Голландские психологи в пяти изящных экспериментах показали, что...

Голландские психологи в пяти изящных экспериментах показали, что практически любой беспорядок в окружающей среде (будь то мусор на полу, неправильно припаркованная машина, разбросанные книги или слово <<хаос>>, мелькнувшее на экране компьютера) усиливает в людях тягу к порядку, что, в свою очередь, способствует дискриминации и стереотипным суждениям (как положительным, так и отрицательным) о представителях других групп. Использование упрощенных схем и стереотипов, по-видимому, является защитным психологическиммеханизмом, кото ый помогает людям воспринимать ситуацию как более упорядоченную и предсказуемую. Практический вывод состоит в том, что поддержание чистоты и порядка в общественных местах может оказаться простым и эффективным способом борьбы с нежелательными стереотипами, дискриминацией и ксенофобией.


Ранее было показано, что беспорядок на улицах подталкивает людей к асоциальному поведению, вплоть до воровства. Видя, что другие не соблюдают общественные нормы, люди и сами перестают их соблюдать (см.: [Мусор на улицах ведет к росту преступности], <<Элементы>>, 15.12.2008).

Беспорядок в окружающей среде, по-видимому, оказывает комплексное влияние на человеческую психику. Помимо прочего, он может создавать ощущение непредсказуемости ситуации и усиливать тягу к порядку, стремление сделать мир (или хотя бы его мысленный образ) более <<правильным>>, понятным и предсказуемым. Исходя из этих соображений, голландские психологи предположили, что беспорядок, стимулируя желание всё упорядочить, может тем самым способствовать упрощенным, стереотипным суждениям о людях и даже дискриминациипо расовым и другим групповым признакам.

Для проверки этой гипотезы ученые провели пять экспериментов: два <<полевых>> и три лабораторных.


Первый эксперимент проводился на Утрехтском вокзале. Обычно там очень чисто, но недавно из-за забастовки уборщиков вокзал на несколько дней превратился в большую помойку. Это дало психологам уникальный шанс, который они не упустили.

Во время забастовки на вокзале было опрошено 40 человек (все белые). Испытуемым были предложены вопросы, относящиеся к трем группам людей (мусульмане, гомосексуалисты, голландцы). По каждой из групп было задано 6 вопросов, построенных по одной и той же схеме: нужно было оценить, в какой мере приложима к данной группе та или иная характеристика. Оценки давались по 9-балльной шкале (от 1 -- совсем не подходит до 9 -- очень подходит). Из шести вопросов два были связаныс распространенными в Нидерландах <<положительными>> сте еотипами, касающимися данной группы людей, два другие затрагивали <<отрицательные>> стереотипы и еще два касались <<нейтральных>> характеристик, которые не входят в состав стереотипных представлений о данной группе. Для мусульман в качестве <<положительных стереотипов>> использовались трудолюбие и законопослушность, отрицательных -- агрессивность и нетерпимость, нейтральных -- нетерпеливость и интеллигентность (нейтральные характеристики для всех трех групп были одни и те же). Для голландцевположительные стереотипы&nbs p;-- терпимость и откровенность, отрицательные -- скупость и грубость; для гомосексуалистов, соответственно, креативность и обаяние противопоставлялись <<странности>> и женственности.

Одновременно проводился и поведенческий тест, о котором испытуемые не подозревали. Экспериментаторы общались с ними возле ряда из шести кресел, причем пять были свободны, а на одном (крайнем) сидел 20-летний мужчина -- либо белый, либо <<афроголландец>>. Испытуемый должен был присесть, чтобы заполнить анкету, а экспериментаторы следили, на каком расстоянии от незнакомца он усядется. <<Подсадные утки>>, по результатам предварительных тестов, оценивались сторонними наблюдателями как одинаковосимпатичные и привлекательные. Суть э ксперимента была им неизвестна.

Эксперимент был повторен через неделю, когда уборщики перестали бастовать и снова навели на вокзале чистоту.

Обработка собранных данных показала, что на грязном вокзале люди более решительно поддерживали стереотипные групповые оценки, причем это справедливо как для положительных, так и для отрицательных стереотипов. Самое интересное, что на грязном вокзале испытуемые (все они, напомню, были белыми) садились дальше от негра, чем на чистом. На дистанцию от белого соотечественника беспорядок не повлиял.Эти результаты согласуются с исходной гипотезой о том, что беспорядок способствует стереотипным оценкам, но их можно истолковать и по-другому. Возможно, дело не в упорядоченности, а просто в чистоте. Отсутствие порядка и грязь -- несколько разные вещи. Теоретически, они могут пробуждать в людях разные эмоции и желания.



