Любопытное исследование Светланы Адоньевой и Лоры Олсон о русских женщинах в деревне и за ее пределами.
"- Расскажите про свой полевой метод: как вы работаете с героями? Пытаетесь ли вы поначалу держать дистанцию или вы сразу стараетесь выстраивать какие-то доверительные отношения?
- Метод очень простой: отношения могут быть доверительными и открытыми только тогда, когда ты сам открыт перед другим человеком, когда ты сам что-то про себя рассказываешь, это своеобразный обмен. Задача — сломать роли и перейти от ролевого общения к человеческому, и это очень трудно сделать. ...Перед экспедициями мы играем в такую игру. Каждый из присутствующих занимает позицию интервьюируемого. «Расскажи о своей бабушке» — все спрашивают одного человека про его бабушку, а потом вместе анализируют, когда человеку было хорошо и приятно рассказывать про свою бабушку, а когда ему было мерзко и хотелось, чтобы это немедленно прекратилось. Когда анализируешь этот опыт, понимаешь, что рассказывать про свою бабушку интересно только тогда, когда ты сам интересен человеку, который тебя слушает. И задача — удерживаться в этой позиции, то есть все время быть в разговоре и открываться в своих собственных историях. Чтобы мне рассказали, какими были роды, я должна рассказать, какие у меня были роды. Чтобы узнать, как устроено супружество, я должна обязательно рассказать, каково было мое супружество, каков опыт моей мамы и бабушки... Но внутри разговора ты все время открываешься, это и есть горизонтальная позиция, которая позволяет открывать миры. Мы заговорили — мы создали общий мир, и мы за него отвечаем. Мы носим следы друг друга.
- И обмануть в этих горизонтальных отношениях уже нельзя?
- Нет. А взрослую женщину провести нельзя совсем, потому что она точно реагирует не на слова, а на телесные ощущения. У тебя напряжен живот или расслаблен? Если живот напряжен, значит, есть свои особые мысли, значит, ты человек неискренний. А зачем нам такой человек, неискренний, с задними мыслями? Да иди ты отсюда. Тебя тут же выгонят. И это хороший навык деревни: деревенские женщины гораздо более открыты собственному телу и собственным чувствам.
Речь идет о равенстве людей в отношении каких-то жизненных вопросов. О моем равенстве с моими собеседниками, о моем равенстве с вами. Я не имею права — и это мой этический выбор — вставать в доминирующую позицию. Фольклористика и такого рода науки исходили из того, что есть люди, которые являются носителями информации, которые эту информацию сдают исследователям. Это, несомненно, была доминирующая позиция, позиция власти. А из нее мало что можно понять."
https://gorky.media/intervyu/zhenshhina-beret-na-sebya-otvetstvennost-za-otnosheniya-zhivyh-i-mertvyh/
"- Расскажите про свой полевой метод: как вы работаете с героями? Пытаетесь ли вы поначалу держать дистанцию или вы сразу стараетесь выстраивать какие-то доверительные отношения?
- Метод очень простой: отношения могут быть доверительными и открытыми только тогда, когда ты сам открыт перед другим человеком, когда ты сам что-то про себя рассказываешь, это своеобразный обмен. Задача — сломать роли и перейти от ролевого общения к человеческому, и это очень трудно сделать. ...Перед экспедициями мы играем в такую игру. Каждый из присутствующих занимает позицию интервьюируемого. «Расскажи о своей бабушке» — все спрашивают одного человека про его бабушку, а потом вместе анализируют, когда человеку было хорошо и приятно рассказывать про свою бабушку, а когда ему было мерзко и хотелось, чтобы это немедленно прекратилось. Когда анализируешь этот опыт, понимаешь, что рассказывать про свою бабушку интересно только тогда, когда ты сам интересен человеку, который тебя слушает. И задача — удерживаться в этой позиции, то есть все время быть в разговоре и открываться в своих собственных историях. Чтобы мне рассказали, какими были роды, я должна рассказать, какие у меня были роды. Чтобы узнать, как устроено супружество, я должна обязательно рассказать, каково было мое супружество, каков опыт моей мамы и бабушки... Но внутри разговора ты все время открываешься, это и есть горизонтальная позиция, которая позволяет открывать миры. Мы заговорили — мы создали общий мир, и мы за него отвечаем. Мы носим следы друг друга.
- И обмануть в этих горизонтальных отношениях уже нельзя?
- Нет. А взрослую женщину провести нельзя совсем, потому что она точно реагирует не на слова, а на телесные ощущения. У тебя напряжен живот или расслаблен? Если живот напряжен, значит, есть свои особые мысли, значит, ты человек неискренний. А зачем нам такой человек, неискренний, с задними мыслями? Да иди ты отсюда. Тебя тут же выгонят. И это хороший навык деревни: деревенские женщины гораздо более открыты собственному телу и собственным чувствам.
