Два утешения. Эпикур - успокоитель душ в конце древней истории, понимал с удивительной прозорливостью, до сих пор еще редкою в наши дни, что для успокоения души совершенно не нужно решения конечных теоретических вопросов. Тем, которые мучительно боялись богов, он, вместо того чтобы вести бесплодные отвлеченные споры о том главном вопросе - есть ли боги вообще? говорил только: “если и есть боги, то они нисколько о нас не заботятся”. Таким образом он становился на более благоприятную, могущественную позицию: давая своему собеседнику несколько очков вперед, он тем располагал его со вниманием слушать свои слова и с ними соглашаться. Если же бедняга, напротив, стремился доказать, что боги о нас заботятся, то попадал в такие дебри заблуждений, сам собою, без малейшей хитрости со стороны своего оппонента, которому надо было иметь много гуманности и учтивости, чтобы скрыть впечатление, производимое на него этим жалким зрелищем. Наконец, сбитый с толку бедняк начинает сам чувствовать отвращение к тому, что утверждает, а это, - сильнейший аргумент против всякого тезиса; не в силах больше спорить, он уходит в настроении чистейшего атеизма: “какое мне в сущности дело до богов!” В случаях же, когда ум собеседника был помрачен какой – нибудь наполовину физической, наполовину нравственной гипотезой, Эпикур не старался ее опровергнуть, напротив, допускал ее возможность, но приводил еще другую гипотезу того же явления, предполагая, что для него может существовать и еще иное объяснение. И в наше время большое количество гипотез снимает с души тень, которую так легко набрасывает на нее размышление над одной, исключительно принятой и вследствие этого в сто раз преувеличенной гипотезой. Поэтому кто хочет дать утешение несчастным злодеям, ипохондрикам, умирающим, должен вспомнить двоякий способ успокоения, практикуемый Эпикуром и приложимый почти ко всем вопросам. Вот как его можно резюмировать в простейшей форме: 1) пусть так, но нам нет до того никакого дела; 2) возможно, что это так, возможно, что иначе
Two consolations. Epicurus, the soul quencher at the end of ancient history, understood with surprising insight, which is still rare today, that to calm the soul, it is absolutely not necessary to solve final theoretical questions. To those who were painfully afraid of the gods, instead of leading fruitless abstract debates about that main question, are there any gods at all? he said only: “if there are gods, they don’t care about us at all”. Thus, he became more favorable, powerful position: giving his companion a few points ahead, he ordered him to listen to his words with attention and agree with them. If the poor fellow, on the contrary, tried to prove that the gods care about us, then he fell into such jungles of delusions, by himself, without the slightest cunning from his opponent, who had to have a lot of humanity and courtesy to hide his impression pitiful sight. Finally, the confused poor begins to disgust himself at what he claims, and this is the strongest argument against any thesis; unable to argue anymore, he leaves in the mood of the purest atheism: “what a matter of gods I really am!” In cases where the interlocutor's mind was darkened by some half physical, half moral hypothesis, Epicurus did not try to refute it, admitted its possibility, but gave another hypothesis of the same phenomenon, suggesting that another explanation could exist for it. And nowadays, a large number of hypotheses removes the shadow from the soul, which so easily throws at it a reflection on one, exclusively adopted and consequently a hundred times exaggerated hypothesis. Therefore, anyone who wants to give comfort to unfortunate villains, hypochondriacs who are dying, should recall the twofold method of tranquility practiced by Epicurus and applicable to almost all issues. Here is how it can be summarized in the simplest form: 1) so be it, but we don’t care; 2) it is possible that this is so, it is possible that otherwise
У записи 1 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александр Гончаров