Verba volant, scripta manent
Слова улетают, написанное остается
Данная статья является своеобразным ответом на многочисленные явные искажения, имеющие место вследствие тех или иных политических устремлений. Зачастую служа политике, наука и СМИ сознательно пытаются усыпить нашу бдительность и навязать нам, рядовым гражданам, ту «правду», которая выгодна определенному кругу людей, а не ту, которая основана на достоверных фактах и исторических источниках, поддающихся верификации.
Ярким примером служит позиция правящей верхушки Республики Азербайджан и той части интеллигенции, которая эту позицию поддерживает и развивает. Первостепенным для бакинских политтехнологов является вопрос о статусе Нагорного Карабаха (Арцаха). Азербайджанский истэблишмент, как известно, рассматривает Арцах в качестве неотъемлемой части Азербайджанской республики. Подкрепляется данная точка зрения «историческими фактами», высказываниями различных политиков и историков, а также обычной демагогией.
Главным подтверждением принадлежности Арцаха Азербайджану является идея об автохтонности азербайджанцев на данной территории. Азербайджан применяет принцип историзма. Практически весь арсенал доказательств своей антиармянской доктрины официальный Баку применил в ответном письме 13-летней девочке А. Авагимян из Степанакерта (столицы Нагорного Карабаха)1.
Поскольку официальная доктрина не может не зиждиться на научной основе, можно сделать вывод о применении методов дезинформации, искажения и подмены исторических фактов, поскольку ни одно утверждение из перечисленных ниже не соответствует ни общепринятой научной исторической практике, ни банальной обывательской логике.
В ответном письме армянской девочке от имени администрации президента АР находит место небольшой экскурс в историю региона. Безусловно, Азербайджану для сохранения за собой Карабаха ничего не остается, как создавать «свою» историю, соответствующую доктрине официального Баку. Г.А. Алиев, президент АР открыто об этом говорил. В одной из своих речей он подчеркнул: «…надо создавать такие произведения, чтобы они постоянно, в последовательной форме доказывали принадлежность Азербайджану земель, где ныне расположена Армения…»2
Что собственно и наглядно видно из письма3. Отмечу сразу, что независимо ни от чего сразу привлекает стремление азербайджанской стороны жить «в общем доме под названием Южный Кавказ». По сути, это заявление означает согласие с армянской стороной в вопросе экономической, политической, социальной интеграции Южного Кавказа. На мой взгляд, лишь экономическая интеграция4 государств Закавказья может принести мир, стабильность и стремительное развитие Азербайджану, Армении и Грузии.
Однако уже в следующем абзаце находим первое серьезное искажение. Там указывается, что город Степанакерт в действительности называется Ханкенди и что он был основан в XVIII в. азербайджанскими ханами. Действительно название Ханкенди город получил от тюркоязычных правителей Персидской провинции – Карабахского ханства (полиэтничного по своему составу). Однако, более пристально изучив историю этого города, мы увидим, что почти вся карабахская земля со II в. до н. э. вошла в состав Великой Армении, как провинция Арцах.
Античные источники констатируют, что во времена армянских царей Арташеса и Зареха (II в. до н.э.) и позднее – во времена Страбона (I в. до н.э.) население Армении было однородным по языку. Арцах был составной частью Армении, что подтверждается и другими древними авторами: «Великая Армения ограничивается с севера частью Колхиды, Иверией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир (в античных источниках – Кура)»5.
Византийский император Константин Порфирородный (913-959 гг.), направлял письмо на имя князя Хачена (одно из названий Арцаха, позже ставшее названием одного из княжеств-меликств Нагорного Карабаха), адресуют его «в Армению»6.
