Еще один любимый отрывок о культурных сюжетах, жизненных сценариях и жанровой определенности жизни из книги С. Адоньевой "Дух народа и другие духи".
"Не существует прошлого вообще и будущего вообще. Все зависит от того, как мы расположимся в точке нашего настоящего, и от того, захотим ли вообще эту точку заметить. Так же и история никогда не бывает историей вообще, она всегда чья-то история: она не может разворачиваться иначе, как из точки «я — здесь — сейчас», из точки настоящего, причем такого, которое кем-то переживается:
«Каким же образом уменьшается или исчезает будущее, которого еще нет? Каким образом растет прошлое, которого уже нет? Только потому, что это происходит в душе и только в ней существует три времени. Она и ждет, и внимает, и помнит: то, чего она ждет, проходит через то, чему она внимает, и уходит туда, о чем она вспоминает… Я собираюсь пропеть знакомую песню; пока я не начал, ожидание мое устремлено на нее в целом; когда я начну, то по мере того, как это ожидание обрывается и уходит в прошлое, туда устремляется и память моя. Сила, вложенная в мое действие, рассеяна между памятью о том, что я сказал, и ожиданием того, что я еще скажу. Внимание же мое сосредоточено на настоящем, через которое переправляется будущее, чтобы стать прошлым. Чем дальше и дальше движется действие, тем короче становится ожидание и длительнее воспоминание, пока, наконец, ожидание не исчезнет вовсе: действие закончено; оно теперь все в памяти. То, что происходит с целой песней, то происходит с каждой ее частицей и с каждым слогом; то же происходит и с длительным действием, частицей которого является, может быть, песня; то же и со всей человеческой жизнью, которая складывается, как из частей, из человеческих действий; то же со всеми веками, прожитыми “сынами человеческими”, которые складываются, как из частей, из всех человеческих жизней»[1].
Надвигающееся будущее может быть «исполнено» в настоящем так же, как исполняется песня в приведенном выше описании св. Августина. Такой «текст» располагается вне временного потока, он служит образцом для данного, но не единственного исполнения. «Исполнитель» такого настоящего целиком предопределен существующим до момента исполнения образцом.
Свобода в исполнении собственной жизни, в принятии решений в каждый момент времени ограничивается в значительной степени тем, к какому жанру я прибегаю для понимания происходящего: «Как мы лодочку назвали, так она и поплывет».
Совокупность жанровых сценариев, заданных культурной традицией — родителями, школой, любимыми фильмами и книжками, — позволяет иметь предсказуемое будущее. Жанр в данном случае — способ организации отдельных фрагментов жизни в связное повествование."
http://www.pragmema.ru/pragmemy/stati/zhiznennye-stsenarii
"Не существует прошлого вообще и будущего вообще. Все зависит от того, как мы расположимся в точке нашего настоящего, и от того, захотим ли вообще эту точку заметить. Так же и история никогда не бывает историей вообще, она всегда чья-то история: она не может разворачиваться иначе, как из точки «я — здесь — сейчас», из точки настоящего, причем такого, которое кем-то переживается:
«Каким же образом уменьшается или исчезает будущее, которого еще нет? Каким образом растет прошлое, которого уже нет? Только потому, что это происходит в душе и только в ней существует три времени. Она и ждет, и внимает, и помнит: то, чего она ждет, проходит через то, чему она внимает, и уходит туда, о чем она вспоминает… Я собираюсь пропеть знакомую песню; пока я не начал, ожидание мое устремлено на нее в целом; когда я начну, то по мере того, как это ожидание обрывается и уходит в прошлое, туда устремляется и память моя. Сила, вложенная в мое действие, рассеяна между памятью о том, что я сказал, и ожиданием того, что я еще скажу. Внимание же мое сосредоточено на настоящем, через которое переправляется будущее, чтобы стать прошлым. Чем дальше и дальше движется действие, тем короче становится ожидание и длительнее воспоминание, пока, наконец, ожидание не исчезнет вовсе: действие закончено; оно теперь все в памяти. То, что происходит с целой песней, то происходит с каждой ее частицей и с каждым слогом; то же происходит и с длительным действием, частицей которого является, может быть, песня; то же и со всей человеческой жизнью, которая складывается, как из частей, из человеческих действий; то же со всеми веками, прожитыми “сынами человеческими”, которые складываются, как из частей, из всех человеческих жизней»[1].
Надвигающееся будущее может быть «исполнено» в настоящем так же, как исполняется песня в приведенном выше описании св. Августина. Такой «текст» располагается вне временного потока, он служит образцом для данного, но не единственного исполнения. «Исполнитель» такого настоящего целиком предопределен существующим до момента исполнения образцом.
