Иду на “Грозу” (Островский, "Гроза", БДТ им.Товстоногова) У...

Иду на “Грозу” (Островский, "Гроза", БДТ им.Товстоногова)

У меня были какие-то неопределенные ожидания, когда мы шли на “Грозу”. Я искренне не понимал, зачем сейчас ставить такую архаичную и совершенно чуждую современной жизни пьесу. В современных отношениях господствуют свобода нравов, возможно даже распущенность, но никак не домострой. Слом патриархальных семейных ценностей был блестяще показан в одном из лучших товстоноговских спектаклей “Мещане” по Горькому. Старшее поколение пытается жить по традиции, как жили предки, где слово главы семьи Закон, но “молодежь” отказывается играть по этим правилам, и храм традиций рушится, как карточный домик, отправляется на свалку под веселый смех и перебор гитарных струн. Но совсем не так в “Грозе”, крепки, устои, крепки ворота, материнская власть, власть Кабанихи крепче цепей! И все же вернемся к изначальному вопросу, зачем Андрей Могучий достал из нафталина эту старую и траченную молью историю? Есть нестареющие произведения, я думаю, что “Король Лир” будет потрясать и через века, но не семейная драма Островского. Возможно, вся эта мрачная семейка и ее окружение это наше больное общество, те самые сто восемьдесят шесть одобрямсиподдерживаемвединомпорыве процентов. Недаром они все одеты в черное, смешение средневековых одеяний, готических поз, мотивов японского театра и вологодских припевок и речитативов придает происходящему некий наднациональный, обобщенный глобальный смысл вселенского зла, а единственная фигура в красном, Катерина, символ свободы, непокорности и надежды? Быть может это мы все, наша безысходность и наша надежда? Тогда выбор “Грозы”, именно сейчас, оказывается смелым и приобретает глубокий смысл…
То, что сделал Могучий, на мой непросвещенный взгляд, связанно с Островским примерно также, как “Сны Жолдака” с Гольдони, Жолдак пытается вытащить на свет Божий химеры подсознательного, напрасный труд искать у Жолдака особого смысла, как в картинах Сальватора Дали, “Гроза” же Могучего полна глубоких и, возможно, скрытых смыслов, которые только предстоит понять. Этот спектакль нужно смотреть не один и не два раза, он возвращает зрителя к себе и заставляет мыслить. Первые ощущения, - это понимание, что борьба с заполонившим все пространство злом, ненавистью и мракобесием чрезвычайно тяжела, опасна и жестока, в смертельном поединке Кабанихи и Катерины, Черного Зла и Красной Любви, Красоты, Добра, Чистоты, Катерина гибнет. Она уходит сама, преданная всеми, любимым, мужем, друзьями…. Но! Катерина одерживает полную моральную победу. Катерина уходит без сожаления, она простилась со всеми и всех простила, “не глухим коридором уйду я, а млечным путем…”. Кабаниха проиграла, Дикой проиграл, они остаются жить, и еще будут губить близких и дальних, но время их уже отмеряно. Остается впечатление, что “за кадром” вся конструкция рухнет, все разбредутся по жизни, Варя уже сбежала, выбрала Свободу. Кабаниха сгинет, как вампир, лишенный крови. Это надежда есть, в нее хочется верить….
Спектакль получился красивый, “Гроза” продолжает серию спектаклей Могучего с преобладанием черного цвета, черно-белые “Что делать”, “Пьяные”, “Гроза” черно-красная, это стильно и несет смысловую нагрузку. Вера Мартынов, браво и респект! Хорошо также музыкальное оформление.