Побывавший в начале XV в. в Карабахе немец Иоганн Шильтбергер отмечал, что равнинный Карабах «лежит в Армении»7
Итак, обобщая вышеперечисленное, скажем: с начала II века до н. э. до 90-х гг. IV века н. э. территория современного Нагорного Карабаха находилась в границах армянского государства Великая Армения династии Арташесянов, затем Аршакянов. После падения Великой Армении Арцах отошел к вассальной от Персии Кавказской Албании. Кавказские албанцы же по этнолингвистической структуре классифицируется как часть Кавказской семьи языков, нахско-дагестанской группы. То есть ничего общего с тюркскими народами (в число которых входят также азербайджанцы) албанцы кавказские не имеют. Массовое заселение тюркских племен в регионе Южного Кавказа происходит начиная с XI в. н.э. и с этих времен идет тюркизация Албании, а также заселение Западной и Восточной Армении (в том числе Арцаха) тюркскими племенами.
Что же касается города Степанакерта, то согласно армянским источникам, с конца V в. на месте современного Степанакерта было известно армянское поселение Вараракн8, названное по протекающей через него реке и входившее в пределы армянонаселённой западной части Кавказской Албании, далее армянского княжества Хачен (до XVI в.) и армянского меликства Варанда (XVI—XVIII вв.), находившихся под сюзеренитетом сменявших друг друга в регионе государств: Арабского халифата, армянских Багратидов, тюркской Сельджукской империи, империи Тимуридов, тюркских государств Ак Коюнлу и Кара Коюнлу, тюркской династии шахов Ирана — Сефевидов… Лишь в 1847 году селение получило название Ханкенды9, что в переводе с азербайджанского означает «ханская деревня».
Лживым является также тезис о меньшинстве армянского населения на территории Нагорного Карабаха до переселения армян с подписанием Туркманчайского договора 1828 г. Действительно по инициативе и организации Л.Е. Лазарева за период с 26 февраля по 11 июня 1828 г. из Персидской «Аддербиджанской области» переселилось 8249 семейств10. В исторической науке общепринятым является число в 40 тыс. армян, переселенных из Азербайджана (персидского), и в целом из Персии в регион Южного Кавказа. Причем большинство из них были поселены в центре Восточной Армении – в Эриванском и Нахичеванском ханствах.
Это переселение происходило повторюсь в 1828 г. и позднее. По данным же на 1823 г., население нагорной части территории карабахской провинции, примерно соответствующей территории НКАО (Нагорно-карабахской автономной области), составляло всего лишь 36490 человек. Из этого числа армяне составляли 84,6%, или 30850 чел; татары – 14,7% или 5370 чел.11.
Самым же нелепым и смешным в ответном письме армянской девушке является тезис о памятнике, установленном в деревне Марага в 1978 г. Существование этого памятника азербайджанская сторона интерпретирует весьма извращенно. Дескать, отмечалось 150 лет переселения - стало быть, армяне не являются автохтонами ни на Карабахской, ни даже на территории, где сегодня расположена республика Армения.
Теперь же рассмотрим факты, используя исторический материал. Из всего числа переселенных на российский Южный Кавказ именно в Карабах в 1828 году было переселено 700 армянских семей. «Из 700 семей армянских переселенцев в Карабахе в 1828 г. 300 семей вернулось обратно, а значительная часть оставшихся погибла в результате эпидемии чумы»12. Поселены эти люди были в основном в низменной зоне Карабаха: «Кн. Абхазов… сих людей поселил на развалинах древнего столичного града Армении, известного по летописи под именем Барда»13). Отметим, что Барда, ныне одноименный райцентр Азербайджанской республики близ Нагорного Карабаха, называется древним столичным градом Армении.
Из упомянутых 40000 армян перешедших Аракс, только 3000 поселились в Зангезуре (совр. Сюникский район республики Армения) и около 1000 в Карабахе, основав деревню Марага14. Именно в честь 150-летия основания этого населенного пункта, а также в честь присоединения армян-христиан к христианской России в 1978 г. и был установлен памятник «Марага 150». В дальнейшем сколько-нибудь значительных переселений в Карабах не наблюдалось.
И еще один крайне важный момент: «…на протяжении всего XIX в. имел место куда более масштабный процесс переселения тюркских и курдских племен, представителей других мусульманских народностей из Персии.»15. Это же не интерпретируется армянской стороной как проникновение в XVIII и XIX вв. совершенно новых этносов на территорию южно-кавказского региона.