Речь идет о равенстве людей в отношении каких-то жизненных вопросов. О моем равенстве с моими собеседниками, о моем равенстве с вами. Я не имею права — и это мой этический выбор — вставать в доминирующую позицию. Фольклористика и такого рода науки исходили из того, что есть люди, которые являются носителями информации, которые эту информацию сдают исследователям. Это, несомненно, была доминирующая позиция, позиция власти. А из нее мало что можно понять."
https://gorky.media/intervyu/zhenshhina-beret-na-sebya-otvetstvennost-za-otnosheniya-zhivyh-i-mertvyh/
An interesting study of Svetlana Adoneva and Laura Olson about Russian women in the village and beyond.
"- Tell us about your field method: how do you work with heroes? Do you try to keep your distance at first or do you immediately try to build some kind of trusting relationship?
- The method is very simple: relationships can be trusting and open only when you yourself are open to another person, when you yourself tell something to yourself, this is a kind of exchange. The task is to break the role and move from role-based communication to the human, and this is very difficult to do. ... Before the expeditions, we play such a game. Each of those present takes the position of the interviewee. “Tell me about your grandmother” - everyone asks one person about his grandmother, and then analyzes together when a person was nice and pleased to talk about his grandmother, and when he was nasty and wanted it to stop immediately. When you analyze this experience, you understand that telling about your grandmother is interesting only when you yourself are interesting to the person who is listening to you. And the task is to stay in this position, that is, to be in conversation all the time and open in your own stories. In order for me to be told what the birth was, I have to tell what the birth was. In order to find out how the marriage is arranged, I must tell you what my marriage was like, what my mom and grandmother experienced ... But inside the conversation you open all the time, this is the horizontal position that allows you to open the worlds. We started talking - we created a common world, and we are responsible for it. We carry each other's footprints.
- And you can’t deceive in these horizontal relations?
- Not. But an adult woman cannot be carried out at all, because she definitely does not react to words, but to bodily sensations. Is your stomach tense or relaxed? If the stomach is tense, then it has its own special thoughts, then you are a disingenuous person. And why do we need such a person, insincere, with back thoughts? Yes, get out of here. You’ll be kicked out right away. And this is a good skill of the village: village women are much more open to their own body and their own feelings.
It is about the equality of people in relation to some vital issues. About my equality with my interlocutors, about my equality with you. I have no right - and this is my ethical choice - to stand in a dominant position. Folkloristics and this kind of science proceeded from the fact that there are people who are carriers of information that give this information to researchers. This, of course, was a dominant position, a position of power. And little can be understood from it. "
https://gorky.media/intervyu/zhenshhina-beret-na-sebya-otvetstvennost-za-otnosheniya-zhivyh-i-mertvyh/
"- Tell us about your field method: how do you work with heroes? Do you try to keep your distance at first or do you immediately try to build some kind of trusting relationship?
- The method is very simple: relationships can be trusting and open only when you yourself are open to another person, when you yourself tell something to yourself, this is a kind of exchange. The task is to break the role and move from role-based communication to the human, and this is very difficult to do. ... Before the expeditions, we play such a game. Each of those present takes the position of the interviewee. “Tell me about your grandmother” - everyone asks one person about his grandmother, and then analyzes together when a person was nice and pleased to talk about his grandmother, and when he was nasty and wanted it to stop immediately. When you analyze this experience, you understand that telling about your grandmother is interesting only when you yourself are interesting to the person who is listening to you. And the task is to stay in this position, that is, to be in conversation all the time and open in your own stories. In order for me to be told what the birth was, I have to tell what the birth was. In order to find out how the marriage is arranged, I must tell you what my marriage was like, what my mom and grandmother experienced ... But inside the conversation you open all the time, this is the horizontal position that allows you to open the worlds. We started talking - we created a common world, and we are responsible for it. We carry each other's footprints.
- And you can’t deceive in these horizontal relations?
- Not. But an adult woman cannot be carried out at all, because she definitely does not react to words, but to bodily sensations. Is your stomach tense or relaxed? If the stomach is tense, then it has its own special thoughts, then you are a disingenuous person. And why do we need such a person, insincere, with back thoughts? Yes, get out of here. You’ll be kicked out right away. And this is a good skill of the village: village women are much more open to their own body and their own feelings.
It is about the equality of people in relation to some vital issues. About my equality with my interlocutors, about my equality with you. I have no right - and this is my ethical choice - to stand in a dominant position. Folkloristics and this kind of science proceeded from the fact that there are people who are carriers of information that give this information to researchers. This, of course, was a dominant position, a position of power. And little can be understood from it. "
https://gorky.media/intervyu/zhenshhina-beret-na-sebya-otvetstvennost-za-otnosheniya-zhivyh-i-mertvyh/
У записи 5 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Новисова