Свобода в исполнении собственной жизни, в принятии решений в каждый момент времени ограничивается в значительной степени тем, к какому жанру я прибегаю для понимания происходящего: «Как мы лодочку назвали, так она и поплывет».
Совокупность жанровых сценариев, заданных культурной традицией — родителями, школой, любимыми фильмами и книжками, — позволяет иметь предсказуемое будущее. Жанр в данном случае — способ организации отдельных фрагментов жизни в связное повествование."
http://www.pragmema.ru/pragmemy/stati/zhiznennye-stsenarii
Another favorite passage about cultural plots, life scenarios and the genre certainty of life from the book by S. Adoneva “The Spirit of the People and Other Spirits”.
“There is no past in general and no future in general. It all depends on how we settle down at the point of our present, and on whether we want to notice this point at all. Also, history is never history at all, it is always someone else's story: it cannot unfold except from the point “I am here here now,” from the point of the present, and one that is experienced by someone:
“How does a future that does not exist yet diminish or disappear? How does the past grow, which is no longer? Only because it happens in the soul and only in it there are three times. She is waiting, and listening, and remembering: what she is waiting for, goes through what she hears, and goes there, what she remembers ... I am going to sing a familiar song; Until I began, my expectation was directed at her as a whole; when I start, as this expectation breaks off and goes into the past, my memory also rushes there. The power invested in my action is scattered between the memory of what I said and the expectation of what else I will say. My attention is focused on the present, through which the future crosses over to become the past. The farther and farther the action moves, the shorter the expectation and longer memory becomes, until, finally, the expectation disappears altogether: the action is completed; it is now all in memory. What happens to a whole song happens to every part of it and to every syllable; the same thing happens with a long action, a particle of which may be a song; the same is true with all human life, which is composed, as of parts, of human actions; the same with all the centuries lived by the “sons of men”, which are composed, as parts, of all human lives ”[1].
An impending future can be “performed” in the present in the same way as a song is performed in the above description of st. Augustine. Such a "text" is located outside the time stream, it serves as a model for this, but not the only execution. The “Contractor” of such a present is entirely predetermined by the model existing until the moment of execution.
The freedom to fulfill one’s own life, to make decisions at every moment of time is largely limited by what genre I resort to to understand what is happening: “As we called the boat, so it will float.”
The combination of genre scenarios set by the cultural tradition - parents, school, favorite films and books - allows you to have a predictable future. The genre in this case is a way of organizing individual fragments of life into a coherent narrative. "
http://www.pragmema.ru/pragmemy/stati/zhiznennye-stsenarii
“There is no past in general and no future in general. It all depends on how we settle down at the point of our present, and on whether we want to notice this point at all. Also, history is never history at all, it is always someone else's story: it cannot unfold except from the point “I am here here now,” from the point of the present, and one that is experienced by someone:
“How does a future that does not exist yet diminish or disappear? How does the past grow, which is no longer? Only because it happens in the soul and only in it there are three times. She is waiting, and listening, and remembering: what she is waiting for, goes through what she hears, and goes there, what she remembers ... I am going to sing a familiar song; Until I began, my expectation was directed at her as a whole; when I start, as this expectation breaks off and goes into the past, my memory also rushes there. The power invested in my action is scattered between the memory of what I said and the expectation of what else I will say. My attention is focused on the present, through which the future crosses over to become the past. The farther and farther the action moves, the shorter the expectation and longer memory becomes, until, finally, the expectation disappears altogether: the action is completed; it is now all in memory. What happens to a whole song happens to every part of it and to every syllable; the same thing happens with a long action, a particle of which may be a song; the same is true with all human life, which is composed, as of parts, of human actions; the same with all the centuries lived by the “sons of men”, which are composed, as parts, of all human lives ”[1].
An impending future can be “performed” in the present in the same way as a song is performed in the above description of st. Augustine. Such a "text" is located outside the time stream, it serves as a model for this, but not the only execution. The “Contractor” of such a present is entirely predetermined by the model existing until the moment of execution.
The freedom to fulfill one’s own life, to make decisions at every moment of time is largely limited by what genre I resort to to understand what is happening: “As we called the boat, so it will float.”
The combination of genre scenarios set by the cultural tradition - parents, school, favorite films and books - allows you to have a predictable future. The genre in this case is a way of organizing individual fragments of life into a coherent narrative. "
http://www.pragmema.ru/pragmemy/stati/zhiznennye-stsenarii
У записи 1 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Новисова