Армянская сторона не занимается дешевой лжеисторической антиазербайджанской пропагандой ни в науке, ни в СМИ. Общеизвестно, что Азербайджан – новое политическое образование, появившееся лишь в ХХ в., кроме того, нет в современной АР ни одного древнего крупного города, основанного азербайджанцами. Сегодня в Азербайджане 3 крупных города: Баку, Сумгаит, Гянджа, Нахичевань. Сумгаит отпадает изначально, поскольку был основан лишь в середине 40-х гг. ХХ в. Город Гяндж а имеет весьма интересную историю.
Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому расположению на Великом шёлковом пути. Послемонгольский историк Хамд-Аллах Моставфи свидетельствует, что арабский город Ганджа был основан в 659-60 гг. (то есть, во времена первых арабских нашествий на восточное Закавказье), но не приводит деталей. Согласно анонимной «Истории Дербента», Гянджа была основана в 859 году Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядом из рода Йазидидов Ширвана, управлявших Адурбадганом, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за обнаруженной там сокровищницы. Роль Мохаммада бен Халеда в качестве основателя (который, скорее, основал город на уже существующем населенном пункте) подтверждена армянским историком Мовсесом Дасхуранци, который пишет, что сын Хазра Патгоса построил Ганджак в округе Аршакашен в 295 (846—847 гг. н. э.) году согласно армянскому летоисчислению.
Происхождение исламского названия города связано с пехлевийским словом «гандз» («джанза» — у арабов, «гяндза» — у грузин, «гандз» — у армян), что обозначало «клад, сокровище», «место хранения урожая». Персидское название «Ганза» указывает на существов
Слова улетают, написанное остается
Данная статья является своеобразным ответом на многочисленные явные искажения, имеющие место вследствие тех или иных политических устремлений. Зачастую служа политике, наука и СМИ сознательно пытаются усыпить нашу бдительность и навязать нам, рядовым гражданам, ту «правду», которая выгодна определенному кругу людей, а не ту, которая основана на достоверных фактах и исторических источниках, поддающихся верификации.
Ярким примером служит позиция правящей верхушки Республики Азербайджан и той части интеллигенции, которая эту позицию поддерживает и развивает. Первостепенным для бакинских политтехнологов является вопрос о статусе Нагорного Карабаха (Арцаха). Азербайджанский истэблишмент, как известно, рассматривает Арцах в качестве неотъемлемой части Азербайджанской республики. Подкрепляется данная точка зрения «историческими фактами», высказываниями различных политиков и историков, а также обычной демагогией.
Главным подтверждением принадлежности Арцаха Азербайджану является идея об автохтонности азербайджанцев на данной территории. Азербайджан применяет принцип историзма. Практически весь арсенал доказательств своей антиармянской доктрины официальный Баку применил в ответном письме 13-летней девочке А. Авагимян из Степанакерта (столицы Нагорного Карабаха)1.
Поскольку официальная доктрина не может не зиждиться на научной основе, можно сделать вывод о применении методов дезинформации, искажения и подмены исторических фактов, поскольку ни одно утверждение из перечисленных ниже не соответствует ни общепринятой научной исторической практике, ни банальной обывательской логике.
В ответном письме армянской девочке от имени администрации президента АР находит место небольшой экскурс в историю региона. Безусловно, Азербайджану для сохранения за собой Карабаха ничего не остается, как создавать «свою» историю, соответствующую доктрине официального Баку. Г.А. Алиев, президент АР открыто об этом говорил. В одной из своих речей он подчеркнул: «…надо создавать такие произведения, чтобы они постоянно, в последовательной форме доказывали принадлежность Азербайджану земель, где ныне расположена Армения…»2
Что собственно и наглядно видно из письма3. Отмечу сразу, что независимо ни от чего сразу привлекает стремление азербайджанской стороны жить «в общем доме под названием Южный Кавказ». По сути, это заявление означает согласие с армянской стороной в вопросе экономической, политической, социальной интеграции Южного Кавказа. На мой взгляд, лишь экономическая интеграция4 государств Закавказья может принести мир, стабильность и стремительное развитие Азербайджану, Армении и Грузии.
