И снова о любимом. Вот уже год перевожу...

И снова о любимом. Вот уже год перевожу я книжку, про которую уже говорила: про танго. Дело идёт трудно, потому что, во-первых, я то ленюсь, то работаю, а во-вторых - чтобы хорошо перевести что-то, это надо хорошо чувствовать. А танцую я пока ещё очень так себе, усвоение нового в теле и уж тем более - его осознание - происходят неторопливо. Но вот одно из первых положений книги, о том, что главное в танго происходит не там, где ноги - и всё двигается, красиво взлетает и туда-сюда засовывается, а как раз наверху - там где руки, объятие - и ничего, казалось бы, не происходит. Вот там-то оно на самом деле и разворачивается, самое главное - ДРАМА. Поскольку танго - это всегда драма. Я имею ввиду сейчас музыку, поскольку в прошлом тематическом посте уже была обозначена концепция того, что танго, как танец - физическое выражение, воплощение в телах танцоров музыки. Так вот, драма может быть любовная, но не обязательно - бывает экзистенциальная, типа кто я, где я и куда иду в этом мире, бывает - грохнули кого-то коварные враги, или просто человек по родине заскучал. Но что-то такое внутри защемило - и получилась музыка со стихами. А у других тоже что-то аналогичное защемило - и они стали это слушать и танцевать, и так оно осталось в веках. Для справки - танго, хотя чаще всего и имеет известных авторов, искусство в том смысле народное, что "золотой фонд" сотни-другой популярных мелодий, по которые, в основном, и танцуют - выкристаллизовался за 50 - 70 лет с момента, когда они - и тысячи других - были написаны. То есть, что народ цепляло - то и осталось.
Вернёмся к драме. Книга упоминает, что в стародавние времена люди, впервые увидев, как танцуют аргентинцы, оставались под впечатлением, что "девушка будто в полусне", а "пара плывёт над полом". Как это достигается технически - как раз предмет разбора в книге, но вот визуальное впечатление, мне кажется, прекрасно демонстрирует нижеследующее видео. Где ноги, как ни странно, попадают в кадр совсем чуть-чуть, зато прекрасно видно, что происходит, собственно, в объятии. Ну и бонусом для тех, кто дочитал - в комментарии положу перевод текста. Потому что ещё один из загадочных для меня вопросов - как же большинство людей (а это ваше танго танцуют ведь во всём мире, от Владивостока до Дюссельдорфа - танцует, не понимая, про что они там поют?
And again about the beloved. For the past year, I have been translating a book about which I have already spoken: about tango. It’s going difficult, because, firstly, I’m either lazy or working, and secondly, in order to translate something well, you need to feel it well. And I still dance so-so-so, the assimilation of the new in the body, and even more so - its awareness - take place slowly. But here is one of the first provisions of the book, that the main thing in tango does not occur where the legs - and everything moves, takes off beautifully and sticks in and out, but right at the top - where there are arms, a hug - and nothing would seem , not happening. This is where it actually unfolds, the most important thing is DRAMA. Because tango is always a drama. I mean music now, because in the last thematic post the concept was already outlined that tango as a dance is a physical expression, the embodiment in the bodies of music dancers. So, the drama can be love, but not necessarily - it can existential, such as who I am, where I go and where I go in this world, it happens - insidious enemies banged someone, or just a person who was bored in the homeland. But something like this inside pinched - and it turned out music with verses. And others, too, had something similar pinched - and they began to listen and dance, and so it remained for centuries. For reference - tango, although it most often has well-known authors, art in the sense of the people, that the "golden fund" of hundreds or other popular tunes, on which they mostly dance, crystallized in 50 - 70 years from the moment they - and thousands of others - were written. That is, what the people clung to - that’s left.
Back to the drama. The book mentions that in ancient times people, when they first saw how Argentines dance, were left under the impression that “the girl is half asleep,” and “the couple is floating above the floor.” How this is achieved technically is just the subject of analysis in the book, but here the visual impression, it seems to me, is perfectly demonstrated by the following video. Where, oddly enough, the legs fall into the frame quite a bit, but it is clearly visible what is happening, in fact, in a hug. Well and a bonus for those who have read - in the comment I will put the translation of the text. Because one of the mysterious questions for me - how do most people (and this is your tango dance all over the world, from Vladivostok to Dusseldorf) dance, not understanding what they are singing about?
У записи 19 лайков,
1 репостов,
488 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александра Маяк

Понравилось следующим людям