Хочу поделиться отрывком из любопытнейшей книги Лаувенг Арнхильд...

Хочу поделиться отрывком из любопытнейшей книги Лаувенг Арнхильд «Завтра я всегда была львом». Крайне интригующее название (по-моему, прозрачный намёк на борьбу с прокрастинацией). На самом деле речь пойдёт совершенно не об этом, но содержание не разочаровало.

В 1969 году американский исследователь Скотт издал книгу под названием «The making of blind men», в буквальном переводе — «Как делают слепых людей». В этой книге Скотт показывает, как постановка диагноза может становиться основой обучения роли больного, что в свою очередь может приводить к снижению соответствующей функции. В качестве исходной точки он берет юридическое определение слепоты: человек, имеющий менее 10% зрения в хорошем глазу, является слепым с остаточным зрением, человек, имеющий более 10% зрения в хорошем глазу, является зрячим с ограниченными возможностями зрения. Очевидно, что практически разница между 9% и 11% зрения в лучшем глазу не имеет существенного значения, однако все же требовалось установить какую-то границу. Но, как обнаружил Скотт, однажды установленная и зарегистрированная разница делает незначительное различие очень большим.

Зрячие люди с ограниченными возможностями зрения получали помощь специалистов в области медицины и оптики с целью помочь им наилучшим образом использовать остатки своего зрения. Для них создавались определенные рабочие и бытовые условия, их снабжали лупами и тому подобными приспособлениями, но кроме того, от них еще ожидалось, что они будут выполнять свои функции, как все другие. И, согласно наблюдениям Скотта, они их действительно выполняли. Слепые же, напротив, в основном получали помощь в решении той проблемы, которая в их случае рассматривалась как главная, а именно в решении проблем, связанных с социальными и психологическими последствиями слепоты. Им предлагалась помощь психологов и специалистов по социономии, которые должны были помочь им принять свои ограничения, причем решающим показателем положительного результата реабилитации считалось «признание индивидом реального положения вещей», «осознание своей болезни > и «приятие того факта, что прежняя жизнь, то есть зрячая жизнь, для него бесповоротно закончилась».

Далее Скотт показал, что пациенты, не соглашающиеся принять эту модель, регулярно несли за это наказание, например, в виде менее благожелательного отношения лечащего персонала, негативных отзывов в ответ на запросы и редуцированного доступа к таким ресурсам, как рабочие места, реабилитация и практическая помощь. Очевидно, что лечащий персонал вовсе не стремился наказывать своих пациентов, и, если бы им задали такой вопрос, эти люди, наверняка ответили бы на него отрицательно. Как и большинство представителей лечебных организаций, они, несомненно, искренне желали помочь своим пациентам понять, какова их новая ситуация, и, вероятно, считали, что было бы неправильно допустить их до следующей ступени предложенной программы, прежде чем они придут к необходимому пониманию реального положения вещей.

Дело в том, что человеческий язык — это мощное орудие по созданию понятий, и в силу этого оно может с одинаковым успехом описать одно и то же действие как обоснованный метод лечения или как наказание. Это целиком и полностью зависит от того, под каким углом зрения будет рассматриваться данная ситуация. Во всяком случае, в результате такого подхода получилось так, что пустяковая разница между девятью и одиннадцатью процентами зрения привела к огромным различиям на функциональном уровне. Люди, считающиеся слепыми с юридической точки зрения, практически превращались в слепых, и, как обнаружил Скотт, через некоторое время большинство из них превратилось в живущих на социальное обеспечение людей со сниженными социальными функциями, зачастую круг их общения и повседневной активности оказывался крайне узким. Юридически зрячие, напротив, сохраняли все функции фактически зрячих людей, их трудовая и повседневная активность оставалась близкой к норме, состояние их социальных связей и бытовой активности было хорошим.

Скотт изучал людей с соматическим диагнозом, но нет никаких причин предполагать, что психиатрический диагноз не ведет к такому же результату. Напротив, всем, кому довелось лечиться в психиатрическом отделении или в психиатрическом центре дневного пребывания, хорошо знакомы такие выражения, как «недостаточное осознание своей болезни», «осознать свои ограничения» и «научиться жить со своими симптомами». Мне часто приходилось их слышать, и я слышу их по сей день, хотя они относятся уже не ко мне и описывают не мое функциональное состояние. Сознаюсь, что про «осознание своих ограничений» мне и самой случалось говорить.