Однако уже в следующем абзаце находим первое серьезное искажение. Там указывается, что город Степанакерт в действительности называется Ханкенди и что он был основан в XVIII в. азербайджанскими ханами. Действительно название Ханкенди город получил от тюркоязычных правителей Персидской провинции – Карабахского ханства (полиэтничного по своему составу). Однако, более пристально изучив историю этого города, мы увидим, что почти вся карабахская земля со II в. до н. э. вошла в состав Великой Армении, как провинция Арцах.
Античные источники констатируют, что во времена армянских царей Арташеса и Зареха (II в. до н.э.) и позднее – во времена Страбона (I в. до н.э.) население Армении было однородным по языку. Арцах был составной частью Армении, что подтверждается и другими древними авторами: «Великая Армения ограничивается с севера частью Колхиды, Иверией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир (в античных источниках – Кура)»5.
Византийский император Константин Порфирородный (913-959 гг.), направлял письмо на имя князя Хачена (одно из названий Арцаха, позже ставшее названием одного из княжеств-меликств Нагорного Карабаха), адресуют его «в Армению»6.
Побывавший в начале XV в. в Карабахе немец Иоганн Шильтбергер отмечал, что равнинный Карабах «лежит в Армении»7
Итак, обобщая вышеперечисленное, скажем: с начала II века до н. э. до 90-х гг. IV века н. э. территория современного Нагорного Карабаха находилась в границах армянского государства Великая Армения династии Арташесянов, затем Аршакянов. После падения Великой Армении Арцах отошел к вассальной от Персии Кавказской Албании. Кавказские албанцы же по этнолингвистической структуре классифицируется как часть Кавказской семьи языков, нахско-дагестанской группы. То есть ничего общего с тюркскими народами (в число которых входят также азербайджанцы) албанцы кавказские не имеют. Массовое заселение тюркских племен в регионе Южного Кавказа происходит начиная с XI в. н.э. и с этих времен идет тюркизация Албании, а также заселение Западной и Восточной Армении (в том числе Арцаха) тюркскими племенами.
Что же касается города Степанакерта, то согласно армянским источникам, с конца V в. на месте современного Степанакерта было известно армянское поселение Вараракн8, названное по протекающей через него реке и входившее в пределы армянонаселённой западной части Кавказской Албании, далее армянского княжества Хачен (до XVI в.) и армянского меликства Варанда (XVI—XVIII вв.), находившихся под сюзеренитетом сменявших друг друга в регионе государств: Арабского халифата, армянских Багратидов, тюркской Сельджукской империи, империи Тимуридов, тюркских государств Ак Коюнлу и Кара Коюнлу, тюркской династии шахов Ирана — Сефевидов… Лишь в 1847 году селение получило название Ханкенды9, что в переводе с азербайджанского означает «ханская деревня».
Лживым является также тезис о меньшинстве армянского населения на территории Нагорного Карабаха до переселения армян с подписанием Туркманчайского договора 1828 г. Действительно по инициативе и организации Л.Е. Лазарева за период с 26 февраля по 11 июня 1828 г. из Персидской «Аддербиджанской области» переселилось 8249 семейств10. В исторической науке общепринятым является число в 40 тыс. армян, переселенных из Азербайджана (персидского), и в целом из Персии в регион Южного Кавказа. Причем большинство из них были поселены в центре Восточной Армении – в Эриванском и Нахичеванском ханствах.
Это переселение происходило повторюсь в 1828 г. и позднее. По данным же на 1823 г., население нагорной части территории карабахской провинции, примерно соответствующей территории НКАО (Нагорно-карабахской автономной области), составляло всего лишь 36490 человек. Из этого числа армяне составляли 84,6%, или 30850 чел; татары – 14,7% или 5370 чел.11.
Самым же нелепым и смешным в ответном письме армянской девушке является тезис о памятнике, установленном в деревне Марага в 1978 г. Существование этого памятника азербайджанская сторона интерпретирует весьма извращенно. Дескать, отмечалось 150 лет переселения - стало быть, армяне не являются автохтонами ни на Карабахской, ни даже на территории, где сегодня расположена республика Армения.
