Вот, помню, лежу я в больнице. То есть...

Вот, помню, лежу я в больнице. То есть не так хорошо я это помню, поскольку речь о реанимации после дтп, и явно меня чем-то интересным угостили, потому что чувствую я себя превосходно и настрой имею в целом оптимистичный. Входит важный для меня человек. Я себе думаю, будь ты проклят, но мне это сейчас необходимо и ты мне не откажешь. И беру его за руку. Он садится ко мне, руки не отнимает. Я чувствую себя как флэшка в соответствующем разъеме. Засыпаю.
Через несколько лет один знакомый профессор мне рассказывает: "Так и так, когда вы в больницу попали, все коллеги сразу же подорвались к вам ехать, ну и я поехал. Все сразу принялись метаться, выяснять вопросы, а я в палату пошел. Вы меня за руку взяли так трогательно, так отважно, будто я единственный в мире человек, который что-то значит, и уснули". И да, этот профессор вовсе не тот человек.
Профессор понимает, что в обычной жизни невозможно получить аналогичный опыт: при обычных обстоятельствах требуется очень тщательно следить за своими действиями в подобной ситуации, чтобы избежать нежелательных последствий. А тут сидишь как в кино, только по-настоящему, и настоящий живой человек выказывает тебе настоящие живые чувства, а у тебя как раз незамутненный чувствами рассудок, и ты можешь воспринимать происходящее чисто как эстетический или антропологический феномен. Ты понимаешь, что наблюдаемые чувства не имеют к тебе никакого отношения, и можешь сосредоточиться на наблюдении чувств как таковых.
Я хочу научиться так писать, чтобы читатель видел, что я обращаюсь к нему, но подозревал, что вижу я в это время кого-то другого, и чувствовал неловкость оттого, что подглядывает, и терялся в догадках, что общего у меня с тем другим и что мы двое знаем такое, чего он, читатель, не узнает никогда.
Now, I remember, I'm in the hospital. That is, I don’t remember it that well, because I was treated to the resuscitation department after an accident, and I was obviously treated with something interesting, because I feel great and I am generally optimistic. An important person comes in. I think I’ll be damned, but I need it now and you won’t refuse me. And take his hand. He sits down to me, does not take his hands. I feel like a flash drive in the corresponding slot. Falling asleep.
A few years later, a professor friend of mine tells me: “So and so, when you got to the hospital, all the colleagues immediately blown up to go to you, well, I went. Everyone started rushing around, asking questions, and I went to the ward. You brought me they took my hand so touching, so brave, as if I were the only person in the world who means something, and fell asleep. " And yes, this professor is not the right person.
The professor understands that in ordinary life it is impossible to get a similar experience: under ordinary circumstances, you need to carefully monitor your actions in such a situation in order to avoid undesirable consequences. And here you sit as in a movie, only for real, and a real living person shows you real lively feelings, and you just have a mind that is not clouded by feelings, and you can perceive what is happening purely as an aesthetic or anthropological phenomenon. You understand that the observed feelings have nothing to do with you, and you can focus on observing the feelings as such.
I want to learn how to write in such a way that the reader sees that I am turning to him, but suspects that I am seeing someone else at that time, and I feel awkward because I’m peeping, and I wondered what I had in common with that other and that the two of us know things that he, the reader, will never know.
У записи 13 лайков,
0 репостов,
214 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Даниэль Ермо

Понравилось следующим людям