В Ростове посмотрели фильм "Зеленая книга", понравился —...

В Ростове посмотрели фильм "Зеленая книга", понравился — очень!
Но речь не о фильме. Там доктор Ширли играл на фортепиано Шопена, думаю, послушаю-ка.
Вдруг вместо Шопена в моих ушах заскрипел паркет музыкальной школы. Я физически ощущаю этот мягкий, гибкий от старости паркет под ногами, освещенный солнцем из окна в торце коридора, чувствую его запах: мокрая пыль и старое дерево. Слышу какофонию звуков разминки инструментов и распевающегося хора. Этот звук знаком каждому музыканту)))
И двери, двери в музыкалках особенные. Как вот, например, в ростовском же музее искусств): деревянные, шершавые от десятков слоев краски, и ручка резко выгибается вверх, а потом — вниз, и поворачивать ее страшно.
За ней тебе могут кинуть мячик и назвать цифру, а ты должен быстро сообразить, как называется интервал между именно таким количеством нот. Это сейчас вроде несложно, но когда тебе 5, ты очень, очень боишься этого мячика!
Другая дверь привлекает тебя: за ней тебе играют мелодию, а ты записываешь ее на нотный стан. Это просто, а простого ты не боишься. А если преподаватель еще и заметит, что ты написала это самая первая и без ошибок — это просто волшебное ощущение, надо срочно по приходу домой рассказать всем!!))
А потом экзамен по фортепиано, наверное, первый, не сдала: несколько ошибок, давление десятков взглядов — расплакалась и убежала (да, это с детства).
Если случайно ошибиться дверью, можно увидеть старшеклассников. Они просто боги, на них только посмотришь — уже оторопеваешь, а если услышать как играют.. даже преподаватели так не смогут! По крайней мере ты не слышала, чтобы учителя играли так (они вообще почему-то редко играют при учениках, не умеют, наверное)).
Эта дверь любимая, за ней ты будешь просто петь. Не понимая, почему это целая наука и почему у кого-то не получается попасть вот в эту особую ноту, и чем же она такая особая..
И неважно, двери ли это музыкалки Мравинского или дома детского творчества на Алтайской, или дворца пионеров. Ручки могут немного отличаться, а паркет и те чувства, что за дверями — нет.
In Rostov we watched the film "Green Book", I liked it very much!
But it's not about the movie. There, Dr. Shirley played Chopin’s piano, I think I’ll listen.
Suddenly, instead of Chopin, the floor of the music school creaked in my ears. I physically feel this soft, old-aged hardwood floor under my feet, lit by the sun from a window at the end of the corridor, I can smell it: wet dust and old wood. I hear the cacophony of the sounds of warming up the instruments and the singing choir. This sound is familiar to every musician)))
And the doors, the doors in the music boxes are special. Like here, for example, in the Rostov Museum of Art): wooden, rough from dozens of layers of paint, and the pen sharply bends up and then down, and it's scary to turn it.
They can throw a ball behind you and name a number, and you should quickly figure out what the interval between exactly this number of notes is called. It’s kind of easy now, but when you are 5, you’re very, very afraid of this ball!
Another door attracts you: a melody is played for you behind it, and you record it on a stave. It's simple, but you are not afraid of simple. And if the teacher also notices that you wrote this very first one and without errors - it’s just a magical feeling, you must urgently tell everyone upon arrival home !!))
And then, probably, the first one, she did not pass the piano exam: a few mistakes, the pressure of dozens of looks - burst into tears and ran away (yes, this is from childhood).
If you accidentally make a mistake by the door, you can see high school students. They are just gods, you just look at them - you’re already dumbfounded, and if you hear how they play .. even teachers can’t! At least you haven’t heard teachers play like this (for some reason they rarely play with students, they probably don’t know how)).
This door is beloved, you’ll just sing behind it. Not understanding why this is a whole science and why someone cannot get into this special note, and why is it so special ..
And it doesn’t matter if it’s the door of a musician of Mravinsky or a house of children's art in Altai, or a palace of pioneers. Handles may vary slightly, but parquet and those feelings that are not behind the doors.
У записи 29 лайков,
0 репостов,
836 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Марианна Милютина

Понравилось следующим людям