 2 документальных и 2 игровых, задался вопросом: зачем вообще собственно смотреть игровое кино? Не то, чтобы разочарован, но док нынче смотрится на порядок убедительнее, интереснее и актуальнее, чем похожее игровое кино.
"НАСКВОЗЬ" - документальная короткометражка Ольги Привольновой, выпускницы школы Разбежкиной. Потрясающая! История о молодых ребятах едущих в главном поезде страны насквозь, от Москвы до Владивостока, и собирающих материал для будущих вербатимов. Сквозь смех, слезы, сомнения...

Инвалид-колясочник, запойный философ и романтик где-то в ночи показывает (как и обещал) режиссеру цветущую вишню, а потом вдруг: "Оля, кто я? Кто я? Кто я, Оля? Я не хочу, знать. Оля, края нет" - и всё, ком в горле, слёзы в глазах. Так это сказано! И подобных сцен не одна, а практически весь фильм. Боль, мечты, будни обычных людей. На необыкновенно близкой дистанции, как умеют снимать только "разбежкинцы". Браво! Посмотрел бы ещё раз.

К слову сказать, показанные сегодня "БАБОЧКИ" Дмитрия Кубасова, также "разбежкинца", собрали сегодня аншлаг. Билетов не было. И я считаю этот фильм весьма вероятным претендентом на победителя в национальном конкурсе. В принципе, по уровню съемок ему бы в международном конкурсе участвовать, но даёт себя знать национальный контекст, который иностранцам может быть и не понятен, и не очень интересен.

В международном конкурсе очень сильно себя заявил "ОДИН ДЕНЬ В АЛЕППО", документальная хроника жизни полуразрушенного города, где то и дело взрываются снаряды, гибнут люди, но при этом жизнь продолжается, дети рисуют на руинах цветы и играют в обгоревшем автобусе. Одна из самых сильных сцен, когда прямо во время съемки в автомобиль съемочной группы попадает осколок. Лобовое стекло вдребезги, водитель ранен... Сразу понимаешь, какой ценой снимался фильм. Особенный контраст происходящему придал предыдущий фильм, "ПОТОМУ ЧТО МИР НЕ ОСТАНОВИШЬ", где в шведских новостях коротко и цинично рассказывают о том, что Швеция поможет Франции с поставками оружия в Сирии. Не исключено, что именно оно и взрывалось в кадре.

Третий фильм международного конкурса "ЧУЖАК В РАЮ" - один большой вопрос. Снятая на стыке игрового и документального кино история мигрантов из Африки и Ближнего Востока в Европу, пропагандирующая ультра-правые, и фактически граничащие с нацистскими идеи. Не очень понятно, как такой "людоедский" фильм мог попасть на гуманистический по своей сути фестиваль. С другой стороны, именно этим он и интересен - не как история о черных, а как портрет современного белого европейца, играющего роль Петра-ключника, пускающего или непускающего бедолаг в европейский рай. К сожалению, в конце фильма выясняется, что главный герой - актер, а потому совершенно не понятно, имеет ли отношение к действительности всё показанное.

Программа Андрея Плахова "Кино сверхреальности" впечатлила не особо. Игровое кино с закосом под док заметно проигрывает доку настоящему. Главный вопрос к такому кино опять же такой - какое отношение имеет показанное к действительности? Развлекательным это кино можно вряд ли назвать, а по уровню актуальности и остроты весьма беззубо.

"ВЕСТЕРН" Валески Гризебах - весьма тягомотное, и потому непростое для зрителя, повествование о немцах-строителях в болгарской деревне. В принципе, не такая уж и плохая история о мужских характерах разбивается о документальный темпоритм. Но то, что позволительно в доке, в игровом кино непростительно уныло. Извините, досидел кое-как.
"120 УДАРОВ В МИНУТУ" Робена Кампийо - самый титулованный фильм программы, обладатель Гран-При, Квир-Пальмы и приза ФИПРЕССИ на последнем Каннском кинофестивале. Неплохой фильм о борьбе французских активистов за права ВИЧ-инфицированных. Два больших "но". Первое, хронометраж фильма на 2 с лишним часа - за гранью добра и зла для подобной ленты. Второе, фильм опоздал со своей актуальностью лет так на 20. Показаны 90-ые, а с тех пор уже всё сильно изменилось. Геи, СПИД, СПИД, геи... а ещё наркоманы, проститутки и заключенные. Эта связка давно уже устарела. СПИД нынче не удел маргиналов, а, говоря медицинским языком, вышел в основную популяцию. Мы давно живем в условиях эпидемии, о которой никто ничего не говорит. В этом плане награда подобного кино на весьма консервативном Каннском конкурсе - скорее способ не видеть проблему, чем её поднять.

Опять же, хотя история главных героев красива и до слез трагична - этого не отнять, но непонятно - какое она имеет отношение к реальной жизни. Одно дело, если перед нами история реальных людей, и совсем другое - если это фантазия авторов. Сопереживать кинофантомам на фоне подлинных человеческих судеб кажется если и не аморальным, то уж точно пустым. Тем более, что скрестив байопик об активистах в духе "Харви Милк" Гаса ван Сента с личной драмой об умирании а ля "Время прощания" Франсуа Озона, "120 ударов" не дотянули до упомянутых ни по исторической актуальности, ни по художественной глубине.