Игра актеров виртуозна. Когда “Гроза” появилась в планах БДТ, а состав исполнителей держится в тайне чуть ли не до дня премьеры, мне представлялось, что в театре есть три выдающиеся актрисы, которым подойдет эта роль Крючкова, Усатова, Венгалите, сильные, властные, харизматичные, я отчетливо представлял себе каждую из них в роли Кабановой и гадал, кто из них сыграет эту роль? Я помню блестящий товстоноговский спектакль “Волки и овцы” и как хороша была в нем Светлана Крючкова. Появление Марины Игнатовой в роли Кабановой стало для меня сюрпризом. Я думаю, что большинство зрителей вряд ли обращались к “Грозе”, да и вообще Островскому после окончания школы. Для меня ощущение и интерес к пьесам Чехова пришел в зрелом возрасте, в молодости пьесы Чехова казались скучными и устаревшими, сейчас у меня отношение к пьесам Чехова другое, вечные человеческие чувства вышли на первый план, социальные проблемы и проблемы слома общества ушли на второй план. Островский же остался там, в школьной программе. В школе, при изучении “Грозы” Кабаниха представлялась этакой Салтычихой, грубой, властной, громогласной, жестокой, бездушной изуверкой и самодуром в юбке. Андрей Могучий решил образ Кабанихи совершенно по-другому, худая, в черном платье до пят, в черном головном уборе, делающим лицо узким и маленьким с негромким и скрипучим голосом Кабанова становится похожа на Великого инквизитора, пред взглядом которого сжимается, вянет, гибнет все живое, красота, мысль, цвет, вот оно воплощённое ЗЛО. Марина Игнатова поразительно сыграла эту роль, она спрятала свою яркую женскую красоту, обаяние, изящество, перед нами предстает высохшая, язвительная, жестокая неженщина, внешне холодная, но внутренне полная ненависти и презрения ко всему и всем. Удивительная актриса, три роли Лора “Пьяные”, Кейт “Калека с острова Инишмаан” и Кабанова в “Грозе”, абсолютно разные, и внешне и внутренне, если не знать, что эти роли играет одна актриса, то и не поймешь этогополное перевоплощение. Андрей Могучий сделал неожиданный и очень точный выбор. Пьеса и спектакль развивается как смертельное противостояние Кабанихи и Катерины, Черного Зла и Красной Любви, Любовь и Свет буквально разрывают Черное. В спектакле “луч света в темном царстве” осязаем. Актриса, играющая Катерину, Виктория Артюхова, это открытие, я так понимаю, что это ее первая главная роль в БДТ, и роль удалась, Виктория органично вписалась в актерский ансамбль корифеев БДТ. Играть в партнерстве с Игнатовой, Венгалите, Лавровой, Реутовым, Петровым, Воробьевым - это большая честь и громадная ответственность, и Виктория блестяще справилась. Могучий, рискнул, поставив на “темную лошадку” и выиграл! Надо запомнить имя Виктории Артюховой, у нее большое будущее. Актеры играют ансамблем, никто не выпадает. Кроме “главных” актрис мне особо понравились Реутов и Венгалите, впрочем, все очень хороши.
Как я писал выше, спектакль не простой, многослойный, с первого раза его сложно воспринять полностью. Возможно, что Андрей Могучий открыл этим спектаклем новый жанр, который можно назвать ТРАГИЧЕСКИЙ ЛУБОК.
Пойду смотреть еще раз….
Going to “Thunderstorm” (Ostrovsky, “Thunderstorm”, Tovstonogov BDT)
 
I had some vague expectations when we went to the “Thunderstorm”. I sincerely did not understand why now we are staging such an archaic and completely alien to the modern life play. In modern relations, morality reigns supreme, perhaps even promiscuity, but not domostroy. The breakdown of patriarchal family values ​​was brilliantly shown in one of the best performances of “Philistines” in Gorky. The older generation is trying to live by tradition, as the ancestors lived, where the word of the head of the family is Law, but the “youth” refuses to play by these rules, and the temple of traditions collapses like a house of cards, goes to landfill under cheerful laughter and busting guitar strings. But not at all in the “Thunderstorm”, the gates are strong, resilient, the gates are strong, the maternal power, the power of Kabanihi is stronger than chains! And yet, back to the original question, why did Andrei Moguchy get this old and moth-washed story out of mothballs from mothballs? There are ageless works, I think that “King Lear” will also be shocking through the centuries, but not Ostrovsky’s family drama. Perhaps this whole dismal family and its surroundings are our sick society, the very one hundred and eighty-six people approve of supporting us by putting together interest. No wonder they are all dressed in black, a mixture of medieval robes, gothic poses, motifs of the Japanese theater and Vologda choruses and recitatives gives the event some supranational, generalized global meaning of universal evil, and the only figure in red, Katerina, a symbol of freedom, rebelliousness and hope? Could this be all of us, our hopelessness and our hope? Then the choice of “Thunderstorm”, right now, turns out to be bold and acquires a deep meaning ...