Второй эксперимент был поставлен для того, чтобы исключить эффект грязи и оставить только неупорядоченность. Проводили его на городской улице. В первый день в том месте, где авторы отлавливали прохожих, они выковыряли из тротуара несколько плиток, установили <<брошенный>> велосипед и неправильно припаркованную машину (два колеса на тротуаре, окна открыты). На другой день плитки были на своих местах, а велосипед и автомобиль припаркованы по всем правилам. Испытуемым был предложен тот же тестна стереотипные оценки мусульман, омосексуалистов и голландцев. Кроме того, они должны были оценить (по отдельности!) чистоту и порядок окружающей обстановки.

Результаты получились такие же, как в первом опыте: беспорядок усилил склонность людей к вынесению стереотипных групповых оценок. Испытуемые оценили обстановку в первый день как менее упорядоченную, но оценки чистоты в оба дня были выставлены одинаковые.


Остальные эксперименты проводились в лаборатории. В третьем эксперименте испытуемым показывали картинки, изображавшие хаос (например, книжные полки с беспорядочно наваленными книгами) или порядок (например, такие же полки с аккуратно расставленными книгами); была и третья, контрольная группа испытуемых, которым показывали нейтральные картинки (например, мячик или стул). Людей просили как следует рассмотреть картинки и запомнить их, потому что в дальнейшем им зададут по этим картинкам вопросы.После этого испытуемых тестиров али на <<стремление к порядку>>. Они должны были по 9-балльной шкале оценить степень своего согласия с утверждениями типа <<меня раздражают ситуации, в которых я не знаю, чего ожидать>>, <<я не люблю неопределенность>>, <<я люблю порядок>> и т. п. Наконец, испытуемым был предложен такой же тест на стереотипные групповые оценки, как и в остальных экспериментах. В этом опыте, как и в двух предыдущих, была выявлена зависимость склонности к стереотипным суждениям от впечатления порядка или его отсутствия. Люди, которым показывали <<хаотические>> картинки, судили о мусульманах, гомосексуалистах и голландцах более стереотипно, чем те, кому показывали <<упорядоченные>> и нейтральные изображения. Кроме того, была выявлена строгая положительная корреляция между тягой к порядку и стереотипностью суждений. <<Хаотические>> картинки в равной мере усилили и то,и другое.


Четвертый эксперимент отличался от третьего тем, что вместо картинок использовались слова, мелькавшие на экране компьютера так быстро, что испытуемые не успевали их заметить на сознательном уровне. Для этого существуют отработанные методики. Испытуемого просят пройти тест <<на внимательность>>. Посередине экрана демонстрируется крестик, на который надо смотреть. То слева, то справа от крестика вспыхивают яркие пятна. Испытуемый должен нажать на одну из двух кнопок в зависимости от того,на какой стороне экрана произошла вспышка. Но это всё нужно только для того, чтобы отвлечь внимание испытуемого от слов, которые демонстрируются на экране в течение 80 миллисекунд и затем исчезают. Многочисленные эксперименты показывают, что в такой ситуации люди <<не замечают>> этих слов и не могут их вспомнить, однако их смысл воспринимается ими на бессознательном уровне. Выяснилось, что бессознательно воспринимаемые слова, связанные с идеей беспорядка (<<беспорядок>>, <<хаос>>, <<анархия>>) оказывают на людей точно такое же влияние, как и картинки, изображающие хаос, и как реальный беспорядок на вокзале или на улице. После демонстрации <<хаотических>> слов у людей, с одной стороны, повысилась <<тяга к порядку>>, с другой -- усилилась склонность к вынесению стереотипных групповых оценок.


Пятый эксперимент был поставлен для проверки важного следствия обсуждаемой гипотезы. Если беспорядок в окружающей среде стимулирует вынесение стереотипных оценок, то логично предположить, что такое поведение играет роль своеобразной психологической защиты. По-видимому, использование примитивных категорий и упрощенных стереотипных суждений помогает людям восстановить внутреннее ощущение упорядоченности (а значит, и предсказуемости) ситуации. Но в таком случае следует ожидать, что возможностьвынести кому-то стереоти ную оценку должна способствовать снижению психологического дискомфорта, порожденного беспорядком. <<Тяга к упорядочиванию>>, временно усилившаяся из-за столкновения с беспорядком, должна уменьшаться после того, как человеку дадут возможность высказать стереотипное суждение о какой-то группе людей. На этот раз людям внушали представление о порядке или его отсутствии при помощи абстрактных картинок, состоящих из кругов, квадратов и треугольников. В одном случае фигуры были беспорядочно разбросаны по листу, в другом -- составляли симметричный узор. После того как испытуемый внимательно рассмотрел картинку, ему давали одно из двух заданий. Он должен был либо пройти <<нейтральный>> тест (оценить привлекательность нескольких европейских городов), либо заполнить уже знакомую нам анкетусо стереотипными суждениями о голла дцах, мусульманах и гомосексуалистах. Затем следовал тест на <<тягу к порядку>>.