Вывод сегодняшнего дня - надо смотреть док! Что кстати подтверждает и публика. На игровых сеансах, вопреки ожиданиям устроителей, было примерно треть, если не четверть зала.
DOCK vs GAME

# message2man #before a person #prokino

The first day of the film festival. Having visited 4 sessions - 2 documentaries and 2 games, I asked myself a question: why bother actually watching a feature film? Not that I’m disappointed, but the dock now looks an order of magnitude more convincing, interesting and relevant than a similar feature film.
"THROUGH" is a short documentary by Olga Privolova, a graduate of Razbezhkina school. Awesome! The story of the young guys traveling through the main train through the country, from Moscow to Vladivostok, and collecting material for future recruits. Through laughter, tears, doubts ...

A wheelchair invalid, a drunken philosopher and a romantic somewhere in the night shows (as promised) the director a blooming cherry, and then suddenly: "Olya, who am I? Who am I? Who am I, Olya? I don’t want to know. Olya, the edges no "- and that's it, a lump in my throat, tears in my eyes. So it is said! And such scenes are not one, but almost the entire film. Pain, dreams, everyday life of ordinary people. At an unusually close distance, as only "razbezhkintsy" can shoot. Bravo! I would look again.

By the way, the “BUTTERFLIES” shown by Dmitry Kubasov, also a “runner”, showed today a full house. There were no tickets. And I think this film is a very likely contender for the winner in the national competition. In principle, according to the level of filming, he would participate in an international competition, but the national context, which may not be understandable to foreigners and is not very interesting, makes itself felt.

In the international competition, “ONE DAY IN ALEPPO” very strongly declared itself, a documentary chronicle of the life of a dilapidated city, shells explode here and there, people die, but life goes on, children draw flowers on ruins and play on a charred bus. One of the most powerful scenes when a splinter hits a car of a film crew during shooting. The windshield was smashed to smithereens, the driver was injured ... You immediately understand the price of the film. The previous film “BECAUSE THE WORLD WILL NOT STOP” gave a special contrast to what is happening, where Swedish news briefly and cynically says that Sweden will help France with arms transfers to Syria. It is possible that it exploded in the frame.

The third film of the international stranger in paradise is one big question. The story of migrants from Africa and the Middle East to Europe, filmed at the junction of feature and documentary films, propagating ultra-right, and actually bordering on Nazi ideas. It is not very clear how such a "cannibalistic" film could get to the essentially humanistic festival. On the other hand, this is precisely what makes him interesting - not as a story about blacks, but as a portrait of a modern white European, playing the role of Peter the Key, letting or not letting poor fellows into European paradise. Unfortunately, at the end of the film it turns out that the main character is an actor, and therefore it is completely unclear whether everything shown is relevant to reality.

The program of Andrei Plakhov "Cinema of Superreality" was not particularly impressive. Fiction movies with a slanting under the dock noticeably lose to the present. The main question for such a movie is again this - what does the shown have to do with reality? This movie can hardly be called entertaining, but in terms of relevance and acuteness it is very toothless.

"WESTERN" Waleski Grisebach is a very painful, and therefore difficult for the viewer, story about the German builders in a Bulgarian village. In principle, not such a bad story about male characters is broken up on a documentary tempo. But what is permissible in the dock, in the feature films is unforgivably dull. Sorry, I sat there somehow.
"120 BEATS IN MINUTE" Robena Campillo is the most titled film of the program, winner of the Grand Prix, Queer Palms and the FIPRESCI prize at the last Cannes Film Festival. A good film about the struggle of French activists for the rights of HIV-infected people. Two big buts. First, the movie’s timing for more than 2 hours is beyond good and evil for such a tape. Second, the film was late with its relevance for about 20 years. The 90s are shown, and since then everything has changed a lot. Gays, AIDS, AIDS, gays ... and also drug addicts, prostitutes and prisoners. This bunch has long been outdated. AIDS is now not the lot of marginalized people, but, speaking in medical terms, has entered the main population. We have long been living in an epidemic that no one is talking about. In this regard, the award of such a movie at a very conservative Cannes competition is more a way to not see the problem than to raise it.

Again, although the story of the main characters is beautiful and tragic to tears - this cannot be taken away, but it is not clear how it relates to real life. It is one thing if we have a story of real people, and quite another - if this is the imagination of the authors. Empathizing with film phantoms against the backdrop of genuine human destinies seems, if not immoral, then certainly empty. Moreover, having crossed the biopic about Harvey Milk activists, Gus van Sant, with a personal drama about dying a la “Farewell Time” by Francois Ozon, “120 hits” did not reach those mentioned either in historical relevance or in artistic
У записи 4 лайков,
0 репостов,
254 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Евгений Тумило

Понравилось следующим людям