Поскольку, естественно, встречаются люди с далекими от реальности завышенными ожиданиями в отношении собственных задач и возможностей, лучшая помощь таким людям состоит в том, чтобы объяснить им, что к этому можно подходить более спокойно и неторопливо. Такой подход вполне оправдан. Проблема возникает при некритическом использовании выражений, подразумевающих заниженные требования, которые используются с целью выработки у больного не соответствующих реальности заниженных ожиданий; проблема здесь заключается в том, что в результате получаются люди, достигающие меньше того, чего они могли бы достичь, меньше того, чего можно добиться при их диагнозе и степени заболевания.

Я не имею в виду, что достаточно сказать человеку «думай позитивно», и все сразу станет хорошо. Так просто ничего не получится, уж я это знаю лучше некуда. Но я также знаю, что если тебе навязали роль, предполагающую очень мало возможностей, то будет очень трудно вырваться из этой роли, в этом случае иногда очень трудно получить ту помощь, которая необходима, чтобы ты мог предельно развить свои возможности. Роль постепенно становится наработанной привычкой, с которой очень трудно порвать, а вдобавок к ней начинают действовать ожидания, которые питает твое окружение, их сила может быть так велика, что ей трудно противостоять. Эти ожидания могут выражаться как более или менее опосредованно - иногда через действия, иногда через похвалу твоей пижаме или за то, что ты прибрала в комнате, так и впрямую, в словесной форме.

Одна из моих лечащих врачей сказала мне при первой встрече, что я должна раз и навсегда понять, что никогда уже не вылечусь от болезни и мне нужно научиться жить со своими симптомами. Не желая держать язык за зубами, я тут же заявила, что не собираюсь этому учиться, симптомы эти слишком тяжкая штука, так что у меня нет никакого желания оставаться с ними до конца своих дней, тем более, что мне всего-то двадцать с небольшим лет. В ответ я услышала, что при таких установках я даже не заслужила, чтобы кто-то пытался мне помочь. Здоровой я никогда не стану, а раз я заявляю, что поставила перед собой такую цель, то это значит, что я просто собираюсь саботировать все то, что можно для меня сделать, а именно - научить меня жить с моими симптомами. Все остальное для меня совершенно невозможно, так что мои заявления — это одни отговорки и предлог, чтобы не делать того, что является единственно возможным.

К счастью, я ее не послушалась. Ведь если бы я согласилась, я бы никогда не выздоровела, и никогда не стала бы жить той жизнью, которой живу сейчас. И в этом вся соль. То, что она говорила, вовсе не было полной чепухой. Если быть совершенно честной и объективной, то, трезво взглянув на дело и оценив ту ситуацию, в которой я находилась в то время, я не могу не согласиться с тем, что ее прогноз был вполне обоснованным. Моя болезнь продолжалась уже несколько лет, мне был поставлен диагноз «шизофрения», я получала большие дозы нейролептиков и, несмотря на длительное лечение, по-прежнему не могла жить самостоятельно и даже выходить одна за пределы больницы. Вся статистика убедительно подтверждала ее заключение. Вряд ли тогда можно было предположить, что я стану здоровым человеком, ведущим активную и самостоятельную жизнь, и буду работающим психологом, тогда как гораздо вероятнее представлялось такое будущее, для которого мне нужно приучиться жить со своими симптомами.

Но люди — это не статистика. Поэтому у нее не могло быть полной уверенности в своей правоте. И даже если жестокая правда была в том, что в пользу моего выздоровления у меня был лишь один шанс из тысячи, это значило бы, что из тысячи человек, находящихся в таком безнадежном состоянии, в каком была я, один может выздороветь. И этим человеком с таким же успехом могла оказаться я, как и любой другой из оставшихся девятисот девяноста девяти. Исследования Скотта показали, что разница зрения в два процента может оказать глубокое влияние на то, как сложится вся жизнь человека, причем решающим фактором будут служить ожидания, заявленные теми, с кем сталкивается данный человек. Для меня тоже огромное значение имело сохранить надежду на другую жизнь, мечту, которая меня поддерживала, цель, придающую смысл моей жизни, или все это потерять. В таком контексте вопросы статистики и вероятности играют очень незначительную роль.