Теперь же рассмотрим факты, используя исторический материал. Из всего числа переселенных на российский Южный Кавказ именно в Карабах в 1828 году было переселено 700 армянских семей. «Из 700 семей армянских переселенцев в Карабахе в 1828 г. 300 семей вернулось обратно, а значительная часть оставшихся погибла в результате эпидемии чумы»12. Поселены эти люди были в основном в низменной зоне Карабаха: «Кн. Абхазов… сих людей поселил на развалинах древнего столичного града Армении, известного по летописи под именем Барда»13). Отметим, что Барда, ныне одноименный райцентр Азербайджанской республики близ Нагорного Карабаха, называется древним столичным градом Армении.
Из упомянутых 40000 армян перешедших Аракс, только 3000 поселились в Зангезуре (совр. Сюникский район республики Армения) и около 1000 в Карабахе, основав деревню Марага14. Именно в честь 150-летия основания этого населенного пункта, а также в честь присоединения армян-христиан к христианской России в 1978 г. и был установлен памятник «Марага 150». В дальнейшем сколько-нибудь значительных переселений в Карабах не наблюдалось.
И еще один крайне важный момент: «…на протяжении всего XIX в. имел место куда более масштабный процесс переселения тюркских и курдских племен, представителей других мусульманских народностей из Персии.»15. Это же не интерпретируется армянской стороной как проникновение в XVIII и XIX вв. совершенно новых этносов на территорию южно-кавказского региона.
Армянская сторона не занимается дешевой лжеисторической антиазербайджанской пропагандой ни в науке, ни в СМИ. Общеизвестно, что Азербайджан – новое политическое образование, появившееся лишь в ХХ в., кроме того, нет в современной АР ни одного древнего крупного города, основанного азербайджанцами. Сегодня в Азербайджане 3 крупных города: Баку, Сумгаит, Гянджа, Нахичевань. Сумгаит отпадает изначально, поскольку был основан лишь в середине 40-х гг. ХХ в. Город Гяндж а имеет весьма интересную историю.
Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому расположению на Великом шёлковом пути. Послемонгольский историк Хамд-Аллах Моставфи свидетельствует, что арабский город Ганджа был основан в 659-60 гг. (то есть, во времена первых арабских нашествий на восточное Закавказье), но не приводит деталей. Согласно анонимной «Истории Дербента», Гянджа была основана в 859 году Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядом из рода Йазидидов Ширвана, управлявших Адурбадганом, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за обнаруженной там сокровищницы. Роль Мохаммада бен Халеда в качестве основателя (который, скорее, основал город на уже существующем населенном пункте) подтверждена армянским историком Мовсесом Дасхуранци, который пишет, что сын Хазра Патгоса построил Ганджак в округе Аршакашен в 295 (846—847 гг. н. э.) году согласно армянскому летоисчислению.
Происхождение исламского названия города связано с пехлевийским словом «гандз» («джанза» — у арабов, «гяндза» — у грузин, «гандз» — у армян), что обозначало «клад, сокровище», «место хранения урожая». Персидское название «Ганза» указывает на существов
Verba volant, scripta manent
Words fly away, written remains
This article is a kind of response to the many obvious distortions that occur as a result of certain political aspirations. Serving politics often, science and the media deliberately try to lull our vigilance and impose on us, ordinary citizens, the “truth” that is beneficial to a certain circle of people, and not that which is based on reliable facts and historical sources that can be verified.
A vivid example is the position of the ruling elite of the Republic of Azerbaijan and that part of the intelligentsia that supports and develops this position. The issue of the status of Nagorno-Karabakh (Artsakh) is paramount for Baku political technologists. The Azerbaijani establishment, as you know, considers Artsakh as an integral part of the Republic of Azerbaijan. This point of view is supported by “historical facts”, the statements of various politicians and historians, as well as ordinary demagogy.
