Представление о том, что у нас в голове...

Представление о том, что у нас в голове сидит «воспринимающий человечек», до которого сквозь органы чувств долетают отфильтрованные сигналы от «реальной реальности» (типа как в «Головоломке» или «Быть Джоном Малковичем») — очень наивно. Примерно так же наивно, как представление всех детей до определённого возраста, что они видят благодаря «смотрящей силе», испускаемой из глаз и попадающей на объекты внешнего мира.

Нет у нас никаких «фильтров восприятия». Коммуникация не занимается «обходом фильтров». Аристотель полагал, что мозг — орган охлаждения крови. После древнеримского врача Галена мозгу отведена роль мыслительного органа, но его постоянно уподобляют топовым технологическим механизмам — то часам, то паровому двигателю, то телефонной сети, теперь вот компьютеру.

Нейронаука шагнула вперёд. Мы достоверно знаем, что мозг представляет собой кучу связанных групп и зон нейронов с множественными обратными связями (для которых даже используется отдельный термин reentry, а не feedback). Что сигналы от органов чувств проходят обработку и передаются в более «высокоуровневые» структуры обработки тех же сигналов. На нижнем уровне нейроны регистрируют сигналы от отдельных палочек и колбочек, на следующем — например, отличают свет от тени, на следующем — наклонные, горизонтальные и вертикальные линии, на следующем — формы и так далее. Все эти зоны, уровни и их функции конкретно изучены и поименованы.

Но главный прикол в том, что эти уровни не просто «передают сигналы вверх». «Сверху вниз» с той же интенсивностью непрерывно спускаются предсказания того, что мы сейчас должны воспринять. Читая предложение, слушая музыку, смотря кино, мы буквально постоянно предсказываем каждый следующий кадр, ноту, бармалей. И когда наши предсказания расходятся с сигналами на любом уровне (как в предыдущем предложении), мы корректируем либо предсказание, либо само субъективное содержание опыта. Эти процессы изучаются, в частности, в опытах с binocular rivalry.

Вот почему существуют галлюцинации при психических расстройствах или в трипах: нисходящее предсказание имеет больший вес, чем восходящий поток информации. Причём картины могут быть достаточно сложными. К примеру, на экране реального работающего телевизора могут «идти передачи» про собственное прошлое трипующего с ним же в главной роли.

Вот почему существует баннерная слепота. Люди глазами видят баннеры. Но сверху (от Системы 1 по Канеману) очень быстро спускается предсказание о нулевой ценности этой части страницы. Активное восприятие Системы 2 переключается на потенциально более ценные части экрана.

И вот почему коммуникация не сводится к «донесению сообщения». Успешная коммуникация побуждает человека к активному восприятию содержания этой самой коммуникации. На это одновременно работают десятки культурных конструкций (экспертный имидж, телеэкран, сцена конференции, деловой костюм) и когнитивных искажений.

Кстати, воспоминания тоже вообще ни капельки не подобны записи файла на жёсткий диск. Воспоминания — тоже активные процессы сознания. Но это уже другая история.
The idea that a “perceiving man” sits in our head, to which filtered signals from “real reality” (like in “The Puzzle” or “Being John Malkovich”) reach through the senses, is very naive. Approximately as naive as the representation of all children up to a certain age, what they see thanks to the “watching power” emitted from the eyes and falling on objects of the external world.

We do not have any "perception filters". Communication does not deal with filter bypass. Aristotle believed that the brain - the organ of blood cooling. After the ancient Roman physician Galen, the brain is assigned the role of a thinking organ, but it is constantly likened to top-end technological mechanisms — the clock, the steam engine, the telephone network, and now the computer.

Neuroscience has stepped forward. We reliably know that the brain is a bunch of related groups and zones of neurons with multiple feedbacks (for which even the separate term reentry is used, not feedback). That the signals from the senses are processed and transmitted to higher-level processing structures of the same signals. At the lower level, neurons register signals from individual rods and cones, on the next — for example, light from the shadow is distinguished, on the next — oblique, horizontal and vertical lines, on the next — forms, and so on. All these zones, levels and their functions are specifically studied and named.

But the main joke is that these levels are not just "transmitting signals up." “From top to bottom,” with the same intensity, the predictions of what we have to perceive now continuously descend. Reading the proposal, listening to music, watching movies, we literally constantly predict every next frame, note, barmalei. And when our predictions diverge from the signals at any level (as in the previous sentence), we correct either the prediction or the very subjective content of experience. These processes are studied, in particular, in experiments with binocular rivalry.

That is why there are hallucinations for mental disorders or tripty: a downward prediction has more weight than the upward flow of information. And the paintings can be quite complex. For example, on the screen of a real working TV, there can be “broadcasts” about their own past, who is in the lead role, who is with him.

That is why there is banner blindness. People see banners with their eyes. But from above (from System 1 in Kaneman), the prediction about the zero value of this part of the page comes down very quickly. Active perception of System 2 switches to potentially more valuable parts of the screen.

And this is why communication does not boil down to “delivering a message.” Successful communication motivates a person to actively perceive the content of this very communication. Dozens of cultural constructions (expert image, television screen, conference scene, business suit) and cognitive distortions simultaneously work on this.

By the way, memories are also not a bit like writing a file to a hard disk. Memories are also active processes of consciousness. But that's another story.
У записи 27 лайков,
1 репостов,
1025 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Алексей Ёжиков

Понравилось следующим людям