Меня всегда очень удивляет разделение йоги практикующими преподавателями...

Меня всегда очень удивляет разделение йоги практикующими преподавателями на «иньскую» и «янскую»: первая - кагбэ - спокойная, мягкая и неторопливая, вторая - сильная и динамичная.

Странно потому что суть йогический практики - на мой взгляд - состоит в ведении постоянного диалога с собственным телом, а не ориентацией на абстрактно правильный стиль или скорость или глубину или количественные показатели. В начале практики двигаешь своё тело сюда, смотришь на ощущения во всех местах сразу, двигаешь туда - тоже смотришь. А потом медленно и постепенно строишь практику на основании своего состояния, ощущений, сил и возможностей. Они каждый день разные. Вся совокупность. Поэтому каждый день практика разная.

Да, несмотря на то, что я делаю Аштанга-Виньяса йогу, где последовательность асан одна и та же (пока ты не будешь делать их, как бох, после чего можно ознакомиться со второй последовательностью, тоже фиксированной????).
Дело в том, что проработка последовательности зависит от дыхания, свободного, глубокого, медленного и приятного, а возможность осуществлять такое дыхание зависит от текущих возможностей тела.
Но суть, в любом случае, в навыке внимательно наблюдать за телом, за умением «спросить», что ты можешь для него сделать и «услышать» его ответ.
Поэтому в один день это прыжки и пробросы, гипервентеляционная пранаяма и вся практика за полтора часа, а в другой - очень медленно, очень постепенно и аккуратно, с глубокими медленными входами, долгим удержанием, медитативной пранаямой и самомассажем в конце. 3.5 часа.????
Суть в том, что как бы бодр/болен/устал/грустен/счастлив или весел ты не был, в конце практики тебе становится лучше, легче, приятнее, и энергичнее, чем было. Это подъем сил, снятие болевого синдрома, бодрость, радость, ясность и хорошее настроение.
Если этого нет, болевой синдром усилился, сил нет, а связки в шоке, значит тебе провели не занятие йогой, а физкультуру. И не в лучшем ее виде.

Поэтому, в том числе, я за фиксированную последовательность, когда ты знаешь ее наизусть и можешь переключить внимание внутрь, а не таращиться на преподавателя, которому все надоело, и хочется по-новому, по-хитрому и с выподвыподвертом. Суть практики в эффекте и ощущениях, получаемых в результате, а не в навороченности асан, которая позволит погладить своё эго и сказать себе, что «ах, какой я молодец, всем бы такого».????
Улучшение физических показателей - неизбежное следствие практики, а не ее цель.

Ну, по результатам, медленную и мягкую vs сильную и жесткую практику, наверное, можно разделить на иньскую и янскую, но ЗАЧЕМ? Ведь выбор в нужную сторону совершило твоё текущее состояние, а не желание быть мягче, спокойнее и женственнее или наоборот сильнее, быстрее и выше.:)))

Всем добра и осознанной практики!:)

Такие дела.
I am always amazed by the division of yoga by practicing teachers into "yin" and "yang": the first is kagbe - calm, soft and unhurried, the second - strong and dynamic.

It is strange because the essence of yogic practice - in my opinion - is to conduct a constant dialogue with one's own body, and not to focus on an abstractly correct style or speed or depth or quantitative indicators. At the beginning of the practice, you move your body here, you look at the sensations in all places at once, you move there - you also look. And then slowly and gradually you build the practice on the basis of your condition, sensations, strengths and capabilities. They are different every day. The whole population. Therefore, every day the practice is different.

Yes, despite the fact that I do Ashtang-Vinyasa yoga, where the sequence of asanas is the same (until you do them as a boh, after which you can familiarize yourself with the second sequence, also fixed ????).
The fact is that the development of the sequence depends on breathing, free, deep, slow and pleasant, and the ability to carry out such breathing depends on the current capabilities of the body.
But the essence, in any case, is the ability to closely monitor the body, the ability to “ask” what you can do for him and “hear” his answer.
Therefore, on one day it is jumping and forwarding, hyperventilation pranayama and the whole practice in an hour and a half, and on the other - very slowly, very gradually and accurately, with deep slow entrances, long retention, meditative pranayama and self-massage at the end. 3.5 hours. ????
The bottom line is that no matter how vigorous / sick / tired / sad / happy or cheerful you were, at the end of the practice you feel better, easier, more pleasant, and more energetic than it was. This is an increase in strength, the removal of pain, cheerfulness, joy, clarity and good mood.
If this is not the case, the pain syndrome has intensified, there is no strength, and the ligaments are in shock, so you did not have yoga, but physical education. And not at its best.

Therefore, in particular, I am for a fixed sequence, when you know it by heart and can turn your attention inward, rather than stare at a teacher who is tired of everything, and wants to be re-created in a new, tricky and subtle way. The essence of practice is in the effect and sensations obtained as a result, and not in the heap of asanas, which will allow you to stroke your ego and tell yourself that “oh, how good I am, everyone would like that.” ????
Improving physical performance is an inevitable consequence of practice, not its goal.

Well, according to the results, slow and soft vs strong and hard practice can probably be divided into Yin and Yang, but WHY? After all, the choice in the right direction was made by your current state, and not the desire to be softer, calmer and more feminine or vice versa stronger, faster and higher. :)))

All good and informed practice! :)

So it goes.
У записи 2 лайков,
0 репостов,
189 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Анастасия Никифорова

Понравилось следующим людям