Я была больна и не могла выбирать ни жизненную ситуацию, ни диагноз. Тут ничего нельзя было изменить. Изменить можно было то, как подавать мне эти факты. Можно было фокусироваться на статистике: «Добиться своей цели для тебя почти невозможно». А можно было сфокусироваться на надежде: «Человек непредсказуем, всегда остается хотя бы маленький шанс, что все получится, если мы хорошенько поработаем и потратим на это много времени». Оба высказывания одинаково справедливы. Но эффект от того и другого будет очень разным. И содержание их резко отличается одно от другого. В одном содержится большая надежда. В другом ее нет. Если бы мне предложили выбор, я в любом случае предпочла бы ту истину, которая содержит надежду. Просто потому что это полезнее для здоровья и не причиняет боли. И потому что она не исключает возможности чуда, которое тоже порой случается. А это ведь и есть самое главное.
I want to share an excerpt from an interesting book by Lauwen Arnhild, "Tomorrow I have always been a lion." Extremely intriguing name (in my opinion, a transparent hint of the fight against procrastination). In fact, this will not be at all about this, but the content did not disappoint.

In 1969, an American researcher Scott published a book called "The making of blind men", literally translated, "How to Make Blind People." In this book, Scott shows how diagnosis can become the basis for learning the role of the patient, which in turn can lead to a decrease in the corresponding function. As a starting point, he takes the legal definition of blindness: a person who has less than 10% of vision in a good eye is blind with residual vision, a person who has more than 10% of vision in a good eye is sighted with limited vision. Obviously, in practice, the difference between 9% and 11% of vision in the best eye is not significant, but still it was necessary to establish some kind of border. But, as Scott discovered, the once established and recorded difference makes the slight difference very large.

Visually impaired people received the help of specialists in the field of medicine and optics in order to help them make the best use of the remnants of their vision. Certain working and living conditions were created for them, they were supplied with magnifiers and similar devices, but in addition, they were still expected to fulfill their functions, like all others. And according to Scott, they really did. The blind, on the contrary, mainly received help in solving the problem, which in their case was considered as the main one, namely in solving problems associated with the social and psychological consequences of blindness. They were offered the help of psychologists and socionomy specialists who were supposed to help them accept their limitations, and the decisive indicator of a positive rehabilitation result was considered to be “recognition by an individual of the real state of things”, “awareness of his illness” and “acceptance of the fact that old life, that is, the sighted life, for him, irrevocably ended ”.

Further, Scott showed that patients who did not agree to accept this model were regularly punished for this, for example, in the form of a less favorable attitude of the attending staff, negative feedback in response to requests, and reduced access to resources such as jobs, rehabilitation, and practical help . Obviously, the treating staff did not at all seek to punish their patients, and if they were asked such a question, these people would probably answer negatively. Like most representatives of medical organizations, they undoubtedly sincerely wanted to help their patients understand what their new situation was, and probably thought it would be wrong to let them go to the next stage of the proposed program before they come to the necessary understanding of the real situation of things.

The fact is that human language is a powerful tool for creating concepts, and therefore it can equally well describe the same action as a justified treatment method or as a punishment. This entirely depends on the angle from which this situation will be considered. In any case, as a result of this approach, it turned out that the trivial difference between nine and eleven percent of vision led to huge differences at the functional level. People who were considered blind from a legal point of view, practically turned into blind, and, as Scott discovered, after some time, most of them turned into people with reduced social functions living on social welfare, often their circle of communication and everyday activity turned out to be extremely narrow. Legally, sighted people, on the contrary, retained all the functions of virtually sighted people, their labor and daily activities remained close to normal, the state of their social ties and everyday activities was good.

Scott studied people with a somatic diagnosis, but there is no reason to believe that a psychiatric diagnosis does not lead to the same result. On the contrary, everyone who happened to be treated in a psychiatric ward or in a psychiatric day care center is familiar with such expressions as “insufficient awareness of one’s illness”, “be aware of one’s limitations” and “learn to live with one’s symptoms”. I often had to hear them, and I hear them to this day, although they no longer relate to me and describe not my functional state. I confess that I myself happened to talk about “awareness of my limitations”.

Since, naturally, there are people with far-fetched expectations in relation to their own tasks and opportunities, the best help to such people is to explain to them that this can be approached more calmly and leisurely. This approach is justified. The problem arises with the uncritical use of expressions that imply understated requirements.
У записи 11 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Дарья Тарасова

Понравилось следующим людям