The main confirmation of the belonging of Artsakh to Azerbaijan is the idea of the autochthonous nature of Azerbaijanis in this territory. Azerbaijan applies the principle of historicism. Official Baku used almost the entire arsenal of evidence of its anti-Armenian doctrine in a response letter to 13-year-old girl A. Avagimyan from Stepanakert (the capital of Nagorno-Karabakh) 1.
Since the official doctrine cannot but be based on a scientific basis, it can be concluded that the methods of misinformation, distortion and substitution of historical facts can be applied, since not one of the statements listed below corresponds to either generally accepted scientific historical practice or banal philistine logic.
In a response letter to the Armenian girl, on behalf of the presidential administration, a small excursion into the history of the region is found. Certainly, Azerbaijan has nothing left to save for itself Karabakh, but how to create “its” history, corresponding to the doctrine of official Baku. G.A. Aliyev, the president of Azerbaijan, spoke openly about this. In one of his speeches, he emphasized: “... it is necessary to create such works so that they constantly, in a consistent manner, prove that Azerbaijan belongs to the lands where Armenia is now located ...” 2
What actually and clearly is visible from the letter 3. I note right away that regardless of anything, the desire of the Azerbaijani side to live "in a common house called the South Caucasus" immediately attracts. In essence, this statement means agreement with the Armenian side on the issue of economic, political, social integration of the South Caucasus. In my opinion, only economic integration of the 4 countries of the Caucasus can bring peace, stability and rapid development to Azerbaijan, Armenia and Georgia.
However, already in the next paragraph we find the first serious distortion. It states that the city of Stepanakert is actually called Khankendi and that it was founded in the 18th century. Azerbaijani khans. Indeed, the city received the name Khankendi from the Turkic-speaking rulers of the Persian province - the Karabakh Khanate (multiethnic in composition). However, a closer look at the history of this city, we will see that almost all of the Karabakh land since the II century. BC e. became part of Greater Armenia, like the province of Artsakh.
Ancient sources state that at the time of the Armenian kings Artashes and Zarekh (II century BC) and later - at the time of Strabo (I century BC) the population of Armenia was uniform in language. Artsakh was an integral part of Armenia, which is also confirmed by other ancient authors: “Great Armenia is limited from the north to part of Colchis, Iveria and Albania along the above line passing through the river Kir (in ancient sources - Kura)” 5.
The Byzantine emperor Konstantin Porfirorodny (913-959), sent a letter to the name of Prince Khachen (one of the names of Artsakh, which later became the name of one of the principalities-meliks of Nagorno-Karabakh), address him "to Armenia" 6.
Visited the beginning of the XV century. in Karabakh, German Johann Schiltberger noted that plain Karabakh “lies in Armenia” 7
So, summarizing the above, let's say: from the beginning of the II century BC. e. until the 90s IV century AD e. The territory of modern Nagorno-Karabakh was located within the borders of the Armenian state Great Armenia of the Artashesyan dynasty, then Arshakyan. After the fall of Great Armenia, Artsakh moved to the vassal of Caucasian Albania from Persia. Caucasian Albanians are classified by ethnolinguistic structure as part of the Caucasian family of languages, the Nakh-Dagestan group. That is, the Albanians of the Caucasus have nothing to do with the Turkic peoples (which also include Azerbaijanis). Mass settlement of Turkic tribes in the region of the South Caucasus has been going on since the 11th century. AD and from these times there has been Turkization of Albania, as well as the settlement of Western and Eastern Armenia (including Artsakh) by Turkic tribes.
As for the city of Stepanakert, according to Armenian sources, from the end of the 5th century. on the site of modern Stepanakert, the Armenian settlement of Vararakn8 was known, named after the river flowing through it and included in
Words fly away, written remains
This article is a kind of response to the many obvious distortions that occur as a result of certain political aspirations. Serving politics often, science and the media deliberately try to lull our vigilance and impose on us, ordinary citizens, the “truth” that is beneficial to a certain circle of people, and not that which is based on reliable facts and historical sources that can be verified.