Результаты подтвердили ожидания авторов. Во-первых, как и во всех предыдущих опытах, испытуемые рассуждали более стереотипно после разглядывания <<хаотической>> картинки. Это показывает, что важен не столько конкретный мусор на улице или иной беспорядок в реальном мире, сколько сама идея беспорядка. Даже расположение абстрактны
In five graceful experiments, Dutch psychologists showed that almost any mess in the environment (whether it is rubbish on the floor, an improperly parked car, scattered books or the word “chaos” that appeared on the computer screen) strengthens people's craving for order, which, in turn, it promotes discrimination and stereotypical judgments (both positive and negative) about representatives of other groups. The use of simplified schemes and stereotypes seems to be a protective psychological mechanism that helps people to perceive the situation as more ordered and predictable. The practical conclusion is that maintaining cleanliness and order in public places can be a simple and effective way to combat unwanted stereotypes, discrimination and xenophobia.


Previously, it was shown that the disorder in the streets pushes people to asocial behavior, up to theft. Seeing that others do not comply with social norms, people themselves stop observing them (see: [Garbage on the streets leads to increased crime], << Elements >>, 12/15/2008).

Disorder in the environment seems to have a complex effect on the human psyche. Among other things, it can create a sense of unpredictability of the situation and increase the craving for order, the desire to make the world (or at least its mental image) more “correct”, understandable and predictable. Based on these considerations, Dutch psychologists suggested that the disorder, stimulating the desire to streamline everything, can thereby contribute to simplified, stereotyped judgments about people and even discrimination based on race and other group characteristics.

To test this hypothesis, scientists conducted five experiments: two << field >> and three laboratory.


The first experiment was conducted at Utrecht Station. Usually it’s very clean there, but recently, due to the strike of the cleaners, the station has turned into a large garbage dump for several days. This gave psychologists a unique chance that they did not miss.

During the strike at the station, 40 people were interviewed (all white). Subjects were asked questions related to three groups of people (Muslims, homosexuals, Dutch). For each of the groups, 6 questions were asked, built according to the same scheme: it was necessary to evaluate the extent to which this or that characteristic is applicable to this group. Estimates were given on a 9-point scale (from 1 - not at all suitable to 9 - very suitable). Of the six questions, two were related to prevailing in the Netherlands “positive” types that related to this group of people, the other two touched on “negative” stereotypes and two related to “neutral” characteristics that are not part of stereotypical ideas about to this group. For Muslims, as "positive stereotypes", diligence and law-abidingness were used, negative ones were aggressiveness and intolerance, neutral ones were impatience and intelligence (neutral characteristics were the same for all three groups). For the Dutch, positive stereotypes & nbs p; - tolerance and frankness, negative - stinginess and rudeness; for homosexuals, respectively, creativity and charm were contrasted with "strangeness" and femininity.

At the same time, a behavioral test was conducted, which the subjects were not aware of. The experimenters communicated with them near a row of six armchairs, five of them being free, and on one (extreme) sat a 20-year-old man - either white or << Afro-Dutch >>. The subject had to sit down to fill out a questionnaire, and the experimenters watched at what distance from the stranger he would sit down. << Decoy ducks >>, according to the results of preliminary tests, were evaluated by outside observers as equally sympathetic and attractive. The essence of the experiment was unknown to them.

The experiment was repeated a week later, when the cleaners stopped on strike and again cleaned up at the station.

The processing of the collected data showed that at a dirty station people more strongly supported stereotypical group assessments, and this is true for both positive and negative stereotypes. The most interesting thing is that at the dirty station the subjects (all of them, I recall, were white) sat farther from the black man than at the clean one. The disorder did not affect the distance from the white compatriot. These results are consistent with the original hypothesis that the disorder contributes to stereotypical estimates, but they can be interpreted differently. Perhaps it is not a matter of orderliness, but simply cleanliness. Lack of order and dirt are slightly different things. Theoretically, they can evoke different emotions and desires in people.

 

The second experiment was carried out in order to exclude the effect of dirt and leave only disorder. Held him on a city street. On the first day, in the place where the authors caught passers-by, they dug out several tiles from the sidewalk, installed a “abandoned” bicycle and an improperly parked car (two wheels on the sidewalk, windows open). On the other
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Наталья Владыкина

Понравилось следующим людям