What the Mighty, in my unenlightened view, did is connected with Ostrovsky in much the same way as “Dreams of Zholdak” from Goldoni, Zholdak tries to pull into the light of God the chimeras of the subconscious, needless search for Zholdak with special meaning, as in the pictures of Salvator Dali, The Mighty One is full of deep and possibly hidden meanings that are only to be understood. This performance needs to be watched not once or twice, it returns the viewer to him and makes you think. The first sensations are an understanding that the fight against evil, hatred and obscurantism that filled the whole space is extremely difficult, dangerous and cruel, in the deadly duel of Kabanihi and Katerina, Black Evil and Red Love, Beauty, Good, Cleanliness, Katerina dies. She leaves herself, betrayed by all, beloved, husband, friends ... But! Katerina wins complete moral victory. Katerina leaves without regret, she said good-bye to everyone and forgave everyone, “I will leave, not in a deaf corridor, but in the milky way ...”. Kabaniha lost, Dikoy lost, they remain to live, and they will still be destroying near and far, but their time is already measured. The impression remains that “behind the scenes” the whole structure will collapse, everyone will disperse throughout life, Varya has already fled, has chosen Freedom. Kabaniha will disappear like a vampire, devoid of blood. There is hope, I want to believe in it ...
The performance turned out beautiful, “Thunderstorm” continues the series of performances of the Mighty with a predominance of black color, black and white “What to do”, “Drunk”, “Thunderstorm” black and red, it is stylish and carries the meaning. Vera Martynov, bravo and respect! Good also musical arrangement.
The play of actors is virtuoso. When the “Thunderstorm” appeared in the BDT plans, and the cast was kept secret almost until the day of the premiere, it seemed to me that there were three outstanding actresses in the theater who would play this role of Kryuchkov, Usatov, Vengalyte, strong, powerful, charismatic, I distinctly imagined each of them as Kabanova and wondered which of them would play this role? I remember the brilliant Tovstonogovsky play “Wolves and Sheep” and how good Svetlana Kryuchkova was in it. The appearance of Marina Ignatova as Kabanova was a surprise for me. I think that most viewers hardly turned to “Thunderstorm”, and indeed Ostrovsky after graduation. For me, the feeling and interest in Chekhov's plays came at a mature age, in his youth Chekhov's plays seemed dull and outdated, now I have a different attitude to Chekhov's plays, eternal human feelings have come to the fore, social problems and problems of breaking society have faded into the background. Ostrovsky stayed there, in the school curriculum. At school, while studying the “Thunderstorm”, Kabaniha seemed like a sort of Saltychikha, rude, domineering, loud, cruel, soulless insane and petty tyrant in a skirt. Andrei Mighty decided the image of Kabanihi in a completely different way, thin, in a black dress to toe, in a black headdress, making the face narrow and small with a soft and creaking voice. Kabanova becomes like the Grand Inquisitor, before whose gaze shrinks, fades, all living things perish. , beauty, thought, color, here it is embodied EVIL. Marina Ignatova amazingly played this role, she hid her bright feminine beauty, charm, grace, we see a dried, stinging, cruel unmarried, outwardly cold, but internally full of hatred and contempt for everything and everyone. Amazing
У записи 5 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Игорь Фертман

Понравилось следующим людям