A vivid example is the position of the ruling elite of the Republic of Azerbaijan and that part of the intelligentsia that supports and develops this position. The issue of the status of Nagorno-Karabakh (Artsakh) is paramount for Baku political technologists. The Azerbaijani establishment, as you know, considers Artsakh as an integral part of the Republic of Azerbaijan. This point of view is supported by “historical facts”, the statements of various politicians and historians, as well as ordinary demagogy.
The main confirmation of the belonging of Artsakh to Azerbaijan is the idea of the autochthonous nature of Azerbaijanis in this territory. Azerbaijan applies the principle of historicism. Official Baku used almost the entire arsenal of evidence of its anti-Armenian doctrine in a response letter to 13-year-old girl A. Avagimyan from Stepanakert (the capital of Nagorno-Karabakh) 1.
Since the official doctrine cannot but be based on a scientific basis, it can be concluded that the methods of misinformation, distortion and substitution of historical facts can be applied, since not one of the statements listed below corresponds to either generally accepted scientific historical practice or banal philistine logic.
In a response letter to the Armenian girl, on behalf of the presidential administration, a small excursion into the history of the region is found. Certainly, Azerbaijan has nothing left to save for itself Karabakh, but how to create “its” history, corresponding to the doctrine of official Baku. G.A. Aliyev, the president of Azerbaijan, spoke openly about this. In one of his speeches, he emphasized: “... it is necessary to create such works so that they constantly, in a consistent manner, prove that Azerbaijan belongs to the lands where Armenia is now located ...” 2
What actually and clearly is visible from the letter 3. I note right away that regardless of anything, the desire of the Azerbaijani side to live "in a common house called the South Caucasus" immediately attracts. In essence, this statement means agreement with the Armenian side on the issue of economic, political, social integration of the South Caucasus. In my opinion, only economic integration of the 4 countries of the Caucasus can bring peace, stability and rapid development to Azerbaijan, Armenia and Georgia.
However, already in the next paragraph we find the first serious distortion. It states that the city of Stepanakert is actually called Khankendi and that it was founded in the 18th century. Azerbaijani khans. Indeed, the city received the name Khankendi from the Turkic-speaking rulers of the Persian province - the Karabakh Khanate (multiethnic in composition). However, a closer look at the history of this city, we will see that almost all of the Karabakh land since the II century. BC e. became part of Greater Armenia, like the province of Artsakh.
Ancient sources state that at the time of the Armenian kings Artashes and Zarekh (II century BC) and later - at the time of Strabo (I century BC) the population of Armenia was uniform in language. Artsakh was an integral part of Armenia, which is also confirmed by other ancient authors: “Great Armenia is limited from the north to part of Colchis, Iveria and Albania along the above line passing through the river Kir (in ancient sources - Kura)” 5.
The Byzantine emperor Konstantin Porfirorodny (913-959), sent a letter to the name of Prince Khachen (one of the names of Artsakh, which later became the name of one of the principalities-meliks of Nagorno-Karabakh), address him "to Armenia" 6.
Visited the beginning of the XV century. in Karabakh, German Johann Schiltberger noted that plain Karabakh “lies in Armenia” 7
So, summarizing the above, let's say: from the beginning of the II century BC. e. until the 90s IV century AD e. The territory of modern Nagorno-Karabakh was located within the borders of the Armenian state Great Armenia of the Artashesyan dynasty, then Arshakyan. After the fall of Great Armenia, Artsakh moved to the vassal of Caucasian Albania from Persia. Caucasian Albanians are classified by ethnolinguistic structure as part of the Caucasian family of languages, the Nakh-Dagestan group. That is, the Albanians of the Caucasus have nothing to do with the Turkic peoples (which also include Azerbaijanis). Mass settlement of Turkic tribes in the region of the South Caucasus has been going on since the 11th century. AD and from these times there has been Turkization of Albania, as well as the settlement of Western and Eastern Armenia (including Artsakh) by Turkic tribes.
As for the city of Stepanakert, according to Armenian sources, from the end of the 5th century. on the site of modern Stepanakert, the Armenian settlement of Vararakn8 was known, named after the river flowing through it and included in
У записи 1 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Тигран Манасян