исповедь фотомизантропа 21 апреля 2013 г. в 3:03...

исповедь фотомизантропа
21 апреля 2013 г. в 3:03
Очень хочется рассказать, что такое «увлечение фотографией». Увлечение, ха. Увлекаются обычно легко и красиво, а в фотографии просто тонут, как в цистерне с цементом, или с чем еще похуже, необратимо и неромантично. Не все, конечно, но вот я, к примеру, и не только. Тонут - а как это еще назвать? Одержимость это, а не увлечение. Гнусная, разрушительная одержимость. Можно было бы, наверное, смириться с тем, что фотография, как стерва-жена, всегда хочет от тебя в два раза больше денег, чем ты способен заработать; можно смириться и с полной невозможностью объяснить окружающим необходимость этих затрат (три тыщи баксов за старый объектив? он хоть автофокусный? нет? без стабилизатора? у тебя крыша поехала!); и с тем, сколько времени эта самая фотография съедает - формула «время = деньги» тут не работает, ты ей скармливаешь деньги, а она оттяпывает еще и все твое время, и ей, стерве такой, наплевать - а когда, собственно, ты будешь зарабатывать деньги на ее же нужды... времени и душевных сил у тебя просто не остается ни на что другое, и когда-нибудь очнешься ты на обочине с двухнедельным пособием в кармане, какового пособия как раз хватит на гамбургер, пару пленок, и хорошую крепкую веревку. Да и эта беда - не беда, если вдуматься, хуже другое.

Хуже то, что эта стерва фотография становится между тобой и всем миром. Она крадет у тебя твоих старых друзей: вам не о чем говорить друг с другом, потому что они не понимают самых простых вещей. Твои недавние соратники по всяческим фотосайтам незаметно становятся чужими - то тебя бесит их тяга к сладенькому гламуру и шлюховатой попсовости, то, наоборот, их твоя - потому что все на свете относительно, и что для одного - суровый андеграунд, то для другого - махровый китч. А ведь попсовость - это всего лишь одна шкала из многих, наиболее простая и очевидная, и, по большому счету, ничего не значащая...

А сколько этих шкал на самом деле - не знаю, но много, и по мере погружения в тяжелый теплый цемент фотографии количество и сложность их возрастают, а количество тех, с кем тебе на самом деле по пути, - катастрофически уменьшается, и ты неизбежно замечаешь, что рядом с тобой - всего два-три человека, с которыми тебе интересно говорить, потому что им интересна та же фотография, что и тебе - но при этом один из них за океаном, второй в тысяче километров, а третьему вообще не до того - и у всех троих такой же мерзкий характер, как у тебя, и в довершение ко всему все трое на порядок более талантливы, чем ты... и ты еще десять раз подумаешь, прежде чем показывать им свои карточки - кому нравится молчание в ответ? а ведь как раз эти три человека могли бы понять и подсказать, и с ними было бы классно сходить на какую-нибудь хорошую выставку и обсудить увиденное...

Так и получается, что все мы, люди, одержимые каждый своей фотографией, болтаемся по соцсетям и мастерским, разговаривая о чем угодно, кроме того, что нас на самом деле волнует, чувствуя друг в друге родство - но не подходя близко, признавая друг за другом право на охраняемый кусок территории. Это не помогает преодолеть одиночество, но, по крайней мере, создает звериную иллюзию причастности к не очень дружелюбным, но все же сородичам... «Ну ты это... заходи, если что».

А ведь я еще про саму фотографию ничего не сказал... про то, как с годами растет понимание того, чего ты хочешь от своих снимков, и одновременно - осознание того, что именно этого тебе и не добиться... В общем, хочешь сделать друга счастливым - подари ему фотоаппарат.

Хотя, наверное, все совсем не так, а я просто занялся не своим делом. (с)
confession of the photomisanthropus
April 21, 2013 at 3:03
I'd like to tell you what a “passion for photography" is. Passion, ha. They usually get carried away easily and beautifully, and they simply drown in photography, as in a tank with cement, or with what is even worse, irreversibly and unromantic. Not all, of course, but here I am, for example, and not only. Drowning - what else can I call it? This obsession is not a hobby. The vile, destructive obsession. One could probably come to terms with the fact that photography, like a bitch-wife, always wants twice as much money from you than you can earn; you can put up with the complete impossibility to explain to others the need for these costs (three thousand bucks for an old lens? Is it at least autofocus? No? Without a stabilizer? Your roof went!); and with how much time this same photo eats up, the “time = money” formula doesn’t work here, you feed her money, and she chop off all your time, and she, such a bitch, doesn't give a damn - and when, in fact, you’ll to earn money for her own needs ... you simply have no time and mental energy left for anything else, and someday you will wake up on the sidelines with a two-week allowance in your pocket, which allowance is just enough for a hamburger, a couple of films, and a good one strong rope. And this trouble is not a problem, if you think about it, it’s worse than another.

The worst part is that this bitch photo becomes between you and the whole world. She steals your old friends from you: you have nothing to talk about with each other, because they do not understand the simplest things. Your recent comrades-in-arms on all kinds of photosites quietly become strangers - then you are enraged by their craving for sweet glamor and sloppy poppinism, then, on the contrary, yours is yours because everything is relative, and that for one is a harsh underground, for another it is terry kitsch . But poppinism is just one scale out of many, the simplest and most obvious, and, by and large, meaningless ...

And I don’t know how many of these scales actually are, but there are many, and as you immerse yourself in heavy warm cement, the number and complexity of the photograph increase, and the number of those with whom you really are on the way decreases dramatically, and you inevitably notice that next to you there are only two or three people with whom you are interested in talking, because they are interested in the same photograph as you - but one of them is overseas, the second is a thousand kilometers, and the third is not at all - and all three have the same vile character as yours, and to top it off giving all three order of magnitude more talented than you ... and you still think ten times before showing them their cards - who like the silence in return? and after all, just these three people could understand and suggest, and with them it would be cool to go to some good exhibition and discuss what they saw ...

And so it turns out that we all, people obsessed with each photo, hang out on social networks and workshops, talking about anything, except that we really care about, feeling kinship in each other - but not coming close, recognizing each other another right to a protected piece of territory. This does not help to overcome loneliness, but at least it creates an animalic illusion of involvement in not very friendly, but nevertheless relatives ... "Well, you ... come in, if that."

But I still haven’t said anything about the photo itself ... about how the understanding of what you want from your shots is growing over the years, and at the same time, the realization that this is exactly what you can’t achieve ... In general, you want make a friend happy - give him a camera.

Although, probably, everything is completely wrong, but I just went about my own business. (from)
У записи 2 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Нелля Борозна

Понравилось следующим людям